СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Слово и его значение. Типы лексических единиц

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание

Показать все содержание

 

Лексическое значение слова — это его внутреннее содержание, то, что это слово обозначает.

Узнаем, что такое лексическое значение слова как минимальной единицы речи.

Слово как предмет изучения

Ежедневно мы пользуемся словами, чтобы оформить с их помощью свои мысли, желания, просьбы в связную речь. Слово неразрывно связано с мыслью. Оно является творцом всей мировой культуры, управителем человеческой деятельности отдельного человека, народа и всего человечества. Какая другая сила в мире может сравниться с безмерной силой слова?

Каждый из нас знает, что слово, устная или письменная речь, — это необходимое средство общения между людьми, средство взаимопонимания и связи.

Слово — это минимальная значимая часть языка, которая называет предметы (дом), лица (хозяин), понятия (доброта), признаки (хороший), количество (один, шестеро), действия (гулять), состояния (тоскливо)

Исходя из этого утверждения, теперь вполне понятно, почему слово является объектом пристального внимания ученых и предметом их серьезного изучения.

Pause

Unmute

Loaded: 0%

Remaining Time --:-

Fullscreen

Все слова языка образуют его словарный состав, или лексику. Для изучения слова в языкознании существует специальная наука — лексикология.

Лексикология (греч. lexus-«слово, выражение, оборот» + logos -«понятие, учение») — раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка, или лексику.

Лексическое значение — внутреннее содержание слова

Чтобы понять, что такое лексическое значение слова, установим, что слово является центральной значимой единицей языка, которая оформляется в виде звуков в речи и записывается на бумаге буквами. У каждого слова имеется его внешняя звуковая оболочка, изучением которой занимается фонетика. Кроме звукового оформления, каждая лексема имеет своё внутреннее содержание — это его смысл. Слово соотносится с определённым понятием, предметом, признаком, действием и т.д.

С раннего детства ребенок, овладевая речью, знакомится со словами и понятиями, обозначенными ими, с помощью родителей. Так, например, слово «спичка» поначалу ничего для малыша не представляет опасного, пока он не узнает, что зажженная спичка может обжечь его и быть причиной пожара. Звуковая оболочка слова постепенно соотносится с его смыслом, или лексическим значением:

Спички — тонкие, обычно деревянные палочки, с головкой, покрытой воспламеняющимся веществом, служащим для добывания огня.

Т. Ф. Ефремова. Новый словарь русского языка. М., Русский язык, 2000

У слова, кроме внешней звуковой оболочки, имеется внутреннее содержание, которое в лексикологии называется лексическим значением слова.

 

Без лексического значения трудно было бы отличить одно слово от другого, и тогда речь, как правило, состоящая из слов с определённым значением, потеряла бы свой смысл и свое предназначение быть, в первую очередь, средством общения между людьми. Лексическое значение каждого слова помогает отличать одно слово от другого, например:

  • стол  — это предмет мебели в виде широкой горизонтальной доски на нескольких ножках, на который кладут или ставят что-либо;
  • стул — предмет мебели на ножках со спинкой, предназначенный для сиденья одного человека.

Лексическое значение слова трактуется по-разному. Начальное понятие о лексическом значении слова для младших школьников можно представить в виде следующей формулировки:

Лексическое значение слова — это то, что обозначает это слово. 

Например, каждый с детства знает и представляет, что такое рука. Рука — это часть тела человека, его верхняя конечность, которая имеет пальцы. С помощью рук человек может выполнять различную работу (шить, мастерить, строить), играть на музыкальных инструментах, писать, рисовать и т. д. Как видим, в лексическое значение слова «рука», обозначенного сочетанием именно этих звуков речи, входят наиболее существенные  признаки и свойства предмета, обозначенного этой лексемой.

Значит, лексическое значение слова — это единство его звукового оформления и внутреннего смысла, заключенного в нем. Тогда определение рассматриваемого понятия представим в таком виде:

Лексическое значение слова — это соотношение звуковой части слова с его предметным наполнением, обозначением конкретного предмета или явления. 

Грамматическое и лексическое значение слова

Не забудем еще об одном аспекте слова. У каждой лексемы имеется грамматическое значение той части речи, к которой оно принадлежит.

Слово — лексическое значение + грамматическое значение 

 

Например, некоторые слова обладают грамматическим значением предметности, называя реалии действительности  (школа), лица (мальчик), понятия (нежность, белизна), процессы (бег, ходьба) и отвечают на вопросы кто? что?

Это грамматическое значение предметности объединяет эти слова в один лексико-грамматический класс — имя существительное.

Рассмотрим соотнесенность лексического и грамматического значения слова «стол». Его лексическое значение уже определено.

Грамматическое значение заключается в его форме, которая определяется по окончанию.

(сидеть) у стола — существительное, 2 склонения, мужского рода, в форме род. п., ед. ч.

