Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Сценарий
литературно – музыкальной гостиной
«Строки, опаленные войной»
Учитель русского языка и литературы: Ибрагимова Салиме Отешовна
с. Иргаклы
«Строки, опаленные войной»
Цель: помочь учащимся осознать истоки нашей победы в Великой Отечественной войне, помнить об ужасах войны и не дать им повториться, любить и беречь Родину, как любили и защищали её наши воины – поэты.
Оформление: презентация, газета, рисунки, выставка книг.
И нам уроки мужества даны В бессмертье тех, что стали горсткой пыли.
А. Твардовский.
И пусть не думают, что мёртвые не слышат,
Когда о них потомки говорят.
Н.Майоров.
Учитель: Эту литературно- музыкальную композицию мы посвящаем поэтам, павшим на фронтах Великой Отечественной войны.
(Ученик читает стихотворение С.Щипачёва «22 июня 1941года». Цветок, в росинках весь, к цветку приник.
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Садились в танки, закрывали люки.
Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!
Звучит фонограмма песни «Священная война»(муз. А.Александрова, слова Лебедева – Кумача)
1-й ведущий. Этот день начался не тихой росной зарёй, а грохотом бомб, свистом пуль и скрежетом стали. Это было 22 июня 1941 года. Война. В этот день писатели Москвы собрались как по боевой тревоге, на митинг. С краткими речами выступил А.Фадеев, А.Жаров, И.Уткин, В.Лебедев- Кумач «Писатели Советской страны, -заявил Фадеев, знают своё место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером». Перо было приравнено к штыку, поэзия надела фронтовую шинель и шагнула в бой.
(Ученик читает стихотворение Ю. Друниной «Зинка»).
2-й ведущий. До войны московский студент Павел Коган написал песню «Бригантина поднимает паруса». Павла Когана убили на войне, но песня его, нигде не записанная, никем не изданная, прочно поселилась в послевоенных институтах. Её пели все, уже не вспоминая фамилии автора. Старая«Бригантина» как разводящий обходила свои костры.( Стихотворение П.Когана.)
1-й ведущий. Блистательно начинал свой поэтический путь не только автор «Бригантины» П.Коган, но и М.Кульчицкий, Г.Суворов, Н.Отрада, С.Гудзенко, Н. Майоров, В. Багрицкий. (Называем поимённо).
2-й ведущий. Всеволод Багрицкий погиб в 19 лет под Ленинградом, записывая рассказ политрука. Павел Коган- погиб в 23 года под Новороссийском, возглавляя разведгруппу, Николай Майоров - убит в бою на Смоленщине в 23 года. Михаил Кульчицкий – погиб в 23 года, под Сталинградом. (Звучит песня «Ах, война, что ты сделала подлая?»)
1-й ведущий. На полях сражений погиб каждый третий писатель, каждый второй был ранен. В дни тягчайших испытаний для Родины писатели не щадили жизни во имя Победы.
2-й ведущий. Всеволод Эдуардович Багрицкий- «сын поэта и сам поэт». В письме матери 18 июля 1941 года писал: «Война застала меня за мирной игрой в волейбол на берегу моря. И 27 июня я выехал в Москву… пошёл с двумя товарищами в райком комсомола, нас направили в автошколу».
…До свиданья, дорогая, уезжаю на войну,
Уж когда вернусь- не- знаю-
На родную сторону.
Опадёт листва сухая, будут вьюги и дожди.
Я вернусь к тебе, родная, не печалься, подожди.
1-й ведущий. Он всё - таки добился, несмотря на плохое зрение, отправки на фронт. Вот что писал поэт в последнем письме матери: «Я пошёл работать в армейскую печать добровольно и не жалею. Я увижу и увидел то, что никогда больше не придётся пережить. Наша победа надолго освободит мир от самого страшного злодеяния – войны». (Чтение стихотворений «Баллада о дружбе», «Встреча», «Одесса, город мой родной».)
2-й ведущий. Он похоронен на опушке леса, на перекрёстке двух дорог, рождённых войной, у раскинувшей ветви сосны, на которой скульптор Е. Вучетич вырезал надпись: «Воин-поэт Всеволод Багрицкий убит 26 февраля 1942 года».
…Я вечности не приемлю,
Зачем меня погребли?
Мне так не хотелось в землю
С любимой моей земли … -
эти строки Марины Цветаевой Всеволод очень любил и читал их часто.
1-й ведущий. Михаил Кульчицкий ещё до войны, учась в Литературном институте, обратил на себя внимание масштабностью таланта, зрелостью, самостоятельностью мышления. Преподаватели и товарищи видели в Кульчицком сложившегося поэта, связывали с ним большие надежды.
(Ученики читают стихи «Самое страшное в мире быть успокоённым», «Мечтатель, фантазёр, лентяй- завистник…»).
