СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий литературно-музыкальной гостиной "Строки, опаленные войной."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №2»

             

 

 

 

Сценарий

литературно – музыкальной гостиной

«Строки, опаленные войной»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                               Учитель русского языка и литературы:                                    Ибрагимова Салиме Отешовна

 

 

 

                                              

                                                    с. Иргаклы

                                            

                     

                        «Строки, опаленные войной»

Цель: помочь учащимся осознать истоки нашей победы в Великой Отечественной войне, помнить об ужасах войны и не дать им повториться, любить и беречь Родину, как любили и защищали её наши воины – поэты.

Оформление: презентация, газета, рисунки, выставка книг.

  

   И  нам  уроки  мужества даны                                                                                                                                                                                                                       В бессмертье тех, что стали горсткой пыли.

А. Твардовский.                                                                                           

                                                        И пусть не думают, что мёртвые не слышат,                                                                  

                                                                                Когда о них потомки говорят.

                                                                                                                 Н.Майоров.

                                     

Учитель: Эту литературно- музыкальную композицию мы посвящаем поэтам, павшим на фронтах Великой Отечественной войны.

 

(Ученик читает стихотворение С.Щипачёва «22 июня 1941года».                                                                           Цветок, в росинках весь, к цветку приник.

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Садились в танки, закрывали люки.

Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала, казалось,

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

Звучит фонограмма песни «Священная война»(муз. А.Александрова, слова Лебедева – Кумача)

 

1-й ведущий. Этот день начался не тихой росной зарёй, а грохотом бомб, свистом пуль и скрежетом стали. Это было 22 июня 1941 года. Война. В этот день писатели Москвы собрались как по боевой тревоге, на митинг. С краткими речами выступил А.Фадеев, А.Жаров, И.Уткин, В.Лебедев- Кумач «Писатели Советской страны, -заявил Фадеев, знают своё место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером». Перо было приравнено к штыку, поэзия надела фронтовую шинель и шагнула в бой.

(Ученик читает стихотворение Ю. Друниной «Зинка»).

2-й ведущий. До войны московский студент Павел Коган написал песню «Бригантина поднимает паруса». Павла Когана  убили на войне, но песня его, нигде не записанная, никем не изданная, прочно поселилась в послевоенных институтах. Её пели все, уже не вспоминая фамилии автора. Старая«Бригантина» как разводящий обходила свои костры.(  Стихотворение П.Когана.)

1-й ведущий. Блистательно начинал свой поэтический путь не только автор «Бригантины» П.Коган, но и М.Кульчицкий, Г.Суворов, Н.Отрада, С.Гудзенко, Н. Майоров, В. Багрицкий. (Называем поимённо).

2-й ведущий. Всеволод Багрицкий погиб в 19 лет под Ленинградом, записывая рассказ политрука. Павел Коган- погиб в 23 года под Новороссийском, возглавляя разведгруппу, Николай Майоров - убит в бою на Смоленщине в 23 года. Михаил Кульчицкий – погиб в 23 года, под Сталинградом. (Звучит песня «Ах, война, что ты сделала подлая?»)

1-й ведущий. На полях сражений погиб каждый третий писатель, каждый второй был ранен. В дни тягчайших испытаний для Родины писатели не щадили жизни во имя Победы.

2-й ведущий. Всеволод Эдуардович Багрицкий-  «сын поэта и сам поэт». В письме матери 18 июля 1941 года писал: «Война застала меня за мирной игрой в волейбол на берегу моря. И 27 июня я выехал в Москву… пошёл с двумя товарищами в райком комсомола, нас направили в автошколу».

…До свиданья, дорогая, уезжаю на войну,

    Уж когда вернусь- не- знаю-

    На родную сторону.

    Опадёт листва сухая, будут вьюги и дожди.

   Я вернусь к тебе, родная, не печалься, подожди.

