СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Слагаемые и сумма

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок интересный

Просмотр содержимого документа
«Слагаемые и сумма»



Учитель : Гамзатова Раисат Гаджикурбановна

Место работы: МБОУСОШ №41 Должность: учитель начальных классов

Тема урока : «Слагаемые и сумма» 1 «а» класс

Цель деятельности учителя: познакомить учащихся с компонентами сложения, способствовать развитию вычислительных навыков.

Задачи урока:

- познакомить обучающихся с понятиями «слагаемое», «сумма», научить применять новые термины при составлении и чтении математических выражений на сложение;

- способствовать развитию мышления, памяти, внимания;

- воспитывать умение общаться со сверстниками, учитывая разные мнения и соблюдая правила культуры общения и культуры речи.

Тип урока: урок «открытия» нового знания на основе технологии деятельностного метода.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу; способности к оценке своей учебной деятельности.

Метапредметные:

  • регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения и оценку товарищей;

  • познавательные УУД: уметь использовать знаково-символические средства для записи новых понятий и для решения задач; строить сообщение в устной форме; осуществлять анализ объектов с выявлением существенных признаков, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

  • коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; осуществлять взаимный контроль.

Предметные: учащиеся научатся называть компоненты при сложении; использовать названия компонентов при составлении и чтении математических равенств; повторят способы решения задач изученных видов.

Формы организации деятельности детей: групповая, коллективная, индивидуальная.

Применяемые методы: проблемное изложение, объяснительно-иллюстративный, дискуссия, работа с учебником, устные и письменные упражнения.

Оборудование:

  • компьютер, мультимедийный проектор;

  • мультимедийное приложение к уроку (презентация, файл *pptx);

  • учебник Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. «Математика», 1 класс, часть 2;

  • сигнальные карточки;

  • конвертики с изображением Квадрика, опорные схемы, карточки для самостоятельной работы, изображения пчёлок, маркеры, магнитики.






1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

(3 мин)

Учитель:

Ну-ка, всё проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадь?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Слайд 2.

- Ребята, к нам в гости сегодня пришёл наш старый знакомый - Квадрик. Давайте прочитаем, что говорит нам Квадрик (читают «про себя», один ученик вслух).

- Почему же Мишутку нужно убеждать в этом? Давайте послушаем, что он нам скажет (послушать звук, нажав на Мишутку)

- Вы согласны с Мишуткой? Посоветуйтесь друг с другом, что бы вы ответили Мишутке? (работа в паре)

Ответы ребят.

- Ребята, давайте докажем сегодня Мишутке, что математика очень увлекательная и интересная наука.

Контроль результатов: устные ответы.

Формирование универсальных учебных действий (УУД)

Познавательные:

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Регулятивные:

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Коммуникативные:

формирование умения слушать и слышать.

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие (6 мин)

Учитель:

- Ребята, чём мы занимались на прошлом уроке? (Учились решать задачи)

Учитель:

- Давайте докажем Мишутке, что уметь решать задачи очень важно.

Слайд 3.

Учитель:

- Прочитайте просьбу Квадрика.

Учитель убирает слова Квадрика, щёлкнув по овалу с текстом.

- Посмотрите, ребята, в корзинке у Мишутки лежит какая-то записка. Давайте развернём её, что же там написано?

Учитель щелчком по прямоугольнику в корзинке открывает записку.

- Оказывается, вот какое задание дала мама Мишутке. Как вы думаете, Мишутка сможет выполнить это задание? Вы готовы ему помочь?

Слайд 4.

- Итак, посмотрим, что продаётся в магазине у Пчёлки.

- Сколько стоит баночка мёда? (7р. и 8 р.)

- Сколько рублей мама дала Мишутке?(10 р.)

- Какую баночку Мишутка сможет купить? (любую)

- Как узнать, сколько сдачи получит Мишутка?

Ребёнок выходит к обычной доске и записывает выражение мелом.

Класс реагирует сигнальными карточками.

10-7=3 10-8=2

- Что разрешила мама купить на сдачу? (конфеты)

- Сколько стоят конфеты в магазине?(2 р. и 1 р.)

- Подумайте, какие конфеты сможет купить Мишутка.

Варианты ответов ребят:

-(Если у Мишутки осталось 3 р., он сможет купить конфету за 2 р. и за 1 р., потому что 2+1=3)

Записывает на доске: 2+1 =3

-(Или 3 конфеты по 1 р., потому что 1+1+1=3)

Записывает на доске.

-(Если у Мишутки осталось 2 р., он сможет купить одну конфету за 2 р. или 2 конфеты по 1 р., потому что 1+1=2)

Записывает на доске.

Класс реагирует сигнальными карточками.

Записи на доске:

10-7=3 10-8=2 2+1=3 1+1+1=3 1+1=2

Учитель:

- Молодцы, ребята, теперь Мишутка точно справится с заданием, которое дала ему мама.

Учитель включает звуковой файл щелчком по Мишутке.

