СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложение, вычитание десятичных дробей

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В творческом задании используется программа TOONO.exe.

Просмотр содержимого документа
«Сложение, вычитание десятичных дробей»

Урок в 5 классе.

Тема: «Сложение, вычитание десятичных дробей.»

Цель:

  • образовательные: обобщение знаний по теме, проверить умения и навыки учащихся, применение правил при выполнении действий над дробями.


  • развивающие: развитие речи учащихся, поддержание интереса к уроку математика через межпредметные связи, развитие логического мышления.


  • воспитательные: развитие навыков самостоятельной работы при выполнении различных заданий на уроке.



Ход урока:

1.Устный счёт.

1) Вычислите устно (повторить правила сложения и вычитания десятичных дробей)

30+9


8+2,6


8,9+4


18+2,7


4,7 +16


3,2 +4.7


2,1 + 1,36


2,8 +1,9


8,3+ 7,4


24,95 +4,3


4,6 +0,5


5,9 +1,6


44,55 – 33,4


39,65 – 24,4


49,5 – 45,3








2) Найдите какой – нибудь х, при котором верно равенство:


а) 1,45


3) Восстановите цепочку вычислений.





2. Сведения из истории.

«Ребята! Вы уже знаете, что уже в глубокой древности приходилось считать. В результате счета предметов появились числа 1, 2, 3 и т.д. – натуральные числа. Измерение расстояний, деление предмета на равные части привели людей к дробным числам. Сначала люди пользовались простыми дробями , , , а затем и более сложными. Из множества дробных чисел они выделили те, которые имеют знаменатели 10, 100, 1000, …. Т.е. записываются единицей с последующими нулями. Их назвали десятичными. Вы уже знаете, что десятичные дроби записываются не так, как обыкновенные».

Правила вычислений с десятичными дробями описал знаменитый ученый Средневековья аль-Каши, работавший в городе Самарканде в обсерватории Улугбёка в начале XV века.

Записывал аль-Каши десятичные дроби так же, как принято сейчас, но он не пользовался занятой: дробную часть он записывал красными чернилами или от­делял вертикальной чертой.

Но об этом в Европе в то время не знали, и только через 150 лет десятичные дроби были заново изобретены голландским инженером и ученым Симоном Стёвином. Стевин записывал десятичные дроби довольно сложно.

В России учение о десятичных дробях изложил Леонтий Филиппович Магниц­кий в 1703 году в первом учебнике математики «Арифметика, сиречь наука чис­лительная».


3 Тест. Тест высвечивается на экран и у каждого ученика на листе.


4 Физкультминутка.


5. Творческое задание.

Сюжетная линия:

В кабинете математики чрезвычайная ситуация – пропала Волшебная книга с правилами действий над десятичными дробями. Для поиска Злоумышленника обратимся в «Детективное агентство». Нам необходимо сообщить приметы Злоумышленника.

На этом этапе урока учащимся раздаются листы с заданиями. Таких вариантов четыре. Выполнив задание, учащиеся узнают особые приметы.


Приметы Злоумышленника: круглое лицо, голубые глаза, русые волосы, прямой длинный нос, узкие губы. Во всех вариантах при правильном решении должен получиться такой портрет.


Приметы Вариант Ι.

Форма лица: 87.5 - ( 69.38+1,82 )

а) 16,5 овальное

б) 16,3 круглое

в) 13,6 вытянутое

г) 10,4 квадратное

Цвет глаз: 2,7+ ( 40 - ( 16-2,07 ) )

А) 28,7 зелёные

Б) 287,7 карие

В) 28,77 голубые

Г) 18,77 чёрные

Волосы: 6,7 - х=2,8

А) 9.5 чёрные

Б) 3,8 белые

В) 3,9 русые

Г) 5,3 лысый

Форма носа: (х + 3,5) – 4,8 = 2,4

А) 37 курносый

Б) 3,8 картошкой

В) 5,9 с горбинкой

Г) 3,7 прямой длинный

Губы: На одной машине 3,4 тонны груза, а на другой на 0,85 тонны больше. Сколько тонн груза на двух машинах?

