СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Схемы и таблицы для анализа музыкальных произведений на уроках музыки в общеобразовательной школе

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Схемы и таблицы для анализа музыкального произведения на уроке музыки.

Просмотр содержимого документа
«Схемы и таблицы для анализа музыкальных произведений на уроках музыки в общеобразовательной школе»

Схемы и таблицы  для анализа музыкального произведения

Схемы и таблицы для анализа музыкального произведения

СХЕМА АНАЛИЗА МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

  • Автор произведения – Ф.И.О. композитора или народное (какому народу принадлежит).
  • Музыкальный образ – о чем или о ком идет речь в произведении (лирический, драматический, эпический, образы любви, мира, войны, природы, добра, счастья и т.д.)
  • Характер, настроение – (по словарю настроений)
  • Интонация – выразительные и изобразительные - выражение чувств и настроений: повествовательная, вопросительная, восклицательная, настойчивая, стремительная и т.д.
  • Музыкальный жанр – простые - марш, песня, танец; вокальные (песня, ария, романс, элегия, баллада, серенада, баркарола, вокализ, гимн, ода и т.д.), инструментальные (камерная-пьеса, этюд, прелюдия, песня без слов, юмореска, рондо, токката, соната, ноктюрн, сюита; симфоническая- симфония, увертюра, концерт, симфоническая сюита, симфоническая поэма); музыкально-сценические жанры (опера, балет, оперетта, мюзикл).
  • Мелодия – плавная, волнообразная, скачкообразная, на одном звуке, движение вверх, движение вниз
  • Ритм – ровный, острый, пунктирный; песенный – спокойный, плавный; танцевальный –ритм вальса, польки, пляски; маршевый – упругий, пунктирный
  • Лад – минор, мажор.
  • Регистр – низкий, средний, высокий
  • Темп – быстро, умеренно, медленно.
  • Динамические оттенки – очень тихо (pp), тихо (p), умеренно тихо (mp), умеренно громко (mf), громко(f), очень громко (ff), постепенное ослабление звука ().
  • Музыкальная форма – одночастная – одно настроение, нет контраста(А); двухчастная (А+В), трехчастная (А+В+А или А+В+С), рондо (А+Б+А+С+А+Д+А), вариации (А+А1+А2+А3+А4+А5)
  • Звуковедение (штрихи) – легато- плавно, стаккато – отрывисто, маркато – тяжело, отдельно
  • Тембр – окраска музыки (голос, инструменты). Исполнители: солист, хор, оркестр; певческие голоса – женские: сопрано, альт, контральто; мужские: тенор, баритон, бас; детские. Муз. инструменты.
  • Оттенки музыки: светлый, яркий, теплый, темный, суровый, массивный, мрачный.
СЛОВАРЬ  ЭМОЦИОНАЛЬНО – ОБРАЗНОГО СОДЕРЖАНИЯ МУЗЫКИ

СЛОВАРЬ

ЭМОЦИОНАЛЬНО – ОБРАЗНОГО

СОДЕРЖАНИЯ МУЗЫКИ

Веселая

Радостная

Спокойная

Грустная

Добрая

Печальная

Серьезная

Игривая

Взволнованная

Неторопливая

Встревоженная

Сдержанная

Задорная

Торжественная

Жалобная

Мужественная

Звонкая

Таинственная

Убаюкивающая

Праздничная

Бесстрашная

Тоскливая

Стремительная

Тяжелая

 

Колыбельная

Поэтичная

Сказочная

Озорная

Вьюжная

Скорбная

Бодрая

Нежная

Грузная

Боевая

Возвышенная

Шутливая

Мягкая

Ненастная

Ласковая

Страшная

Хмурая

Волшебная

Важная

Громоздкая

Смелая

Плавная

Тревожная

Мечтательная

Колючая

Зловещая

Маршевая

Плачущая

Бойкая

Мощная

Отважная

Задумчивая

Забавная

Беспокойная

Напевная

Четкая

Пугливая

Одухотворенная

Мечтательная

Грубая

Неуклюжая

Решительная

Просящая

Осторожная

Отчетливая

Резвая

Сердечная

Протяжная

 

Богатырская

Угловатая

Легкая

Сердитая

Торопливая

Задушевная

Прыгучая

Хороводная

Загадочная

 

Недовольная

Светлая

Щемящая

Гордая

Густая

Грозная

Скачущая

Трепетная

Мирная

Трепещущая

Трогательная

Темная

Настороженная

Могучая

Насыщенная

Суровая

Безмятежная

Отчаявшаяся

Острая

Трагичная

Солнечная

Победная

Душевная

Динамичная

Приветливая

 

Раскаявшаяся

Напевная

Сверкающая

Добродушная

Подкрадывающаяся

Величественная

Доверчивая

Тягучая

Ослепительная

Призывная

Проникновенная

Наивная

Грозная

Надломленная

Беззлобная

Плясовая

Чуткая

Светлая

Злая

 

Ликующая

Улыбающаяся

Прозрачная

Лиричная

 

Восторженная

Беззаботная

Завороженная

Живая

Пышная

Шумная

Покорная

Яркая

Невозмутимая

Жизнеутверждающая

Лучезарная

Неприхотливая

Оптимистичная

 