2-й ведущий . Николай Майоров до войны был студентом исторического факультета МГУ, в то же время посещал поэтический семинар, который вёл
Павел Антокольский в Литинституте. Он знал, что он поэт. И, готовясь стать историком, прежде всего, утверждал себя как поэт.
Пусть помнят те, которых мы не знаем
Нам страх и подлость были не к лицу.
Мы пили жизнь до дна и умирали
За эту жизнь, не кланяясь свинцу.
1-й ведущий Семён Гудзенко, поэт, умер от ран.
Нас не нужно жалеть ведь и мы б никого не жалели.
Мы пред нашим комбатом, как пред господом богом, чисты.
На живых порыжели от крови и глины шинели.
На могилах у мёртвых расцвели голубые цветы.
Мы не знали любви, не увидели счастья ремёсел,
Нам досталось на долю нелёгкая участь солдат,
У погодков моих нет ни жён, ни стихов, ни покоя-
Только сила и юность. А когда возвратимся с войны,
Всё долюбим сполна и напишем, ровесник, такое,
Что отцами-солдатами будут гордиться сыны.
1-ведущий . Первым поэтическим произведением, которое глубоко затронуло души бойцов в начале войны, было стихотворение К.Симонова “Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…”, потому что в этих стихах с большой поэтической силой выражены думы и чаяния, война в горькую пору отступления, свежо и образно передано чувство Родины. А без дум и забот о судьбах Отчизны, без любви к ней человеческая жизнь неполна, как бы не блистала она молодостью сил и кипением чувств. С особой силой проявляется эта любовь в годину суровых испытаний.
( Чтец исполняет стихотворение К.Симонова “Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…”)
2 -ведущий Обостренное чувство Родины, любви к тому, что осталось за чертой, отделяющей мирную жизнь от войны, отражено в стихотворении Константина Симонова «Жди меня».
«Я считал, что эти стихи – мое личное дело… - рассказывает поэт. – Но потом, несколько месяцев спустя, когда мне пришлось быть на далеком севере и когда метели и непогода заставляли просиживать сутками где-нибудь в землянке, в эти часы, чтобы скоротать время, мне пришлось самым разным людям читать стихи. И самые разные люди десятки раз при свете керосиновой лампы или ручного фонарика переписывали на клочке бумаги стихотворение «Жди меня», которое, как мне раньше казалось, я написал только для одного человека».
(Чтец исполняет стихотворение К. Симонова «Жди меня».
2-й ведущий . Фронтовая поэзия- это поэзия высокой гражданственности. Она была учителем жизни и училась у жизни. Она помогла разглядеть сквозь нависшие тучи солнце, не утратить веры в торжество добра и справедливости. Нам всем довелось дожить до Победы, но о каждом из них можно сказать словами – фронтовика- поэта лейтенанта Георгия Суворова: «Свой добрый век мы прожили, как люди, и для людей».
1-й ведущий . А как велико было для фронтовиков обаяние Василия Теркина, по-русски простодушного, веселого с друзьями и беспощадного к врагам, потому что
Бой идет святой и правый, Смертный бой не ради славы – Ради жизни на земле.
2-ведущий. Да, ради жизни. Когда смотришь на вылитых из бронзы солдат – героев войны, в памяти всплывают чеканные строки из стихотворения А.Твардовского “Я убит подо Ржевом”.
(Чтец исполняет стихотворение А.Твардовского “Я убит подо Ржевом
1-ведущий. А мне тогда вспоминается стихотворение Юлии Друниной «В школе».
(Чтец исполняет стихотворение Ю. Друниной «В школе».)
2-ведущий.
Мы были высоки, русоволосы,
Вы в книгах прочитаете, как миф,
О людях, что ушли не долюбив,
Не докурив последней папиросы…
Потомок различит в архивном хламе
Кусок горячей, верной нам земли.
Где мы прошли с обугленными ртами
И мужество, как знамя, пронесли.
1-й ведущий. Эти стихи павшего на поле боя поэта Николая Майорова – исповедь его поколения, которые ради жизни на земле шли в бой, не жалея себя.
Учитель: Давно заросли раны на полях сражений. Давно сняли гимнастёрки поэты-фронтовики. Но сколько бы лет ни прошло со дня Победы, стихи той поры остаются в строю. И долго будут жить, не старея, их вдохновенные строки, которые окрыляли в годы войны душу солдата, которые поднимали ввысь наши души. И к вам, ребята, обращает поэт Расул Гамзатов слова: «Всё, что мы защищали, и вам защищать,/Всё, что мы завещали, и вам завещать.
