СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными образа действия и степени .

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан по технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Сопутствующая тема – поэзия народного поэта Якутии С. П. Данилова.

Просмотр содержимого документа
«Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными образа действия и степени .»

Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени Урок русского языка в 9 классе

Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени

Урок русского языка в 9 классе

Придаточные образа действия, меры и степени Значение  Образ, способ действия; степень действия, признака Как? Каким образом? В какой мере? До какой степени? Вопросы  Союзы:  что, чтобы, как, будто, как будто, словно Указательные слова Насколько?  Такой, настолько, столько, так Средства связи  Союзные слова:  как, насколько

Придаточные образа действия, меры и степени

Значение

Образ, способ действия; степень действия, признака

Как? Каким образом? В какой мере? До какой степени?

Вопросы

Союзы:  что, чтобы, как, будто, как будто, словно

Указательные слова

Насколько?

Такой, настолько, столько, так

Средства связи

Союзные слова:  как, насколько

Идти чуть свет лыжнёй обледенелой И стряхивать с ветвей зимы росу. И снег такой везде мерцает белый, Как может только в тёмном быть лесу. И понимать: Морозный будет день – Дым высоко восходит над избушкой, И белый в желтых крапинках олень Стоит и смотрит в небо на опушке. Я так люблю январскую зарю! Невинные играют свет и тени, Как будто я нечаянно смотрю На мир глазами этого оленя.  Чудесно так устроен человек,  Что может трогать всё вокруг руками.  И мир устроен радостно,  И снег  Всегда ещё кончается цветами  1970

Идти чуть свет лыжнёй обледенелой

И стряхивать с ветвей зимы росу.

И снег такой везде мерцает белый,

Как может только в тёмном быть лесу.

И понимать:

Морозный будет день –

Дым высоко восходит над избушкой,

И белый в желтых крапинках олень

Стоит и смотрит в небо на опушке.

Я так люблю январскую зарю!

Невинные играют свет и тени,

Как будто я нечаянно смотрю

На мир глазами этого оленя.

Чудесно так устроен человек,

Что может трогать всё вокруг руками.

И мир устроен радостно,

И снег

Всегда ещё кончается цветами

1970

 Другу В нашем солнечном мире так много беды, Так несчастье коварно, что трудно порой Избежать неудачи: нет жизни такой, Где б от старых обид не остались следы.   Вот вчера мой товарищ был весел и смел, А сегодня поник, сам себя потерял, Будто кто-то его, как былинку, сломал, Будто страшный буран над судьбой пролетел.   Я изведал такое. Ни с чем не сравним Этот вкус пораженья, дыханье конца. Друг, не плачь! И не прячь от знакомых лица. Мы ещё повоюем с несчастьем твоим.   Мы побьёмся ещё – и тогда от беды Только в сердце останутся боль и следы. В ожиданье счастливого, светлого дня Напрягись, распрямись, обопрись на меня!  1966

Другу

В нашем солнечном мире так много беды,

Так несчастье коварно, что трудно порой

Избежать неудачи: нет жизни такой,

Где б от старых обид не остались следы.

 

Вот вчера мой товарищ был весел и смел,

А сегодня поник, сам себя потерял,

Будто кто-то его, как былинку, сломал,

Будто страшный буран над судьбой пролетел.

 

Я изведал такое. Ни с чем не сравним

Этот вкус пораженья, дыханье конца.

Друг, не плачь! И не прячь от знакомых лица.

Мы ещё повоюем с несчастьем твоим.

 

Мы побьёмся ещё – и тогда от беды

Только в сердце останутся боль и следы.

В ожиданье счастливого, светлого дня

Напрягись, распрямись, обопрись на меня!

  • 1966
 Гордость моя Я бываю в поездках далёких, В самых разных бываю краях, И в тяжёлых дорогах, и в лёгких, И в дворцах, и в обычных домах.   В этих странствиях – с правом законным – Адрес свой от людей не тая, Сообщаю я новым знакомым, Что родился в Якутии я.   Будто слышат волшебную фразу, Оживляются лица людей, Словно им посчастливилось сразу Повстречаться с Якутией всей.   Руки жмут мне теплей и охотней, Приглашают к огню очагов, Будто я знаменитый охотник В ореоле тайги и снегов.   Будто я добываю алмазы – Как в короне, в алмазной пыли… Будто я показал им аласы И просторы якутской земли!   И тогда я тоскую сильнее По земле, где живу и тружусь, И горжусь я по-своему ею, И якутским народом горжусь.  1962

Гордость моя

Я бываю в поездках далёких,

В самых разных бываю краях,

И в тяжёлых дорогах, и в лёгких,

И в дворцах, и в обычных домах.

 

В этих странствиях – с правом законным –

Адрес свой от людей не тая,

Сообщаю я новым знакомым,

Что родился в Якутии я.

 

Будто слышат волшебную фразу,

Оживляются лица людей,

Словно им посчастливилось сразу

Повстречаться с Якутией всей.

 

Руки жмут мне теплей и охотней,

Приглашают к огню очагов,

Будто я знаменитый охотник

В ореоле тайги и снегов.

 

Будто я добываю алмазы –

Как в короне, в алмазной пыли…

Будто я показал им аласы

И просторы якутской земли!

 

И тогда я тоскую сильнее

По земле, где живу и тружусь,

И горжусь я по-своему ею,

И якутским народом горжусь.

1962

1) Семен Петрович Данилов был назначен председателем Союза писателей Якутии в конце апреля 1961 года, заменив на этом посту Н.Г.Золотарёва- Николая Якутского. 2) Как пишет он в своём дневнике «Факты и мысли», если бы не был членом партии, то мог бы отказаться. 3) Но в действительности, Семён Петрович, конечно, был готов к этому, хотя бы потому, что прошёл школу огульного обвинения в «национализме», связанную с наследием зачинателей якутской литературы.4) К тому времени он окончил Высшие литературные курсы в г.Москве, подружился со многими известными русскими писателями и писателями национальных республик.

5) Прекрасный организатор, вдумчивый руководитель, Семён Данилов между тем оставался великолепным поэтом.

1. Из предложений 3-5 выпишите слово с орфограммой «Буквы З – С на конце приставок».

2.Замените словосочетание  писателей Якутии   (предложение 1), построенное на основе управления,

синонимичным словосочетанием со связью согласование.

3.Укажите количество грамматических основ в предложении 4.

4. Укажите предложение с обособленным обстоятельством.

5.Выпишите из текста номера всех СПП, укажите их вид.

Домашнее задание § 27. Упр.156 Творческое задание: Напишите небольшой отзыв о стихотворении С.П.Данилова с использованием СПП. СПП отметьте, укажите вид.
  • Домашнее задание
  • § 27. Упр.156
  • Творческое задание:
  • Напишите небольшой отзыв о стихотворении С.П.Данилова с использованием СПП.
  • СПП отметьте, укажите вид.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!