Просмотр содержимого документа
«Сложение, вычитание десятичных дробей»
Урок в 5 классе.
Тема: «Сложение, вычитание десятичных дробей.»
Цель:
Ход урока:
1.Устный счёт.
1) Вычислите устно (повторить правила сложения и вычитания десятичных дробей)
30+9 | | 8+2,6 | | 8,9+4 | |
18+2,7 | | 4,7 +16 | | 3,2 +4.7 | |
2,1 + 1,36 | | 2,8 +1,9 | | 8,3+ 7,4 | |
24,95 +4,3 | | 4,6 +0,5 | | 5,9 +1,6 | |
44,55 – 33,4 | | 39,65 – 24,4 | | 49,5 – 45,3 | |
2) Найдите какой – нибудь х, при котором верно равенство:
а) 1,45
3) Восстановите цепочку вычислений.
2. Сведения из истории.
«Ребята! Вы уже знаете, что уже в глубокой древности приходилось считать. В результате счета предметов появились числа 1, 2, 3 и т.д. – натуральные числа. Измерение расстояний, деление предмета на равные части привели людей к дробным числам. Сначала люди пользовались простыми дробями , , , а затем и более сложными. Из множества дробных чисел они выделили те, которые имеют знаменатели 10, 100, 1000, …. Т.е. записываются единицей с последующими нулями. Их назвали десятичными. Вы уже знаете, что десятичные дроби записываются не так, как обыкновенные».
Правила вычислений с десятичными дробями описал знаменитый ученый Средневековья аль-Каши, работавший в городе Самарканде в обсерватории Улугбёка в начале XV века.
Записывал аль-Каши десятичные дроби так же, как принято сейчас, но он не пользовался занятой: дробную часть он записывал красными чернилами или отделял вертикальной чертой.
Но об этом в Европе в то время не знали, и только через 150 лет десятичные дроби были заново изобретены голландским инженером и ученым Симоном Стёвином. Стевин записывал десятичные дроби довольно сложно.
В России учение о десятичных дробях изложил Леонтий Филиппович Магницкий в 1703 году в первом учебнике математики «Арифметика, сиречь наука числительная».
3 Тест. Тест высвечивается на экран и у каждого ученика на листе.
4 Физкультминутка.
5. Творческое задание.
Сюжетная линия:
В кабинете математики чрезвычайная ситуация – пропала Волшебная книга с правилами действий над десятичными дробями. Для поиска Злоумышленника обратимся в «Детективное агентство». Нам необходимо сообщить приметы Злоумышленника.
На этом этапе урока учащимся раздаются листы с заданиями. Таких вариантов четыре. Выполнив задание, учащиеся узнают особые приметы.
Приметы Злоумышленника: круглое лицо, голубые глаза, русые волосы, прямой длинный нос, узкие губы. Во всех вариантах при правильном решении должен получиться такой портрет.
