СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. Знаки  препинания в сложноподчиненных предложениях  с придаточными изъяснительными

Цели урока: 1) закрепить знания о СПП, формировать умение расставлять знаки препинания в СПП с придаточными изъяснительными.

2) продолжать развитие речи учащихся, навыков грамотного письма.

3) воспитывать нравственные качества.

Тип урока: комбинированный.

 Оборудование: презентация, учебник, карточки с заданиями, раздаточный материал.

 

Ход урока

  1. Оргмомент.

Прошу всех занять свои рабочие места. С вашего позволения я начинаю урок.

II.       Объявление темы урока, определение пели урока.

Эпиграфом к нашему уроку будут слова Эдмонда Аветяна «Человек не создаёт язык, но открывает его, как открывают материк» Слайд1. Возможно, кто - то сегодня по окончании урока откроет что - то новое, а кто-то увидит это новое в извест­ном и казалось бы очень знакомом. Итак, друзья, вперёд!

Тема нашего урока: «Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснитель­ными» Слайд 2. Давайте определим цель урока? (Закрепить умение расставлять знаки препинания в СПП с придаточными изъяснительными.)

  1. Синтаксическая пятиминутка. 
  1. Работа у доски. Редактирование Слайд 3

Нежный аромат, исходивший, от букета фиалок, наполнял комнату, которая, находилась в дальнем углу дома.

Словарная работа.

Как вы понимаете значение слова аромат? Подберите однокоренные слова. Работа со словарём (1 чел.) и 1 чел. у доски. Слайд 4 и Слайд5.

Нарисуйте схему. [...сущ.], (которого...).

Правильный вариант Слайд 6.

  1. Выполнение задания по подготовке к ГИА.

Расставлять знаки препинания – это талант, который, я уверена вы продемонстрируете в следующем задании.

Задание из тестов по подготовке к ГИА.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

1)Это мгновение (1) в течение (2) которого (3) Ваня рассматривал паренька (4) решило дело в его пользу.

2)И долго буду(1) тем любезен я народу(2) что чувства(З) добрые(4) я лирой пробуждал.

3)В каждом селе(1) где я ни побывал в последние годы(2) много новых до­мов.

4)Хорошо известно(1) что все тела(2) при(З) нагревании(4) расширяются.

(Ответ: 3) Кто первый правильно ответит, получит оценку «5».

3.   Синтаксическая эстафета.

Сейчас команда получит задание. Работу вы выполняете в парах. Выполнив задание, передаете следующей паре. За правильно выполненное задание вы получаете 1 балл, та команда, которая выполнит работу первая и без ошибок получит в зачет дополнительный балл.

Вам нужно расставить знаки препинания, определить вид придаточного.

  1. Мы не хотим чтоб кровью и огнём залить весь мир война опять сумела.
  2. Я думал о том что случилось.
  3. Мы давно знали откуда появились эти слухи.
  4. Уля не сразу сообразила что произошло.
  5. Он долго смотрел в ту сторону куда ушёл пароход.

Какие виды предложений преобладают? Давайте вспомним СПП с придаточными изъяснительными.

  1. Работа по теме.
  1. Работа с учебником. Откройте учебник на стр.66. Найдите в параграфе правило, которое мы еще не изучали, прочитайте.

Просмотр содержимого документа
«конспект»

Учитель Тетерядченко Н.Ю.

9-А класс русский язык

Тема. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными

Цели урока: 1) закрепить знания о СПП, формировать умение расставлять знаки препинания в СПП с придаточными изъяснительными.

2) продолжать развитие речи учащихся, навыков грамотного письма.

3) воспитывать нравственные качества.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: презентация, учебник, карточки с заданиями, раздаточный материал.


Ход урока

  1. Оргмомент.

Прошу всех занять свои рабочие места. С вашего позволения я начинаю урок.

II. Объявление темы урока, определение пели урока.

Эпиграфом к нашему уроку будут слова Эдмонда Аветяна «Человек не создаёт язык, но открывает его, как открывают материк» Слайд1. Возможно, кто - то сегодня по окончании урока откроет что - то новое, а кто-то увидит это новое в извест­ном и казалось бы очень знакомом. Итак, друзья, вперёд!

