СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Славится земля делами людей / сценарий урока

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий урока-семинара, приуроченный ко Дню Конституции

Просмотр содержимого документа
«Славится земля делами людей / сценарий урока»

Урок по теме: «Славится земля делами людей».

10 – 11 классы

Форма проведения: урок - семинар

ЦУУ:

  1. Сформировать у детей понятие о государственном празднике Дне Конституции, вспомнить значение правовых терминов Конституция, право, закон, власть, преамбула и т.д.; воспитывать уважение к российскому законодательству.

  2. Познакомить учащихся с очерками биографии знаменитого земляка Сухарева А.Я.; научить самостоятельно добывать информацию из разных источников; научиться проводить поисковую работу.

  3. Воспитывать чувства уважения, гордости, патриотизма; учить бережному отношению к историческому наследию нашей страны; формировать у учащихся активную гражданскую позицию.

  4. Расширять кругозор и повышать общую культуру учащихся.


Оборудование: компьютер, проектор, Конституция РФ, выставка книг, раздаточный материал.


Ход урока:

I Оргмомент. Вступительное слово учителя.


- Здравствуйте. Присаживайтесь.

- Сегодня у нас с вами необычный урок, урок – семинар по теме: «Славится земля делами людей».


Человек рождается на свет

Чтоб творить, дерзать - и не иначе,

Чтоб оставить в жизни добрый след

И решать все трудные задачи

Человек рождается на свет…

Для чего? Ищите свой ответ.

- Данный урок обьединил два класса 10 и 11. Вы все были заранее разделены на три группы: 1. «Теоретики», 2.»Практики», 3. «Краеведы».

- Каждая группа получила заранее определённое задание, которое старательно выполняла в течении нескольких дней. Обязательным условием было сохранить в тайне от других ребят и представить информации только на самом уроке.

- Итак начнём и первым я предосталяю слово «Теоретикам».

Для их группы было дано задание:

«1. Подготовить сообщение о Дне Конституции, сделав его интересным и понятным для всех.

2.Провеси разминку на знание правовых терминов».


II Проведение семинара:

  1. Выступление группы «Теоретиков»:

А) Сообщение о празднике «День Конституции России».

День Конституции в России.


Государственный строй России определяется главным законом страны — Конституцией. Этот закон был принят на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года. Теперь этот день ежегодно отмечается как государственный праздник.

В Конституции записано: «...государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям».

С первой минуты жизни каждый маленький россиянин находится под защитой государства и получает документ «Свидетельство о рождении». Такой документ есть и у каждого из нас. А когда девочки и мальчики России достигают возраста 14 лет, то получают паспорт. В паспорте кроме данных, которые переписаны из свидетельства о рождении, есть ещё и фотография владельца.

Если обратиться к истории, то можно вспомнить, что было время, когда большинство россиян, понятия не имело, что такое Конституция. Во время восстания декабристов в 1825 году народ на Сенатской площади был уверен, что Конституция – это жена великого князя Константина! О главном законе страны десятилетиями мечтали многие образованные люди России.

Когда 1 марта 1881 года революционеры убили императора Александра II, пронесся слух, будто государь подписал проект Конституции, но он не успел этого сделать. Ждать пришлось ещё 37 лет.

Свою первую Конституцию наше государство приняло в 1918 году - Конституция РСФСР, затем Конституция 1924 года — первая Конституция СССР (Союза Советских Социалистических Республик). А 5 декабря 1936 г. был принят новый Основной закон страны, действовавший более 40 лет.

7 октября 1977 года была принята четвёртая Конституция – Конституция СССР, и, соответственно, изменился красный день календаря.


День Конституции — пожалуй, одна из самых важных дат для россиян. Конституция является ядром всей правовой системы России и определяет смысл и содержание других законов. Сегодняшняя Конституция — прочный фундамент демократического развития Российского государства. Это не просто декларация добрых намерений, это реально работающий документ. Конституция для гражданина любой страны — Закон, который он должен знать в первую очередь, ведь знание и грамотное применение законов — норма цивилизованной жизни.


На Конституции принесли присягу уже три российских президента: 9 августа 1996 года — Борис Ельцин при избрании его на второй срок, ,7 мая 2008 года — Дмитрий Медведев — 7 мая 2018 года уже в четвёртый раз Владимир Путин: со словами: «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».