(Звучит песня «От героев былых времён…)
(Чтение стихотворения «Реквием»)
Просмотр содержимого документа
«Сценарий литературно-музыкальной гостиной "Строки, опаленные войной."»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Сценарий
литературно – музыкальной гостиной
«Строки, опаленные войной»
Учитель русского языка и литературы: Ибрагимова Салиме Отешовна
с. Иргаклы
«Строки, опаленные войной»
Цель: помочь учащимся осознать истоки нашей победы в Великой Отечественной войне, помнить об ужасах войны и не дать им повториться, любить и беречь Родину, как любили и защищали её наши воины – поэты.
Оформление: презентация, газета, рисунки, выставка книг.
И нам уроки мужества даны В бессмертье тех, что стали горсткой пыли.
А. Твардовский.
И пусть не думают, что мёртвые не слышат,
Когда о них потомки говорят.
Н.Майоров.
Учитель: Эту литературно- музыкальную композицию мы посвящаем поэтам, павшим на фронтах Великой Отечественной войны.
(Ученик читает стихотворение С.Щипачёва «22 июня 1941года». Цветок, в росинках весь, к цветку приник.
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Садились в танки, закрывали люки.
Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!
Звучит фонограмма песни «Священная война»(муз. А.Александрова, слова Лебедева – Кумача)
1-й ведущий. Этот день начался не тихой росной зарёй, а грохотом бомб, свистом пуль и скрежетом стали. Это было 22 июня 1941 года. Война. В этот день писатели Москвы собрались как по боевой тревоге, на митинг. С краткими речами выступил А.Фадеев, А.Жаров, И.Уткин, В.Лебедев- Кумач «Писатели Советской страны, -заявил Фадеев, знают своё место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером». Перо было приравнено к штыку, поэзия надела фронтовую шинель и шагнула в бой.
(Ученик читает стихотворение Ю. Друниной «Зинка»).
2-й ведущий. До войны московский студент Павел Коган написал песню «Бригантина поднимает паруса». Павла Когана убили на войне, но песня его, нигде не записанная, никем не изданная, прочно поселилась в послевоенных институтах. Её пели все, уже не вспоминая фамилии автора. Старая«Бригантина» как разводящий обходила свои костры.( Стихотворение П.Когана.)
1-й ведущий. Блистательно начинал свой поэтический путь не только автор «Бригантины» П.Коган, но и М.Кульчицкий, Г.Суворов, Н.Отрада, С.Гудзенко, Н. Майоров, В. Багрицкий. (Называем поимённо).
2-й ведущий. Всеволод Багрицкий погиб в 19 лет под Ленинградом, записывая рассказ политрука. Павел Коган- погиб в 23 года под Новороссийском, возглавляя разведгруппу, Николай Майоров - убит в бою на Смоленщине в 23 года. Михаил Кульчицкий – погиб в 23 года, под Сталинградом. (Звучит песня «Ах, война, что ты сделала подлая?»)
1-й ведущий. На полях сражений погиб каждый третий писатель, каждый второй был ранен. В дни тягчайших испытаний для Родины писатели не щадили жизни во имя Победы.
2-й ведущий. Всеволод Эдуардович Багрицкий- «сын поэта и сам поэт». В письме матери 18 июля 1941 года писал: «Война застала меня за мирной игрой в волейбол на берегу моря. И 27 июня я выехал в Москву… пошёл с двумя товарищами в райком комсомола, нас направили в автошколу».
…До свиданья, дорогая, уезжаю на войну,
Уж когда вернусь- не- знаю-
На родную сторону.
Опадёт листва сухая, будут вьюги и дожди.
Я вернусь к тебе, родная, не печалься, подожди.
1-й ведущий. Он всё - таки добился, несмотря на плохое зрение, отправки на фронт. Вот что писал поэт в последнем письме матери: «Я пошёл работать в армейскую печать добровольно и не жалею. Я увижу и увидел то, что никогда больше не придётся пережить. Наша победа надолго освободит мир от самого страшного злодеяния – войны». (Чтение стихотворений «Баллада о дружбе», «Встреча», «Одесса, город мой родной».)
2-й ведущий. Он похоронен на опушке леса, на перекрёстке двух дорог, рождённых войной, у раскинувшей ветви сосны, на которой скульптор Е. Вучетич вырезал надпись: «Воин-поэт Всеволод Багрицкий убит 26 февраля 1942 года».
…Я вечности не приемлю,
Зачем меня погребли?
Мне так не хотелось в землю
С любимой моей земли … -
эти строки Марины Цветаевой Всеволод очень любил и читал их часто.
1-й ведущий. Михаил Кульчицкий ещё до войны, учась в Литературном институте, обратил на себя внимание масштабностью таланта, зрелостью, самостоятельностью мышления. Преподаватели и товарищи видели в Кульчицком сложившегося поэта, связывали с ним большие надежды.
