СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Словесные средства художественной изобразительности.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Словесные средства художественной изобразительности.»


Словесные средства художественной изобразительности.

1. Выразительные средства фонетики.

Звукопись – художественный прием, связанный с созданием звуковых образов основанный на использовании звуковых повторов. Существует два основных вида звукописи:

Ассонанс прием усиления выразительности текста, основанный на повторении одинаковых или похожих гласных звуков.

О, весна – без конца и без краю –

Без конца и без краю мечта!

Узнаю тебя, жизнь, принимаю… (А.А.Блок)

Комментарий: В данном случае автор использует ассонанс, основанный на повторах ударного гласного звука (а). Повторение широкого открытого гласного звука (а) как бы подчеркивает безграничность, бескрайность, открытость души поэта, устремленного к весне и мечте.

И веют древними поверьями

Ее упругие шелка. (А.А.Блок)

Комментарий: Ассонанс основан на повторении ударного гласного (э). Повторение узкого и закрытого гласного (э) усиливает таинственность и загадочность героини стихотворения).

Аллитерация – прием усиления выразительности текста, основанный на повторении одинаковых или похожих согласных звуков.

Люблю грозу в начале мая, Как бы резвяся и играя,

Когда весенний, первый гром, Грохочет в небе голубом. (Ф.И.Тютчев)

Комментарий: В данном случае используются приемы звукоподражания и аллитерации. Аллитерация основана на повторении согласного звука (р), повторении сочетания звуков (р) и (з), а также сочетания (гр). Прием аллитерации помогает воспроизвести звучание громовых раскатов и создает звуковой образ начинающейся грозы.

Свищет ветер, серебряный ветер,

В шелковом шелесте снежного шума. (С.А.Есенин)

Комментарий: В данном случае также использованы приемы звукоподражания и аллитерации. Аллитерация основана на скоплении шипящих (щ),(ш),(ж), что помогает передать шум ветра, шелест сухого снега и создает звуковой образ вьюги., которая не пугает, а манит.

2. Выразительные средства лексики и фразеологии.

Специальные лексические изобразительно-выразительные средства языка. Тропы.

Эпитет – употребление в переносном значении (прилагательное) (где-то в яблочном захолустье) – направленность на изображение предмета, явления, показ его наиболее существенных, значимых в данном случае признаков (сверкающие пальцы).

Сравнение – сопоставление явления или понятия с другим явлением или понятием с целью выделить какой-либо особо важный в художественном отношении признак объекта сравнения (как, как бы, как будто, ровно, словно, точно и др. союзы и союзные слова).

Наступило прохладное лето, Словно новая жизнь началась.

Часто сравнения строятся с использованием формы творительного падежа

Лежал закат костром багровым.

Метафора – выражение или слово, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку (скрытое сравнение).

Пустых небес прозрачное стекло (А.Ахматова) содержит сравнение неба с прозрачным стеклом. В саду горит костёр рябины красный (С.Есенин) содержит сравнение кистей рябины с пламенем костра./ И меркнет звёзд алмазный трепет (М.Волошин).

Олицетворение – перенос свойств человека на неодушевлённые предметы, явления природы и животных.

Полночь в моё городское окно / Входит с ночными дарами. (А.Твардовский)

Метонимия – перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности явлений.

Я три тарелки съел. (И.А.Крылов)

Съел целую тарелку; выпил две чашки./И вы, мундиры голубые – жандармы (М.Лермонтов).

Эй, борода, а как проехать отсюда к Плюшкину? (Н.Гоголь).

Синекдоха – разновидность метонимии, основанной на перенесении значения с одного явления на другой по признаку количественного отношения между ними, обозначение целого (чего-то большого) через его часть (нечто меньшее, входящее в большее)

Все флаги в гости будут к нам, т.е. корабли под флагами всех стран.

Иметь крышу над головой, рабочих рук не хватает.

Синекдохой является употребление форм единственного числа вместо множественного.

Швед, русский колет, рубит, режет.

