СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Скульптура как вид изобразительного искусства. Красота фигуры человека в движении

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Скульптура как вид изобразительного искусства. Красота фигуры человека в движении

Просмотр содержимого документа
«Скульптура как вид изобразительного искусства. Красота фигуры человека в движении»

Тема урока: Скульптура как вид изобразительного искусства. Красота фигуры человека в движении

Тип урока: комбинированный

Методы и приёмы обучения: репродуктивный, проблемный, практический, объяснительно – иллюстративный.

Оборудование: Презентация на тему «Красота фигуры человека в движении. Скульптура». Пластилин, клеенка.

Цели: расширить знания учащихся о скульптуре, предметах изображения в скульптуре, выразительных возможностях скульптуры; познакомить учащихся с представлением о красоте человека в истории искусства; развивать творческую и познавательную активность; воспитывать интерес к творчеству.

Задачи: Образовательные: познакомить учащихся с видами скульптуры.

Воспитательные: Воспитывать аккуратность, работать в группе и самостоятельно, воспитывать творческую и познавательную активность.

Развивающие: Развивать эстетический вкус, пространственное воображение, фантазию, развивать аналитические качества личности

Планируемые результаты:

предметные: сформировать умение применять теорию на практике.

метапредметные:

- регулятивные: ставить цели и планировать пути их достижения с помощью учителя, находить и исправлять ошибки с помощью учителя и самостоятельно; определение проблемы и правильная постановка учебной задачи; планирование учебно-познавательной и практической деятельности; целеполагание; прогнозирование и предвидение конечного результата

- коммуникативные: слушать собеседника, аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности; осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера;

- познавательные: анализировать (выделять главное), обобщать (делать выводы), понимать информацию;

личностные: проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;  понимать и оценивать свой собственный вклад в решение общих задач; быть толерантными к другому мнению и ошибкам;

План урока:

1. Организационный момент.

2. Объявление темы урока

3. Сообщение целей и задач.

4. Планирование.

5. Теоретическая часть

6. Практическая деятельность учащихся

Физкультминутка 

7. Рефлексия

8. Домашнее задание 



Технологическая карта урока





Этап урока



Деятельность учителя



Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1. 

Организационный момент (1 минута).

Приветственное слово учителя 

- Доброе утро! Я очень рада вас всех видеть в хорошем настроении! Надеюсь, мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Слайд1



Приветствие учащихся.

Личностные: самоопределение, смыслообразование.







Регулятивные: планирование, целеполагание, 













Познавательные: анализ, сравнение, самостоятельное выделение и формулирование познавательной деятельности, цели.















Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения.


2.Объявление темы урока (4 минуты)


Учитель, рассказывает детям сказку о двух братья и предлагает ответить на вопросы. Слайд 2

Жили-были два брата. Младший брат – жизнерадостный и трудолюбивый, старший – ленивый и завистливый.

Младший построил себе дом с резными наличниками, да такой красивый, что все, кто мимо проходил, обязательно останавливались и любовались. Слайд 2а

Старший позавидовал такому успеху и сжёг дом младшего. Пришлось младшему в сарайчике жить. Отыскал он там старые краски и стал картины рисовать, да такие красивые, что люди со всех деревень и городов к нему приходили и покупали их.

Забрался старший в сарайчик и украл краски, а младшему всё нипочём, отыскал он глину в овраге и стал фигурки лепить большие и маленькие, люди опять к нему толпами ходить стали. Кто игрушки детям закажет, кто рельефную лепнину на потолок.