Тема нашего урока: «Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснитель­ными» Слайд 2. Давайте определим цель урока? (Закрепить умение расставлять знаки препинания в СПП с придаточными изъяснительными.)

  1. Синтаксическая пятиминутка.

  1. Работа у доски. Редактирование Слайд 3

Нежный аромат, исходивший, от букета фиалок, наполнял комнату, которая, находилась в дальнем углу дома.

Словарная работа.

Как вы понимаете значение слова аромат? Подберите однокоренные слова. Работа со словарём (1 чел.) и 1 чел. у доски. Слайд 4 и Слайд5.

Нарисуйте схему. [...сущ.], (которого...).

Правильный вариант Слайд 6.

  1. Выполнение задания по подготовке к ГИА.

Расставлять знаки препинания – это талант, который, я уверена вы продемонстрируете в следующем задании.

Задание из тестов по подготовке к ГИА.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

1)Это мгновение (1) в течение (2) которого (3) Ваня рассматривал паренька (4) решило дело в его пользу.

2)И долго буду(1) тем любезен я народу(2) что чувства(З) добрые(4) я лирой пробуждал.

3)В каждом селе(1) где я ни побывал в последние годы(2) много новых до­мов.

4)Хорошо известно(1) что все тела(2) при(З) нагревании(4) расширяются.

(Ответ: 3) Кто первый правильно ответит, получит оценку «5».

3. Синтаксическая эстафета.

Сейчас команда получит задание. Работу вы выполняете в парах. Выполнив задание, передаете следующей паре. За правильно выполненное задание вы получаете 1 балл, та команда, которая выполнит работу первая и без ошибок получит в зачет дополнительный балл.

Вам нужно расставить знаки препинания, определить вид придаточного.

  1. Мы не хотим чтоб кровью и огнём залить весь мир война опять сумела.

  2. Я думал о том что случилось.

  3. Мы давно знали откуда появились эти слухи.

  4. Уля не сразу сообразила что произошло.

  5. Он долго смотрел в ту сторону куда ушёл пароход.

Какие виды предложений преобладают? Давайте вспомним СПП с придаточными изъяснительными.

  1. Работа по теме.

  1. Работа с учебником. Откройте учебник на стр.66. Найдите в параграфе правило, которое мы еще не изучали, прочитайте.


  1. Выполнение упр. 101. У доски 4 человека.

  1. Физкультминутка.

  2. Комплексный анализ текста.

    • Ребята, скоро придет замечательный праздник – Новый год. В домах будут стоять ели и сосны, украшенные разноцветными гирляндами и сверкающими игрушками, чтобы радовать людей.

    • Сейчас вы прочитаете рассказ. Когда-то мы уже работали с этим текстом. Подумайте и ответьте, какие чувства он у вас вызывает.


Голубая ель

Мне рассказали недавно историю о елке, посаженной в одном московском дворе. Это была голубая серебристая ель. Голубое дерево из сказки.

Дерево принялось. На ветках появились свежие, пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью всего дома, его украшени­ем. Все видели, что она пышно разрослась. И вечером, если вы проходили мимо, вас касался задумчивый и щекотливый запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты.

И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что елку кто-то срубил. Срубил, но не у корня, а забрал пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил голову палач. Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам,- смотрели с болью, содроганием, гневом...

На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку. Табличка была сделана добротно, старательно, на ней было написано крупными буквами: «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту елку».

Ель засохла и умерла, а табличка на мертвом дереве укреплена до сих пор.

Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. И хочется верить, что каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном.

(По Т.ТЕСС).

  • Определите тему и основную мысль.

  • Запишите основную мысль текста СПП с придаточным изъяснительным.

  • Какой художественный прием использует автор, для раскрытия основной мысли рассказа? Докажите. Слайд 8

  • Выпишите из текста все имеющиеся СПП с придаточными изъяснительными. Составьте схемы. (1 вариант – сильные ученики)

  • Сколько предложений выписали. Проверьте себя. Слайд 9

  • Преобразуйте предложение с прямой речью в СПП с придаточным изъяснительным. (2 вариант – ученики со слабыми знаниями). Слайд 10

VI.Итог урока.

