СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Сказкотерапия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Сказкотерапия"»

Сказкотерапия как метод работы по развитию речи с детьми дошкольного возраста.   Подготовила :  воспитатель Албу О.Ю.

Сказкотерапия как метод работы по развитию речи с детьми дошкольного возраста.

Подготовила :

воспитатель Албу О.Ю.

С давних времён  сказка  является важным воспитательным и развивающим средством в народной педагогике. Этот литературный жанр расширяет кругозор ребёнка, формирует воображение, заставляет мыслить, оценивать, даёт определенные жизненные навыки.  Эта особенность сказки как жанра устного народного творчества породила новое течение в психотерапии – сказкотерапия. 

С давних времён  сказка  является важным воспитательным и развивающим средством в народной педагогике. Этот литературный жанр расширяет кругозор ребёнка, формирует воображение, заставляет мыслить, оценивать, даёт определенные жизненные навыки.

Эта особенность сказки как жанра устного народного творчества породила новое течение в психотерапии – сказкотерапия. 

В настоящее время  сказкотерапия  является одним из самых излюбленных и действенных методов работы детских психологов и педагогов. При помощи различных  сказок  можно с лёгкостью воздействовать на психику ребёнка, помогая ему избавиться от многочисленных негативных эмоциональных проявлений. Сказкотерапия для дошкольников  может применяться при наличии следующих психологических или неврологических  проблемах : боязнь высоты, темноты, врачей и др. ; гиперактивность или чрезмерная стеснительность; тяжелая адаптация ребёнка в новых условиях; агрессивность, неадекватное поведение; конфликтные ситуации в семье.

В настоящее время  сказкотерапия  является одним из самых излюбленных и действенных методов работы детских психологов и педагогов. При помощи различных  сказок  можно с лёгкостью воздействовать на психику ребёнка, помогая ему избавиться от многочисленных негативных эмоциональных проявлений.

Сказкотерапия для дошкольников  может применяться при наличии следующих психологических или неврологических  проблемах : боязнь высоты, темноты, врачей и др. ; гиперактивность или чрезмерная стеснительность; тяжелая адаптация ребёнка в новых условиях; агрессивность, неадекватное поведение; конфликтные ситуации в семье.

Актуальность использования  Заключается в том, что в настоящее время, сказка может служить целям обучения и воспитания, так как: обучение посредством сказки не несет в себе дидактики и нравоучений; присутствует образность и   метафоричность языка; психологическая защищённость  (хороший конец); имеется наличие тайны и волшебства

Актуальность использования

Заключается в том, что в настоящее время, сказка может служить целям обучения и воспитания, так как:

  • обучение посредством сказки не несет в себе дидактики и нравоучений;
  • присутствует образность и

  метафоричность языка;

  • психологическая защищённость

(хороший конец);

  • имеется наличие тайны и волшебства
 Задачи сказкотерапии Развитие слухового и зрительного внимания Развитие наблюдательности и зрительной памяти Развитие аналитических способностей  (умения сравнивать, обобщать, находить  причинно-следственные связи) Развитие фантазии и творческого воображения Снятие эмоционального и физического напряжения Развитие умения быстро переключаться  с активной деятельности на пассивную Развитие умения взаимодействовать с окружающими,  совершенствование коммуникативных навыков

Задачи сказкотерапии

  • Развитие слухового и зрительного внимания
  • Развитие наблюдательности и зрительной памяти
  • Развитие аналитических способностей

(умения сравнивать, обобщать, находить

причинно-следственные связи)

  • Развитие фантазии и творческого воображения
  • Снятие эмоционального и физического напряжения
  • Развитие умения быстро переключаться

с активной деятельности на пассивную

  • Развитие умения взаимодействовать с окружающими,

совершенствование коммуникативных навыков

 Требования в работе со сказкой: Уместность – психотерапевтическую сказку уместно использовать лишь тогда, когда произошла подходящая ситуация (конфликт и ссора детей, непослушание, тревожность и др.). В противном случае можно исказить всю идею. Искренность – безусловно, от воспитателя требуется открытость и искренность повествования. Дозированность – сказкотерапия побуждает к размышлению. Это длительный процесс. Поэтому нельзя «перегружать» детей психотерапевтическими сказками, чтобы они не утратили к ним чувствительность.

Требования в работе со сказкой:

Уместность – психотерапевтическую сказку уместно использовать лишь тогда, когда произошла подходящая ситуация (конфликт и ссора детей, непослушание, тревожность и др.). В противном случае можно исказить всю идею.

Искренность – безусловно, от воспитателя требуется открытость и искренность повествования.

