СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложноподчиненный предложения с придаточными изъяснительными

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по русскому языку на тему "СПП с придаточными изъяснительными" предназначен для 9 класса. План - конспект помогает лучше и подробнее разобраться с новым материалом.

Просмотр содержимого документа
«Сложноподчиненный предложения с придаточными изъяснительными»

МБОУ Балдеевская средняя школа














План-конспект урока по теме:


«Сложноподчиненные предложения

с придаточными изъяснительными»






Урок подготовлен учителем

русского языка и литературы

Лекомцевой А. А.
















Балдейка


Тип урока: урок изучения нового материала


Цели урока:

1) знакомство с новым видом придаточных предложений – с придаточными изъяснительными;

2) определять место придаточных изъяснительных в сложноподчиненном предложении, средства их связи с главным;

3) научить составлять схемы предложений с целью правильной расстановки знаков препинания.


Задачи урока:

1) изучить теоретический блок по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными»;

2) уметь применить полученные знания на практике:

  • находить придаточные изъяснительные в составе сложноподчиненного предложения;

  • определять место придаточных изъяснительных по отношению к главному предложению; средства связи с главным предложением;

  • правильно расставлять знаки препинания в СПП с придаточными изъяснительными;

  • составлять схемы предложений с указанными придаточными;

различать придаточные определительные и изъяснительные с одинаковыми средствами связи.



Необходимое оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска.


План урока.

1. Организационный момент. Мотивация.


2. Повторение изученного материала.

  1. Работа по карточкам.

3. Изучение нового материала.

  1. Объяснение новой темы:

а) чтение параграфа 11;

б) анализ схем (упр. 107);

в) структурная схема предложений с придаточными изъяснительными.


4. Закрепление пройденного материала.

  1. Исследование СПП с придаточными изъяснительными.

  2. Цифровой диктант (Работа над различением придаточных определительных и изъяснительных с одинаковыми средствами связи).

  3. Работа по синтаксической синонимии (замена предложений с прямой речью СПП с придаточными изъяснительными).

  4. Редактирование предложений (развитие письменной речи учащихся).

5. Подведение итогов урока. Выставление оценок.


6. Домашнее задание.


ХОД УРОКА


1.Организационный момент. Мотивация.


2.Повторение изученного материала.

(Трое по карточкам на местах, один работает у доски).


      1. Индивидуальные задания (карточки):


Учитель. Сегодня мы продолжаем исследовать сложноподчиненное предложение. Но прежде, чем приступить к изучению нового материала, я предлагаю вам работу по карточкам.

Задание: подчеркните грамматические основы, обозначьте средства связи, расставьте недостающие знаки препинания. Составьте схемы предложений.

  1. Антон отчаянно заикался от чувства ответственности за решение того вопроса о котором я успел позабыть. (А. Алексин)

  2. В том краю где желтая крапива и сухой плетень

Приютились к вербам сиротливо избы деревень. (С. Есенин)

  1. За садом виднелась река откуда веяло влажной теплынью. (С. Степняк)

  2. Лакей проводил меня в очень красивую комнату которая была у инженера гостиной и в то же время рабочим кабинетом. (А. Чехов)

3.Изучение нового материала.

1.Определение целей и задач урока. На прошлых уроках мы познакомились с придаточными определительными. Сегодня нам предстоит изучить СПП с придаточными изъяснительными. Давайте попробуем сформулировать цели и задачи нашего занятия:

- познакомимся с новым видом придаточных предложений – с придаточными изъяснительными,

- проведем наблюдение над использованием подчинительных «скреп» в данных предложениях,

- продолжим работать над составлением схем СПП,

- продолжим работу по формированию правильной, грамотной устной речи.


2. Работа с учебником, чтение параграфа 11. Изучив параграф 11, составьте опорную схему «СПП с придаточным изъяснительным». При составлении схемы опирайтесь на следующие вопросы:

  • К чему относятся придаточные изъяснительные?

  • Какие части речи выступают в качестве контактного слова?

  • На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные?

  • С помощью чего присоединяются придаточные изъяснительные к главному предложению?


Презентация опорной схемы


В главном предложении могут быть глаголы речи (со значением речи): сказать, ответить, говорить, спросить, сообщить; глаголы мысли (со значением мысли): думать, увериться, предполагать, убедиться; глаголы чувства (со значением чувственного восприятия и проявления чувств): видеть, заметить, слышать, чувствовать, ощущать, радоваться, удивляться, гордиться.

Реже другие части речи:

  1. Прилагательные: рад, доволен, уверен, убежден;

  2. Наречия: известно, понятно, ясно, нужно, надо, необходимо, невозможно, желательно;

  3. Существительные: вопрос, мысль, известие, забота, знак, вера.

Анализ примеров.