1-й ведущий.  Он всё  - таки добился, несмотря на плохое зрение, отправки на фронт. Вот что писал поэт в последнем письме матери: «Я пошёл работать в армейскую печать добровольно и не жалею. Я увижу и увидел то, что никогда больше не придётся пережить. Наша победа надолго освободит мир от самого страшного злодеяния – войны». (Чтение стихотворений  «Баллада о дружбе», «Встреча», «Одесса, город мой родной».)

2-й ведущий.  Он похоронен на опушке леса, на перекрёстке двух дорог, рождённых войной, у раскинувшей ветви сосны, на которой скульптор Е. Вучетич вырезал надпись: «Воин-поэт Всеволод Багрицкий убит 26 февраля 1942 года».

…Я вечности не приемлю,

Зачем меня погребли?

Мне так не хотелось в землю

С любимой моей земли …     -

 эти строки Марины Цветаевой Всеволод очень любил и читал их часто.

1-й ведущий.  Михаил Кульчицкий ещё до войны, учась в Литературном институте, обратил на себя внимание масштабностью таланта, зрелостью, самостоятельностью мышления. Преподаватели и товарищи видели в Кульчицком сложившегося поэта, связывали с ним большие надежды.

(Ученики  читают стихи «Самое страшное в мире быть успокоённым», «Мечтатель, фантазёр, лентяй- завистник…»).

2-й ведущий . Николай Майоров до войны был студентом исторического факультета МГУ, в то же время посещал поэтический семинар, который вёл

 

 

Павел Антокольский в Литинституте. Он знал, что он поэт. И, готовясь стать историком, прежде всего, утверждал себя как поэт.

                        Пусть помнят те, которых мы не знаем

                     Нам страх и подлость были не к лицу.

                    Мы пили жизнь до дна и умирали

                   За эту жизнь, не кланяясь свинцу.

1-й ведущий Семён Гудзенко, поэт, умер от ран.

                   Нас не нужно жалеть ведь и мы б никого не жалели.

       Мы пред нашим комбатом, как пред господом богом, чисты.

                  На живых порыжели от крови и глины шинели.

                  На могилах у мёртвых расцвели голубые цветы.

                  Мы не знали любви, не увидели счастья ремёсел,

                  Нам досталось на долю нелёгкая участь солдат,

                  У погодков моих нет ни жён, ни стихов, ни покоя-

                  Только сила и юность. А когда возвратимся с войны,

                  Всё долюбим сполна и напишем, ровесник, такое,

                 Что отцами-солдатами будут гордиться сыны.

 

 1-ведущий . Первым поэтическим произведением, которое глубоко затронуло души бойцов в начале войны, было стихотворение К.Симонова “Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…”, потому что в этих стихах с большой поэтической силой выражены думы и чаяния, война в горькую пору отступления, свежо и образно передано чувство Родины. А без дум и забот о судьбах Отчизны, без любви к ней человеческая жизнь неполна, как бы не блистала она молодостью сил и кипением чувств. С особой силой проявляется эта любовь в годину суровых испытаний.

( Чтец исполняет стихотворение К.Симонова “Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…”)

 

2 -ведущий  Обостренное чувство Родины, любви к тому, что осталось за чертой, отделяющей мирную жизнь от войны, отражено в стихотворении Константина Симонова «Жди меня».

«Я считал, что эти стихи – мое личное дело… - рассказывает поэт. – Но потом, несколько месяцев спустя, когда мне пришлось быть на далеком севере и когда метели и непогода заставляли просиживать сутками где-нибудь в землянке, в эти часы, чтобы скоротать время, мне пришлось самым разным людям читать стихи. И самые разные люди десятки раз при свете керосиновой лампы или ручного фонарика переписывали на клочке бумаги стихотворение «Жди меня», которое, как мне раньше казалось, я написал только для одного человека».

(Чтец исполняет стихотворение К. Симонова «Жди меня».