А старшему всё неймётся, взял да и закопал овраг с глиной. Да и младший не сдаётся, нажёг он берёзовых веточек, наделал угольков и стал углём такие рисунки создавать, что залюбуешься. Накопил денег и новый дом построил, лучше прежнего. Слайд 2б

1.     – Почему старшему брату не удалось навредить младшему? Что помогало младшему брату выходить из сложных ситуаций? Чем он владел? Что знал? Слайд 3

2.     – Можете ли вы перечислить, какими видами изобразительной деятельности владел младший брат? Чем они отличаются друг от друга?  Слайд 4

Сегодня мы с вами остановимся на одном из видов изобразительного искусства «Скульптура» Слайд 5

А помните ли вы, что означает само слово «скульптура»?

Скульптура – вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов. 

Что же является предметом изображения в скульптуре?

В широком значении слова - искусство создавать из глины, воска, камня, металла, дерева, кости и других материалов изображение человека, животных и других предметов природы в осязательных, телесных их формах. Слайд 6

В ходе нашей беседы мы узнаем, как представляли разные народы в разные времена красоту человека в жизни и искусстве. 

Задумайтесь и вы над вопросом: Что для вас красота? «Красивый человек, – какой он?» Как мы можем определить, по каким признакам, что человек красивый? Слайд 7

А теперь попробуйте назвать тему нашего урока - Красота фигуры человека в движении. (запись на доске).

Слайд 8

Предполагаемый ответ:

– Младший брат умел использовать различные материалы для своих произведений; умел делать разные произведения. Он знал о разных видах искусства, а старший не подозревал о них.













Ответы: архитектура, живопись, скульптура, графика.













Ответ:Слово «скульптура» происходит от латинского слова «sculptura», что означает «ваяние», «вырезание», «высекание».











Ответы: Почти исключительным предметом изображения в скульптуре являются живые существа: люди и животные. Основное же внимание посвящено человеку, человеческому облику и образу.




Ответы: красивое лицо, ухоженный вид, спортивный подтянутый, улыбчивый, внимательный и т.д. В движении, когда танцует, грациозно передвигается


3. Сообщение целей и задач

(2 минуты)

- Прежде чем приступить к изучению данной темы, скажите мне, пожалуйста, чем мы будем сегодня заниматься?

Чему мы с вами будем сегодня учиться?

Расширим знания о скульптуре, предметах изображений в скульптуре, выразительных возможностях скульптуры; познакомимся с представлением о красоте человека в истории искусства; 

- применим теорию на практике Слайд 9


Ответ учащихся:

-Узнаем о видах скульптур.

- будем лепить человека




4. Планирование

(3 минуты)

Посмотрите на слайд прочитайте еще раз, тему урока и цели. Давайте попробуем составить план нашего урока. Что нам нужно сделать, что бы достичь поставленных целей?

1.Узнаем, об искусстве скульптуры 

2. Рассмотрим скульптуру по форме. (виды)

3. Практическая часть – слепить фигурки людей и создать какой - нибудь сюжет. Слайд 10


Ответ учащихся

-узнать, об скульптуре

- рассказать какие бывают скульптуры

- выполним практическое задание.

5. Теоретическая часть














































































































































































Физкультминутка

















А историческую справку об искусстве скульптуры нам расскажет и покажет Алия.

Скульптура сопровождала человечество во всей его истории: 

в различных видах и жанрах она существовала и существует

во всех странах.

Вырезание и вылепливание людей, животных и разнообразных 

предметов появились в истории человечества едва ли не

 одновременно с наскальной живописью.

Человек всегда был и остается главной темой изобразительного искусства. Многообразные художественные формы произведений скульптуры позволяют судить об эстетических вкусах и художественных предпочтениях той или иной культуры.

Среди сохранившихся древних изображений интересны статуэтки «палеолитических Венер». (Слайд 2)

Эти небольшие скульптуры демонстрируют как мастерство исполнения, так и примитивность. Высеченные из мягкого камня «палеолитические Венеры» носили культовый характер и почитались как святыни.

Несмотря на внешний примитивизм и условный характер изображений они воспринимаются как подлинное творение искусства, настоящий гимн женщине.