Что волки жадны, всякий знает. Известно, что слоны в диковинку у нас. А жаль, что не знаком ты с нашим петухом. (И. А. Крылов)

Все придаточные здесь раскрывают смысл слов, которые требуют изъяснения (это глагол, прилагательное, наречие).


4. Первичное закрепление

  1. Запишите предложения. Выделите грамматические основы. Определите, на какой вопрос отвечает придаточное изъяснительное предложение и с помощью чего присоединяется к главному.

Образец:
[Арсеньева поразило ( что?)] , (насколько точно запомнил я путешествие двадцатилетней давности). [ ],(насколько ).

1.Эти люди знали ( ), как не любят Лермонтова при дворе.


2. Приятно было смотреть ( ), какие они загорелые, независимые.


3. Уверен ( ), что он справится с заданием.


4. Известно ( ) что слоны в диковинку у нас.


5. Сколько он так просидел трудно сказать ( ).


6. Боюсь предугадать ( ) какова будет его реакция и волнуюсь


7. Он поинтересовался ( ) крепка ли наша дружба.


5. Закрепление изученного материала.


1. Распределительный цифровой.

Цель: отработать навык различения придаточных определительных и изъяснительных с одинаковыми средствами связи.

Задание: прослушать предложения, определить тип придаточного и распределить номера предложений в 2 столбика: СПП с придаточным определительными, местоименно-определительными и СПП с придаточными изъяснительными.

  1. На обрыве, что возвышался сзади, в светлом небе, чернела одинокая скамья. (И. Бунин)

  2. Казалось, что город устал от зимы. (Д. Гранин)

  3. Невдалеке от домика, где жил писатель, рос огромный тополь.

  4. Нередко в вагоне происходят такие интересные разговоры, каких не услышишь даже в кругу друзей.

  5. По старым охотам знаю, какими прекрасными могут быть последние деньки осени. (М. Пришвин)

  6. В бурные осенние ночи, когда гиганты-тополи качались и гудели от налетавшего из-за прудов ветра, ужас разливался от старого замка. (В. Короленко)

  7. Узнайте, пожалуйста, когда прибывает поезд из Самары.

  8. Следователь догадался, где может скрываться преступник.

  9. Я уже знаю, кто будет сегодня петь.

  10. Кто сеет да веет, тот не обеднеет. (Пословица).


Вывод:

В СПП с придаточными определительными придаточное отвечает на вопрос какой?, выполняет функцию определения; в СПП с придаточными изъяснительными придаточное отвечает на падежный вопрос и относится к словам со значением речи, мысли, чувства.


Ключ

I столбик: № 1, 3, 4, 6, 10.

II столбик: № 2, 5, 7, 8, 9.

2. Тренировочные упражнения: 109, 110.

3. Запишите текст. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания (работа с интерактивной доской).


1. Вскоре после создания памятника Пушкину А.М. Опекушин пр..ступает к другой крупной работе к памятнику Лермонтову. 2. Реше..но было что он будет стоять в Пятигорске. 3.Это поставило перед в..ятелем сл..жнейшую задачу соч..тания скульптуры с окружающей природой Кавказа. 4. Мастер стремился к тому что (бы) пейзаж.. был не только дек..рацией но и дополнял характеристику скульптурного облика.

4. Расставьте знаки препинания, затем преобразуйте данные высказывания в СПП с придаточными изъяснительными (дополнительное задание).

Цель задания: вспомнить расстановку знаков препинания в предложениях с прямой речью, развивать навык замены предложений с прямой речью предложениями с косвенной речью (СПП с придаточными изъяснительными):


  1. Аристотель писал Ясность главное достоинство речи.

(Аристотель писал, что ясность – главное достоинство речи)


  1. Чехов настаивал Язык должен быть прост и изящен.

(Чехов настаивал на том, что язык должен быть прост и изящен)


  1. Во все времена богатство языка и ораторское искусство шли рядом утверждал А.П. Чехов.

(А.П. Чехов утверждал, что богатство языка и ораторское искусство во все времена шли рядом).


5. Подведение итогов урока (о чем узнали на уроке?). Выставление оценок.

6. Задание на дом: параграф 11, упр. 111.


Учебная и дополнительная литература, использованная при подготовке к уроку:

  1. Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. Ч. Чешко – 29-е изд. – М.: Просвещение, 2007. -205 с.

  2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. Для учителя.- М.: просвещение, 1999,

  3. Богданова Г.А. Русский язык: Рабочая тетрадь для 9 класса. В 3-х ч. Ч. II. – М.: Издательский Дом «ГЕНЖЕР», 2008.

  4. Драбкина С.В., Субботин Д.И. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2012. Успешная подготовка. Разбор заданий. Алгоритмы. Тесты. Учебное пособие. – Москва: Интеллект-Центр, 2012.

Нормы русского литературного языка: практ.





10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!