СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Слово и предложение

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока  русского языка 3 класс по теме Слово и предложение.

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Слово и предложение»

МАОУ Домодедовская СОШ №6

Урок по русскому языку для 2 класса «Слово и предложение».

по программе «Начальная школа 21 века»



Тема: Слово и предложение



Цели:

Систематизировать признаки предложения (выражения мысли, интонационная законченность, особое оформление на письме);

Упражняться в составлении предложения с опорой на разного вида схемы;

В произношении предложений с разной интонацией в зависимости от речевой задачи;

Употребление большой буквы в начале и знаков препинания в конце;

Воспитывать коммуникативные качества, формирование самооценки, самоконтроля.



Тип урока:



Задачи урока.

1.Проверить знания учащихся по теме «слово и предложение»

2.Повторить умение работать с предложениями и схемами.

3.Тренироваться в умении правильно записывать предложения.



По завершению урока учащийся должен:

Знать: 1.отличительные признаки предложения

Уметь: 1.Придумывать предложения

2.Правильно оформлять предложения на письме



Методы организации учебной деятельности, применяемые учителем на уроке:

1.Частично – поисковая деятельность



Формы организации учебной деятельности, применяемые учителем на уроке:

1.Фронтальная, индивидуальная.

2.Беседа по вопросам.

3.Практическая работа в тетрадях.



Оборудование - слова, схемы предложений, знаки.





Этапы урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

  3. Физкультминутка.

  4. Постановка учебной задачи.

  5. Учебная проблема.

  6. Составление опорных схем.

  7. Итог урока. Рефлексия.



Ход урока.

  1. Организационный момент.

Все на месте

Всё в порядке

Ручки, книжки и тетрадки

Все ли правильно сидят

Все внимательно глядят.

Запишите число и классная работа.


У. Прежде чем начать урок русского языка давайте вспомним четыре золотых правила грамматики:

Писать красиво, чисто, аккуратно, правильно!

II. Чистописание.

У. Ребята, а теперь проведем «Минутку чистописания», вспомним написание заглавной и строчной буквы С,с; слоги с этими буквами _са, см, св________



3.Актуализация знаний учащихся.

Учитель: На уроке русского языка требуется внимание, ну и конечно мышление.

Я вам загадаю загадки, а вы попробуйте отгадать.

И мы запишем отгадки.

Отгадай и запиши.

Учитель:.

1.Он всю зиму в яме спал, лапу бурую сосал (медведь)

2.В гору бегом, с горы кувырком (заяц)

3.Сама серая, дает белое (корова)

4.Столица нашей Родины (Москва)

5.Птица, любящая воровать чужие блестящие вещи (ворона)



Учитель:

Запишите отгадки.

Какое слово здесь лишнее? Почему?

Запишите следующее предложение.

Наступила золотая осень.

Учитель: Чем отличается первая строчка от второй?

Ответы детей:



Учитель:

С заданных слов составьте предложения.

ветер, на , улице, холодный

Учитель:

Запишите предложения. (дети самостоятельно записывают предложения.

Учитель: На доске покажите образец. (вызванный к доске ученик выполняет работу, а ребята оценивают его.



4.Физминутка.

5.Постановка учебной задачи.

Учитель: Скажите чем отличаются эти записи? Разливался, трав, в, аромат, воздухе.

В воздухе разливается аромат трав.

Дети: Запятыми, записями.

Учитель: Сформулируйте тему урока.

Дети: Будем работать над предложением. Слово и предложение.



6.Учебная проблема.

Задание

Страница 60, упражнение 2.

В учебнике даны записи. Выполняйте задание. Запишите предложение по вариантам.

С .

С ?

С !

Определяем признаки предложения.

Признаки предложения: слова связаны по смыслу, выражает законченную мысль, первое слово пишется с большой буквы, в конце ставиться один из знаков( . ? !)

Правильно.



Упражнение 1 на доске.

Желтые, березы, стали, листья, на.

- Составьте предложение

- Что произошло.

Дети записывают предложение.

Самостоятельное исследование.

Вопросы учителя:

- Можете выполнить задание?

- Трудно, легко?

- В чем трудность?

- Как будете выполнять задание?

- С чего начнете?

- Что будете учитывать?

- Как себя проверите?

- В каких ситуациях это может пригодиться?

Б). Работа по образцу

погода, улице, тёплая, на, сегодня

Дети выполняют по порядку



Упражнение 2. Составить из слов предложение.

В молодом ельнике спрятались маслята.

А) сообщите

Б) задайте вопрос

В) выразите радость.

Знаки схемы.?!



7. Составление опорных схем к уроку.

Учитель: Давайте подведем итог нашего урока и составим опорные схемы к каждому предложению.

□□□. □□□? □□□!



8.Итог урока. Рефлексия.

- Что на уроке наиболее интересным?

- Что трудным?

- Над чем нужно поработать?

- Как вы оцениваете свою работу?