Перифраза – замена слова или словосочетания описательным выражением, указывающим на какие-либо существенные в художественном отношении свойства, качества, предмета

Сияние неутомлённых глаз /Бессмертного любовника Тамары (А.Ахматова о демоне).

Приветствую тебя, пустынный уголок (А.С.Пушкин о деревне).

Разновидностью перифразы является эвфемизм – замена слова, употребление которого говорящему по какой-либо причине представляется нежелательным (высморкалась – я облегчила себе нос).

Гипербола – образное выражение, содержащее преувеличение какого-либо признака предмета, явления, действия, усиление признаков предмета, явления, действия.

Сидит милый на крыльце/С выраженьем на лице,/А у милого лицо/Занимает всё лицо.

Литота – образное выражение, содержащее преуменьшение какого-либо признака предмета, явления, действия, (противоположность гиперболе) – приём, состоящий в количественном преуменьшении признаков предмета, явления, действия.

Мальчик-с-пальчик;/Девочка-дюймовочка;/Мужичок с ноготок.

Ирония употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому. Это вид иносказания, при котором за внешне положительной оценкой скрывается насмешка.

Хрестоматийный пример – обращение Лисицы к Ослу (И.Крылов)

Отколе, умная, бредешь ты, голова?(противоположный смысл)

Высшая степень проявления ирониисарказм(злая насмешка) .

3. Неспециальные лексические изобразительно-выразительные средства языка. Тропы.

Синонимы- различные по звучанию и написании, но близкие по лексическому значению (бежать- мчаться, смелый-отважный).

Антонимы- противоположные по лексическому значению (добро-зло).

На использовании антонимов основан стилистический прием -антитеза.

Омонимы- одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению (брак-изъян, брак-женитьба).

Омофоны- одинаковые по звучанию, но различные по написанию и лексическому значению (седеть-сидеть).

Омографы- одинаковые по написанию, но различные по лексическому значению и произношению (мука- мУка, дома-дОма).

Омоформы- одинаковые по звучанию и написанию лишь в отдельных формах: мой дом-мой руки.

Паронимы- одинаковые по написанию и звучанию, но различные лексическому значению (индивидуальность-индивидуализм, шумный –шумливый).

Фразеологизмы-выражения (попасть впросак, быть на седьмом небе и т.д.).

Особую группу фразеологизмов составляют афоризмы(крылатые выражения).

А ларчик просто открывался.

Слона-то я и не приметил.

Стилистически окрашенная лексика.

1.Возвышенно-поэтическая лексика(лазурный, чары);одобрительная (изумительный), ласкательная(солнышко) лексика, неодобрительная (околесица), презрительная (балбес зубрила) лексика.

2.Функционально-стилистически окрашенная лексика:

Книжная: научная, официально-деловая, публицистическая, художественная

Лексика разговорная: папа, мальчонка

Лексика ограниченного употребления (диалектная, просторечная(голодранец), профессиональная, жаргонная (тусовка),устаревшая, неологизмы).

4.Выразительные средства морфологии и словообразования.

К основным средствам морфологии и словообразования относятся:

- употребление каких-либо грамматических форм не в их прямом значении(употребление форм настоящего времени в значении прошедшего времени ;форм глагола условного наклонения – в значении повелительного и т.д.)

Только, понимаешь, выхожу от мирового, глядь – лошадки мои стоят смирнехонько около Ивана Михайловича(форма глаг. наст.вр. актуализирует прошедшие события).

- преимущественное употребление в тексте слов какой-либо части речи:

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

-использование суффиксов и приставок: уменьшительно-ласкательных, увеличительных пренебрежительных, уничижительных(городишко).

-использование авторского словообразования(окказионального):

Я думал – ты всесильный божище,

А ты недоучка, крохотный божик. (В.В.Мережковский) (передают оценку авторского восприятия)


5.Выразительные средства синтаксиса.