Как же выглядит экземпляр «номер один» Основного закона страны? Тот экземпляр, которым пользуется сам Президент.

Текст президентской Конституции оправлен в переплет из тончайшей кожи красного цвета, его украшает накладной серебряный Герб России, на нем имеется тисненая золотая надпись «Конституция Российской Федерации». Хранится этот экземпляр в библиотеке Главы государства в Кремле.

Наше государство с точки зрения демократических перемен, произошедших в нём в последние годы, ещё слишком молодое. Руководство страны, прилагает много усилий, чтобы страна по-настоящему начала жить по демократическим законам. Важно помнить о том, что надо жить по закону, знать его и выполнять. 12 декабря государство напоминает людям о том, что есть Конституция и права, ею защищаемые.

Нерабочий праздничный день 12 декабря с 2005 года стал рабочим днем. Такую поправку в Трудовой кодекс Российской Федерации приняла Государственная Дума. В День Конституции россияне должны трудиться и радовать страну своими достижениями.

Конституция — закон,

Основной и главный.

День, когда он утверждён —

Это праздник славный.


В середине декабря,

Как народ свободный,

Отмечаем мы не зря

Праздник всенародный.





Б) Правовая разминка.


Правоведческая разминка

- Ребята, нам сейчас предстоит провести правоведческую разминку, на знание правовых терминов. Пожалуйста, будьте внимательны и принимайте активное участие.

- Участвуют в разминке все ребята. Итак, мы начинаем.

  1. Основной свод законов государства, наделённый высшей юридической силой? Что это? (Конституция)

  2. Вся совокупность установленных государством общеобязательных правил(норм) поведения, исполнение которых обеспечивается силой государственного принуждения (Право)

  3. Сформулируйте определение термина «Власть» (право и возможность распоряжаться кем-нибудь, чем-нибудь, подчинять своей воле)

  4. Дайте определение понятию «Закон». (нормативный акт, принятый высшим законодательным (представительным) органом государственной власти, регулирующий наиболее важные общественные отношения.)

  5. Установленное и охраняемое государством общее правило поведения, регулирующее общественные отношения? Что это? (норма права)

  6. Форма организации политической власти, осуществляющей управление обществом и обладающей суверенитетом. Это…(Государство)

  7. Сформулируйте определение к понятию «правоохранительные органы». (специальные органы, создаваемые в целях охраны права, действующие в соответствии с законами конституции.)

  8. Дайте определение к термину «правоспособность». С какого возраста она наступает? (способность иметь права и обязанности. Наступает с самого рождения.)

  9. Основные принципы, которые регулируют все стороны жизни общества и государства, определяют правовое положение общества. Это… (основы конституционного строя России).

  10. Применение мер государственного принуждения к лицу, совершенному правовое нарушение. Это… Какие виды юридический ответственностей Вы знаете? (юридическая ответственность). Виды: административная, дисциплинарная, материальная, гражданская, уголовная (только суд).

  11. А как вы понимаете смысл фразы «Презумпция невиновности»? (это принципы, согласно которым каждый обвиняемый считается невиновным, пока его вина не будет доказана судом.)



- Следущая группа «Практики».

Для них было задание:

«1. Напомнить ребятам содержание нескольких статей

Конституции РФ.

  1. Организовать и провести практическое занятие с учащимися

старших классов».


2. Выступление группы «Практиков»:

- Наша практическая группа сочла необходимым построить свою работу тремя этапами. Прошу вашего внимания мы начинаем.

А) Беседа по Конституции РФ;

- Ребята.

А) –Перед вами лежит брошюра Конституции России.

Мы сочли нужным, в преддверии Праздника, провести с вами небольшую беседу. Давайте вспомним:

- Как называется вступление в Конституции? Правильно …(Преамбула)

- Из скольких разделов и глав она состоит? Действительно наша конституция имеет (2 раздела, 9 глав)

- Сколько статей содержит в себе ныне действующая Конституция? Ответ правильный (137 статей)

– Как граждане должны обращаться с Конституцией своей страны? Верно..(Уважительно и бережно)

Поэтому очень бережно берём Конституцию и находим статью, в которой определено государственное устройство России. Смотрим в первых 5 статьях.