 

2-й ведущий . Фронтовая поэзия- это поэзия высокой гражданственности. Она была учителем жизни и училась у жизни. Она помогла разглядеть сквозь нависшие тучи солнце, не утратить веры в торжество добра и справедливости. Нам всем довелось дожить до Победы, но о каждом из них можно сказать словами – фронтовика- поэта лейтенанта Георгия Суворова: «Свой добрый век мы прожили, как люди, и для людей».

 

1-й ведущий . А как велико было для фронтовиков обаяние Василия Теркина, по-русски простодушного, веселого с друзьями и беспощадного к врагам, потому что

Бой идет святой и правый, Смертный бой не ради славы – Ради жизни на земле.

2-ведущий. Да, ради жизни. Когда смотришь на вылитых из бронзы солдат – героев войны, в памяти всплывают чеканные строки из стихотворения А.Твардовского “Я убит подо Ржевом”.

(Чтец исполняет стихотворение А.Твардовского “Я убит подо Ржевом

 

1-ведущий. А мне тогда вспоминается стихотворение Юлии Друниной «В школе».

(Чтец исполняет стихотворение Ю. Друниной «В школе».)

 

2-ведущий.

                                    Мы были высоки, русоволосы,

                                   Вы в книгах прочитаете, как миф,

                                 О  людях, что ушли не  долюбив,

                                Не докурив последней папиросы…

                                Потомок различит в архивном хламе

                               Кусок горячей, верной нам земли.

                               Где мы прошли с обугленными ртами

                               И мужество, как знамя, пронесли.

1-й ведущий.  Эти стихи павшего на поле боя поэта Николая Майорова – исповедь его поколения, которые ради жизни на земле шли в бой, не жалея себя.

Учитель:  Давно заросли раны на полях сражений. Давно сняли гимнастёрки поэты-фронтовики. Но сколько бы лет ни прошло со дня Победы, стихи той поры  остаются в строю. И долго будут жить, не старея, их вдохновенные  строки, которые окрыляли в годы войны душу солдата, которые поднимали ввысь наши души. И к вам, ребята, обращает поэт Расул Гамзатов слова: «Всё, что мы защищали, и вам защищать,/Всё, что мы завещали, и вам завещать.

(Звучит песня «От героев былых времён…)

(Чтение стихотворения «Реквием»)

Просмотр содержимого документа
«Сценарий литературно-музыкальной гостиной "Строки, опаленные войной."»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»




Сценарий

литературно – музыкальной гостиной

«Строки, опаленные войной»














Учитель русского языка и литературы: Ибрагимова Салиме Отешовна




с. Иргаклы

«Строки, опаленные войной»

Цель: помочь учащимся осознать истоки нашей победы в Великой Отечественной войне, помнить об ужасах войны и не дать им повториться, любить и беречь Родину, как любили и защищали её наши воины – поэты.

Оформление: презентация, газета, рисунки, выставка книг.

И нам уроки мужества даны В бессмертье тех, что стали горсткой пыли.

А. Твардовский.

И пусть не думают, что мёртвые не слышат,

Когда о них потомки говорят.

Н.Майоров.

Учитель: Эту литературно- музыкальную композицию мы посвящаем поэтам, павшим на фронтах Великой Отечественной войны.


(Ученик читает стихотворение С.Щипачёва «22 июня 1941года». Цветок, в росинках весь, к цветку приник.

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Садились в танки, закрывали люки.

Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала, казалось,

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

Звучит фонограмма песни «Священная война»(муз. А.Александрова, слова Лебедева – Кумача)


1-й ведущий. Этот день начался не тихой росной зарёй, а грохотом бомб, свистом пуль и скрежетом стали. Это было 22 июня 1941 года. Война. В этот день писатели Москвы собрались как по боевой тревоге, на митинг. С краткими речами выступил А.Фадеев, А.Жаров, И.Уткин, В.Лебедев- Кумач «Писатели Советской страны, -заявил Фадеев, знают своё место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером». Перо было приравнено к штыку, поэзия надела фронтовую шинель и шагнула в бой.

