СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Словарная работа при изучении "Слова о полку Игореве"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Слово о полку Игореве» является величайшим  памятником древнерусской литературы, замечательным как по своему глубокому идейному содержанию, так и по своей художественной форме. Это произведение содержит большое количество устаревших форм и конструкций, а также немало устаревших слов, непонятных современному читателю. При изучении «Слова…» для полного раскрытия содержания, идейной направленности и художественных достоинств используются как переложения текста на современный русский язык, так и избранные отрывки на древнерусском языке.

Просмотр содержимого документа
«Словарная работа при изучении "Слова о полку Игореве"»

Словарная работа при изучении «Слова о полку Игореве»

«Слово о полку Игореве» является величайшим памятником древнерусской литературы, замечательным как по своему глубокому идейному содержанию, так и по своей художественной форме. Это произведение содержит большое количество устаревших форм и конструкций, а также немало устаревших слов, непонятных современному читателю. При изучении «Слова…» для полного раскрытия содержания, идейной направленности и художественных достоинств используются как переложения текста на современный русский язык, так и избранные отрывки на древнерусском языке.

Учителю важно тщательно продумать подлинный текст произведения, понять композицию и художественные средства, особенности языка, способствовавшие созданию непревзойденного произведения Древней Руси. Древнерусская литература начала своё развитие после принятия христианства, поэтому язык этого периода церковно-славянский.

В «Слове…» отразилась система древнерусского литературного языка, единого для всех территорий Киевской Руси. Морфологическая система памятника дает полное представление о нормах литературного языка 12 века: формы двойственного числа (два солнца померкоста); формы звательного падежа (О ветре ветрило!); формы дательного, творительного и предложного падежей; разные типы склонения (они же сами княземъ славу рокотаху; мосты мостити по болотомъ). Система глагола: формы инфинитива с суффиксом -ти (начати, быти, пети); формы 2-го лица единственного числа настоящего времени глагола с флексией -ши (сидиши, стреляеши); имперфекта (тогда пущашеть 10 соколовь на стадо лебедеи: которыи дотечаше, та преди песьнь пояше); аориста (тогда Игорь възре на светлое солнце и виде отъ него тьмою вся своя воя прикрыты); перфекта; старые формы сослагательного наклонения: възлелей, господине, мою ладу къ мне, а быхъ не слала къ нему слезъ на море рано. В предложениях с союзной связью широко используются русские союзы а любо, аже, аже то, коли. Часть слов сохранилась в словарном составе русского литературного языка до сих пор: обозначающие явления природы, названия птиц, животных, растений: небо, земля, солнце, буря, вћтръ, дождь, болото, трава, дерево, волкъ, воронъ, лисица, сорока. Сохранилась военная лексика: полкъ, дружина, рать, вои, лукъ, мечь, сабля, битися, побеждати, полонити. Сельскохозяйственная лексика: сћяти, взоити, молотити, снопъ; охотничья лексика: соколъ, кречетъ, пардуже гнћздо. Синонимические возможности древнерусского языка: речи – глаголати – молвити, туга – печаль – тоска. Книжная лексика: аще, вельми, глаголати, крамола, златокованый, заутреняя, христьяны, аминь.

Чти – чести

Слава – хвалебная песня в честь героя

Плачи или причети – песни-плачи

Братия – братья

По Рси – по Роси

Луци – луки

Русици – русичи

Словутицю – словутичи

Чрьленыи – червленый

Брезπ – берег

Вπцπ – век

Плъци – полки

Внуци – внуки

Пороси – порохи, пыль,прах

Стязи – стяги

Брезπхъ – берег

Рπцπ – река

Врани – вороны

Красныя – красный

Отворяеши – отворяешь

Начашя – начался

Бишася – бился

Хотяше – хотел

Помняшеть – помнит

Говоряхуть – говорили

Выскочисте – выскочите

Минула лета – минули лета

Далече залетело – далеко улетело

Звонячи – звонят

Плъкъ – поход

Боронь – брань

Къметъ - воин

Стрπла - стрела

Харалугъ - булат

Шелом - шлем

Побπждати – победить

Полонити - полонить

Комонь – конь

Млънии - молнии

Сморци - смерчи

Хлъмъ – холм

Дубие – дуб

Древо – дерево

Зегзица – кукушка

Славии - соловей

Чаица - чайка

Млπвити - молвил

Изронити - высказал

Глаголати - говорил

Рыкати – рычать

Брехати – лаять

Втроскотати – стрекотать

Гримлють – греметь

Паполома – покрывало

Оксамит – шелковая ткань

Женчюгъ - жемчуг

Вережени – вред

Хоробрый – храбрый

Всести – сесть

Преломити – переломить

Позвонить мечами – вступить в сражение

Падоша стязи Игоревы - поражение

Почнем – начнем

Повьсть - повесть

Бръзые - борзые

Копиа харалужные – копья булатные

Велми - очень

Радошень – рад

Влурь – овлур, половец

Бысть – был

Забороло (забрало) - верхняя часть крепостной стены

Живот - животъ - жизнь

Гзак – Гзакъ – Гза - имя половецкого хана

Галица - галка







В «Слове…» много темных мест, и это объясняется тем, что современным людям непонятны многие обороты, привычки. Восточнославянские элементы речи не были случайными в древнерусских текстах церковного назначения, и в собственно литературных, художественных произведениях Киевской Руси. Старославянские элементы речи выполняли традиционно закрепившиеся за ними смысловые и стилистические функции, объединяя слова в поэтические контексты и тем самым способствуя значительному обогащению древнерусского литературно-письменного языка.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!