- Итак, назовите номер статьи, зачитайте её.

Б) - Посмотрите в какой статье указан главный источник власти?

- Назовите номер статьи.

- Кто является главным и единственным источником власти? Абсолютно верно, главный источник власти в России её (многонациональный Народ)


Б) Выполнение соотношения;


В) практическое занятие по фрагментам текста

из книги Сухарева А.Я..


Александр Яковлевич Сухарев автор многих научных трудов. Среди его работ есть монография, которая называется: ” Уроки Нюрнберга и проблемы международной законности”. Мы немного познакомились с данной монографией. Выбрали 2 текстовых фрагмента из данной книги и хотим провести небольшую практическую работу.

А) -Возьмите данную страницу (показываешь) и прочитайте текст первого фрагмента.

(даёшь время на чтение)





(б)- Говорят, что во время войны законы молчат, а победителей не судят. Какую долю истины в этих словах отметил Александр Яковлевич?

(был соблазн наказать фашистких преступников, этих нелюдей без Суда)



-Чем предлагал заменить публичный суд Уинстон Черчилль?

( «политическим решением»)



(в) - Прочитайте 2 фрагмент текста. (даёшь время на чтение)



-Что автор называет «чумой нашего времени»?

(международный терроризм)



-К разряду каких проблем он относится?

(к глобальным)



-На что обращает внимание властей автор?

(на правовой консенсус, проявить разум при принятии решений)



- И наконец, я с удовольствием предоставляю слово группе «Краеведы»

Им было поручено:

«1. Представить информацию о А.Я.Сухареве.

  1. Рассказать об открытии мемориальной доски нашему знаменитому земляку».


  1. Выступление группы « Краеведы»:

А)Сообщения о Сухареве А.Я.:

1.Детские и школьные годы.

Родился 11 октября 1923 года в селе Малая Трещевка Землянского района. (1 слайд) В наши дни, данное поселение расположено на территории Рамонского района Воронежской области. Нами была проведена небольшая поисковая работа: в ходе которой, мы побывали в Малой Трещевке (Ушивке), расспросили местных жителей и узнали, где располагался дом, в котором проживала семья Сухаревых. (2 слайд)

Родители: отец Яков Тихонович и мать Мария Михайловна по происхождению из крестьян. (3 слайд)

Были они людьми работящими, стремились создать крепкое хозяйство. К труду приучали и своих троих детей. Александр с раннего возраста работал по дому, а затем и в колхозе наравне со взрослыми: пахал, сеял, косил, заготавливал дрова, убирал созревший урожай и помогал родителям вырабатывать минимум трудодней, которыми измеряли труд колхозников.

Мама Александра очень желала, чтобы сын в дальнейшем получил высшее образование и "вышел в люди". Путь к знаниям был непростым.

Начальную школу окончил в селе Малая Трещевка. Благодаря учительнице, приносившей книги из дома, Саша пристрастился к чтению, старался учиться как можно лучше. Как позднее вспоминал Александр Яковлевич: «С подачи учительницы я прослыл на селе непревзойденным декламатором стихов…»1

После окончания начальной школы, в 1933 году его отправили учиться в Землянск - в школу крестьянской молодёжи (ШКМ). (4 слайд) Закончил восемь классов в 1938 году и благодаря усилиям матери, он оказался в Воронеже. (5 слайд) В городе с 1939 по 1941 годы работал слесарем на Авиационном заводе и одновременно учился в Вечерней рабочей школе. А было пареньку всего 15 лет.

Незадолго до войны Александр окончил курс полной средней школы, сдал экзамены и получил аттестат. В этом же году, он поступил в Воронежское военное училище связи. (6 слайд)

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Немцы продвигались быстро вглубь страны. В июне 1942 года они уже были на подступах к Воронежу. Началась эвакуация промышленных предприятий и учебных заведений, среди которых оказалось училище, в котором учился Александр, оно было отправлено в Узбекистан, доучился уже в Самарканде в декабре 1942 года.


Б) 2.Военные годы.