Для усиления выразительности текста могут использоваться самые разные особенности синтаксических единиц:

-синтаксическая структура предложения и знаки препинания(простое или сложное, двусоставное или односоставное, неосложненное или осложненное, предложения по цели высказывания, по эмоциональной окраске);

-специальные синтаксические выразительные средства (фигуры);

Риторический вопрос- это фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение.

Риторическое восклицание- это фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение.

Риторическое обращение- это фигура, состоящая в обращении к кому-то или чему-то для усиления выразительности.

Повторение – это фигура, состоящая в повторении к какого-либо члена предложения или нескольких предложений с целью привлечения внимания.

повторение слова, выражения, песенной или стихотворной строки с целью привлечь особое внимание.

Молоды вы еще, очень молоды!- вздохнул Иван Игнатьевич.

Разновидностью повтора являются анафора, эпифора и подхват.

Анафора –(от греческого восхождение, единоначатие) -это повторение слова или группы слов в начале строк, строф или предложений:

Лениво дышит полдень мглистый,

Лениво катится река (Ф.И.Тютчев)

Эпифора – (от греческого – добавка, конечное предложение периода),(противоположность анафоре) –

повторение слова, словосочетания в конце стихотворной строки.

Степям и дорогам

Не кончен счёт;

Камням и дорогам

Не найден счёт. (Э.Багрицкий)

Подхват-это повтор какого-либо отрезка речи в начале следующего за ним соответствующего отрезка речи:

Повалился на холодный снег,

На холодный снег, будто сосенка,

Будто сосенка во сыром бору. (М.Ю.Лермонтов)

Параллелизм – приём сходного, параллельного построения смежных фраз, стихотворных строк.

Под полозьями поле скрипит,

Под дугой колокольчик гремит. (Я.Полонский)

Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской. (М.Лермонтов)

Многосоюзие- избыточный с грамматической точки зрения повтор союзов.

Бессоюзие- намеренное опущение союзов между однородными членами или частя сложного предложения.

Эллипсис (от греческого недостаток) – прием, состоящий в намеренном пропуске какого-либо члена или части предложения.

Недолго ведь с крыши – на небо (М.Цветаева)

Инверсия-(от латинского-перестановка)-изменение обычного порядка слов.

Идет Жилин, все тени держится. (Л.Н.Толстой)

Парцелляция-(о французского-частица) -прием, заключающийся в расчленении единой синтаксической структуры предложения на несколько смысловых единиц. На месте расчленения могут использовать точка, восклицательный или вопросительный знаки, многоточие.

Утром, ярким, как лубок. Страшным. Долгим. Ратным. Был разбит стрелковый полк. Наш. В бою неравном. (Р.Рождественский)

Градация приём расположения слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости.(возрастающая и нисходящая градация)

Принёс – и ослабел, и лёг Светились, горели, сияли голубые глаза (В.Солоухин)

Под сводом шалаша на лыки,

И умер бедный раб у ног

Непобедимого владыки. (А.С.Пушкин)

Принес он смертную смолу

Да ветвь с увядшими листами. (А.С.Пушкин)

Антитеза – приём контраста, противопоставления явлений и понятий обычно используются антонимы.

Я царь – я раб,

Я червь – я бог (Державин)

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная,

Матушка Русь (Некрасов)

Оксюморон –(от греческого-остроумно-глупое)-это фигура, в которой соединяются обычно несовместимые понятия, сочетание противоположных по значению слов с целью необычного, впечатляющего выражения какого-либо нового понятия.

Живой труп, оптимистическая трагедия, тоска веселая.

Аллегория – изображение отвлечённого понятия через конкретный образ.

Лиса – хитрость, заяц – трусость, осёл – глупость.

Рефрен – повторение строки или несколько строк в конце строфы.

Умолчание – фигура, представляющая читателю возможность догадываться и размышлять, о чём могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании

Поедешь скоро ты домой,

Смотри ж …

Да что … Моей судьбой,

Сказать по правде, очень

Никто не озабочен (М.Лермонтов)

- особые приемы композиционно-речевого оформления текста (вопросно-ответная форма изложения, несобственно-прямая речь, цитирование и т.д.)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!