Наш урок подошёл к концу. Давайте подведём итог. А для этого вновь вернёмся к эпиграфу. Чему вы сегодня научились на уроке?

VII. Домашнее задание.

п. 15, упр.104 (переписать, расставить знаки препин., определить вид прид. части) – 1 гр.,

упр.103 (написать мини-сочинение, используя СПП с придаточными изъяснительными) – 2 гр.

Просмотр содержимого документа
«раздаточный материал»


Голубая ель

Мне рассказали недавно историю о елке, посаженной в одном московском дворе. Это была голубая серебристая ель. Голубое дерево из сказки.

Дерево принялось. На ветках появились свежие, пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью всего дома, его украшени­ем. Все видели, что она пышно разрослась. И вечером, если вы проходили мимо, вас касался задумчивый и щекотливый запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты.

И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что елку кто-то срубил. Срубил, но не у корня, а забрал пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил голову палач. Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам,- смотрели с болью, содроганием, гневом...

На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку. Табличка была сделана добротно, старательно, на ней было написано крупными буквами: «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту елку».

Ель засохла и умерла, а табличка на мертвом дереве укреплена до сих пор.

Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. И хочется верить, что каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном.

(По Т.ТЕСС).

  • Определите тему и основную мысль.

  • Запишите основную мысль текста СПП с придаточным изъяснительным.

  • Какой художественный прием использует автор, для раскрытия основной мысли рассказа? Докажите.

  • Выпишите из текста все имеющиеся СПП с придаточными изъяснительными. Составьте схемы.

  • Сколько предложений выписали. Проверьте себя.

  • Преобразуйте предложение с прямой речью в СПП с придаточным изъяснительным.



Голубая ель

Мне рассказали недавно историю о елке, посаженной в одном московском дворе. Это была голубая серебристая ель. Голубое дерево из сказки.

Дерево принялось. На ветках появились свежие, пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью всего дома, его украшени­ем. Все видели, что она пышно разрослась. И вечером, если вы проходили мимо, вас касался задумчивый и щекотливый запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты.

И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что елку кто-то срубил. Срубил, но не у корня, а забрал пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил голову палач. Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам,- смотрели с болью, содроганием, гневом...

На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку. Табличка была сделана добротно, старательно, на ней было написано крупными буквами: «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту елку».

Ель засохла и умерла, а табличка на мертвом дереве укреплена до сих пор.

Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. И хочется верить, что каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном.

(По Т.ТЕСС).

  • Определите тему и основную мысль.

  • Запишите основную мысль текста СПП с придаточным изъяснительным.

  • Какой художественный прием использует автор, для раскрытия основной мысли рассказа? Докажите.

  • Выпишите из текста все имеющиеся СПП с придаточными изъяснительными. Составьте схемы.

  • Сколько предложений выписали. Проверьте себя.

  • Преобразуйте предложение с прямой речью в СПП с придаточным изъяснительным.

Просмотр содержимого документа
«соревнование»

Вам нужно расставить знаки препинания, определить вид придаточной части.

  1. Мы не хотим чтоб кровью и огнём залить весь мир война опять сумела.

  2. Я думал о том что случилось.

  3. Мы давно знали откуда появились эти слухи.

  4. Уля не сразу сообразила что произошло.

  5. Он долго смотрел в ту сторону куда ушёл пароход.



Вам нужно расставить знаки препинания, определить вид придаточной части.

  1. Мы не хотим чтоб кровью и огнём залить весь мир война опять сумела.

  2. Я думал о том что случилось.

  3. Мы давно знали откуда появились эти слухи.

  4. Уля не сразу сообразила что произошло.

  5. Он долго смотрел в ту сторону куда ушёл пароход.



Вам нужно расставить знаки препинания, определить вид придаточной части.

  1. Мы не хотим чтоб кровью и огнём залить весь мир война опять сумела.

  2. Я думал о том что случилось.

  3. Мы давно знали откуда появились эти слухи.

  4. Уля не сразу сообразила что произошло.