В середине декабря 1941 года лейтенант Александр Сухарев был направлен служить на должность командира взвода связи в 69-ю стрелковую дивизию 237-го стрелкового полка. (7 слайд)

Вскоре приняли присягу и эшелонами двинулись на фронт. Свой боевой путь прошёл с конца 1942 года по сентябрь 1944 года.

Начинал служить командиром взвода, затем командовал ротой связи, был начальником связи полка, исполнял обязанности начальника штаба полка.

Довелось воевать на Курской Дуге, где получил свою первую награду. Капитан Сухарев был награждён орденом Отечественной войны II степени На наградном листе было написано: «Во время боевых операций 26 августа - 29 августа 1943 г. под деревней Стрелецкое Орловской области отлично организовал бесперебойную работу всех звеньев связи». (8 слайд)

Затем участвовал в боях за Днепр.

Самые памятные воспоминания Александра Яковлевича были связаны с операцией «Багратион» по освобождению Белоруссии. Здесь он испытал и самую тягостную горечь от потери боевых друзей, и страх, как казалось тогда перед неминуемым пленением, и в то же время радость от предчувствия скорой победы.

За эти бои Сухарев получил вторую боевую награду - орден Отечественной войны I степени. (9 слайд)

Затем за окружение и уничтожение бобруйской группировки противника Сухарев был награждён орденом Красной Звезды. (10 слайд)

За форсирование реки Щара (Белоруссия) капитана Сухарева представили к очередной боевой награде – ордену Боевого Красного Знамени. (11 слайд)

13 августа 1944 года Сухареву довелось увидеть генерала Батова, который беседовал с бойцами и сказал, что первую задачу: освободить родную землю от захватчиков, мы выполнили, а сейчас встаёт новая задача: добить раненого фашистского зверя в его собственной берлоге. Начинались сражения за освобождение стран Европы.

10 сентября 1944 года, в разгар жестокого боя на реке Нарев в Польше, получил серьёзное ранение.

Потом был медсанбат, полевой госпиталь, тыловые лечебницы в Сумах и Харькове, несколько операций и томительно долгое выздоровление. Когда, наконец, встал на ноги, война уже закончилась. Воспоминания о войне не оставляли Александра Яковлевича. Он считал, что грех забывать Великую Отечественную, нельзя забывать: никому, никогда!


В) «Профессиональная деятельность»;

3. Профессиональная деятельность.

После войны вернулся в родной Воронеж. (12 слайд) С 1946 года А. Я. Сухарев на комсомольской, а с 1960 года - на партийной работе. Без отрыва от работы, он получил высшее юридическое образование, окончил аспирантуру и защитил кандидатскую диссертацию.

В 1956 году за участие в освоении целины А. Я. Сухарев получил свою первую послевоенную государственную награду - орден "Знак Почета"

(13 слайд) В 1970 году А. Я. Сухарев был назначен первым заместителем министра юстиции СССР.

Находясь в данной должности, он возглавлял Межведомственный координационный совет по правовой пропаганде при министре СССР. Именно в те годы родился и вырос до 12-миллионного тиража журнал «Человек и закон», появилась телепередача с одноименным названием (до сих пор итёт по 1 каналу). В качестве обязательного предмета было изучение основ права во всех звеньях народного образования. За эти и другие акции в сфере законности А.Я.Сухарев в 1977г. был награжден Орденом Октябрьской революции. (14 слайд)

Среди его трудовых наград есть и Орден Дружбы народов (1983г.) (15 слайд)


В 1984 году А. Я. Сухарев был назначен министром юстиции РСФСР.

Президиум Верховного Совета СССР своими указами от 26 февраля 1988 года назначает его первым заместителем Генпрокурора СССР.

С 26 мая 1988-го по 15 октября 1990 года — Генеральный прокурор СССР.

За работу на юридическом поприще, инициативу в разработке и реализацию программы правового воспитания населения А.Я.Сухарев был награжден Орденом Трудового Красного Знамени. (16 слайд)

Постановлением Верховного Совета СССР от 15 октября 1990 года был освобожден от обязанностей Генпрокурора в связи с уходом на пенсию.