Учитель: Спасибо за урок!

9.Домашнее задание



























































Тема урока: «Предложение – единица языка и речи».

Цели и задачи урока:

  • Закрепить умение правильно оформлять предложение в письменной речи; употребление прописной буквы в начале предложения, точки, восклицательного, вопросительного знаков в конце предложения;

  • Закрепить представление учащихся о подлежащем и сказуемом, о распространенном и нераспространенном предложениях;

  • Развивать умение распознавать подлежащее и сказуемое в предложении;

  • Развивать внимание, орфографическую зоркость учащихся.

Оборудование: учебник русского языка Л.М. Зеленина 2 класс, часть 1, тетрадь, карточки с заданиями, тесты, слайды к уроку.

План проведения урока.

I.Организационный момент.

Все на месте

Всё в порядке

Ручки, книжки и тетрадки

Все ли правильно сидят

Все внимательно глядят.

Давайте скажем наш девиз:

Мы отличный дружный класс,

Все получится у нас!

«Я все знаю,

Все смогу, я друзей не подведу!»

2. Разминка пальчиков перед работой.

Дружат в нашем классе

Девочки и мальчики

Дружат наши маленькие пальчики

На раз, два сомкнули

На три, четыре потянули

На раз ,два согнули,

На три, четыре разогнули

Запишите число и классная работа.


У. Прежде чем начать урок русского языка давайте вспомним четыре золотых правила грамматики:

Писать красиво, чисто, аккуратно, правильно!

II. Чистописание.

У. Ребята, а теперь проведем «Минутку чистописания», вспомним написание заглавной и строчной буквы С,с; слоги с этими буквами _са, см, св________

III.Словарная работа.

У. Сегодня мы на уроке познакомимся с новым словарным словом, а каким вы отгадаете сами:

Гладишь – ласкается.

Дразнишь – кусается,

На цепи сидит,

Дом сторожит.  Кто это?

Д. Собака.

У. Правильно. Собака – домашнее животное, родственник волка. Слово собака заимствовано в древности из иранских языков.

  1. Напиши это слово три раза, проговаривая его по слогам, вы дели орфограмму, поставь знак ударения и раздели на слоги.

     2.Придумай и запиши предложение с этим словом:

        Собака – друг человека.

3.Вставь пропущенные буквы. Спиши и объясни пословицу:

     По хозяину и с…баке честь.

IY. Изучение темы урока.

У. Кто любит разговаривать?

Д. Мы любим разговаривать!

У. Тот должен выговаривать…

Д. Мы будем выговаривать!

У. Все правильно и внятно!

Д. Все правильно и внятно!

У. Чтоб было всем понятно?

Д. Чтоб было всем понятно!

1. Актуализация знаний.

У. Все , что я вам сообщала, - это речь. Вы отвечали на вопросы – это тоже речь.

Постройте логическую цепочку в виде «поезда».

Речь, предложение, слово, слоги, звуки, буквы.

У.  Из чего состоит наша речь?

Д. Наша речь состоит из предложений.

У. Сегодняшняя тема нашего урока – обобщение знаний о предложении.

У. Что называется предложением?

Д. Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны по смыслу. Предложение о ком-либо или о чем – либо сообщает или содержит вопрос, просьбу, побуждает к действию.

2. Работа над определением предложений.

У.  Прочитай записанные ряды слов, и выпишите только предложения.

Наступила осень.

На птица сидела ветке.

Подул холодный ветер.

На верхушке ели …….

У. Какие предложения вы выписали?

Д. 1 и 3.

У. А 2 и 4 ? Почему их нельзя назвать предложениями?

Д. Потому что слова между собой не связаны и они  не выражают законченную мысль.

У. Верно, ребята, а теперь ваша задача - творчески отнестись к этому заданию и исправьте все ошибки.

Ребята предлагают свои варианты, анализируется каждый ответ.

3. Определение границ предложений. ( Упражнение № 334)

У. Определите, сколько предложений в тексте. Спишите, правильно обозначая начало и конец предложений. Дайте  название тексту.

Ребята работают в школьном саду девочки сажают вишни мальчики чистят садовые дорожки.

У. Сколько предложений у вас получилось?

Д. 3 предложения.

У. Давайте проверим.

Ребята работают в школьном саду. Девочки сажают вишни. Мальчики чистят садовые дорожки.

У. Какое название вы дали тексту?

Д. Школьный сад.

У.Молодцы!

4.Игра « Составь поезд» .

У.  А теперь, ребята, давайте поиграем в игру » Составь поезд».

Расставьте вагоны по порядку, чтобы получился связный текст.

  •  Нашли мы ёжика  в лесу.

  • Колючий и смешной.

  • Пускай по кухне бегает

  •  И принесли домой .

У. Давайте проверим, что у вас получилось.

Д. Нашли мы ёжика в лесу.

И принесли домой.

Пускай по кухне бегает

Колючий и смешной.

5. Работа над пунктуацией в предложении.

