Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №44
Мультимедийный урок по теме:
«Сложение и вычитание десятичных дробей»
подготовила
учитель математики
Сагнаева Арюзат Магомедовна
Сургут 2016 г.
Тип урока: урок изучение нового материала. УМК: Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович
Цель урока: 1. Ознакомить с приемом выполнения сложения и вычитания десятичных дробей. 2. Подвести учащихся к пониманию того, что сложение и вычитание десятичных дробей выполняется поразрядно.
Задачи урока: Образовательные: - повторить и обобщить свойства десятичных дробей; - усвоить алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей; - формировать навыки применения при решении практических задач. Развивающие: - развивать математическое мышление, интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь. Воспитательные: - воспитывать личностные качества учащихся, таких как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, умение работать в коллективе.
Технологии: - информационно-коммуникационная технология; - игровая технология; - здоровьесберегающая технология (физкультминутка); - личностно-ориентированная технология; - проблемное обучение.
Методы обучения: - словесный; - наглядный; - частично-поисковый; - практический.
Формы работы: - фронтальная; - индивидуальная; - самостоятельная; - парная; - взаимоконтроль; - контроль со стороны учителя.
Виды работ: - устный опрос; - работа с учебником; - практическая работа учащихся: - самостоятельная работа учащихся; - анализ ответов одноклассников; - взаимопроверка.
Оборудование: 1. Интерактивная доска. 2. Компьютер. 3. Презентация, выполненная в программе «Power Point». 4. Учебник «Математика. 5 класс». А.Г. Мордкович, И.И. Зубарева. 5. Раздаточный материал: Приложение1 (Путеводитель), Приложение 2 (Презентация к уроку в программе «Power Point»), Приложение 3 (Стихотворение на самоклеющейся бумаге), Приложение 4 (Карточка- тренажер).
I Организационный этап (2 мин.) Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Деятельность учеников
Деятельность учителя
- Доброжелательное приветственное слово учителя.
Ребята, послушайте, какая тишина!
Это в школе начались уроки.
Мы не будем тратить время зря,
И приступим все к работе.
- Проверка учителем готовности обучающихся к уроку, наличия учебных принадлежностей, учебника и рабочей тетради .
- У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.
- Включение детей в деятельность.
- Проверка готовности рабочего места.
I. Организационный этап (продолжение). Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Деятельность учителя
Деятельность ученика
- - Ребята, сегодня на уроке мы отправимся с вами на прогулку по нашему любимому городу Сургуту и изучим новую тему, выполним задания. В путешествии часто используют путеводитель, который мы также будем использовать сегодня на уроке (Приложение 1). Возьмите в руки ручки и в своём путеводителе напишите дату, фамилию, имя, но сначала отметьте свое настроение в начале урока, подчеркните ту картинку, которая соответствует вашему настроению.
- Заполняют путеводитель, отмечают в нём своё настроение в начале урока.
0,499 3) 2,940,294 4) 6,01=6 1/100 5) 2,3=2 3/10 1. Знакомство с правилами прогулки. - Наша прогулка начинается от школы (фото школы), но давайте проверим, как вы готовы к нашему небольшому путешествию. Для этого сначала поработаем устно. 2. Устная работа. (Приложение 2, Слайд 3). - Ребята, необходимо найти верное неравенство и составить слово из полученных букв. Д Р О Б Ь 7.027.204 И 0.50.499 Р 7.02=7.204 В 2.940.294 О 0.5=0.499 Ц 7.02Д 0.5А 6.1=6 1/100 Ж 2.94=0.294 Я 2.3=2 3/100 Л 2.94Е 6.01=6 1/100 Б 6.001=6 1/100 Г 2.3=2 3/1000 И 2.3=2 3/10 Ь " width="640"
II. Актуализация знаний (10 мин.) Цель: актуализировать материал по теме: «Сравнение десятичных дробей».
Деятельность учеников
Деятельность учителя
- 1. Учащиеся, поднимая руку, устно отвечают:
- 1) 7,02
- 2) 0,50,499
- 3) 2,940,294
- 4) 6,01=6 1/100
- 5) 2,3=2 3/10
- 1. Знакомство с правилами прогулки.
- - Наша прогулка начинается от школы (фото школы), но давайте проверим, как вы готовы к нашему небольшому путешествию. Для этого сначала поработаем устно.
- 2. Устная работа.
- (Приложение 2, Слайд 3).
- Ребята, необходимо найти верное неравенство и составить слово из полученных букв.