С 2006 года — главный научный сотрудник НИИ Академии Генеральной прокуратуры России. Являлся Советником Генерального прокурора Российской Федерации, Членом коллегии Генпрокуратуры РФ. (17 слайд)

А. Я. Сухарев автор более 150 научных трудов и публикаций, посвященных различным аспектам права. Под его редакцией опубликованы основополагающие труды: «Юридический энциклопедический словарь» (1984), «Большой энциклопедический юридический словарь» (1997) и «Российская юридическая энциклопедия» (1999).

В июне 2011 года выпустил книгу мемуаров «По зову правды».

Указом Президента России Медведева Дмитрия Анатольевича (на тот момент), Сухареву А.Я. был присвоен наивысший классный чин – Действительный государственный советник юстиции Российской Федерации.

В год своего 90 – летия стал Почётным гражданином Воронежсой области.

Сердце Александра Сухарева перестало биться 7 марта 2021 года – на 98 году жизни.



Г) 3. Профессиональная деятельность.

После войны вернулся в родной Воронеж. (12 слайд) С 1946 года А. Я. Сухарев на комсомольской, а с 1960 года - на партийной работе. Без отрыва от работы, он получил высшее юридическое образование, окончил аспирантуру и защитил кандидатскую диссертацию.

В 1956 году за участие в освоении целины А. Я. Сухарев получил свою первую послевоенную государственную награду - орден "Знак Почета"

(13 слайд) В 1970 году А. Я. Сухарев был назначен первым заместителем министра юстиции СССР.

Находясь в данной должности, он возглавлял Межведомственный координационный совет по правовой пропаганде при министре СССР. Именно в те годы родился и вырос до 12-миллионного тиража журнал «Человек и закон», появилась телепередача с одноименным названием (до сих пор итёт по 1 каналу). В качестве обязательного предмета было изучение основ права во всех звеньях народного образования. За эти и другие акции в сфере законности А.Я.Сухарев в 1977г. был награжден Орденом Октябрьской революции. (14 слайд)

Среди его трудовых наград есть и Орден Дружбы народов (1983г.) (15 слайд)


В 1984 году А. Я. Сухарев был назначен министром юстиции РСФСР.

Президиум Верховного Совета СССР своими указами от 26 февраля 1988 года назначает его первым заместителем Генпрокурора СССР.

С 26 мая 1988-го по 15 октября 1990 года — Генеральный прокурор СССР.

За работу на юридическом поприще, инициативу в разработке и реализацию программы правового воспитания населения А.Я.Сухарев был награжден Орденом Трудового Красного Знамени. (16 слайд)

Постановлением Верховного Совета СССР от 15 октября 1990 года был освобожден от обязанностей Генпрокурора в связи с уходом на пенсию.


С 2006 года — главный научный сотрудник НИИ Академии Генеральной прокуратуры России. Являлся Советником Генерального прокурора Российской Федерации, Членом коллегии Генпрокуратуры РФ. (17 слайд)

А. Я. Сухарев автор более 150 научных трудов и публикаций, посвященных различным аспектам права. Под его редакцией опубликованы основополагающие труды: «Юридический энциклопедический словарь» (1984), «Большой энциклопедический юридический словарь» (1997) и «Российская юридическая энциклопедия» (1999).

В июне 2011 года выпустил книгу мемуаров «По зову правды».

Указом Президента России Медведева Дмитрия Анатольевича (на тот момент), Сухареву А.Я. был присвоен наивысший классный чин – Действительный государственный советник юстиции Российской Федерации.

В год своего 90 – летия стал Почётным гражданином Воронежсой области.

Сердце Александра Сухарева перестало биться 7 марта 2021 года – на 98 году жизни.



III Подведение итогов семинара.


IV Заключительное слово учителя.




Благодарю вас, ребята за ваше внимание, за ваши ответы, за вашу работу. Я поздравляю вас с предстоящим праздником Днём Конституции. И конечно, хотелось бы вам пожелать, чтобы Вы выросли достойными гражданами своей страны, и Вами гордилась Россия!

Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За голос звонкий, как ручей.

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть,

Люблю всё то, что называют

Одним широким словом РУСЬ





V Слово предоставляется гостям.























1 Сухарев А.Я. Генеральный прокурор СССР листает памяти страницы (мемуары). Воронеж: Издательство «Квартал», 2010г. стр. - 13


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!