СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер - класс «Использование элементов сказкотерапии в работе учителя- логопеда»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка,  развитие речи, вера в позитивное разрешение проблем. 

Се

Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка,  развитие речи, вера в позитивное разрешение проблем. 

Сегодня мы соотносим с этим явлением термин – сказкотерапия

Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка,  развитие речи, вера в позитивное разрешение проблем. 

Сегодня мы соотносим с этим явлением термин – сказкотерапия

Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка,  развитие речи, вера в позитивное разрешение проблем. 

Сегодня мы соотносим с этим явлением термин – сказкотерапия

Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка,  развитие речи, вера в позитивное разрешение проблем. 

Сегодня мы соотносим с этим явлением термин – сказкотерапия

Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка,  развитие речи, вера в позитивное разрешение проблем. 

Сегодня мы соотносим с этим явлением термин – сказкотерапия

Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка,  развитие речи, вера в позитивное разрешение проблем. 

Сегодня мы соотносим с этим явлением термин – сказкотерапия

Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка,  развитие речи, вера в позитивное разрешение проблем. 

Сегодня мы соотносим с этим явлением термин – сказкотерапия

 

годня мы соотносим с этим явлением термин – сказкотерапия

 

Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс «Использование элементов сказкотерапии в работе учителя- логопеда»»













Мастер – класс

на районном методическом объединении учителей – логопедов

«Использование элементов сказкотерапии

в работе учителя- логопеда»











Подготовила: учитель-логопед

МКДОУ д/с №7 комбинированного вида

Дудникова Е.А.





















январь 2019 г.

-Здравствуйте, уважаемые коллеги!

-Крикните громко и хором, друзья,

Помочь откажетесь мне? (нет или да)

Деток вы любите? Да или нет?

Пришли вы на мастер-класс,

Сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)

Я вас понимаю….

Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да)

Дайте мне тогда ответ

Помочь откажетесь мне? (Нет)


Последнее спрошу у вас я:


Активными все будете? (нет или да)




Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс «Использование элементов сказкотерапии в работе учителя- логопеда» (слайд 1)


В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. Если эти нарушения вовремя не исправить в детском возрасте, то затем возникают трудности общения с окружающими, мешая детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Всё это подтолкнуло к поиску методов и форм в коррекционной работе. (слайд 2)

Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка, развитие речи, вера в позитивное разрешение проблем. 

Сегодня мы соотносим с этим явлением термин – сказкотерапия



Использование сказкотерапии в логопедической работе с детьми- логопатами. (слайд 3)


Возможности сказкотерапии уникальны в коррекционной работе, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка.(слайд 4)


Все дети с нарушениями речи быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания. Не всегда доступны детям логические и временные связи между предметами и явлениями. Именно эти особенности речевых нарушений диктуют основную цель использования приёмов сказкотерапии: всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов. (слайд 5)



В нашей логопедической работе мы не только ставим, исправляем, дифференцируем звуки, но и обогащаем, расширяем речь детей.

Сказкотерапия подразумевает влияние в большей степени на психическое здоровье детей, а мы с вами рассмотрим элементы сказкотерапии помогающие в развитии и активизации речи детей.

Даже самые трудные и надоевшие упражнения выполняются без особого труда, если на занятии разыгрывается сказка.

Использование сказкотерапии позволяет добиться не только устойчивого внимания и интереса на протяжении всего занятия, но и способствует сохранению психофизического здоровья детей, формированию положительного эмоционального состояния и снижению вероятного переутомления на логопедических занятиях. 



Сегодня я хочу вам представить несколько способов использования элементов сказкотерапии в работе.


Чтобы привлечь ребёнка к проведению артикуляционной гимнастики, можно разложить перед ребёнком карточки с картинками, можно дать куб, на гранях которого изображены картинки - символы упражнений, интереснее и эффективнее всего будет погружение ребёнка в сказку



Артикуляционная сказка «У бабушки с дедушкой»

Во время сказки ребенок должен видеть себя в зеркале.

ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки)

С НИМИ ХУДЫЕ – ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки).

БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ

(губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы,

ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).

УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ – В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (широкая улыбка).

ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами).

ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком).

С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).

ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк – губы не пропускают воздух).

И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).

БЛЮДЦА ПОСТАВИМ – ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе).

ДУЕМ НА БЛИНЧИК – НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык).

БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы).

БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).

ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху чашечкой)

НА НОС ПОДУЛИ – МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх).

ЧАЮ ПОПИЛИ – НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд-назад).

ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК – МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу).


Пальчиковая гимнастика с элементами сказкотерапии «Ежик»

А) Упражнение «Ёжик» (разминка)

Представьте, что к вам в гости пришел ежик. Все движения выполняются в соответствии с текстом.

Ёжик выбился из сил (сжимаем разжимаем кулачки)

Яблоки, грибы носил.

Мы потрем ему бока, (трем ладошку об ладошку)

Надо их размять слегка. (имитируем мытье рук)

А потом погладим ножки, (гладим коленки)

Чтобы отдохнул немножко.

А потом почешем брюшко, (чешем брюшко пальчиками рук)

Пощекочем возле ушка. (указательным пальчиком чешем за ушком)

Ёж по тропке убежал, (бежим указательным и средним пальцем по ладошке)

Нам «Спасибо!» пропищал.



Сказку можно придумать самостоятельно. Предлагаю Вашему вниманию послушать сказку «Ёжик» и выполнить, согласно тексту, движения с шишкой. Под музыку «Звуки леса» начинаем сказку.

