Склонение имён существительных
(УМК «Школа 2100»)
Оргмомент.
Здравствуйте! Садитесь. Открываем тетради, записываем число, классная работа.
1 слайд
2. Повторение изученного об имени существительном.
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в Страну Частей Речи.
- Давайте вспомним, на какие 2 большие группы делятся все части речи?
- Самостоятельные и служебные.
- Какие части речи мы относим к служебным?
- Частицы, союзы, предлоги.
- Какие части речи мы относим к самостоятельным?
- Имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, наречие, числительное.
- Запишите в тетрадь слово «удел». Что оно обозначает?
- Предположение детей.
- Что мы можем сказать про это слово?
- Это имя существительное, мужского рода, именительного падежа, неодушевлённое.
- Подберите синонимы к слову «удел».
- Варианты детей. (Судьба, доля, предназначение, участь).
2 слайд
- Давайте вместе прочитаем и запишем слова-синонимы к слову «удел».
- Что обозначает пословица «Удел знания – говорить, удел мудрости – слушать»?
- Предположения детей.
- А я сегодня желаю вам быть мудрыми, чтобы внимательно слушать, думать и приобретать новые знания, о которых вы сумеете рассказать. Сегодня ваша задача – найти новые знания об имени существительном. Но сначала давайте повторим то, что мы уже знаем об этой части речи.
- Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет, явления, состояния. Имя существительное отвечает на вопрос Кто? Что? В предложение является главным и второстепенным членом предложения.
- На какие две группы можно разделить признаки имени существительного?
- Постоянные и непостоянные.
- Какие признаки относим к постоянным?
- Род, одушевлённость/неодушевлённость.
- Какие признаки относим к непостоянным?
- Число, падеж.
3 слайд – проверка
Показ признаков имени существительного
4 слайд
3. Введение в раздел.
- Прочитайте название сегодняшней темы урока «Склонение имён существительных».
- Значение какого слова вам не совсем понятно?
- Склонять.
- Подберите однокоренные слова.
- Склонить, поклон, склонённый.
- Судя по названию, имя существительное склоняется. Что это значит? Попробуем разобраться и ответить на этот вопрос.
4. Постановка вопроса.
- Запишите предложение «Старая женщина заботится о дочери и о сестре. (2 человека пишут на доске: один сильный, другой слабый. Ставится проблема: как же правильно написать)
- Найдите однородные члены в этом предложении. Определите их род, падеж. Что можно сказать об окончаниях?
- Возможно, они одинаковые.
- Какие?
- Предположения детей.
5 слайд
- Давайте прочитаем предложение без пропусков. Что заметили?
- Предположения детей.
- Какие вопросы возникают?
- Почему в одном и том же падеже разные окончания? От чего зависит правописание гласной в окончании? (Вывешиваются на доску вопросы).
5. Решение проблемы.
1) Наблюдение по учебнику.
Упр. 158 выполняется по заданию.
Ученики вписывают окончания в учебник:
М. р.
Ж. р.
Ср. р.
Вывод: У имён существительных женского и мужского рода одинаковые окончания в начальной форме.
2) Устно дети изменяют по падежам существительные женского рода страна, земля, вписывают окончания и сравнивают их.
Вывод: В одинаковых падежах а-я, ы-и, у-ю, ой-ей – это варианты одного и того же окончания. В слове земля основа заканчивается на мягкий согласный звук [л'], на письме мягкость обозначена буквой я, в слове страна основа оканчивается на твёрдый согласный [н], для обозначения твёрдости используется буква а. Буквы а-я, а звук [а].
3) Сравнение падежных окончаний существительных женского и мужского рода с окончанием –а, -я в начальной форме.
Вывод: Существительные мужского и женского рода, у которых в начальной форме окончания –а, -я, имеют одни и те же окончания в одинаковых падежах.
4) Аналогично дети наблюдают за падежными окончаниями остальных групп имён существительных, и делается вывод: в русском языке 3 группы имён существительных, у которых однотипные окончания в одинаковых падежах.
6 слайд
- Как иначе можно назвать эти группы слов? Прочитаем определение на с. 123 – 124.
Ответьте на вопросы после определения:
Если ты получишь задание просклонять имя существительное, что ты будешь делать?
- Изменять слово по падежам и числам.
2. Если имя существительное относится ко второму склонению, может оно «перейти» в первое или в третье? Почему? Значит, склонение – какой признак – постоянный или непостоянный?
3. Что нужно сделать, чтобы определить, к какому склонению относится существительное?
- Определить род имени существительного и выделить окончание.
7 слайд
- Вернёмся к нашему предложению.
Старая женщина заботится о сестре и о дочери.
- Почему же у слов (о) сестре, дочери разные окончания, хотя род и падеж один и тот же?
- Они относятся к разным склонениям.
- Как определить склонение?
- Поставить слово в начальную форму – И. п., ед. ч., определить род и окончание.
8 слайд
6. Первичное закрепление.
Разделите тетрадный лист на 3 колонки: 1 склонение, 2 склонение, 3 склонение.
9 слайд - 1 склонение
10 слайд - 2 склонение
11 слайд - 3 склонение
7. Итог урока.
- Что такое склонение?
- Изменение имён существительных по падежам и числам.
- Почему в одном и том же падеже разные окончания? От чего зависит правописание гласной в окончании?
- Потому что имена существительные относятся к разным склонениям. Зависит от того, к какому склонению относится слово.
8. Домашнее задание.
1) Выучить определение с. 123 – 124.
2) Упр. 1, кн. 2, с. 11.