СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Склонение имён существительных (конспект)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вводный урок (знакомство) по теме "Склонение имён существительных. Урок составлен по УМК "Школа 2100", но можно брать за основу и к другим УМК.

Просмотр содержимого документа
«Склонение имён существительных (конспект)»

Склонение имён существительных

(УМК «Школа 2100»)


  1. Оргмомент.

Здравствуйте! Садитесь. Открываем тетради, записываем число, классная работа.

1 слайд

2. Повторение изученного об имени существительном.

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в Страну Частей Речи.

- Давайте вспомним, на какие 2 большие группы делятся все части речи?

- Самостоятельные и служебные.

- Какие части речи мы относим к служебным?

- Частицы, союзы, предлоги.

- Какие части речи мы относим к самостоятельным?

- Имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, наречие, числительное.

- Запишите в тетрадь слово «удел». Что оно обозначает?

- Предположение детей.

- Что мы можем сказать про это слово?

- Это имя существительное, мужского рода, именительного падежа, неодушевлённое.

- Подберите синонимы к слову «удел».

- Варианты детей. (Судьба, доля, предназначение, участь).

2 слайд

- Давайте вместе прочитаем и запишем слова-синонимы к слову «удел».

- Что обозначает пословица «Удел знания – говорить, удел мудрости – слушать»?

- Предположения детей.

- А я сегодня желаю вам быть мудрыми, чтобы внимательно слушать, думать и приобретать новые знания, о которых вы сумеете рассказать. Сегодня ваша задача – найти новые знания об имени существительном. Но сначала давайте повторим то, что мы уже знаем об этой части речи.

- Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет, явления, состояния. Имя существительное отвечает на вопрос Кто? Что? В предложение является главным и второстепенным членом предложения.

- На какие две группы можно разделить признаки имени существительного?

- Постоянные и непостоянные.

- Какие признаки относим к постоянным?

- Род, одушевлённость/неодушевлённость.

- Какие признаки относим к непостоянным?

- Число, падеж.

3 слайд – проверка

Показ признаков имени существительного

4 слайд

3. Введение в раздел.

- Прочитайте название сегодняшней темы урока «Склонение имён существительных».

- Значение какого слова вам не совсем понятно?

- Склонять.

- Подберите однокоренные слова.

- Склонить, поклон, склонённый.

- Судя по названию, имя существительное склоняется. Что это значит? Попробуем разобраться и ответить на этот вопрос.

4. Постановка вопроса.

- Запишите предложение «Старая женщина заботится о дочери и о сестре. (2 человека пишут на доске: один сильный, другой слабый. Ставится проблема: как же правильно написать)

- Найдите однородные члены в этом предложении. Определите их род, падеж. Что можно сказать об окончаниях?

- Возможно, они одинаковые.

- Какие?

- Предположения детей.

5 слайд

- Давайте прочитаем предложение без пропусков. Что заметили?

- Предположения детей.

- Какие вопросы возникают?

- Почему в одном и том же падеже разные окончания? От чего зависит правописание гласной в окончании? (Вывешиваются на доску вопросы).

5. Решение проблемы.

1) Наблюдение по учебнику.

Упр. 158 выполняется по заданию.

Ученики вписывают окончания в учебник:

М. р.   

Ж. р.   

Ср. р.  

Вывод: У имён существительных женского и мужского рода одинаковые окончания в начальной форме.

2) Устно дети изменяют по падежам существительные женского рода страна, земля, вписывают окончания и сравнивают их.

Вывод: В одинаковых падежах а-я, ы-и, у-ю, ой-ей – это варианты одного и того же окончания. В слове земля основа заканчивается на мягкий согласный звук [л'], на письме мягкость обозначена буквой я, в слове страна основа оканчивается на твёрдый согласный [н], для обозначения твёрдости используется буква а. Буквы а-я, а звук [а].

3) Сравнение падежных окончаний существительных женского и мужского рода с окончанием –а, -я в начальной форме.

Вывод: Существительные мужского и женского рода, у которых в начальной форме окончания –а, -я, имеют одни и те же окончания в одинаковых падежах.

4) Аналогично дети наблюдают за падежными окончаниями остальных групп имён существительных, и делается вывод: в русском языке 3 группы имён существительных, у которых однотипные окончания в одинаковых падежах.

6 слайд

- Как иначе можно назвать эти группы слов? Прочитаем определение на с. 123 – 124.

Ответьте на вопросы после определения:

  1. Если ты получишь задание просклонять имя существительное, что ты будешь делать?

- Изменять слово по падежам и числам.

2. Если имя существительное относится ко второму склонению, может оно «перейти» в первое или в третье? Почему? Значит, склонение – какой признак – постоянный или непостоянный?

3. Что нужно сделать, чтобы определить, к какому склонению относится существительное?

- Определить род имени существительного и выделить окончание.

7 слайд

- Вернёмся к нашему предложению.

Старая женщина заботится о сестре и о дочери.

- Почему же у слов (о) сестре, дочери разные окончания, хотя род и падеж один и тот же?

- Они относятся к разным склонениям.

- Как определить склонение?

- Поставить слово в начальную форму – И. п., ед. ч., определить род и окончание.

8 слайд

6. Первичное закрепление.

Разделите тетрадный лист на 3 колонки: 1 склонение, 2 склонение, 3 склонение.

9 слайд - 1 склонение

10 слайд - 2 склонение

11 слайд - 3 склонение

7. Итог урока.

- Что такое склонение?

- Изменение имён существительных по падежам и числам.

- Почему в одном и том же падеже разные окончания? От чего зависит правописание гласной в окончании?

- Потому что имена существительные относятся к разным склонениям. Зависит от того, к какому склонению относится слово.

8. Домашнее задание.

1) Выучить определение с. 123 – 124.

2) Упр. 1, кн. 2, с. 11.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!