У последней точки

На последней строчке

Собралась компания

Знаков препинания.

Притащился кривоносый

Вопросительный знак.

Задаёт он всем вопросы:

Кто? Кого? Откуда? Как?

Прибежал чудак –

Восклицательный знак.

Никогда он не молчит,

Оглушительно кричит:

Ура! Долой! Привет! Домой!

                    ( С. Маршак)

Что вы знаете о пунктуации в предложении? Какие знаки препинания ставятся в конце предложений?

Д. Предложение пишется с большой буквы, а в конце предложений ставится точка, восклицательный и вопросительный знаки.

У. Когда ставится точка, восклицательный и вопросительный знаки?

Д.Если в предложении о чём-либо сообщается, то в конце предложения ставится точка. Если предложение произносится с сильным чувством, то в конце предложения ставится восклицательный знак. Если в предложении содержится вопрос, то ставится вопросительный знак.

У. Произнесите предложение « Прозвенел  звонок.» с разной интонацией.

6. Работа с карточками.

У. А теперь поработаем с карточками, которые лежат у каждого из вас на парте.

Прочитайте предложение, поставьте в конце предложения нужный знак препинания.( . ! ? )

Что ты, ёж, такой колючий

Это я на всякий случай

Знаешь, кто мои соседи

Лисы, волки да медведи

У. Прочитайте только вопросительные предложения и запишите их в тетрадь.

Д. Что ты, ёж, такой колючий?

      Знаешь, кто мои соседи?

 ( взаимопроверка, учащиеся меняются тетрадями и проводят проверку).

 Физкультминутка.

Шуршат на дереве листы

Шуршат осенние кусты

Шуршит камыш

И дождь шуршит

А ты садись и не шурши,

И всё красиво напиши.

7. Работа в группах.

У. Сейчас работа для 3 групп ( по рядам). Каждой группе даётся знак препинания ( точка, восклицательный, вопросительный знаки). Составьте предложения на тему » Осень».

Y. Систематизация знаний о предложении.

1. Комментированное письмо.

У. На доске записано предложение.

В воздухе кружатся осенние листочки.

Задание: сократите предложение до трёх слов.

Д.Кружатся осенние листочки.

У. Сократите предложение до двух слов.

Д.Кружатся листочки.

У. Найдите в этом предложении подлежащие и сказуемое.

У.Что такое подлежащее? На какой вопрос отвечает7

Д.Главный член предложения, который обозначает, о ком или о чем говорится в предложении, называется подлежащим. Подлежащее отвечает на вопрос кто? или что?

У. Что такое сказуемое? На какой вопрос отвечает?

Д.Главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем, называется сказуемым. Сказуемое отвечает на вопросы: что делает? Что делают? Что делал? Что делали? Что сделает? Что сделают?

У.Какое это предложение распространенное или нераспространенное?

Д.Нераспространенное.

У.Приведите примеры распространенных и нераспространенных предложений.

У. Замечательно.

2.Творческая работа. Наблюдение над связью слов в предложении.

У. Из слов составьте предложение и выпишите главные члены предложения.

В, этом, году, Кубани, на, морозы, были, лютые.

Морозы были.

Д. В этом году на Кубани были лютые морозы.

3. Тест на тему « Предложение». ( подготовка к ЕГЭ)

1. Первое слово в предложении пишется:

а) с маленькой буквы;                              б) с большой буквы;

2.Предложение состоит из :

а) букв;             б) звуков;          в) слогов;            г) слов;  

3.Если в предложении о чём-либо сообщается, повествуется, то в конце предложения ставится:

а) вопросительный знак;             б) точка;          в) восклицательный знак;            

4.Какой знак нужно поставить в конце предложения.

Какой замечательный вечер сегодня…

а) вопросительный знак;             б) точка;          в) восклицательный знак;            

5. Подлежащее и сказуемое – это:

а) главные члены предложения;   б) второстепенные члены предложения

Ответы  записываются индивидуально каждым учеником:

1

2

3

4

5






Проверка производится на компьютере.

YI. Итог урока.

  • Понравился ли вам урок?

  • Что нового вы узнали на уроке?

  • Какие трудности возникли у вас в ходе урока?

  • Что не понравилось вам на уроке?

  • Что на уроке для вас было самым интересным.

YII. Домашнее задание.

Составить 5 предложений, поставить разные знаками препинания в конце предложений на тему « Природа Кубани».

Спасибо вам всем за работу. Мне с вами было интересно!













































погода, улице, тёплая, на, сегодня

на, птицы, юг, улетают, осенью



погода, улице, тёплая, на, сегодня

на, птицы, юг, улетают, осенью



погода, улице, тёплая, на, сегодня

на, птицы, юг, улетают, осенью





погода, улице, тёплая, на, сегодня

на, птицы, юг, улетают, осенью





погода, улице, тёплая, на, сегодня

на, птицы, юг, улетают, осенью






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!