СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Словообразование. Основные типы морфем.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

 

Мукатаева С. М.,

преподаватель русского языка и литературы

Гуманитарный колледж   г. Астана

 

  Тема урока:   Словообразование. Основные типы морфем.

 

 Тип урока: повторение и систематизация знаний

 Вид урока: традиционный

 

 

Цели урока

 

образовательные

повторить понятия “корень”, “приставка”, “суффикс”, “окончание”, ” основа “; научиться различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;

воспитательные

способствовать экологическому воспитанию;

развивающие

развивать умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность; развивать речь , обогащать словарный запас обучаемых; развивать умение работать с текстом; развивать , мышление, память.

 

 

 

Содержание урока

 

Этапы №

Этапы урока, рассматриваемые вопросы, методы и приемы обучения

 

Приложения, изменения

1.

Орг. момент . Проверка готовности группы к уроку.

 

2.

Опрос д/з.

Презентация слайдов ,тестов, ОС (тема «Фонетика»)

 

 

Просмотр содержимого документа
«Словообразование. Основные типы морфем.»


РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА


Мукатаева С. М.,

преподаватель русского языка и литературы

Гуманитарный колледж г. Астана


Тема урока: Словообразование. Основные типы морфем.


Тип урока: повторение и систематизация знаний

Вид урока: традиционный



Цели урока


образовательные

повторить понятия “корень”, “приставка”, “суффикс”, “окончание”, ” основа “; научиться различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;

воспитательные

способствовать экологическому воспитанию;

развивающие

развивать умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность; развивать речь , обогащать словарный запас обучаемых; развивать умение работать с текстом; развивать , мышление, память.




Содержание урока


Этапы №

Этапы урока, рассматриваемые вопросы, методы и приемы обучения


Приложения, изменения

1.

Орг. момент . Проверка готовности группы к уроку.


2.

Опрос д/з.

Презентация слайдов ,тестов, ОС (тема «Фонетика»)



3.

Повторение пройденного.


Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей


1.Вступительное слово.

Слово в моем представлении - это живое существо. Оно может обижаться, сердиться, радоваться, подобно человеку. Слово может менять свой характер и облик. У него есть сердце - корень. Есть слова с добрым бескорыстным сердцем, с большой открытой душой, умеющее тепло улыбаться. А другие таят в себе зло, равнодушие, эгоизм, корысть, зависть.

       Голова слова - это приставка. Она всё время думает, как помочь сердцу – корню - лучше выразить значение слова. Трудно корню без приставки. Вот смотрите: шёл, шла, шли. Куда, зачем - попробуй догадайся! А если добавить приставку, многое становится понятным: пришел, пошел, сошел, отошел, ушел, обошел… Вот что значит слово "с головой"!

       А суффикс - это руки! Да, волшебные руки. Суффикс может всё! Изменить размер и рост? Пожалуйста! С ним дом - не просто дом, а маленький дом-ик, дом-ишк-о, или огромный дом-ин-а, дом-ищ-е. Суффикс способен даже превратить здание в человека! Не верите? Школа - школьник. Да что там здание! Даже город! Город - горожанин. Пермь - пермяк. Правда, здорово? А казалось бы: всего одна или несколько букв – суффикс. Маленький, да удаленький!

       А что же такое окончание? Смысла не изменяет, значит, это только одежда. Как ни "нарядить" слово, всё равно оно будет означать то же самое. Зато окончание помогает спастись от одиночества. Одна подруга, а появилась чудесная "одёжка" - и появились подруги. Но как трудно научиться различать окончания! Сколько их, самых разных! Попробуй запомнить. Что ж, слова, как и мы, стремятся разнообразно и модно одеваться.

2.Повторение пройденного.

Слайды



















Порядок морфемного анализа

- Определите часть речи.

- У изменяемого слова найдите окончание



- Укажите основу слова, дайте её характеристику.

- Выделите корень, подберите однокоренные слова. Отметьте исторический процесс (если есть).



- Выделите суффиксы (если они есть), подбирая одноструктурные слова.

- Выделите приставки (если они есть), подбирая одноструктурные слова.

Прибрежный – имя существительное.

Имеет материально выраженное окончание (м.р., в форме Р.п. – придорожного, Т.п – придорожным).

Основа – прибрежн– (членимая, или произ

Корень – -бреж– однокоренные слова: берег, береговой, прибрежье. В корне слова наблюдается процесс чередования согласных г//ж водная)

Суффиксы – -н– (пришколь-н-ый, лун-н-ый)

Приставка – при– (при-ехал, при-школьный)









3.Тренировочные упражнения.

