Класс: 1-В Математика Адылова А.Р.
Дата: 11.04.2022
Тема: Сложение вида + 7
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: рассмотреть случаи сложения 9 + 7, 8 + 7, 7 + 7; провести работу, направленную на запоминание состава чисел 11, 12, 13, 14; развивать умение решать составные задачи.
Задачи:
Образовательные: познакомить с приёмом сложения однозначных чисел с переходом через десяток (случай вида □ + 7); закреплять умение выполнять сложение двух однозначных чисел, сумма которых больше 10, с использованием изученных приемов вычислений; закреплять умение решать задачи в два действия.
Развивающие: развивать математические и творческие способности, речь, логическое мышление, память; развивать умение сличать результат выполнения задания с образцом, обнаруживать и фиксировать ошибки.
Воспитательная: воспитывать любовь к предмету, чувство товарищества, коллективизма.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: уметь осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отличий от эталона.
Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Познавательные: делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из 1-2 шагов.
Личностные: обеспечить возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.
Планируемые результаты: учащиеся научатся моделировать прием выполнения действия сложения с переходом через десяток, используя графические схемы; выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; моделировать с помощью схематических рисунков и решать составные задачи; выполнять задания творческого и поискового характера; применять полученные ранее знания в измененных условиях; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
Оборудование: учебник «Математика» 1 кл., 2ч., М.И. Моро, наглядный материал.
Ход урока
I. Организационный момент
Прозвенел, друзья, звонок
Начинается урок.
Отдохнуть вы все успели?
А теперь вперед – за дело.
Математика нас ждет,
Начинаем устный счет.
Откройте тетради и запишите число, классная работа.
II. Актуализация знаний
Вставь пропущенные числа
6+…=12 7+…=12
…+5=13 9+…13
9+..=14 …+6=14
Расставь числа, чтобы в сумме получилось…
III. Самоопределение к деятельности
— Запишите в столбик выражения и найдите ответ.
• Увеличьте 10 на 4. (10 + 4 = 14.)
• Первое слагаемое 9, второе 5. Найдите сумму. (9 + 5 = 14.)
• Найдите сумму чисел 8 и 6. (8 + 6 = 14.)
• Оба слагаемых равны 7. Найдите сумму. (7 + 7 = 14.)
— Чем похожи равенства? (Это суммы.)
— Как изменяется первое слагаемое? (Уменьшается.)
— Как изменяется второе слагаемое? (Увеличивается.)
— Как догадались, какой ответ будет в последнем равенстве? (Если одно слагаемое уменьшается, а второе увеличивается на одно и то же число, то сумма не изменяется.)
— В каких равенствах надо прибавлять по частям? (9 + 5, 8 + 6, 7+ 7.)
— Какое равенство мы еще не учили? (7 + 7.)
— Откройте учебник на с. 70. Посмотрите на выражение на полях. Поставьте задачи урока.
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
— Рассмотрите рисунок на с. 70.
— Сколько на рисунке синих кругов? Сколько красных?
— Как к 9 будем прибавлять 7? (Будем прибавлять к 9 синим кругам 7 красных кругов по частям. Сначала прибавим 1, чтобы дополнить число 9 до 10, а потом прибавим еще 6, так как 7 — это 1 и 6. 9 + 1 = 10, 10 + 6 = 16. Значит, 9 + 7 = 16.)
(По аналогии в парах разбираются остальные примеры.)
— Рассмотрите примеры в рамочке.
— Чем похожи эти равенства? (Второе слагаемое равно 7.)
— Как изменяется первое слагаемое? (Уменьшается на 1.)
— Как изменяется сумма при уменьшении первого слагаемого? (Тоже уменьшается на 1.)
— Закройте ответы последних двух равенств.
— Как, используя равенство 9 + 7 = 16, можно найти закрытые ответы?
(Работа в парах. Учащиеся работают по карточкам. Один ученик называет пример, другой — ответ. Правильные ответы записаны на обратной стороне карточек.)
V. Физкультминутка
Буратино потянулся, - поднимаем ручки вверх и встаем на мысочки
Раз – нагнулся, - наклоны вперед, доставая пальчиками до пола
Два – нагнулся
Три – нагнулся.
Руки в стороны развел, - разводим руки в стороны
Ключик видно не нашел. - качаем головой
Чтобы ключик нам достать, - поднимаем ручки вверх
Нужно на носочки встать. - тянемся вверх, вставая на мысочки.
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
№ 1 (с. 70).
(Первый столбик – первый ряд, второй столбик – второй ряд, третий столбик – третий ряд. После чего, проверка осуществляется на доске с объяснением детей.)
№ 2 (с. 70).
— О чем говорится в задаче?
— Какие главные слова мы запишем в краткой записи?
— Как найти сколько всего конфет осталось?
— Какое слово в вопросе указывает на то, что задача решается сложением?
— Запиши решение задачи.
— Почему задача решается сложением? Ведь в вопросе задачи есть слово “осталось”.
— Конфет стало меньше?
Самостоятельная работа
9+7= 7+7= 5+7=
8+7= 6+7= 4+7=
*№ 4 (с. 70).(устно)
Пересечение верхних клеток и боковых слева дает рисунки. В пустой клетке должен быть нарисован мальчик на коньках.
(Самостоятельное выполнение.)
VII. Рефлексия
(“Проверь себя” (учебник, с. 70). Учащиеся записывают только ответы. Проверка. Один ученик называет ответы, остальные проверяют.
— Как вы справились с заучиванием таблицы?
— У кого ошибок стало меньше?
— Кому нужна помощь одноклассников?
— Оцените, как вы разобрались в материале, с помощью “Светофора”.
VIII. Подведение итогов урока
— Какие новые случаи сложения мы разбирали сегодня на уроке?
— Кто смог их запомнить?
— Какое чувство вы испытали, когда сами объясняли новые случаи сложения?