Дозированность – сказкотерапия побуждает к

размышлению. Это длительный процесс. Поэтому нельзя

«перегружать» детей психотерапевтическими

сказками, чтобы они не утратили к ним чувствительность.

Этапы работы со сказкой: 1. Ритуал «вхождения в сказку». 2. Чтение сказки. 3. Обсуждение сказки. 4.В конце занятия –ритуал  «выхода из сказки».

Этапы работы со сказкой:

1. Ритуал «вхождения в сказку».

2. Чтение сказки.

3. Обсуждение сказки.

4.В конце занятия –ритуал

«выхода из сказки».

1 этап работы :Ритуал вхождения в сказку Музыкальное сопровождение, которое поможет детям настроиться на сказку. Можно использовать музыкальную игрушку, волшебную палочку или волшебный ключ от сказки. Игра «Волшебный клубочек», Стих-е «Сказка в гости к нам пришла, нам встречать её пора!», Новую сказку можно «случайно найти» в сказочной шкатулке, под «волшебным ковром» В гости приходит Иван-Царевич (кукла бибабо) и приносит письмо. Дети заинтригованы и просят: «Почитайте! Почитайте! Проходим через «Волшебный обруч»- попадаем в сказку.

1 этап работы :Ритуал вхождения в сказку

Музыкальное сопровождение, которое поможет детям настроиться на сказку.

Можно использовать музыкальную игрушку, волшебную палочку или волшебный ключ от сказки.

Игра «Волшебный клубочек»,

Стих-е «Сказка в гости к нам пришла, нам встречать её пора!»,

Новую сказку можно «случайно найти» в сказочной шкатулке, под «волшебным ковром»

В гости приходит Иван-Царевич (кукла бибабо) и приносит письмо. Дети заинтригованы и просят: «Почитайте! Почитайте!

Проходим через «Волшебный обруч»- попадаем в сказку.

2 этап работы: Чтение сказки Например, сказка: «Как мышонок стал храбрым». Читаем сказку полностью, без обсуждения – это первый вариант работы.  2-ой вариант : в процессе чтения можно останавливаться на наиболее важных фрагментах и задавать вопросы. Вопросы по анализу сказки: Почему боялся мышонок? Помог ли ему справиться со страхом зайчик? Почему не помог? Как справились со страхом звери?

2 этап работы: Чтение сказки

Например, сказка: «Как мышонок стал храбрым». Читаем сказку полностью, без обсуждения – это первый вариант работы.

2-ой вариант : в процессе чтения можно останавливаться на наиболее важных фрагментах и задавать вопросы.

Вопросы по анализу сказки:

Почему боялся мышонок?

Помог ли ему справиться со страхом зайчик?

Почему не помог?

Как справились со страхом звери?

3 этап работы: Обсуждение сказки Вместе с детьми обсуждаем - кого называют храбрым, кого трусливым; чем отличались герои друг от друга. Дети демонстрируют, сначала как ведет себя мышонок, как он боится, какое выражение его лица, а затем зайчик. Далее вспоминаем случаи, когда мы боялись и что при этом чувствовали. А когда были храбрыми, смелыми? Сравниваем эти чувства. Далее мы проговариваем, что ощущаем в разных состояниях. Какого цвета может быть страх, злость, трусость? Как они звучат, как пахнут? Одновременно анализируем, что ожидает человека, который не измениться. А затем дети рассказывают как они в реальной жизни встречаются с чувством страха, тревоги, переживаний, какие поступки помогают справиться и стать храбрее.

3 этап работы: Обсуждение сказки

Вместе с детьми обсуждаем - кого называют храбрым, кого трусливым; чем отличались герои друг от друга. Дети демонстрируют, сначала как ведет себя мышонок, как он боится, какое выражение его лица, а затем зайчик. Далее вспоминаем случаи, когда мы боялись и что при этом чувствовали. А когда были храбрыми, смелыми? Сравниваем эти чувства. Далее мы проговариваем, что ощущаем в разных состояниях. Какого цвета может быть страх, злость, трусость? Как они звучат, как пахнут? Одновременно анализируем, что ожидает человека, который не измениться. А затем дети рассказывают как они в реальной жизни встречаются с чувством страха, тревоги, переживаний, какие поступки помогают справиться и стать храбрее.

4-ий этап работы: Ритуал выхода из сказки 1-ый вариант : Мелодия для выхода из сказки. Вариант 2-ой : Дети стоят в кругу и проговаривают: «Мы стоим рука в руке – вместе мы большая лента, можем мы большими быть, можем маленькими стать, но один никто не будет». Вариант 3-ий : Собрались все дети в круг. Я - твой друг и ты - мой друг! Дружно за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся. Вариант 4-ый : «Мы берем с собой всё самое важное, что было сегодня с нами, всё, чему мы научились».

