СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Словарная работа на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Слово-основная значимая единица языка. Современный русский язык обладает огромным словарным запасом. 

Просмотр содержимого документа
«Словарная работа на уроках русского языка»

Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе

(из опыта работы).


Никогда ещё дети не нуждались так

в обогащении языком, как нуждаются они в

наши дни, когда жизнь всесторонне изменяется, создаётся множество нового, и всё требует новых словесных форм.

А. М. Горький.

Речь человека является своеобразным зеркалом культуры и образованности. По речи можно сразу определить уровень мышления говорящего, а также уровень развития его. Развитие речи является одним из принципов построения программы по русскому языку в начальной школе.

«В обучении и общем развитии младших школьников предмету «Русский язык» принадлежит очень важная роль. Начальный курс русского языка должен выполнять специфические задачи : обучать чтению, письму, обогатить речь учащихся, дать знания о языке и быть ступенью в преподавании этого учебного предмета в средней и старшей школе.

Развивая речь ребёнка, мы развиваем его интеллект. Только через развитие речи возможно становление и совершенствование мышления, воображения, представления, высших эмоций. Поэтому развитие речи осуществляется на уроках обучения грамоте, чтения, грамматики. Оно неотделимо от любой языковой работы.

Дети, поступающие в школу, имеют определённые знания об окружающей действительности, но круг этих знаний и представлений очень мал, и задача школы и заключается в том, чтобы этот круг расширить и на этой основе расширить и словарь ребёнка. Большое значение имеет словарная работа. Объектом словарной работы является слово. «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, -- писал К. Д. Ушинский, -- темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения,… и всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета».

Слово – основная значимая единица языка. Словами обозначаются конкретные предметы и отвлечённые понятия, выражаются чувства и намерения. Современный русский язык располагает огромным словарным запасом. Богатство языка – признак высокого развития как общества в целом, рак и каждого отдельного человека.

Однако словарной работе в школе не всегда уделяют достаточно внимания. Нередко эта работа носит случайный эпизодический характер, отчего и речь учащихся формируется и выправляется медленнее, чем этого хотелось бы. «Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами русского языка», - писал известный учёный-методист А. В. Текучев.

Школьная программа по русскому языку в начальных классах указывает, что на каждом уроке должны проводиться словарно-орфографические упражнения. Некоторые слова являются для учащихся трудными не только с точки зрения их правописания, но незнакомыми или малознакомыми по значению.

Словарно-орфографическую работу нельзя сводить только к заучиванию правописания слов. Более рациональной является такая работа, когда в процессе изучения правописания слов, детям предлагаются задания, которые наряду с орфографическими целями преследуют цели лексические, т. е.

направленные одновременно и на усвоение орфографии и на расширение словаря учащихся.

Для раскрытия лексического значения слова можно использовать в своей работе следующие приёмы:

а) показ соответствующего предмета или его изображения (муляжа, рисунка и т. д.).

б) замена данного слова синонимом

в) разбор слова по составу

г) замена данного слова описательным оборотом

Для закрепления правописания непроверяемых орфограмм и обогащения словаря могут быть использованы следующие приёмы:

  1. Образование от данных корней слов разных частей речи.

  2. Составление предложений с новым словом.

  3. Распределение слов по частям речи, по типу склонения или спряжения, по родам.

  4. Подчёркивание непроверяемых орфограмм, нахождение в изучаемом слове других орфограмм.

  5. Группировка по орфограммам.

  6. Группировка по типу ударения.

  7. Подбор однокоренных слов.

  8. Включение слова в письменные работы.

  9. Проговаривание слова по слогам.

  10. Подбор синонимов, антонимов и другие приёмы.

Эти виды работ можно проводить в классной и домашней работах, использовать в коллективной и индивидуальной формах работы.

Содержание словарно-орфографической работы в каждом классе определяется кругом слов с непроверяемыми написаниями, указанными в программе по русскому языку. Упражнения будут эффективными и обеспечат прочное усвоение детьми правописание слов только в том случае, если, во-первых, применять разные приёмы изучения и закрепления, во-вторых, систематически проверять умения учащихся безошибочно писать изученные слова.

В русском языке имеется большое количество общеупотребительных слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением. Их написание не связано с произношением, не регулируется применением правил. Но из этого нельзя делать вывод, что эти слова можно только механически заучивать, что работу над ними нельзя связать с изучением грамматики, расширением словаря. Работа с такими словами складывается из следующих этапов:

1. Первоначальное знакомство со словом.

