СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проводится до итогового собеседования, поэтому предусмотрены задания для подготовки к монологическому высказыванию. в урок также включены некоторые задания для подготовки к ОГЭ по русскому языку. 

Просмотр содержимого документа
«Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия.»

Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия.

Цели:

- уяснить, что сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия имеют общее значение обусловленности;

- познакомить учащихся с признаками придаточных причины, условия, уступки, цели, следствия;

- научить распознавать значение указанных придаточных, ставить к ним вопросы, уточнять средства связи придаточного с главным, место придаточного по отношению к главному, определять изученные виды придаточных, отличать данные виды придаточных от других видов, правильно ставить знаки препинания между частями сложноподчиненных предложений с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия.

Ход урока:

I. Оргмомент.

II. Повторение.

1. у доски 2 человека (инд.)

Задание: Заменить словосочетания, построенные на основе управления, синонимичными словосочетаниями со связью согласование и наоборот

1.

  1. каша из гречки –

2. дом из кирпича –

3. кусты сирени – 
4. совет отца – 
5. бессонная ночь – 
6. полковое знамя – 
7. шестилетний ребёнок –

2.

1. человек без совести - 
2. вопрос по литературе –

3. ком снега – 
4. судьба матери – 
5. приморский парк -

6. солнечная энергия –

7. голубоглазая девочка –

2. Индивид. Работа по карточкам: (3 человека)



1.карточка.

Отметьте номера предложений с придаточным изъяснительным.

1. Кругом было так темно, что в двух шагах нельзя было рассмотреть человека.

2. Было решено, что завтра мы с Дерсу пойдём пешком.

3. Но вот опять к тому месту, где стреляли, стал стекаться народ.

4. Никто не знал, откуда у этого ворчливого старика брались ласковые слова.

5. Имейте в виду, что писатель должен отлично знать действительность.

Ответ: 2,4, 5


2 карточка. Отметьте номера предложений с придаточными обстоятельственными.

1. А когда он поселился в подмосковной усадьбе, его дом стал похож на гостиницу.

2. Всякого он звал к себе так, словно тот ему был до смерти нужен.

3. Не верится, что эти толпы людей, кишащие в чеховских книгах, созданы одним человеком.

4. И было неизвестно, куда адресовать письмо.

5. Он успел перевидаться со всеми приглашёнными, так что это не было их первой встречей.

Ответ: 1,2, 5


3 карточка.

Отметьте номера СПП с придаточным определительным.

1. Метели, что ломятся в двери, с дороги меня не собьют.

2. Чтоб чем-нибудь играть от скуки, копьё стальное взял он в руки.

3. Я рожден, чтоб целый мир был зритель торжества или гибели моей.

4. Детство - это путешествие, которое никому не удалось совершить дважды.

5. И Таня видит дом пустой, где жил недавно наш герой.

Ответы: 1, 4, 5



3. Работа с классом:

1. Составить текст по картине (10 предложений) (подготовка к итоговому собеседованию)

2. Милосердие начнёт согревать наши души, если каждый сделает хоть чуть-чуть, потратит минуту драгоценного времени, приложит хоть немного тепла. (слайд № 1)

Задания (подготовка к ОГЭ)

- Определить, сколько грамматических основ в записанном предложении (2)

- Обозначить грамматические основы (1) милосердие начнёт согревать; 2) каждый сделает, потратит, приложит)

- Составить схему предложения [ ], (если … о, о, о ).

- Выписать словосочетание, связанное по способу «согласование», «управление», «примыкание» (например, наши души, потратит минуту, начнёт согревать)

Беседа по пройденному материалу (задать вопросы тем, кто работал по карточкам)

Тест (5 мин.)

III. Новый материал.

- Определите вид придаточного предложения в СПП. (прид.услов.)

Сообщение темы урока.

Обусловленность - это в широком понимании зависимость между действиями, явлениями и ситуациями.

Работа с таблицей (Стр. 85)

Теория по учебнику (по вариантам): п. 26

1 вариант придаточные причины,

2 – придаточные следствия,

3 - придаточные условия,

4 - уступительные придаточные,

5 - придаточные цели

Работа по теме урока:

1. Спишите, вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания, определите вид придаточного предложения.

  1. Всякий труд важен ибо обл..гораживает человека. (причины)

  2. Снег всё становился белее ярче так что ломило глаза. (следствия)

  3. Ехать по дороге было бы совсем невозможно если бы не женщины-крестьянки быстро орудующие лопатами. (условия)

  4. Андерсен всю свою жизнь умел радоваться хотя детство его не давало для этого никаких оснований. (уступки)

  5. Надо всегда поступать честно чтобы ни перед кем не было стыдно. (цели)

2. Подберите к главным предложениям из левого столбца соответствующие придаточные предложения из правого столбца, определите их вид. Ответ запишите в виде сочетания цифры и буквы.



  1. Мама закрыла шторы

А. нужно не только любить, но и быть любимым.

2. Первыми тронулись на юг болотные птицы

Б. так как было душно.

3. Для того чтобы быть счастливым

В. потому что свет мешал малышу спать.

4. Я плохо спал этой ночью

Г. так как болота начали замерзать.

5. Если бы на отмели был песок

Д. чтоб мыслить и страдать.

6. Я жить хочу

Е. то можно было бы увидеть следы животного.

1В (причины), 2Г (следствия), 3А (цели), 4Б (причины), 5Е (условия),

6Д (цели)

3. Упр. 136, 138

Вывод:

Домашнее задание: п. 26, упр. 146 индив., 149 индив.

Упр. 151 устно.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!