Д
Р
О
Б
Ь
7.027.204 И
0.50.499 Р
7.02=7.204 В
2.940.294 О
0.5=0.499 Ц
7.02Д
0.5А
6.1=6 1/100 Ж
2.94=0.294 Я
2.3=2 3/100 Л
2.94Е
6.01=6 1/100 Б
6.001=6 1/100 Г
2.3=2 3/1000 И
2.3=2 3/10 Ь
Деятельность учителя
Деятельность учеников
3. Устный опрос:
- А) Ребята, какие числа нам встретились в задании?
- Б) Какая дробь называется десятичной?
- - Ребята, а как правильно сравнить две десятичные дроби?
Давайте проверим ваши ответы. (Приложение 2, Слайд 4).
- А) Смешанные числа и десятичные дроби.
- Б) Это особая запись обыкновенных дробей , у которых знаменатель равен 10, 100,1000,10000 и т.д
- - Чтобы сравнить две десятичные дроби нужно:
1. Уровнять количество знаков после запятой, приписать к одной из них справа нули.
2. Отбросить запятые
3. Сравнить получившиеся натуральные числа.
Слушают ответы одноклассников, корректируют при необходимости.
Деятельность учителя
Деятельность учеников
- Ребята, вы умеете сравнивать смешанные числа, а какие еще действия с этими числами вы знаете?
4. Решение примеров.
Выполните действия в путеводителе.
- Ребята, пока вы выполняли действия мы подошли к парковой зоне Сайма ( фото на доске).
- Вы умеете сравнивать, складывать и вычитать смешанные числа, десятичные дроби вы умеете только сравнивать, а как вы думаете, какие действия можно еще совершать с десятичными дробями?
- Правильно.
- Выполняют 1 и 2 действие в путеводителе, сложение и вычитание смешанных чисел:
III. Изучение нового материала (10 мин.) Цель: обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения .
Деятельность учителя
Деятельность учеников
1 . Создание проблемной ситуации.
Предлагает выполнить действие. (Приложение 2, слайд 7)
5,2+ 1,13
- Каких умений нам не хватает, чтобы справиться с этим действием?
- Кто может сказать, чему мы сегодня будем учиться?
2. Работа с учебником.
Предлагает учащиеся прочитать и проанализировать текст.
- Чтобы узнать, как выполнить это действие, поработаем с учебником.
- Сложения и вычитания десятичных дробей.
- Складывать и вычитать десятичные дроби.
- Внимательно слушают учителя.
Деятельность учителя
Деятельность ученика
- На страницу 190 найдите правило сложения и вычитания десятичных дробей, выявите последовательность выполнения действия сложения, самостоятельно разберите пример сложения десятичных дробей.
- Самостоятельно работают с учебником стр. 190, читают и анализируют предложенный текст.
- Составление алгоритма сложения вычитания десятичных дробей.
- - Итак, при сложении вычитании десятичных дробей необходимо:
- Первое… (1 ученик)
- Второе… (2 ученик)
- Третье… (3 ученик)
- Четвертое… (4 ученик)
- Чтобы выполнить сложение или вычитание десятичных дробей нужно:
1. Уровнять количество знаков после запятой.
2. Записать их друг под другом так, чтобы запятая была под запятой , разряд под разрядом.
3 . Выполнить сложение (вычитание) не обращая внимания на запятую.
4.Поставить в ответе запятую под запятой.
Деятельность учителя
Деятельность ученика
- 3. Решение примеров по алгоритму.
- Предлагает выполнить действие, вернувшись к решению проблемной ситуации, созданной в начале урока:
При решении проговаривает каждый этап.
5,2+1,13
1. Уровнять количество знаков после запятой.
- Один ученик у доски, решает пример, проговаривая каждый этап, все остальные работают в тетрадях.
5,20+1,13
2. Записать их друг под другом так, чтобы запятая была под запятой , разряд под разрядом.
+ 5,20
1,13
3 . Выполнить сложение (вычитание) не обращая внимания на запятую.
+ 520
- - Молодцы! Вы справились с заданием идем дальше.
113
633
4.Поставить в ответе запятую под запятой.
+ 5,20
1,13
6,33
+ 5,20
1,13
6,33
Деятельность учителя
Деятельность ученика
По одному трое учащихся читают правило.
- 4. Чтение правила сложения и вычитание десятичных дробей в стихах.
Предлагает прочитать правило сложения и вычитания десятичных дробей в стихах (Приложение 2, Слайд 10)
Десятичные дроби вычти, сложи, Цифру под цифрой строго пиши, И запятые все сохраняй, В ряд их пиши, не забывай!