(Ученик читает стихотворение Ю. Друниной «Зинка»).

2-й ведущий. До войны московский студент Павел Коган написал песню «Бригантина поднимает паруса». Павла Когана убили на войне, но песня его, нигде не записанная, никем не изданная, прочно поселилась в послевоенных институтах. Её пели все, уже не вспоминая фамилии автора. Старая«Бригантина» как разводящий обходила свои костры.( Стихотворение П.Когана.)

1-й ведущий. Блистательно начинал свой поэтический путь не только автор «Бригантины» П.Коган, но и М.Кульчицкий, Г.Суворов, Н.Отрада, С.Гудзенко, Н. Майоров, В. Багрицкий. (Называем поимённо).

2-й ведущий. Всеволод Багрицкий погиб в 19 лет под Ленинградом, записывая рассказ политрука. Павел Коган- погиб в 23 года под Новороссийском, возглавляя разведгруппу, Николай Майоров - убит в бою на Смоленщине в 23 года. Михаил Кульчицкий – погиб в 23 года, под Сталинградом. (Звучит песня «Ах, война, что ты сделала подлая?»)

1-й ведущий. На полях сражений погиб каждый третий писатель, каждый второй был ранен. В дни тягчайших испытаний для Родины писатели не щадили жизни во имя Победы.

2-й ведущий. Всеволод Эдуардович Багрицкий- «сын поэта и сам поэт». В письме матери 18 июля 1941 года писал: «Война застала меня за мирной игрой в волейбол на берегу моря. И 27 июня я выехал в Москву… пошёл с двумя товарищами в райком комсомола, нас направили в автошколу».

…До свиданья, дорогая, уезжаю на войну,

Уж когда вернусь- не- знаю-

На родную сторону.

Опадёт листва сухая, будут вьюги и дожди.

Я вернусь к тебе, родная, не печалься, подожди.

1-й ведущий. Он всё - таки добился, несмотря на плохое зрение, отправки на фронт. Вот что писал поэт в последнем письме матери: «Я пошёл работать в армейскую печать добровольно и не жалею. Я увижу и увидел то, что никогда больше не придётся пережить. Наша победа надолго освободит мир от самого страшного злодеяния – войны». (Чтение стихотворений «Баллада о дружбе», «Встреча», «Одесса, город мой родной».)

2-й ведущий. Он похоронен на опушке леса, на перекрёстке двух дорог, рождённых войной, у раскинувшей ветви сосны, на которой скульптор Е. Вучетич вырезал надпись: «Воин-поэт Всеволод Багрицкий убит 26 февраля 1942 года».

…Я вечности не приемлю,

Зачем меня погребли?

Мне так не хотелось в землю

С любимой моей земли … -

эти строки Марины Цветаевой Всеволод очень любил и читал их часто.

1-й ведущий. Михаил Кульчицкий ещё до войны, учась в Литературном институте, обратил на себя внимание масштабностью таланта, зрелостью, самостоятельностью мышления. Преподаватели и товарищи видели в Кульчицком сложившегося поэта, связывали с ним большие надежды.

(Ученики читают стихи «Самое страшное в мире быть успокоённым», «Мечтатель, фантазёр, лентяй- завистник…»).

2-й ведущий . Николай Майоров до войны был студентом исторического факультета МГУ, в то же время посещал поэтический семинар, который вёл



Павел Антокольский в Литинституте. Он знал, что он поэт. И, готовясь стать историком, прежде всего, утверждал себя как поэт.

Пусть помнят те, которых мы не знаем

Нам страх и подлость были не к лицу.

Мы пили жизнь до дна и умирали

За эту жизнь, не кланяясь свинцу.

1-й ведущий Семён Гудзенко, поэт, умер от ран.

Нас не нужно жалеть ведь и мы б никого не жалели.

Мы пред нашим комбатом, как пред господом богом, чисты.

На живых порыжели от крови и глины шинели.

На могилах у мёртвых расцвели голубые цветы.