Затем учитель отключает экран (щелчок правой кнопкой по слайду, выбираем – экран, далее – белый экран).

- Ребята, а теперь подумайте, как можно разделить записанные на доске выражения на две группы.

Ученик отвечает. Класс реагирует сигнальными карточками.

- Прочитайте выражения на сложение, используя названия чисел при сложении.

Контроль результатов: устные ответы, сигнальные карточки.

Познавательные:

строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться в разнообразии способов решения задач; проводить сравнение и классификацию по заданным признакам.

Регулятивные:

Принимать познавательную цель, сохранять её при выполнении учебных действий; использовать запись в цифровой форме хода решения задачи; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.

Коммуникативные:

умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.


3. Постановка учебной проблемы (2 мин)

- Вы смогли выполнить задание? (нет)

- В чём затруднение? (мы не знаем, как называются числа при сложении)

- Как вы думаете, какой будет тема сегодняшнего урока?

(названия чисел при сложении)

- Чему мы должны научиться?

(будем учиться правильно называть числа при сложении, правильно читать выражения на сложение)


Учитель включает экран правой кнопкой мышки щелчок по слайду, выбираем – экран, далее – нормальный экран, переходим по управляющей кнопке на 5 слайд).

Познавательные:

постановка и решение проблемы.

Регулятивные:

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно.

Коммуникативные:

строить монологическое высказывание.

4. Поиск решения учебной проблемы (10 мин)

Слайд 5.

Учитель:

- Ребята, что мы видим на картинке?(Два зайчика гуляют на полянке).

Учитель вызывает правого зайчика за траву (щелчок по зайчику).

- Что произошло дальше? (один зайчик выбежал)

- Сколько зайчиков осталось? (три)

- Какое выражение можно составить к этой картинке?(2+1=3)

- Давайте проверим (щелчок по солнышку, появляется выражение).

- Почему мы выбрали знак плюс? (один зайчик появился, стало больше)

- Прочитайте это выражение, используя слово «увеличили». (два увеличили на 1, получили 3).

- Давайте запишем это выражение в тетрадь.

Учитель комментирует и пишет на обычной доске.

- Какое число мы увеличили? (два)

- Пишем 2. Как вы думаете, как называется это число? (версии ребят)

- Это число называется СЛАГАЕМОЕ. Обозначим его буквой С (подписываем снизу).

- Ставим знак плюс.

- Какое число мы прибавили? (1)

-Как вы думаете, как оно называется? (версии ребят)

- Оно называется СЛАГАЕМОЕ. Пишем 1. Обозначим его буквой С.

- Ставим знак равно и результат – 3.

- Вы помните, как называется результат выражения? (значение)

- При сложении результат называется ЗНАЧЕНИЕ СУММЫ. Обозначим его буквой ЗС.

- Выражение 2+1 – это СУММА ЧИСЕЛ.

Запись на доске:

ЗС

2 + 1 = 3

С С ЗС

- Давайте ещё раз повторим названия чисел при сложении (щелчок по облачку справа, настроена анимация появления текста).

Доска закрывается.

Работа с учебником.

- Ребята, откройте учебник на стр. 86.

- Теперь посмотрите внимательно на картинку слева. Что вы видите? (дети построили пирамиды из трёх красных и двух синих кубиков)

- Подходит ли схема из квадратов к этой картинке? (Да.)

- Почему? (Было 3 кубика, нарисовали 3 квадрата. Два кубика, ещё построили, нарисовали 2 квадрата)

- Какое выражение можно составить к этой картинке?

(3+2=5)

- Прочитайте «про себя» ещё раз названия чисел справа от схемы.

- Прочитайте это выражение, используя названия чисел при сложении.

- Почему первое числа называется слагаемым? (складывали).

- Обратимся к толковому словарю.

- Ребята, как называется результат сложения? (значение суммы, так как 3+2 – это выражение, а 5 – это его значение)

- Выражение 3+2 мы тоже можем называть суммой.

- Прочитайте пример нашей записи под схемой (сумма чисел 3 и 2 равна 5)

- Запишите это выражение в тетрадь и подпишите названия чисел буквами (один ученик у доски).

Проверка сигнальными карточками.

3 + 2 = 5

С С ЗС

На доску вывешивается схема.

На партах у ребят конвертики Квадрика с распечатанными схемами.(ПРИЛОЖЕНИЕ №1)

- Откройте конвертики Квадрика и найдите опорные схемы.

Работа в парах.

- Расскажите друг другу, пользуясь опорной схемой, как называются числа при вычитании и способы прочтения выражений.

На усмотрение учителя, можно провести физкультминутку.

Так как дальше ребята будут работать в группе, будут находиться в движении, физкультминутку можно не проводить.

Контроль результатов: устные ответы, выполнение записей в тетрадях, взаимопроверка.

Познавательные:

осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; использовать знаково-символические средства, в том числе модели; осуществлять запись выборочной информации.

Регулятивные:

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи.


5. Первичное закрепление (6 мин)

Работа в группах.