(Ученики читают стихи «Самое страшное в мире быть успокоённым», «Мечтатель, фантазёр, лентяй- завистник…»).
2-й ведущий . Николай Майоров до войны был студентом исторического факультета МГУ, в то же время посещал поэтический семинар, который вёл
Павел Антокольский в Литинституте. Он знал, что он поэт. И, готовясь стать историком, прежде всего, утверждал себя как поэт.
Пусть помнят те, которых мы не знаем
Нам страх и подлость были не к лицу.
Мы пили жизнь до дна и умирали
За эту жизнь, не кланяясь свинцу.
1-й ведущий Семён Гудзенко, поэт, умер от ран.
Нас не нужно жалеть ведь и мы б никого не жалели.
Мы пред нашим комбатом, как пред господом богом, чисты.
На живых порыжели от крови и глины шинели.
На могилах у мёртвых расцвели голубые цветы.
Мы не знали любви, не увидели счастья ремёсел,
Нам досталось на долю нелёгкая участь солдат,
У погодков моих нет ни жён, ни стихов, ни покоя-
Только сила и юность. А когда возвратимся с войны,
Всё долюбим сполна и напишем, ровесник, такое,
Что отцами-солдатами будут гордиться сыны.
1-ведущий . Первым поэтическим произведением, которое глубоко затронуло души бойцов в начале войны, было стихотворение К.Симонова “Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…”, потому что в этих стихах с большой поэтической силой выражены думы и чаяния, война в горькую пору отступления, свежо и образно передано чувство Родины. А без дум и забот о судьбах Отчизны, без любви к ней человеческая жизнь неполна, как бы не блистала она молодостью сил и кипением чувств. С особой силой проявляется эта любовь в годину суровых испытаний.
( Чтец исполняет стихотворение К.Симонова “Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…”)
2 -ведущий Обостренное чувство Родины, любви к тому, что осталось за чертой, отделяющей мирную жизнь от войны, отражено в стихотворении Константина Симонова «Жди меня».
«Я считал, что эти стихи – мое личное дело… - рассказывает поэт. – Но потом, несколько месяцев спустя, когда мне пришлось быть на далеком севере и когда метели и непогода заставляли просиживать сутками где-нибудь в землянке, в эти часы, чтобы скоротать время, мне пришлось самым разным людям читать стихи. И самые разные люди десятки раз при свете керосиновой лампы или ручного фонарика переписывали на клочке бумаги стихотворение «Жди меня», которое, как мне раньше казалось, я написал только для одного человека».
(Чтец исполняет стихотворение К. Симонова «Жди меня».
2-й ведущий . Фронтовая поэзия- это поэзия высокой гражданственности. Она была учителем жизни и училась у жизни. Она помогла разглядеть сквозь нависшие тучи солнце, не утратить веры в торжество добра и справедливости. Нам всем довелось дожить до Победы, но о каждом из них можно сказать словами – фронтовика- поэта лейтенанта Георгия Суворова: «Свой добрый век мы прожили, как люди, и для людей».
1-й ведущий . А как велико было для фронтовиков обаяние Василия Теркина, по-русски простодушного, веселого с друзьями и беспощадного к врагам, потому что
Бой идет святой и правый,
Смертный бой не ради славы –
Ради жизни на земле.
2-ведущий. Да, ради жизни. Когда смотришь на вылитых из бронзы солдат – героев войны, в памяти всплывают чеканные строки из стихотворения А.Твардовского “Я убит подо Ржевом”.
(Чтец исполняет стихотворение А.Твардовского “Я убит подо Ржевом
1-ведущий. А мне тогда вспоминается стихотворение Юлии Друниной «В школе».
(Чтец исполняет стихотворение Ю. Друниной «В школе».)
2-ведущий.
Мы были высоки, русоволосы,
Вы в книгах прочитаете, как миф,
О людях, что ушли не долюбив,
Не докурив последней папиросы…
Потомок различит в архивном хламе
Кусок горячей, верной нам земли.
Где мы прошли с обугленными ртами
И мужество, как знамя, пронесли.
1-й ведущий. Эти стихи павшего на поле боя поэта Николая Майорова – исповедь его поколения, которые ради жизни на земле шли в бой, не жалея себя.
Учитель: Давно заросли раны на полях сражений. Давно сняли гимнастёрки поэты-фронтовики. Но сколько бы лет ни прошло со дня Победы, стихи той поры остаются в строю. И долго будут жить, не старея, их вдохновенные строки, которые окрыляли в годы войны душу солдата, которые поднимали ввысь наши души. И к вам, ребята, обращает поэт Расул Гамзатов слова: «Всё, что мы защищали, и вам защищать,/Всё, что мы завещали, и вам завещать.
(Звучит песня «От героев былых времён…)
(Чтение стихотворения «Реквием»)