Однозначные и многозначные слова

 

Лексическое значение слов фиксируют и объясняют специальные словари, которые называются толковыми. Богатство лексики русского языка отображает, например, «Словарь живого великорусского языка» В. И. Даля, который включает более 200 тысяч слов, «Толковый словарь русского языка» Д. Н. Ушакова — около 90 тысяч слов. «Словарь современного русского литературного языка» в 17 томах состоит из 120 тыс. слов.

В лексике русского языка есть слова, которые обозначают только один предмет, признак, действие, свойство и т. д.

Например, словом «фиолетовый» обозначается один из цветов спектра.

Слово, у которого имеется только одно лексическое значение, называется однозначным.

Одним и тем же словом могут называться разные предметы, признаки, действия.

Слово, у которого имеется несколько лексических значений, между которыми существует смысловая связь, называется многозначным.

Вот как определяет многозначность слова «земля» академик Д. С. Лихачев в предисловии к книге «Земля родная»:

Я назвал свою книгу «Земля родная». Слово «земля» в русском языке имеет множество значений. Это и почва, и страна, и народ (в последнем смысле говорится о Русской земле в «Слове о полку Игореве»), и весь земной шар. В названии моей книги слово «земля» может быть понято во всех этих смыслах.

Прямое и переносное значение слова

У слова может быть прямое и переносное значение.

 

Прямое значение — это лексическое значение в собственном смысле, без дополнительных оттенков.

Переносное значение — это вторичное, производное, возникающее на основе сходства предметов по форме, цвету, характеру, выполняемой функции, ассоциации по смежности. Так возникают многозначные слова.

Например:

  • светлые волосы — светлая комната  — светлый ум — светлое будущее;
  • холодный день — холодный прием — холодный взгляд.

Переносное значение слов — это основа появления художественных образных средств речи:

Просмотр содержимого документа
«Слово и его значение. Типы лексических единиц»

План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Тип урока : изучение нового материала

Цели :

Образовательные:

1.Знать понятие «Лексика» ;

2. Знать , какие слова называются многозначными;

3.Знать особенности определения лексического значения слова;

4.Уметь определять лексическое значение слова;

5. Знать определения синонимов ,антонимов ,омонимов, уметь находить их в тексте .

Развивающие :

1.Развивать навыки определения лексического значения слова ;

2. Развивать навыки устной и письменной речи при изучении лексического значения слова ;

2.Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;

3.Развивать связную речь учащихся.

Воспитательные:

1.Показать красоту и богатство родного языка при помощи многообразия синонимов ,антонимов , омонимов ,многозначных слов в русском языке.

Ход урока

I. Организационный момент

Здравствуйте ,ребята! Запишите в тетради дату сегодняшнего урока.

II. Словарная работа

- Сегодняшний урок мы начнем с словарной работы.

Один ученик работает у доски , записывает слова которые ему диктует учитель и объясняет орфограммы. Остальные учащиеся записывают эти слова в тетрадь , обозначая орфограммы.

Словарная работа :

Багряный , коллекция , развитый ребёнок , развитой язык, пичужка, бордовый , солнце , пошёл

в лес .

III. Объяснение нового материала

- Ребята, какие разделы русского языка вы знаете? (Синтаксис, пунктуация ,фонетика, морфология, орфография ,орфография ) Какие из разделов русского языка мы с вами уже повторили ?

- Итак ,сегодня мы приступим к повторению одного из разделов русского языка.

- Сейчас я продиктую вам несколько предложений , а вы запишите их , пожалуйста ,в тетрадь (Ученики записывают в тетради предложения ,которые им диктует учитель) .

  1. Художник взял кисть , обмакнул её в зеленую краску и начал преображать кисть рябины , которую он нарисовал на холсте.

  2. Когда я ухожу в школу, то я закрываю дом ключом. Природный источник нашей земли - это подземный ключ.



  1. В нашем зоопарке живёт бегемот, или гиппопотам.

  2. Если бы молодость знала, если бы старость могла.



- Как вы думаете , на какие слова в этих предложениях нужно обратить внимание? Почему? ( В первом предложении встречаются многозначное слово кисть ,во втором предложении есть омонимы – слово ключ ,в третьем предложении – синонимы бегемот и гиппопотам ,в четвёртом – антонимы молодой и старый .)

- Итак ,мы определили ,что в записанных вами предложениях встретились многозначное слово , омонимы , синонимы и антонимы.

-Как вы думаете ,какой раздел русского языка мы будем повторять сегодня? ( Лексика ).

Давайте теперь закрепим наши знания я прочитаем правило и определения на странице 51.(Один из учащихся в слух читает правило и определения из учебника).

IV. Фронтальный опрос

- Итак , какие слова можно назвать многозначными? Если можете ,приведите примеры таких слов.

Какие слова называют омонимами , синонимами ,антонимами? Приведите примеры.

V. Закрепление изученного материала

- Ребята ,сейчас мы с вами выполним упражнение 92 ,в котором вам нужно будет вставить пропущенные орфограммы в корнях слов ,учитывая при этом лексическое значение этих слов.

Целеполагание :

- Как вы считаете ,для чего мы будем выполнять данное упражнение ? (Для того ,чтобы научиться подбирать проверочные слова ,учитывая их лексическое значение).