Мы не знали любви, не увидели счастья ремёсел,

Нам досталось на долю нелёгкая участь солдат,

У погодков моих нет ни жён, ни стихов, ни покоя-

Только сила и юность. А когда возвратимся с войны,

Всё долюбим сполна и напишем, ровесник, такое,

Что отцами-солдатами будут гордиться сыны.


1-ведущий . Первым поэтическим произведением, которое глубоко затронуло души бойцов в начале войны, было стихотворение К.Симонова “Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…”, потому что в этих стихах с большой поэтической силой выражены думы и чаяния, война в горькую пору отступления, свежо и образно передано чувство Родины. А без дум и забот о судьбах Отчизны, без любви к ней человеческая жизнь неполна, как бы не блистала она молодостью сил и кипением чувств. С особой силой проявляется эта любовь в годину суровых испытаний.

( Чтец исполняет стихотворение К.Симонова “Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…”)

2 -ведущий Обостренное чувство Родины, любви к тому, что осталось за чертой, отделяющей мирную жизнь от войны, отражено в стихотворении Константина Симонова «Жди меня».

«Я считал, что эти стихи – мое личное дело… - рассказывает поэт. – Но потом, несколько месяцев спустя, когда мне пришлось быть на далеком севере и когда метели и непогода заставляли просиживать сутками где-нибудь в землянке, в эти часы, чтобы скоротать время, мне пришлось самым разным людям читать стихи. И самые разные люди десятки раз при свете керосиновой лампы или ручного фонарика переписывали на клочке бумаги стихотворение «Жди меня», которое, как мне раньше казалось, я написал только для одного человека».

(Чтец исполняет стихотворение К. Симонова «Жди меня».


2-й ведущий . Фронтовая поэзия- это поэзия высокой гражданственности. Она была учителем жизни и училась у жизни. Она помогла разглядеть сквозь нависшие тучи солнце, не утратить веры в торжество добра и справедливости. Нам всем довелось дожить до Победы, но о каждом из них можно сказать словами – фронтовика- поэта лейтенанта Георгия Суворова: «Свой добрый век мы прожили, как люди, и для людей».


1-й ведущий . А как велико было для фронтовиков обаяние Василия Теркина, по-русски простодушного, веселого с друзьями и беспощадного к врагам, потому что

Бой идет святой и правый,
Смертный бой не ради славы –
Ради жизни на земле.

2-ведущий. Да, ради жизни. Когда смотришь на вылитых из бронзы солдат – героев войны, в памяти всплывают чеканные строки из стихотворения А.Твардовского “Я убит подо Ржевом”.

(Чтец исполняет стихотворение А.Твардовского “Я убит подо Ржевом


1-ведущий. А мне тогда вспоминается стихотворение Юлии Друниной «В школе».

(Чтец исполняет стихотворение Ю. Друниной «В школе».)


2-ведущий.

Мы были высоки, русоволосы,

Вы в книгах прочитаете, как миф,

О людях, что ушли не долюбив,

Не докурив последней папиросы…

Потомок различит в архивном хламе

Кусок горячей, верной нам земли.

Где мы прошли с обугленными ртами

И мужество, как знамя, пронесли.

1-й ведущий. Эти стихи павшего на поле боя поэта Николая Майорова – исповедь его поколения, которые ради жизни на земле шли в бой, не жалея себя.

Учитель: Давно заросли раны на полях сражений. Давно сняли гимнастёрки поэты-фронтовики. Но сколько бы лет ни прошло со дня Победы, стихи той поры остаются в строю. И долго будут жить, не старея, их вдохновенные строки, которые окрыляли в годы войны душу солдата, которые поднимали ввысь наши души. И к вам, ребята, обращает поэт Расул Гамзатов слова: «Всё, что мы защищали, и вам защищать,/Всё, что мы завещали, и вам завещать.

(Звучит песня «От героев былых времён…)

(Чтение стихотворения «Реквием»)







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!