Приметы Вариант Ι. |
Форма лица: 87.5 - ( 69.38+1,82 ) |
а) 16,5 овальное | б) 16,3 круглое | в) 13,6 вытянутое | г) 10,4 квадратное |
Цвет глаз: 2,7+ ( 40 - ( 16-2,07 ) ) |
А) 28,7 зелёные | Б) 287,7 карие | В) 28,77 голубые | Г) 18,77 чёрные |
Волосы: 6,7 - х=2,8 |
А) 9.5 чёрные | Б) 3,8 белые | В) 3,9 русые | Г) 5,3 лысый |
Форма носа: (х + 3,5) – 4,8 = 2,4 |
А) 37 курносый | Б) 3,8 картошкой | В) 5,9 с горбинкой | Г) 3,7 прямой длинный |
Губы: На одной машине 3,4 тонны груза, а на другой на 0,85 тонны больше. Сколько тонн груза на двух машинах? |
А) 7,065 бантиком | Б) 6,8 пухлые | В) 7,65 узкие | Г) 9 уголки опущены вниз |
Приметы Вариант 2. |
Форма лица: 100.4 – ( 75,31 + 1,9 ) |
а) 32,9 овальное | б) 23,19 круглое | в) 45.8 вытянутое | г) 23,4 квадратное |
Цвет глаз: 5,6 – ( 3,1807 – ( 0,82 – 0,308 ) ) |
А) 2,76 зелёные | Б) 4,8765 карие | В) 2, 9313 голубые | Г) 43,78 чёрные |
Волосы: х – 5,2 = 4,9 |
А) 0,3 чёрные | Б) 9,11 белые | В) 10,1 русые | Г) 9,1 лысый |
Форма носа: 12,1 – ( х + 5,8 ) = 1,7 |
А) 4,5 курносый | Б) 5,8 картошкой | В) 7,9 с горбинкой | Г) 4,6 прямой длинный |
Губы: В одном бидоне 8,7л масла, а в другом на 1,25л больше. Сколько литров масла в двух бидонах? |
А) 17,4 бантиком | Б) 16,15 пухлые | В) 18,65 узкие | Г)18 уголки опущены вниз |
Приметы Вариант 3. |
Форма лица: 67,3 – ( 56,83 + 2,37 ) |
а) 8 овальное | б) 8,1 круглое | в) 9,1 вытянутое | г) 8,9 квадратное |
Цвет глаз: 6,7 – ( 4,2305 – ( 0,79 – 0,206 ) ) |
А) 4,045 зелёные | Б) 34,6 карие | В) 3,0535 голубые | Г) 2,4563 чёрные |
Волосы: 5,3 – х = 2,4 |
А) 7,7 чёрные | Б) 6,7 белые | В) 2,9 русые | Г) 3,8 лысый |
Форма носа: ( 2,9 + х ) – 3,5 = 4,7 |
А) 4,1 курносый | Б) 3,8 картошкой | В) 5,5 с горбинкой | Г) 5,3 прямой длинный |
Губы: В одном куске 3,4 кг мяса, а в другом на 1,75 кг больше. Сколько килограммов мяса в двух кусках? |
А) 6,8 бантиком | Б) 5,05 пухлые | В) 8,55 узкие | Г) 8,65 уголки опущены вниз |
Приметы Вариант 4. |
Форма лица: 57,4 – ( 48, 36 + 2,44 ) |
а) 66 овальное | б) 6,6 круглое | в) 6,78 вытянутое | г) 4,6 квадратное |
Цвет глаз: 8,4 – ( 5,1704 – ( 0,56 – 0,203 )) |
А) 4,568 зелёные | Б) 4,7654 карие | В) 3,5866 голубые | Г) 0,5674 чёрные |
Волосы: 6,7 – х = 3,9 |
А) 10,6 чёрные | Б) 9,16 белые | В) 2,8 русые | Г) 3,7 лысый |
Форма носа: ( х – 5,4 ) + 2,3 = 5,2 |
А) 8,7 курносый | Б) 4,4 картошкой | В) 5,8 с горбинкой | Г) 8,3 прямой длинный |
Губы: В упаковку положили конфеты двух видов. Найдите массу смеси, если в ней 3,8кг конфет первого вида, а конфет второго вида на 1,5кг больше. |
А) 7,6 бантиком | Б) 6,1 пухлые | В) 9,1 узкие | Г) 9 уголки опущены вниз |
В программе TOONO.EXE учащиеся моделируют лицо.
1 задача: (для 1 варианта). Собственная скорость катера 45 км/ч, а скорость течения 3,5 км/ч. Найти скорость катера по течению и против течения.
2 задача: (для 2 варианта). Скорость течения реки 3,7 км/ч. Найти скорость катера по течению и против течения.
3 задача: (для 3 варианта) Скорость течения реки 1,8 км/ч.Найти скорость катера против течения и по течению реки, если собственная скорость катера 18 км/ч.
6 .Итог урока. Повторить правила. Выставить оценки.
7.Домашняя работа: Повторить тему «Десятичные дроби».