Задание №1.

Прочитать текст, озаглавить его. Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы. Найти в тексте прилагательные и разобрать их по составу. Выпишите однокоренные слова, сделайте морфемный анализ.

Под жарк..м июльским сол..цем я уплываю по руч..ю к неб..льшому ( ) л..сному ( ) озеру. Оно почти зар..сло тр..вой ( ). Лес д..леко ( ) отступил от в..ды ( ), и озеро кажется тихим и уютным прудом. Я останавливаю лодку и слушаю спокойную л..сную ( ) т..шину ( ).



Задание №2.

В стихотворении найти слова с корнем –вод- . Можно ли эти слова считать однокоренными? (Устно)

Дождик льет – кругом вода,

Мокнут столб и провода,

Мокнут кони и подвода,

Дым над крышами завода.

От бегущих быстрых вод

Задрожал водопровод,

Протекает небосвод –

А по лужам у ворот

Дети водят хоровод. А. Яшин

Задание №3.


Прочитать стихотворения. Найти однокоренные слова, записать их в тетрадь, обозначить корень. В другой столбик записать формы одного и того же слова, обозначить в них окончания.


Вечер зимний в небе синем Проплясали по

снегам

Звезды синие зажег. Снежные метели.

Ветки сыплют синий иней Снегири снеговикам

На подсиненный снежок. Песню просвистели.

За ветвями дом синеет, У заснеженной реки,

Крытый синей пеленой. В снежном переулке

Тени ходят по стене Звонко носятся

по снегам

Сеткой синеватой. Режут снег снегурки.

В. Фетисов С. Погорельский


Обратите внимание: в стихотворении С. Погорельского много слов с корнем –снег- , это стилистический прием, который использует автор , чтобы создать яркий образ зимы.


Вывод: однокоренные слова имеют разное лексическое значение и общий корень. Формы одного и того же слова различаются окончаниями, но имеют одно и тоже лексическое значение.


Задание №4.

Определите, какие слова в каждой четверке «родственники», а не «родственников» выбросьте из «гнезда».

а). Маленький, малявка, маляр, малыш.

б). Гроза, грозный, гроздь, грозовой.

в).Конница, конник, подоконник, конюшня.

г). Лень, лентяй, лента, ленивец.

д) Летчик, летная, полет, лето, вылетать.

Задание №5.

Составить слова по данным схемам.

………..чик

………...ист

…………лив-ый

…………ист-ая


Задание №6.

Записать слова, распределяя их в два столбика в зависимости от наличия окончания.

(имеет окончаниеоканчивается на…)


Весело, правда, красива, аллея, вчера, читать, бесшумно, урок, никогда, написала.


Какой частью речи будут слова из 2 столбика?

Задание №7.


Соберите» слово.


Корень мой находится в цене, -

В очерке найди приставку мне.

Суффикс мой в тетрадке вы встречали,

Вся же – в дневнике я и в журнале.

(оценка)


Задание №8.

«Лишнее» слово.

Определите, какие слова в каждой четверке «родственники», а не «родственников» выбросьте из «гнезда».

а). Маленький, малявка, маляр, малыш.

б). Гроза, грозный, гроздь, грозовой.

в).Конница, конник, подоконник, конюшня.

г). Лень, лентяй, лента, ленивец.

д) Летчик, летная, полет, лето, вылетать.

9.Прочитайте, определите тему, идею текста. Озаглавьте текст.Объясните образование выделенных слов. К данным схемам подберите слова из текста.

Воздух, воды рек и морей, растения, животные, почвы, солнечный свет, ветер, климат, полезные ископаемые, приливы и отливы у побережий морей — все это составляет природные ресурсы. Без них невозможна жизнь человека на Земле. При неправильном использовании почвы, богатств недр, животных, растений можно исчерпать каждый из этих важных ресурсов. Одни из них способны восстанавливаться, другие — нет.

Взятые вовремя под охрану животные, растения, торфяные болота могут восстанавливаться и вновь давать необходимую человеку продукцию. Но месторождения угля, нефти, газа, руд и других полезных ископаемых восстановиться не могут. Поэтому ресурсы природы надо беречь и использовать их без потерь. При переработке сырья нужно стремиться к сокращению отходов древесины, металла,кожи, искать способы использования отходом. Без правильного, экономного использования тепла, электроэнергии, воды, пищевых отходов, металлолома, макулатуры нельзя сохранить многие природные источники для будущего.




1)

2)

3)


Обобщение.


4.

Д/з.: Написать эссе «Экология нашего города», сделать морфемный анализ 3-4 слов.



.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!