2. Упражнения, направленные на запоминание слова.

3. Проверка усвоения написания.

От того, как будет организовано первоначальное знакомство со словом, зависит многое, т. к. чем лучше, интереснее оно пройдёт, тем большее внимание привлечёт к себе. Работа над каждым словом из словаря непосредственно связана с изучаемым на уроке грамматико-орфографическим материалом. Всегда можно найти возможность предложить детям написать нужное слово, осмыслить его значение, составить с ним словосочетание, употребить это словосочетание в предложении, связном тексте. Языковым материалом для проведения таких упражнений могут стать пословицы, поговорки, загадки, отрывки из художественных текстов.

Наиболее распространённым видом словарно-орфографических упражнений (особенно на этапе закрепления, обобщения и систематизации знаний о словах с непроверяемыми и проверяемыми написаниями) считаю диктанты.

Зрительный диктант с предварительным разбором. Учащиеся орфографически и орфоэпически проговаривают написанные на доске слова с выделенной буквой, затем записывают их.

Картинный диктант:

1.Учитель показывает карточку – картинку, дети называют предмет, объясняют написание и записывают слова.

2. Учитель показывает карточку, дети называют предмет, записывают слово, выделяют ударную и безударную гласные, делят слово на слоги.

3. Учитель показывает карточку, дети самостоятельно записывают слово.

Выборочный диктант (картинный, слуховой, зрительный). Учитель предлагает либо карточки – картинки, либо карточки – слова, в которых пропущены безударные гласные, с определённым заданием: записывать только названия животных (растений, людей, одежды и т. д.); слова с безударной е (и, а, о, я).

Диктант с использованием загадок. Учитель читает загадку, дети отгадывают её, объясняют, по каким признакам отгадали, записывают слово – отгадку и работают с этим словом.

Диктант по памяти:

  1. Записать по памяти слова на какую—либо тему.

  2. Записать по памяти слова с безударной а (о, е, и, я).

Диктант с комментированием.

Творческий диктант. Заменить определение одним словом. Например, горящая куча хвороста, сучьев, веток – костёр, вечерний приём пищи – ужин. Проверка выполнения может сопровождаться объяснение написания, может осуществляться с помощью сигнальных карточек, в ходе само -- или взаимопроверки.

Помимо названных словарных диктантов использую в своей работе упражнения лексического характера. Важно, чтобы ученики понимали и запоминали написание как изучаемого слова, так и однокоренных ему слов и могли использовать их в речи. Привожу примеры таких упражнений.

  1. Прочитайте, найдите однокоренные слова и объясните значение каждого слова:

Вот и лето подоспело, земляника покраснела. Земляничка, земляничка – красненькая невеличка. Но если вы жили возле земляничника, значит земляничное варенье вам привычно.

  1. Прочитайте и объясните различие в значении каждой пары слов. Составьте предложение со словами любой пары: морковь – морковка, жёлтый – желтоватый, чёрный – чёрненький, корова – коровёнка, сверкать – сверкнуть.

  2. Объясните, кого так называют: библиотекарь, тракторист, шофёр.

  3. Впишите в предложение подходящие по смыслу слова из «Словаря»:

Сапоги и ботинки – это обувь, а ………….. – это одежда. Заяц – это зверь, а………….. – птица. Пенал,…………. – это учебные вещи, а …………. и …….. – это инструменты.

Организация работы с трудными словами предполагает и проведение наблюдений над многозначностью слов, их прямым и переносным значением, синонимами и антонимами.

Вот примеры упражнений такого типа:

  1. Объясни значение выделенных слов.

Весело сияет месяц за окном. Третий месяц у ворот – это к солнцу поворот.

  1. Найди в тексте слова, близкие по смыслу.

У лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том:

И днём, и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

  1. Подбери к каждому из слов близкое по значению слово:

Друг, узор, труд, боец, торжество и другие.

После выполнения перечисленных заданий предлагаю детям как грамматико-орфографические ( подчеркнуть буквы, определить части речи, род), так и задания по развитию речи(написать по памяти, составить словосочетание, предложение). При изучении слов из «Словаря» можно использовать игры -- соревнования «Кто больше?», «Кто лучше?», « Кто правильнее?», «Кто быстрее и правильнее?».

«Кто больше?» -- к словам подобрать однокоренные, записать только те, в написании которых вы уверены.