А вот совсем другое изображение человека. (Слайд 3)

Перед вами произведения уже другой эпохи. Древнеегипетские художники перешли от обобщенного образа к конкретному. Художники Древнего Египта изображали людей по канонам. Бюст Нефертити. Нефертити была супругой фараона-реформатора Эхнатона.

Античное искусство Греции и Рима показывает красоту физически совершенного человека. В образе античных скульптур воплощались черты прекрасного и гармонично развитого человека, в котором красота физически тренированного тела сочетается с нравственной чистотой и духовным благородством. (Слайд 4)

Римская статуя Октавиана – Августа это идеализированный памятник могущественному правителю. В 27 г. до н. э. Октавиан получил от сената титул Августа, то есть «священного, сына божественного отца отечества, потомка Энея и Венеры». Тщедушный болезненный первый император изображается атлетически сложенным, «богоподобным человеком».

Несмотря на всю монументальность и парадность статуи Октавиана скульптор сумел запечатлеть портретное сходство, своеобразный тип лица и характерную прическу императора, подчеркнуть его решительность и целеустремленность. (Слайд 5)

Духовная и физическая красота человека – главная тема творчества великого итальянского художника и скульптора эпохи Возрождения Микеланджело.

Микеланджело ваяет свою скульптуру из мрамора. Большая глыба камня имела дефекты, в ней были трещины, и никто не верил, что из этой громады можно что-либо сделать (Слайд 6).

В скульптуре Микеланджело видна скрытая энергия и сила. Тело мальчика напряжено и готово к действию (Слайд 7).

Какое бы сложное содержание ни несла в себе скульптура, запечатленное в ней действие длится не более мгновения. Поэтому для скульптора чрезвычайно важно найти в избранном сюжете наиболее выразительный момент, позволяющей зрителю проникнуть в глубину замысла 

Помимо красоты физической, духовной, некоторым скульптурам удается передать и красоту движения. Наиболее прекрасная из них скульптура Антонио Кановы «Амур и Психея». (Слайд 8)

Древнегреческий миф рассказывает о печальной истории прекрасной Психеи, чья красота вызвала зависть Венеры. Богиня отправила к ней своего сына Амура, поручив ему влюбить Психею в самого безобразного и жалкого из людей, но тот, увидев девушку, сам полюбил ее и унес в свой дворец. Единственным условием Амура стало то, что их свидания должны были происходить в полной темноте. Завистливые сестры Психеи старались убедить ее в том, что  во тьме она встречается с ужасным чудовищем, и, в итоге, разрушили их счастье. Подговоренная ими Психея зажгла светильник, капля горящего масла упала на спящего Амура, тот, взбешенный, оставил Психею. Несчастная, долгие годы разыскивавшая возлюбленного, стойко выдержала страшные испытания, вернула его любовь, приобрела бессмертие и в конце концов вышла замуж за Амура. 

У картины есть еще одно название. Сможете ли вы догадаться 

какое?

Совсем другие чувства вызывает скульптура Родена «граждане Кале». Во время Столетней войны английский король Эдуард III осадил город, и спустя некоторое время голод вынудил оборонявшихся к сдаче. Король обещал пощадить жителей, только если шесть знатнейших граждан выйдут к нему в рубище и с верёвками на шее, отдавая себя на казнь. Это требование было исполнено. Английская королева Филиппа исполнилась жалостью к этим исхудавшим людям, и во имя своего нерождённого ребёнка вымолила перед супругом для них прощение.

Роден революционно настоял на отказе от постамента, хоть волю его выполнили только после смерти скульптора, фигуры находятся на одном уровне со зрителями (Слайд 9).

Одна из самых высоких статуй в мире расположена в Волгограде и является едва ли не главным символом борьбы советского народа с фашизмом. 52-метровая фигура женщины, шагнувшей вперед, зовет своих сыновей на бой с врагом (Слайд 10).