А) 7,065 бантиком

Б) 6,8 пухлые

В) 7,65 узкие

Г) 9 уголки опущены вниз

Приметы Вариант 2.

Форма лица: 100.4 – ( 75,31 + 1,9 )

а) 32,9 овальное

б) 23,19 круглое

в) 45.8 вытянутое

г) 23,4 квадратное

Цвет глаз: 5,6 – ( 3,1807 – ( 0,82 – 0,308 ) )

А) 2,76 зелёные

Б) 4,8765 карие

В) 2, 9313 голубые

Г) 43,78 чёрные

Волосы: х – 5,2 = 4,9

А) 0,3 чёрные

Б) 9,11 белые

В) 10,1 русые

Г) 9,1 лысый

Форма носа: 12,1 – ( х + 5,8 ) = 1,7

А) 4,5 курносый

Б) 5,8 картошкой

В) 7,9 с горбинкой

Г) 4,6 прямой длинный

Губы: В одном бидоне 8,7л масла, а в другом на 1,25л больше. Сколько литров масла в двух бидонах?

А) 17,4 бантиком

Б) 16,15 пухлые

В) 18,65 узкие

Г)18 уголки опущены вниз


Приметы Вариант 3.

Форма лица: 67,3 – ( 56,83 + 2,37 )

а) 8 овальное

б) 8,1 круглое

в) 9,1 вытянутое

г) 8,9 квадратное

Цвет глаз: 6,7 – ( 4,2305 – ( 0,79 – 0,206 ) )

А) 4,045 зелёные

Б) 34,6 карие

В) 3,0535 голубые

Г) 2,4563 чёрные

Волосы: 5,3 – х = 2,4

А) 7,7 чёрные

Б) 6,7 белые

В) 2,9 русые

Г) 3,8 лысый

Форма носа: ( 2,9 + х ) – 3,5 = 4,7

А) 4,1 курносый

Б) 3,8 картошкой

В) 5,5 с горбинкой

Г) 5,3 прямой длинный

Губы: В одном куске 3,4 кг мяса, а в другом на 1,75 кг больше. Сколько килограммов мяса в двух кусках?

А) 6,8 бантиком

Б) 5,05 пухлые

В) 8,55 узкие

Г) 8,65 уголки опущены вниз


Приметы Вариант 4.

Форма лица: 57,4 – ( 48, 36 + 2,44 )

а) 66 овальное

б) 6,6 круглое

в) 6,78 вытянутое

г) 4,6 квадратное

Цвет глаз: 8,4 – ( 5,1704 – ( 0,56 – 0,203 ))

А) 4,568 зелёные

Б) 4,7654 карие

В) 3,5866 голубые

Г) 0,5674 чёрные

Волосы: 6,7 – х = 3,9

А) 10,6 чёрные

Б) 9,16 белые

В) 2,8 русые

Г) 3,7 лысый

Форма носа: ( х – 5,4 ) + 2,3 = 5,2

А) 8,7 курносый

Б) 4,4 картошкой

В) 5,8 с горбинкой

Г) 8,3 прямой длинный

Губы: В упаковку положили конфеты двух видов. Найдите массу смеси, если в ней 3,8кг конфет первого вида, а конфет второго вида на 1,5кг больше.

А) 7,6 бантиком

Б) 6,1 пухлые

В) 9,1 узкие

Г) 9 уголки опущены вниз


В программе TOONO.EXE учащиеся моделируют лицо.

1 задача: (для 1 варианта). Собственная скорость катера 45 км/ч, а скорость течения 3,5 км/ч. Найти скорость катера по течению и против течения.

2 задача: (для 2 варианта). Скорость течения реки 3,7 км/ч. Найти скорость катера по течению и против течения.

3 задача: (для 3 варианта) Скорость течения реки 1,8 км/ч.Найти скорость катера против течения и по течению реки, если собственная скорость катера 18 км/ч.


6 .Итог урока. Повторить правила. Выставить оценки.

7.Домашняя работа: Повторить тему «Десятичные дроби».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!