- Итак ,наша цель при выполнении данного упражнения - научиться подбирать проверочные слова ,учитывая их лексическое значение

Несколько человек выполняют у доски по два словосочетания ,а остальные работают на местах самостоятельно . Затем учащиеся ,выполнявшие упражнение у доски устно объясняют написание орфограмм ,с которыми они работали ,учащиеся , которые выполняли упражнение в тетради проверяют упражнение.

Упражнение 92.

Пос..деть к старост.. , пос..деть рядом ; пол..скать ребёнка ,пол..скать бельё ; разр..дил руж(?)ё , разр..дили морковь на грядк.. ; разв..вает(?)ся флаг , разв..вает(?)ся ребёнок ; прим..рять поссорившихся ребят , прим..рять платье.

Вывод :

-Достигли ли мы поставленной цели при выполнении упражнения ? (Да).

- Итак ,вы успешно выполнили упражнение ,теперь вы умеете подбирать проверочные слова ,учитывая их лексическое значение ,а сейчас давайте прочитаем правило на странице 52.

Один из учащихся читает классу правило .

- Теперь мы выполним с вами упражнение 94. Сначала вы прочитаете текст , а потом мы найдём с вами многозначное слово.

Целеполагание :

- Какова наша цель при выполнении данного упражнения ? (Научится находить в тексте многозначные слова ).

- Итак , цель при выполнении этого упражнения : научится находить в тексте многозначные слова .

Несколько учащихся читают в слух текст по ролям.

Упражнение 94.

— А вот отчего, к примеру, журавля называют журавлём? — спрашивал круглолицый1 Колечка.

— Ну, это просто, — пренебрежительно отозвался Анатолий Иванович. — Нешто ты колодезь-журавль (не)видел? Коромысло на длинной ноге, как будто птица журавль стоит.

— А я так пол..гаю, что журавль прежде коло..ца был, — задумчиво заметил Петрак. — Птица, раньше об..явилась…

— Факт, раньше! — воскликнул поражённый этой мыслью Колечка.

— Конечно, раньше, какой разговор! — ск..зал Анатолий Иванович строго. — Только была она без названия.

— Неужто без названия? — изумлённо воскликнул Колечка и покрутил круглой крепкой головой.

(Ю. Нагибин.)

- Кто из спорящих прав? Почему? Как вы думаете ,почему колодезь – журавль получило такое название? Сейчас первый вариант выписывает реплики Колечки , оформив их в виде предложений с прямой речью , а второй вариант оформляет в виде предложений с прямой речью реплики Анатолия Ивановича .

Учащиеся выполняют упражнение в тетрадях.

Вывод :

- Выполняя упражнение , мы достигли поставленной цели? (Да.)

- Сейчас мы с вами устно выполним упражнение 99 , в котором нужно подобрать антонимы к прилагательным ,учитывая их лексическое значение .

Целеполагание :

- Какова наша цель при выполнении данного упражнения? ( Научиться подбирать антонимы к прилагательным ,учитывая их лексическое значение .)

- Итак ,цель - подобрать антонимы к прилагательным ,учитывая их лексическое значение .

Учащиеся работают устно , называя составленные словосочетания.

Упражнение 99.

Горячий (кофе, человек). Мягкий (грунт, климат, матрац). Лёгкий (камень, урок, мороз). Свежий (хлеб, журнал, воротничок).

- А теперь каждый составит с любыми антонимами предложения с союзом а или но и запишет в тетрадь. Желающие зачитают получившиеся у них предложения.

Вывод :

- Достигли ли мы поставленной цели ? (Да).

VI .Рефлексия .Подведение итогов.

- Что изучает лексика?

- Что такое лексическое значение слова?

- Чем различаются однозначные и многозначные слова?

- Что такое омонимы? Синонимы ? Антонимы?

- Чем отличаются омонимы от многозначных слов ?

- Что такое лексикология?

- Итак ,что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Что было особенно интересно?

- Какую оценку каждый из вас поставил бы себе за сегодняшний урок?

VII. Домашнее задание .

- Дома вы выполните упражнение 100 ,в котором вам нужно будет озаглавить текст, выписать из него в тетрадь слова с пропущенными буквами и скобками ,обозначить орфограммы. Запишите синонимы к выделенному слову ,если они существуют.

Упражнение 100.

Отец пересмотрел запасные камеры, почистил свечи в мотор.., проверил и подтянул торм..за и долго заливал в бак горючее, что-то записывая и подсчитывая в своём блокноте.

— Интересная, брат, у меня вещь получается,— весело сказал он Сергею.— По всем данным выход…т, что литров под три. дцать горючего я сэкономил. Таким образом, мож..м мы с вами, Сергей Андреевич, новым путём домой отбыть. Через другой перевал.

Помн..шь, рассказывал я о нём?

— Помню,— ответил Сергей.— А может, там дорога плохая?

Но отец хотел (с, з)делать приятное Сергею и отмахнулся от его возражений.

— Дорога там замечательная! — сказал он твёрдо.

(П. Павленко.)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!