Предназначена для урока русского языка в 9 классе по теме "Сложноподчинённые предложения с придаточными цели, причины, условия, уступки, следствия". Содержит наглядный и практический материал для работы в классе.
Просмотр содержимого документа
«Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия.»
1. Милосердие начнёт согревать наши души, если каждый сделает хоть чуть-чуть, потратит минуту драгоценного времени, приложит хоть немного тепла.
2. Если команда нашей школы выиграет завтрашний матч, то она выйдет в финал.
3. Я опоздал на концерт, потому что автобус сломался.
4. Звонок прозвенел, так что нужно начинать урок.
Сложноподчинённые предложения
с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия
- Значение придаточного предложения.
- На какие вопросы отвечает придаточное предложение.
- С помощью чего присоединяется к главному предложению.
Спишите, вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания, определите вид придаточного предложения.
- Всякий труд важен ибо обл…гораживает человека.
- Снег всё ст…новился белее ярче так что л…мило глаза.
- Ехать по дороге было бы совсем невозможно если бы не женщины-крестьянки быстро оруду…щие лопатами.
- Андерсен всю свою жизнь умел радоват(?)ся хотя детство его (не)давало для этого никаких оснований.
- Надо всегда поступать чес(?)но чтобы ни перед кем (не)было стыдно.
Подберите к главным предложениям из левого столбца соответствующие придаточные предложения из правого столбца, определите их вид. Ответ запишите в виде сочетания цифры и буквы.
1. Мама закрыла шторы
А. нужно не только любить, но и быть любимым.
2. Первыми тронулись на юг болотные птицы
Б. так как было душно.
3. Для того чтобы быть счастливым
В. потому что свет мешал малышу спать.
4. Я плохо спал этой ночью
Г. так как болота начали замерзать.
5. Если бы на отмели был песок
Д. чтоб мыслить и страдать.
6. Я жить хочу
Е. то можно было бы увидеть следы животного.
Домашнее задание: п. 26, упр. 146 индив., 149 индив.
Упр. 151 устно.