и вклеить правило (Приложение 3) в наш справочник.
Вклеивают правило в свой справочник.
+ 5,20
1,13
6,33
IV. Первичное закрепление нового материала (18мин.) Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и их коррекция.
Деятельность учителя
Деятельность учеников
- 1. Совместная работа учащихся.
- -Ребята, мы с вами изучили правило сложения, вычитания десятичных дробей давайте попробуем применить это правило. Пока мы проходим парк , давайте выполним следующее задание: (Задание в путеводителе) .
- 1) 5,61+17,5=
- 2) 13,8-4,35=
- 3) 2,41+18,7=
- Внимательно слушают учителя.
Деятельность учителя
Деятельность ученика
2. Индивидуальная работа у доски.
- Три ученика решают примеры у доски, остальные - у себя в путеводителях.
1) 5,61+17,5=24,11
Учитель вызывает трех учащихся для решения примеров, остальным предлагает решить их в своих путеводителях.
Строго отслеживается выполнение решения, заостряется внимание учащихся на решений по алгоритму.
+ 5,61
17,50
24,11
2) 13,8-4,35=9,45
-13,80
4,35
9,45
3) 2,41+18,7=21,11
+ 2,41
18,70
21,11
Деятельность учителя
Деятельность ученика
3 . Взаимоконтроль.
Предлагает учащимся проанализировать решение одноклассников у доски, подкорректировать и задать теоретический вопрос по теме урока при необходимости.
4. Самооценка учащихся.
Предлагает самостоятельно оценить свою работу, проговорив критерии оценивания и занести результат в путеводитель:
- «5» - ошибок нет,
- «4» - две ошибки,
- «3» - четыре ошибки,
- «2» - больше четырех ошибок
Учитель проходит по классу и просматривает оценки отдельных учащихся, уточняя правильность выставления отметки.
- Молодцы! Двигаемся дальше.
Трое учеников у доски по очереди проговаривают алгоритм решения примеров и отвечают на теоретические вопросы одноклассников.
- Все ученики самостоятельно себя оценивают и ставят оценку в путеводитель.
Деятельность учителя
Деятельность ученика
- 5. Сообщение дополнительной информации.
- Вот мы и подошли к одному из знаменитых мест в Сургуте – Сургутскому государственному университету (Фото). Какой необыкновенный вид открывается с этого места!
Учитель рассказывает ученикам, что впервые словосочетание «Университет в Сургуте» появилось еще в докладе инспектора Леонтьева за 1916 год. Однако активно вопрос об открытии высшего учебного заведения в Сургуте начали обсуждать в 80-е годы.
Отцом-основателем и первым ректором университета стал доктор физико-математических наук профессор Георгий Иванович Назин (1940—2009). Под его руководством ВУЗ начал свою деятельность 26 мая 1993 года.
- Воспринимают информацию .
Деятельность учителя
Деятельность ученика
- Самостоятельно работают с карточками:
- 2,4+6,8=9,2
- 5,9-1,1=4,8
- 17,1+3,04=20,14
- 13,59-4,7=8,89
- 4,5+0,7=5,2
- 12,9+5,76=18,66
- 23,89-20,3=3,59
- 87,3+0,34=87,64
- Учащиеся обмениваются работами для взаимопроверки, сверяют полученные ответы с клечом на слайде (слайд 8).
-Ребята, для того чтобы пройти дальше, необходимо выполнить задание.
6. Проверочная работа. ( Приложение 4)
- Взаимопроверка. Работа в парах.
- -Ребята, проверти полученные ответы одноклассников с ключом на слайде (Приложение 2, Слайд 12) и поставьте «V» у правильного ответа.
Деятельность учителя
Деятельность ученика
- 7. Учитель сообщает критерии отметки.
- Оценивают работы друг друга .
( Приложение 2, слайд 13).
- «5» - ошибок нет,
- «4» - две ошибки,
- «3» - четыре ошибки,
- «2» - больше четырех ошибок
- Выставьте отметку в путеводитель.
- Выставляют отметку в путеводитель.
V. Физкультминутка (1 мин.) Цель: организовать смену вида деятельности с целью предупреждения утомляемости, снятия эмоциональной напряжённости у учащихся.
Деятельность учителя
Деятельность ученика
- 1. Выполнение физкультминутки.
- Выполняют физкультминутку.
Умножали, умножали,
Очень, очень мы устали
А теперь все дружно встали
Ножками потопали,
Ручками похлопали
Сядем глубоко вздохнем,
И опять считать начнем.