  5. Он долго смотрел в ту сторону куда ушёл пароход.



Просмотр содержимого презентации
«Презентация Microsoft Office PowerPoint»

«Человек не создаёт язык, но открывает его, как открывают материк». Эдмонд Аветян

«Человек не создаёт язык, но открывает его, как открывают материк».

Эдмонд Аветян

Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными

Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными

Нежный аромат, исходивший, от букета фиалок, наполнял комнату, которая, находилась в дальнем углу дома.

Нежный аромат, исходивший, от букета фиалок, наполнял комнату, которая, находилась в дальнем углу дома.

Большой толковый словарь  АРОМАТ,  -а;  м.  [от греч. arōmatós -душистое вещество].  1. Приятный запах, благоухание.  А. духов.   Источать тонкий а. Повеяло ароматами весны.   2.   только мн.:  ароматы,-ов.  Устар.    Душистые вещества, пряности.  Сухие ароматы. Не жалей ни вин моих, ни ароматов  (А.С.Пушкин).  3.   чего.   высок. Едва уловимый, но характерный отличительный признак чего-л.  А. юности.

Большой толковый словарь

АРОМАТ,  -а;  м.  [от греч. arōmatós -душистое вещество]. 

1. Приятный запах, благоухание.  А. духов.   Источать тонкий а. Повеяло ароматами весны.  

2.   только мн.:  ароматы,-ов.  Устар.  

Душистые вещества, пряности.  Сухие ароматы. Не жалей ни вин моих, ни ароматов  (А.С.Пушкин). 

3.   чего.   высок. Едва уловимый, но характерный отличительный признак чего-л.  А. юности.

Аромат  (корень  слова  - все  слово  

Аромат  (корень  слова  - все  слово  "- аромат -") -  однокоренные   слова : ароматный, ароматический, ароматизация, ароматизировать, ароматообразующий, ароматизирующийся, ароматизированный, ароматнейший, ароматнее, ароматичный. 

Нежный аромат, исходивший от букета фиалок, наполнял комнату, которая находилась в дальнем углу дома.  [...сущ.], (которого...).

Нежный аромат, исходивший от букета фиалок, наполнял комнату, которая находилась в дальнем углу дома.

[...сущ.], (которого...).

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

  • 1)Это мгновение (1) в течение (2) которого (3) Ваня рассматривал паренька (4) решило дело в его пользу.
  • 2)И долго буду(1) тем любезен я народу(2) что чувства(З) добрые(4) я лирой пробуждал.
  • 3)В каждом селе(1) где я ни побывал в последние годы(2) много новых домов.
  • 4)Хорошо известно(1) что все тела(2) при(З) нагревании(4) расширяются.
Тема - отношение человека к природе  Основная мысль : автор полагает, что человек должен беречь природу, а не губить ее.  Художественный прием – оксюморон ( памятник подлецу )

Тема - отношение человека к природе

Основная мысль : автор полагает, что человек должен беречь природу, а не губить ее.

Художественный прием – оксюморон ( памятник подлецу )

1)Все видели, что она пышно разрослась.  х Что?  [ гл.], ﴾ что ﴿ 2)И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что елку кто-то срубил.  х  Что?  [гл.], ﴾ что ﴿ 3) И хочется верить, что каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном.  х Во что?  [гл.], ﴾ что ﴿

1)Все видели, что она пышно разрослась.

х Что?

[ гл.], ﴾ что ﴿

2)И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что елку кто-то срубил.

х Что?

[гл.], ﴾ что ﴿

3) И хочется верить, что каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном.

х Во что?

[гл.], ﴾ что ﴿

Табличка была сделана добротно, старательно, на ней было написано крупными буквами: «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту елку».  Табличка была сделана добротно,(1) старательно,(2) на ней было написано крупными буквами,(3) что это памятник подлецу,(4) который под Новый год срубил эту елку.

Табличка была сделана добротно, старательно, на ней было написано крупными буквами: «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту елку».

Табличка была сделана добротно,(1) старательно,(2) на ней было написано крупными буквами,(3) что это памятник подлецу,(4) который под Новый год срубил эту елку.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!