4-ий этап работы: Ритуал выхода из сказки

1-ый вариант : Мелодия для выхода из сказки.

Вариант 2-ой : Дети стоят в кругу и проговаривают: «Мы стоим рука в руке – вместе мы большая лента, можем мы большими быть, можем маленькими стать, но один никто не будет».

Вариант 3-ий : Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты - мой друг!

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Вариант 4-ый : «Мы берем с собой всё самое важное, что было сегодня с нами, всё, чему мы научились».

Функции сказок:   диагностическая   ( выявление существующей проблемы ребенка) прогностическая    (выявление ранних детских переживаний)    терапевтическая  (коррекционная) ( ребенку предлагается положительный пример поведения)

Функции сказок:

  • диагностическая   ( выявление существующей проблемы ребенка)
  • прогностическая    (выявление ранних детских переживаний)  
  • терапевтическая  (коррекционная) ( ребенку предлагается положительный пример поведения)
Виды сказок:   По задаче:  Дидактические  (в форме учебного задания также учебные задания и инструкции. Медитативные  (для снятия психоэмоционального напряжения). Похожи на путешествие. Психотерапевтические  (для лечения души, с образом главного героя “Я”, доброго волшебника Психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребенка) Художественные  (знакомство ребенка с эстетическими принципами, традициями человечества)   Диагностические (герой является прообразом самого ребенка, каким бы он хотел быть)  

Виды сказок:

По задаче:

  • Дидактические (в форме учебного задания также учебные задания и инструкции.
  • Медитативные (для снятия психоэмоционального напряжения). Похожи на путешествие.
  • Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя “Я”, доброго волшебника
  • Психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребенка)
  • Художественные (знакомство ребенка с эстетическими принципами, традициями человечества)  
  • Диагностические (герой является прообразом самого ребенка, каким бы он хотел быть)

 

Виды сказок:   По содержанию: народные (с идеями добра и зла, мира, терпения, стремления к лучшему) сказки о животных ( Дети до 5 лет идентифицируют себя с животными и  стараются быть похожими на них бытовые сказки  (рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций) волшебные сказки  (дети 5- 7 лет начинают интересоваться человеческими взаимоотношениями).

Виды сказок:

По содержанию:

  • народные (с идеями добра и зла, мира, терпения, стремления к лучшему)
  • сказки о животных ( Дети до 5 лет идентифицируют себя с животными и  стараются быть похожими на них
  • бытовые сказки (рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций)
  • волшебные сказки (дети 5- 7 лет начинают интересоваться человеческими взаимоотношениями).
Формы работы в сказкотерапии:      Рассказывание сказок Сочинение сказок Постановка (разыгрывание) сказки Сказочное рисование Медитации на сказку

Формы работы в сказкотерапии:  

Рассказывание сказок

Сочинение сказок

Постановка (разыгрывание) сказки

Сказочное рисование

Медитации на сказку

Условия пространства и времени   1 раз в неделю. В младшей и средней группах - 15-20 минут  В старшей и подготовительной до 25-30 минут. Наличие хорошо освещенного помещения, без лишней мебели и предметов, отвлекающих внимание

Условия пространства и времени

  • 1 раз в неделю.
  • В младшей и средней группах - 15-20 минут
  • В старшей и подготовительной до 25-30 минут.
  • Наличие хорошо освещенного помещения, без лишней мебели и предметов, отвлекающих внимание
  ВЫВОД: «СКАЗКОТЕРАПИЯ в ДОУ» Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого в обществе, способ передачи ребенку необходимых моральных норм и правил, общечеловеческих ценностей. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются фантазия, творчество. Детьми усваиваются основные механизмы поиска и принятия решений.  Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь ребенку. Создаются условия, в которых ребенок, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных проблем. Учится преодолевать трудности, бороться со страхами.

  ВЫВОД: «СКАЗКОТЕРАПИЯ в ДОУ»

  • Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого в обществе,
  • способ передачи ребенку необходимых моральных норм и правил, общечеловеческих ценностей.
  • В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются фантазия, творчество.
  • Детьми усваиваются основные механизмы поиска и принятия решений.

Работа со сказкой направлена непосредственно

на лечение и помощь ребенку. Создаются условия, в которых ребенок, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных проблем.

Учится преодолевать трудности, бороться со страхами.

Счастливого сказочного путешествия!

Счастливого сказочного путешествия!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!