VI. Первичное закрепление нового материала (Продолжение) Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и их коррекция.
Деятельность ученика
Деятельность учителя
1. Фронтальная работа, с использованием интерактивной доски.
- Ребята, давайте посмотрим, куда мы отправимся дальше (Приложение2,слайд 10) .
На интерактивной доске задание:
3,8+1,5+4,01-1,08=
Выполняют задание.
При правильном ответе на интерактивной доске появляется фотография историко-культурного центра «Старый Сургут».
7,23
8,23
3,46
Деятельность учителя
Деятельность ученика
2. Решение задачи.
- Вы узнали это место?
- Чтобы погулять по музею, нам необходимо выполнить задания.
Учитель вызывает учащегося решать задачу у доски, остальным предлагает решить ее в своих тетрадях.
- Задача №1 . Расстояние, которое мы прошли от школы до университета составляет 3,52 км, а от университета до музея на 2,231 км меньше. Найдите расстояние от школы до музея .
Анализ задачи и оформление краткой записи.
Решает задачу у доски, оформляя краткую запись, отвечает на теоретические вопросы одноклассников.
Расст. от школы до унив. 3,52 км.
Расст. от унив. до музея-? на2,231 км.
Решение:
3,52-2,231= 1,289 (км) расст. от университета до музея.
3,52+1,289=4,809 (км) расст. от школы до музея.
Ответ: 4,809 км.
Деятельность учителя
Деятельность ученика
- Учащиеся с повышенным уровнем обученности выполняют задачу №2 самостоятельно в тетрадях.
- I сторона- 23,4 м
- II сторона – 25,76 м
- III сторона – 16 м.
Для детей с повышенным уровнем обученности, выполнившим задачу №1, предлагается задача №2.
Решение:
Задача 2 . Найдите периметр треугольника со сторонами 23,4 м, 25,76 м и 16м.
Предлагает учащимся проанализировать решение задачи №1 у доски, подкорректировать при необходимости, задать по одному теоретическому вопросу по теме урока.
- 23,4+25,76+16=65,16(кв.м) периметр треугольника
- Ответ: 65,16(кв.м)
Предлагает учащимся оценить работу одноклассника у доски, аргументируя свою оценку.
Параллельно учитель проверяет индивидуальное выполнение задачи №2, анализируя и комментируя отметки.
- Оценивают работу одноклассников у доски, аргументируя свою оценку.
- Вот мы и закончили нашу прогулку, пора возвращаться домой.
Предлагает выставить в путеводителе среднюю оценку.
- Записывают ответы в путеводитель
- Выставляют среднюю оценку.
VII. Домашнее задание ( 2 мин.) Цель: мотивировать обучающихся на успешное выполнение домашнего задания, познакомить с его содержанием, провести инструктаж по его выполнению.
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Знакомит учащихся с содержанием домашнего задания:
- Записывают домашнее задание в дневник, задают вопросы по домашнему заданию, уточняя информацию.
1. Базовый уровень: стр.110 № 706, № 710
2. Повышенный уровень: стр. 110 № 706, № 712
3. Выучить стихотворение из справочника.
Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания, отвечает на вопросы учащихся .
VIII. Итог урока. Рефлексия (2 мин.)
Деятельность ученика
Деятельность учителя
1. Подведение итогов урока.
- Что вы узнали нового и интересного на уроке? Чему научились?
- Какое правило мы изучили сегодня на уроке? Давайте вспомним стихотворение.
- Какие задания вызвали затруднение у вас, ребята?
- - Ребята, вы хорошо сегодня поработали, итогом вашей деятельности на уроке будут средняя оценка, которую вы поставили друг другу в путеводитель после моей корректировки, если это будет необходимо.
- Отвечают на вопросы учителя. Формулируют собственное мнение и позицию.
- Правило сложения, вычитания десятичных дробей
- Сдают свои путеводители дежурным по классу.
Деятельность учителя
Деятельность ученика
2. Проверяет эмоциональное состояние учащихся в конце урока.
- Отмечают в путеводителе своё настроение, аргументируют свой ответ.
- Ребята, отметьте тот рисунок в путеводителе, который соответствует вашему настроению на конец урока .
- У кого изменилось? Поднимите руки. Почему?
3.Организовывает сбор путеводителей.
- Дежурные класса, соберите, пожалуйста, все путеводители. Всем спасибо за урок!!!
- Сдают свои путеводители дежурным по классу.