- Ребята, а теперь мы выполним задание 1 в учебнике, используя полученные знания.

(Задание 1. Назовите первое и второе слагаемое в каждой сумме и вычислите эти суммы)

Каждой группе даётся лист А4 и маркер.

- Решение запишите на листе крупно, чтобы было видно с доски. Не забудьте, что вы должны объяснить, почему вы выбрали такое решение.

Представитель от группы выходит к доске, прикрепляет лист с помощью магнита, объясняет решение, выполненное группой.

Примерное объяснение.

Слагаемое – это первое число, которое мы складываем, поэтому мы записали 4. Слагаемое – это число, которое мы складываем, значит, ставим знак плюс и число 2. Мы вычислили результат – это 6. Значит значение суммы равно 6.

Выслушав мнение каждой группы, делаем вывод о правильности выполнения задания.

Контроль результатов: устные ответы, сигнальные карточки.

Познавательные:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания; использовать знаково-символические средства для записи решения; строить сообщение в устной форме.

Регулятивные:

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; адекватно воспринимать предложения и оценку товарищей.

Коммуникативные:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе

(6 мин)

- Ребята, откройте, пожалуйста, ещё раз конвертики Квадрика и найдите задание на карточках. (ПРИЛОЖЕНИЕ №2)

- Возьмите карточку с номером своего варианта.

- Прочитайте внимательно задание.

- Есть ли вопросы?

- Выполните его в тетрадях самостоятельно.

Ответы для проверки учитель пишет на обычной доске (они закрыты).

- Давайте проверим, правильно ли вы выполнили это задание (открывает ответы).

- Исправьте ошибки, если это необходимо.

- Поднимите зелёный сигнал, если задание вы выполнили без ошибок.

- Поднимите красный сигнал, если вы допустили ошибку.

- В чём были трудности при выполнении этого задания?

Контроль результатов: самопроверка, устные ответы.


Познавательные:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания; устанавливать аналогии.

Регулятивные:

планировать свои действия; осуществлять итоговый контроль; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.

Коммуникативные:

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

7. Включение в систему знаний и повторение (10 мин)

- Молодцы, вы очень хорошо потрудились. Теперь предлагаю поиграть в игру «Собираем мёд для Мишутки».

Учитель включает презентацию.

Слайд 6.

- Мишутка очень любит мёд. Если мы правильно выполним задание, пчёлки принесут в свой улей мёд для Мишутки.

- Какую букву вы видите на крыше улья? (С)

- Что мы обозначали сегодня буквой С?(слагаемое)

- Нам нужно выбрать те выражения, где пропущено слагаемое.

- Сможете ли вы догадаться, какое число пропущено? Как вы догадались?(воспользовались знанием состава числа)

Ребята выходят к доске и делают щелчок по выбранному выражению (триггер открывает слово «Подумай!», если выражение выбрано неверно и слово «Верно!» с пчёлкой, если выражение выбрано верно).

Выбранные выражения записывают в тетрадь.

Аналогичная работа проводится по слайдам 7-8.

Если ребята справились быстро, им предлагается выполнить задание для самопроверки в учебнике (внизу странички) и проверить друг друга.

Итог.

- Ребята, какие знания помогли вам выполнить это задание?

(знание названий чисел при сложении, знание состава чисел)

- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?(названия чисел при сложении)

- Что повторили? (решение задач, состав чисел до 10, решение выражений на сложение и вычитание)

- Чему научились на уроке? (правильно называть числа при сложении, читать выражения на сложение разными способами)

- Оцените свою работу в тетради с помощью волшебных линеечек (аккуратность и правильность выполнения).

Познавательные:

осуществлять анализ объектов; проводить

сравнение; осуществлять выбор объекта по необходимым признакам.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение и позицию; контролировать действия партнёра.

8. Рефлексия деятельности (3 мин)

Слайд 9.

- Ребята, вот какую баночку мёда мы собрали для Мишутки.

Учитель включает звук по щелчку.

- В конвертиках есть изображения пчёлок.(ПРИЛОЖЕНИЕ №3, №4). Если урок вам понравился, и вы всё поняли на уроке, выберите весёлую пчёлку. Если у вас остались вопросы, есть ещё трудности, выберите серьёзную пчёлку.

Ребята выходят к доске и прикрепляют пчёлку с помощью магнита.

Учитель:

- На следующем уроке мы поможем тем ребятам, у которых остались вопросы по этой теме.

Личностные:

формирование способности к оценке своей учебной деятельности; формирование учебно-познавательной мотивации.

Регулятивные:

самостоятельно оценивать свою деятельность на уроке.


Список используемой литературы

  1. Савинова С.В. Математика. 1 класс. Поурочные планы. – Изд.2, испр.. - Волгоград: Учитель, 2013г.

  2. Моро М.И. Математика. Рабочая тетрадь 1 класс. – Изд. «Просвещение», 2013г.

  3. Моро М.И. Математика. 1 класс. Учебник. – Изд. «Просвещение», 2013 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!