Теме борьбы советского народа с фашизмом посвящены работы Е. В. Вучетича «Память советской армии», «Стоять на смерть» (Слайд 11).

На следующем слайде изображена самая дорогая скульптура в мире (Слайд 12). В 2010 году 183-сантиметровая скульптура «Шагающий человек», выполненная швейцарским скульптором в 1961 году была продана с аукциона Sotheby’s за рекордную сумму в 104,3 миллиона долларов.

Произведения современной скульптуры отличаются неожиданным выбором материалов, обобщенностью образа. (Слайды 13-14).

Спасибо Алие за такую интересную информацию.



А какой скульптура может быть по форме?

А с какими материалами работает скульптор?

А какие виды скульптурной техники вы знаете?

Ученик. Основными видами скульптурной техники являются лепка и ваяние.Лепят в мягких материалах – глине, пластилине, воске, то есть тех, которых слушаются движения человеческой руки. Ваяют в твердых материалах: в мраморе, граните и т. д.
































































































































Ученик. Автор посвятил данной теме целую серию скульптур. Данную скульптуру сам автор назвал «поцелуй».







































Ученик. По своей форме скульптура делится на круглуюскульптуру и рельеф. Круглую скульптуру можно обойти. Слово «рельеф» происходит от итальянского «relevio», что означает «выпуклость», «выступ». В рельефе изображение создается объемной формой, лишь частично выступающей над плоской поверхностью. Ученик. Таких материалов много. Наиболее распространенными являются мрамор, гранит, дерево, бронза, кость, фарфор, фаянс, ценные породы камня, стекло, глина и т. д.



6. Практическая часть (15 минут)

А теперь вы приступите к практической работе. Работать будете в парах. Ваше задание придумать сюжет из человечков в движении и слепить из пластилина, используя круглую скульптуру или рельеф. Это может быть любой вид спорта, игра, забавы, перемена в школе. 

Приступаем.



7.Рефлексия

Удалось ли нам достигнуть поставленной цели урока? 

  • Сегодня я узнал…

  • Было трудно…

  • Я поняла, что…

  • У меня получилось…

  • Достигли ли мы цели?

Отвечают на вопросы учителя.



Заполняют карточки рефлексии. Задают вопросы.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные:аргументация своего мнения

  1. Домашнее задание

  • Найти репродукции и фотографии произведений различных видов искусств (или одного вида искусства по выбору). Подготовить мини-реферат об одном из известных художников – скульпторов..   Всем спасибо за урок! Удачного дня!



Скульптура сопровождала человечество во всей его истории: 

в различных видах и жанрах она существовала и существует

во всех странах.

Вырезание и вылепливание людей, животных и разнообразных 

предметов появились в истории человечества едва ли не

 одновременно с наскальной живописью.

Человек всегда был и остается главной темой изобразительного искусства. Многообразные художественные формы произведений скульптуры позволяют судить об эстетических вкусах и художественных предпочтениях той или иной культуры.

Среди сохранившихся древних изображений интересны статуэтки «палеолитических Венер». (Слайд 2)

Эти небольшие скульптуры демонстрируют как мастерство исполнения, так и примитивность. Высеченные из мягкого камня «палеолитические Венеры» носили культовый характер и почитались как святыни.

Несмотря на внешний примитивизм и условный характер изображений они воспринимаются как подлинное творение искусства, настоящий гимн женщине.

А вот совсем другое изображение человека. (Слайд 3)

Перед вами произведения уже другой эпохи. Древнеегипетские художники перешли от обобщенного образа к конкретному. Художники Древнего Египта изображали людей по канонам. Бюст Нефертити. Нефертити была супругой фараона-реформатора Эхнатона.