«Кто лучше?» -- к словам подобрать подходящие по смыслу имена существительные (прилагательные, глаголы). Варианты рассматриваются и выбираются самые лучшие.

«Кто быстрее и правильнее?» -- Подобрать подходящие по смыслу слова и записать словосочетания:

жареный………., восточный…………, солёный……… .

«Кто больше?» -- вспомнить пословицы, поговорки, загадки, в которых встречаются словарные слова Уместно и разгадывание кроссвордов.

На опыте своей работы убедилась, что достаточно быстрого и прочного запоминания правописания трудных слов обеспечивает этимологический анализ слова. Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает прояснить исторический состав слова. Работу при этом строю, соблюдая следующие этапы:

  1. выделение нового слова из текста (пословицы, поговорки, загадки), чтение слова, звукобуквенный анализ.

  2. Орфографическое и орфоэпическое проговаривание слова, его запись, выделение всех орфограмм, деление слова на слоги и для переноса.

  3. Этимологическая справка.

  4. Подбор однокоренных слов, лучше разных частей речи.

  5. Составление и запись словосочетания или предложения, разбор составленного предложения по частям речи и членам предложения.

В этой работе опираюсь на опыт детей, их знания и умения работать со словарём. В домашнее задание включаю новое слово, предлагаю детям найти загадки, стихи, пословицы с новым словом. Такая работа позволяет закрепить знания правописания нового слова. Используя такую систему работы со словарными словами, убедилась, что дети достаточно хорошо усваивают написание слов и любят такую форму работы.


Не всё в правописании школьник может расценить как целесообразное. Так учащиеся усваивают нелёгкое правило, что после мягких согласных пишется Ю (Е, И, Я), после твёрдых согласных – буква У (А, Э, Ы). Как же нелепо и бессмысленно в глазах детей выглядит правило «ЧА – ЩА пиши с буквой А» (ЧУ – ЩУ, ЖИ – ШИ). Дети с трудом усваивают написание этих звукосочетаний, т. к. оно нелогично, непоследовательно.

В этом случае при первом знакомстве с этим правилом использую так называемые «запоминалки».

Лыжи, мыши и ужи,

Шины, ёжики, чижи,

ЖИ да ШИ, ЖИ да ШИ

С буквой И всегда пиши.

Я грамотно писать хочу,

Слова на ЧУ и ЩУ учу,

Чулок и чудо, и чугун,

Чудак и чадо, и ворчун,

Чумазый, чучело, чурбан,

Чудесный, чувство и чулан,

Кричу, ворчу, ищу, тащу.

Я с У пишу и ЧУ и ЩУ.


Эта работа даёт положительные результаты, т. к. она вызывает у детей интерес. Мы заучиваем «запоминалки» наизусть, записываем их, выписываем слова на определённое правило, используем их при изучении различных тем (Род, число имён существительных, прилагательных, части речи и другие).

Различные виды упражнений, письменных работ не должны быть отвлечёнными от жизни. Изучая слова «завтрак», «обед», «ужин», обращаем внимание на правила поведения за столом, придумываем меню для праздника и т. д.

Слова «трамвай», «шофёр», «шоссе», «автомобиль», «дорога» изучаем на одном уроке одновременно. Сам урок можно построить как путешествие, поездку.

Для изучения слов «заяц», «лисица», «медведь» отправляемся на прогулку в лес, а со словами «корова», «петух», «собака» -- в деревню к бабушке.

Таки образом. У детей вырабатывается осмысленное отношение к слову.

Для успешного формирования навыка правописания слов с непроверяемыми написаниями нужна целенаправленная работа по ознакомлению младших школьников с азами пользования справочной литературой. Эту работу начинаю с обучения правилам пользования «Орфографическим словарём». Учить работать со словарём – это учить себя контролировать, развивать речь, накапливать активный словарный запас. Знакомство со словарём провожу в конце периода обучения грамоте. Работая со словарём, составленным П. А. Грушниковым, предлагаю простейшие задания: найти своё имя в списке имён; прочитать слова на определённую букву, правильно соблюдая ударение; из данного столбика слов выписать известные тебе слова; составить с ними предложение; выписать слова на тему. Начиная с третьего класса разрешаю пользоваться словарём при написании сочинений.

Активный словарь детей растёт очень медленно, он беден. Дети часто повторяют одни и те же слова в своей речи, слабо владеют синонимикой, не умеют дифференцировать отбор лексики при составлении текста и т. д. Повторяемость одних и тех же слов (тавтология) в устных и письменных связных высказываниях очень высока. Тавтология – серьёзный недостаток детской речи.

