Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени
Урок русского языка в 9 классе
Придаточные образа действия, меры и степени
Значение
Образ, способ действия; степень действия, признака
Как? Каким образом? В какой мере? До какой степени?
Вопросы
Союзы: что, чтобы, как, будто, как будто, словно
Указательные слова
Насколько?
Такой, настолько, столько, так
Средства связи
Союзные слова: как, насколько
Идти чуть свет лыжнёй обледенелой
И стряхивать с ветвей зимы росу.
И снег такой везде мерцает белый,
Как может только в тёмном быть лесу.
И понимать:
Морозный будет день –
Дым высоко восходит над избушкой,
И белый в желтых крапинках олень
Стоит и смотрит в небо на опушке.
Я так люблю январскую зарю!
Невинные играют свет и тени,
Как будто я нечаянно смотрю
На мир глазами этого оленя.
Чудесно так устроен человек,
Что может трогать всё вокруг руками.
И мир устроен радостно,
И снег
Всегда ещё кончается цветами
1970
Другу
В нашем солнечном мире так много беды,
Так несчастье коварно, что трудно порой
Избежать неудачи: нет жизни такой,
Где б от старых обид не остались следы.
Вот вчера мой товарищ был весел и смел,
А сегодня поник, сам себя потерял,
Будто кто-то его, как былинку, сломал,
Будто страшный буран над судьбой пролетел.
Я изведал такое. Ни с чем не сравним
Этот вкус пораженья, дыханье конца.
Друг, не плачь! И не прячь от знакомых лица.
Мы ещё повоюем с несчастьем твоим.
Мы побьёмся ещё – и тогда от беды
Только в сердце останутся боль и следы.
В ожиданье счастливого, светлого дня
Напрягись, распрямись, обопрись на меня!
Гордость моя
Я бываю в поездках далёких,
В самых разных бываю краях,
И в тяжёлых дорогах, и в лёгких,
И в дворцах, и в обычных домах.
В этих странствиях – с правом законным –
Адрес свой от людей не тая,
Сообщаю я новым знакомым,
Что родился в Якутии я.
Будто слышат волшебную фразу,
Оживляются лица людей,
Словно им посчастливилось сразу
Повстречаться с Якутией всей.
Руки жмут мне теплей и охотней,
Приглашают к огню очагов,
Будто я знаменитый охотник
В ореоле тайги и снегов.
Будто я добываю алмазы –
Как в короне, в алмазной пыли…
Будто я показал им аласы
И просторы якутской земли!
И тогда я тоскую сильнее
По земле, где живу и тружусь,
И горжусь я по-своему ею,
И якутским народом горжусь.
1962
1) Семен Петрович Данилов был назначен председателем Союза писателей Якутии в конце апреля 1961 года, заменив на этом посту Н.Г.Золотарёва- Николая Якутского. 2) Как пишет он в своём дневнике «Факты и мысли», если бы не был членом партии, то мог бы отказаться. 3) Но в действительности, Семён Петрович, конечно, был готов к этому, хотя бы потому, что прошёл школу огульного обвинения в «национализме», связанную с наследием зачинателей якутской литературы.4) К тому времени он окончил Высшие литературные курсы в г.Москве, подружился со многими известными русскими писателями и писателями национальных республик.
5) Прекрасный организатор, вдумчивый руководитель, Семён Данилов между тем оставался великолепным поэтом.
1. Из предложений 3-5 выпишите слово с орфограммой «Буквы З – С на конце приставок».
2.Замените словосочетание писателей Якутии (предложение 1), построенное на основе управления,
синонимичным словосочетанием со связью согласование.
3.Укажите количество грамматических основ в предложении 4.
4. Укажите предложение с обособленным обстоятельством.
5.Выпишите из текста номера всех СПП, укажите их вид.
- Домашнее задание
- § 27. Упр.156
- Творческое задание:
- Напишите небольшой отзыв о стихотворении С.П.Данилова с использованием СПП.
- СПП отметьте, укажите вид.