Античное искусство Греции и Рима показывает красоту физически совершенного человека. В образе античных скульптур воплощались черты прекрасного и гармонично развитого человека, в котором красота физически тренированного тела сочетается с нравственной чистотой и духовным благородством. (Слайд 4)

Римская статуя Октавиана – Августа это идеализированный памятник могущественному правителю. В 27 г. до н. э. Октавиан получил от сената титул Августа, то есть «священного, сына божественного отца отечества, потомка Энея и Венеры». Тщедушный болезненный первый император изображается атлетически сложенным, «богоподобным человеком».

Несмотря на всю монументальность и парадность статуи Октавиана скульптор сумел запечатлеть портретное сходство, своеобразный тип лица и характерную прическу императора, подчеркнуть его решительность и целеустремленность. (Слайд 5)

Духовная и физическая красота человека – главная тема творчества великого итальянского художника и скульптора эпохи Возрождения Микеланджело.

Микеланджело ваяет свою скульптуру из мрамора. Большая глыба камня имела дефекты, в ней были трещины, и никто не верил, что из этой громады можно что-либо сделать (Слайд 6).

В скульптуре Микеланджело видна скрытая энергия и сила. Тело мальчика напряжено и готово к действию (Слайд 7).

Какое бы сложное содержание ни несла в себе скульптура, запечатленное в ней действие длится не более мгновения. Поэтому для скульптора чрезвычайно важно найти в избранном сюжете наиболее выразительный момент, позволяющей зрителю проникнуть в глубину замысла 

Помимо красоты физической, духовной, некоторым скульптурам удается передать и красоту движения. Наиболее прекрасная из них скульптура Антонио Кановы «Амур и Психея». (Слайд 8)

Древнегреческий миф рассказывает о печальной истории прекрасной Психеи, чья красота вызвала зависть Венеры. Богиня отправила к ней своего сына Амура, поручив ему влюбить Психею в самого безобразного и жалкого из людей, но тот, увидев девушку, сам полюбил ее и унес в свой дворец. Единственным условием Амура стало то, что их свидания должны были происходить в полной темноте. Завистливые сестры Психеи старались убедить ее в том, что  во тьме она встречается с ужасным чудовищем, и, в итоге, разрушили их счастье. Подговоренная ими Психея зажгла светильник, капля горящего масла упала на спящего Амура, тот, взбешенный, оставил Психею. Несчастная, долгие годы разыскивавшая возлюбленного, стойко выдержала страшные испытания, вернула его любовь, приобрела бессмертие и в конце концов вышла замуж за Амура. 

У картины есть еще одно название. Сможете ли вы догадаться 

какое?

Совсем другие чувства вызывает скульптура Родена «граждане Кале». Во время Столетней войны английский король Эдуард III осадил город, и спустя некоторое время голод вынудил оборонявшихся к сдаче. Король обещал пощадить жителей, только если шесть знатнейших граждан выйдут к нему в рубище и с верёвками на шее, отдавая себя на казнь. Это требование было исполнено. Английская королева Филиппа исполнилась жалостью к этим исхудавшим людям, и во имя своего нерождённого ребёнка вымолила перед супругом для них прощение.

Роден революционно настоял на отказе от постамента, хоть волю его выполнили только после смерти скульптора, фигуры находятся на одном уровне со зрителями (Слайд 9).

Одна из самых высоких статуй в мире расположена в Волгограде и является едва ли не главным символом борьбы советского народа с фашизмом. 52-метровая фигура женщины, шагнувшей вперед, зовет своих сыновей на бой с врагом (Слайд 10).

Теме борьбы советского народа с фашизмом посвящены работы Е. В. Вучетича «Память советской армии», «Стоять на смерть» (Слайд 11).

На следующем слайде изображена самая дорогая скульптура в мире (Слайд 12). В 2010 году 183-сантиметровая скульптура «Шагающий человек», выполненная швейцарским скульптором в 1961 году была продана с аукциона Sotheby’s за рекордную сумму в 104,3 миллиона долларов.

Произведения современной скульптуры отличаются неожиданным выбором материалов, обобщенностью образа. (Слайды 13-14).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!