Среди разнообразных упражнений, направленных на расширение словарного запаса детей, особое место должно быть отведено работе с синонимами и антонимами. Как известно, синонимы – это разнозвучащие слова, которые обозначают одно и то же явление действительности – предмет, качество, действие, называя «это одно и то же по-разному – или выделяя в называемой вещи различные её стороны, или характеризуя эту вещь с разных точек зрения». Антонимы – противоположные по значению слова.

В начальных классах не сообщаются теоретические сведения о синонимах, однако, практическая работа с ними, наблюдения над языком предполагают формирование у учащихся понятия о синонимах и антонимах.

Работа с синонимами и антонимами ведётся в следующих направлениях:

  1. формирование понятия;

  2. обогащение словаря учащихся;

  3. формирование навыка самостоятельного использования синонимов и антонимов в связном высказывании.

Система практических упражнений складывается из следующих элементов:

а.) обнаружение синонимов и антонимов в читаемом тексте, объяснение значения, оттенков значений, различий между словами – синонимами;

б.) подбор синонимов, которые могут служить заменой данному слову;

в.) использование в речи;

г.) исправление речевых ошибок , замена неудачного слова другим.

Выделяют три основных способа толкования лексического значения слов: наглядный, семантический, контекстуальный. В начальной школе целесообразнее использовать наглядный способ (наблюдения за предметами и явлениями, показ картин, рисунков, иллюстраций, макетов и т. д.), что позволяет идти от слова к действительности, научить ребёнка сознательному (осмысленному) пользованию словом.

В работе с синонимами и антонимами можно использовать упражнения (Приложение№1).

Большое значение для выработки правильного употребления синонимов и антонимов в речи имеют упражнения в редактировании текстов. Материалом для этого могут служить детские сочинения и изложения.

Работу с синонимами и антонимами можно использовать при изучении любой темы (Приложение №2).

Очень интересно проходит работа с использованием пословиц, поговорок, загадок, фразеологизмов. Задания могут быть направлены на сравнение значений фразеологических оборотов, близких и противоположных по значению, замену одного фразеологизма другим.

Такая работа развивает речь детей, расширяет их словарный запас, активизирует познавательную деятельность, повышает интерес к предмету.

Обучение таким видам речевой деятельности, как чтение и письмо, содержит реальные возможности языкового развития, воспитания внимательного и бережного отношения к родному языку. Задача учителя – помочь детям овладеть языковым богатством, через язык приобщить их к общечеловеческой культуре.

Важно, чтобы работа со словом проводилась систематически и целенаправленно, входила бы в общую систему работы по культуре речи учащихся.

Правильно и умело организованная словарная работа повышает интерес и внимание учащихся к изучаемым вопросам, совершенствует навык чтения, учит избирательно относиться к используемым в речи словам, развивает орфографическую зоркость.

В соответствии с возрастом и уровнем развития учащихся одни и те же виды упражнений должны различаться лексическим материалом. Разнообразные формы и методы делают эту работу интересной для детей и результативной для процесса обучения.

Работая над изучением выбранной темы и применяя различные виды упражнений со словами на уроках и во внеурочное время, наблюдала, как повышается интерес к предмету «русский язык» у учащихся класса. По результатам анкетирования в учебного года в числе любимых предметов «русский язык» назвали 8 учащихся (30, 7 %), а на конец учебного года - 15 учащихся (57, 6 %).

Дети с удовольствием принимают участие в Международной игре «Русский медвежонок» и показывают хорошие результаты. Наблюдается уменьшение допуска ошибок на правописание безударной гласной, не проверяемой ударением и на правописание гласных после шипящих.


Приложение №1.

  1. Объясни, что обозначает каждое выделенное слово:

Кто любит ТРУД, того люди чтут. РАБОТА и кормит, и учит.

ВЬЮГИ да МЕТЕЛИ на февраль налетели.

  1. Объясни значения слов, что общего в значении слов каждой строки?

Рассказ, повествование, история.

Лодка, челн.

Старый, дряхлый, ветхий.

  1. Соедини слова в пары слов, близких по смыслу:

метель рубеж

дорога вьюга

граница тропа

  1. Замени выделенное прилагательное словом, близким по смыслу:

В школу приехал ИЗВЕСТНЫЙ писатель. Широко известны его книги.

5. Запиши слова в порядке уменьшения качества:

Маленький, небольшой, крохотный.