Грациозная

Эффектная

Перфокарта для анализа музыкального произведения

Перфокарта для анализа музыкального произведения

Схема анализа элементов музыкальной речи № Элемент музыкальной речи 1. интонация 2. Виды элементов музыкальной речи Приемы определения элементов музыкальной речи Интонация – призыв, интонация – стон, интонация – вопрос, восклицание, повествование… ритм 3. 4. Сравнить с интонацией разговорной речи: задать вопрос, воскликнуть, сказать спокойно, простонать…   Пунктирный, ровный, маршевый, вальсовый… темп 5. Мелодия Медленный, умеренный, медленный   Прохлопать мелодию ладонью по столу, изобразить «сердцебиение» музыки   Волнообразное, скачкообразное, поступенное, на одной ноте… штрихи Отстукивать ногой основные доли, как бы шагая под музыку 6. Нарисовать карандашом в тетради линию движения, повторяющую движение мелодии   Отрывисто, связно, не связно лад Представить движения кисти художника, накладывающего краски на холст (можно изобразить эти движения карандашом в тетради) Мажор (светлый) Минор (темный) Соотнести с цветовой окраской

Схема анализа элементов музыкальной речи

Элемент музыкальной речи

1.

интонация

2.

Виды элементов музыкальной речи

Приемы определения элементов музыкальной речи

Интонация – призыв, интонация – стон, интонация – вопрос, восклицание, повествование…

ритм

3.

4.

Сравнить с интонацией разговорной речи: задать вопрос, воскликнуть, сказать спокойно, простонать…

 

Пунктирный, ровный, маршевый, вальсовый…

темп

5.

Мелодия

Медленный, умеренный, медленный

 

Прохлопать мелодию ладонью по столу, изобразить «сердцебиение» музыки

 

Волнообразное, скачкообразное, поступенное, на одной ноте…

штрихи

Отстукивать ногой основные доли, как бы шагая под музыку

6.

Нарисовать карандашом в тетради линию движения, повторяющую движение мелодии

 

Отрывисто, связно, не связно

лад

Представить движения кисти художника, накладывающего краски на холст (можно изобразить эти движения карандашом в тетради)

Мажор (светлый)

Минор (темный)

Соотнести с цветовой окраской

, тембр характер сопровождение форма,построение музыкального произведния Принадлежность к одной из 3-х сфер: песенности, танцевальности, маршевости. Самостоятельное произведение или часть произведения крупного жанра? При каких жизненных обстоятельствах могла бы прозвучать эта музыка?? О каких событиях рассказывает музыка? Национальная принадлежность музыки. Народная или написана композитором? Музыкальное произведение Настроение, чувства, черты характера человека, выраженные в музыке. Интонационно-образная основа произведения. Зерно-интонация. Развитие музыки. Изобразительность музыки Какие мысли, идеи воплощены в музыке? Музыкальный образ. Музыкальная драматургия. (Для чего создано произведение?) " width="640"

СХЕМА АНАЛИЗА МУЗЫКАЛЬНОГО

произведения

Средства выразительности(элементы муз-й речи), которые помогли разобраться в этой музыке

  • характер движения мелодии(плавно, отрывисто, скачками, поступенно)
  • темп(быстро, умеренно и т.д)
  • лад (мажор,минор,колорит)
  • динамика(f,p,,
  • тембр
  • характер сопровождение
  • форма,построение музыкального произведния

Принадлежность к одной из 3-х сфер: песенности, танцевальности, маршевости.

Самостоятельное произведение или часть произведения крупного жанра?

При каких жизненных обстоятельствах могла бы прозвучать эта музыка??

О каких событиях рассказывает музыка?

Национальная принадлежность музыки. Народная или написана композитором?

Музыкальное

произведение

Настроение, чувства, черты характера человека, выраженные в музыке.

Интонационно-образная основа произведения. Зерно-интонация.

Развитие музыки.

Изобразительность музыки

Какие мысли, идеи воплощены в музыке?

Музыкальный образ. Музыкальная драматургия.

(Для чего создано произведение?)

Примерные вопросы к целостному анализу музыкального произведения:

- О чем это произведение? - Как бы вы его назвали и почему? - Сколько в нем героев? - Как они действуют? - Какими показаны герои? - Чему они нас учат? - Почему музыка звучит взволнованно (спокойно, решительно, жалобно и.пр.)?

Или: - Помните ли вы свои впечатления от этой музыки, полученные на прошлом уроке? - Что важнее в песне – мелодия или слова? - А в человеке что важнее – ум или сердце? - Где бы она могла звучать в жизни и с кем бы ты хотел ее слушать? - Что переживал композитор, когда писал эту музыку?  - Какие чувства он хотел передать? - Звучала ли у вас в душе подобная музыка? Когда? - Какие события в своей жизни вы могли бы связать с этой музыкой? Какими средствами пользуется композитор, чтобы создать музыкальный образ (определить характер мелодии, аккомпанемента, регистр, динамические оттенки, лад, темп и т.д.)? - Каков жанр («кит»)? - Почему так решили? - Каков характер музыки? - Композиторская или народная? - Почему? - Что ярче рисует героев – мелодия или аккомпанемент? - Какие тембры инструментов использует композитор, для чего и т.д.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!