Большой, огромный, гигантский.

6.Найди ошибки в тексте, исправь:

Прибежали старые зайцы, сбежались зайчата, прибежали старухи – зайчихи.

7. Объясни, какие из слов, называя действие, выражают наше отношение или состояние:

Бродить, слоняться, бояться, трусить.

8. Прочитать, объяснить значение слов:

Идти, шагать, брести, плестись.

Подберите к существительным наиболее подходящий глагол:

Спортсмены….

Старушка…….

Лошадёнка……

9. Запишите прилагательные с теми существительными, с которыми их можно употребить:

Пунцовый, кумачовый (флаг, мак)

Багряная, алая (Листва, роза)

Горячий, знойный (лето, вода, привет)

10.) Отгадай загадку:

Ночью на небе один

Золотистый апельсин.

Миновало две недели,

Апельсина мы не ели,

Но осталась в небе только

Апельсиновая долька.

Сколько предметов обозначает отгадка? Почему отгадка состоит из двух слов?


Приложение № 2.

Тема « Согласный звук и буква Й»

1. Подбери к словам с буквой Й слова, противоположные по смыслу:

Слабый мороз -- …………..

Плохой товарищ -- ………………..

Низкий урожай -- ……..

  1. Среди слов найди близкие по смыслу слова:

Щедрый, вежливый, шаловливый, добрый, озорной, опрятный, учтивый, чистый.

Тема « Слова с сочетаниями ЖИ -- ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ»

  1. Выделенные слова заменить близкими по значению:

АРОМАТНЫЙ чай -- ……..

ПРОСТОРНЫЕ улицы -- ……………

ТОЛСТЫЙ кот --…………

МОХНАТЫЕ ели --……….

Тема «Парные согласные».

  1. К словам подбери близкие по значению слова, в которых согласную на конце слова нужно проверять:

Мороз (стужа, холод), люди (народ, публика), ( работа (дело, труд, занятие), зов (клич, призыв), шум (гул, гудение, гуд).

Тема « Глагол. Неопределённая форма. Совершенный и несовершенный вид»

  1. Подобрать антонимы:

взлетать -- выходить –

включать -- встречать

зажигать -- разрешать –

вспоминать -- белеть –

  1. Подбери близкие по значению слова, определи спряжение глагола:

Горевать, смеяться, плакать, сказать.

Тема « Имя прилагательное».

  1. Впиши подходящие по смыслу слова:

Деревья высокие, а кустарники --…………………… . Овчарка большая, а такса -- ………………… . Уголь чёрный, а мел -- …………………… .Сахар сладкий, а перец -- …………….. .

  1. Укажи стрелками слова, которые обозначают противоположные по значению признаки предмета:

горячий грустный

узкий холодный

весёлый широкий

короткий злой

добрый трусливый

храбрый длинный

Тема « Наречие».

  1. Найди среди наречий синонимы, запиши их парами, вставляя пропущенные буквы:

Высоко, бли_ко, ак_уратно,рядом, опрятно, печ_льно, гл_ко, криво. Медлен_о, грус_но, ровно, тихо, вокруг, кругом, ласково, нежно, ни_ко, прмя, холл_дно, жарко.

  1. Запиши наречия в три столбика: слово, его синоним и антоним.

Мокро, сухо, влажно, близко, далеко, рядом, отлично, прекрасно, плохо, грустно, печально, радостно, быстро, скоро, медленно, холодно, зябко, жарко.

  1. Соедини стрелочками устаревшие слова с современными синонимами:

очи говорит

чело губы

ланиты глаза

уста лоб

перст парикмахер

брань палец

глаголет битва

льзя видный

зрачный щёки

брадобрей можно















Литература.

  1. Начальная школа. Журналы.

  2. Антипова М. Б. 500 упражнений к основным правилам по русскому языку. Минск. ООО « Юнипресс» 2002.

  3. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1 – 4 классов.

  4. Львов М. Р. Речь младших школьников и пути её развития. Москва. «Просвещение» 1975.

  5. Политова Н. И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка. Москва. « Просвещение» 1984.

  6. Ломбина Т. Н., Лукша В. Г. Рюкзачок с загадками: хорошая книга по развитию речи. Ростов на Дону. 2007

  7. Ходова Т. В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. Начальная школа. Айрис Пресс. Москва. 2013

  8. 500 игр со словами. Анаграммы, афоризмы, шарады. Составитель Иванченко Е. А. Харьков. 2005










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!