Сказка «Ёжик»

— Жил да был Ёжик в волшебном лесу (положить шишку на ладошку).

У Ёжика было много друзей (катать шишку от ладошки к каждому пальчику): Медведь (большой палец), Лиса (указательный палец, Волк (средний палец), Заяц (безымянный палец), Белка (мизинец), затем (зажать шишку в ладошке).

И решил он однажды навестить своих друзей. (На другой руке)

Выбежал Ёжик на тропинку (катать шишку по кругу ладони), поднял голову вверх и увидел на ветке дерева сидит Белка и грызет орешки (подбрасывать вверх шишку и ловить).

— «Будешь орешек?» - спросила Белка.

— «Да!» — ответил Ёжик.

«Ну, тогда лови!» (подбрасывать вверх шишку и ловить).

Раз – орешек (зажать шишку в ладошке, два – орешек, 3, 4 (зажать шишку в другой ладошке) — много насобирали.

Поблагодарил Ёжик Белку за орешки и решил с друзьями поделиться (катаем шишку по кругу ладони).

Занес орешек медведю (Большой палец), затем лисе (указательный палец), волка не забыл (средний палец), Зайцу занёс (безымянный).

Не заметил Ёжик, как у своего домика очутился (мизинец), не захотел он больше гулять, устал. Зашёл он в свой домик (раскатать шишку по ладошке), лег на кроватку, закутался одеяльцем (зажать шишку в ладони) и уснул.


На примере сказки про ёжика мы воздействовали на биологически активные точки, стимулируя речевые зоны коры головного мозга.



Примерные элементы сказкотерапии в играх и упражнениях:


  1. Игра«Угости медведей» (по сюжету сказки «Три медведя»).

Цель: развивать сенсорные представления, с опорой на зрительные и тактильные ощущения.

Цель, которая озвучивается для детей:

«Принести угощения трём медведям, чтобы помирить их с Машей. Угощения должны быть одинаковые по форме, либо по цвету, по видовым принадлежностям» (только фрукты, только овощи)

Дети выбирают одинаковые угощения для медведей, ориентируясь на цвет, форму, материал из которого изготовлены предложенные предметы (конфеты, печенья, пирожные, муляжи фруктов, овощей и т.д.). Свои действия каждый ребёнок озвучивает.

(Например: Маша принесла Мишутке - грушу, Настасье Петровне – яблоко, Михаилу Потапычу – ананас, так как груша, яблоко и ананас – фрукты, либо жёлтую корзинку, жёлтую машинку, жёлтую шляпку –по цвету).

  1. Игра «Расколдуй сказку»

Цель: развитие слухового внимания.

Цель, которая озвучивается для детей:

«Злая фея Буквинда заколдовала сказки, давайте их расколдуем»:

«Жарозко» - «Морозко»

«Красная Тапочка»-«Красная Шапочка»,

 «Серебряный ключик» - «Золотой ключик»

«Кепка»«Репка»

«Коробок»-«Колобок».


  1. Игра«Произнеси фразы» (по сказке «Репка»).

Цельработать над длительностью речевого выдоха.

Цель, которая озвучивается для детей:

«Посадим репку, скажем слова:

«Пусть будет репка большая, крепкая»

«Пусть репка будет вкусная, сладкая».



На материале различных сказок успешно используются игры на развитие лексико-грамматических категорий. 


  1. Игра «Путешествие Колобка» 

Цель: развитие словообразования

Жил – был колобок, колобок румяный бок. Надоело колобку лежать на окошке, спрыгнул он и по дороге ПОКАТИЛСЯ, а потом с горы СКАТИЛСЯ. Катился, катился колобок и в машину ЗАКАТИЛСЯ, на машине колобок ПРОКАТИЛСЯ. А дальше на пути речка, а через речку мост. Через мост ПЕРЕКАТИЛСЯ и в лесочек УКАТИЛСЯ.

  1. Игра«Кого встретил в лесу колобок».

Цель: тренировать употребление родительного падежа существительных, формировать простую фразу.

Цель, которая озвучивается для детей:

«Колобок катится по лесу, за деревья прячутся разные звери, поможем их узнать?» (хвост зайца, уши медведя, пасть волка, лапы лисы).



  1. Игра«Где прячется Маша?» (по сказке: «Маша и медведь»).

Цель: развивать правильное употребление (понимание) простых предлогов,

активизировать словарь по теме «Мебель».

Цель, которая озвучивается для детей:

«Маша прячется от медведя, помогите медведю отыскать её назовите, где спряталась Маша?»

 (под столом, в шкафу, под стулом, на печке, под кроватью)


  1. Упражнение «Если бы, да кабы…»

Цель: умение составлять сложноподчиненные предложения, логически мыслить, перевоплощаться, вставать на точку зрения другого.

Цель, которая озвучивается для детей

«Вы должны закончить предложение:

«Если бы я был (а) кем-то/чем-то, то я бы, потому что (чтобы…».

(Например: «Если бы я был бабой Ягой, то я был бы очень доброй и красивой, чтобы меня все любили»)

Если бы я был Карлсоном, то я бы….,

Если бы я была Красной Шапочкой, то я бы).



РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ 

В моей практике использования элементов сказкотерапии самым интересным для детей является занятие с использованием ЛЕПБУКА «В гостях у сказки» (это функциональная, интерактивная папка - раскладушка., которая включает в себя различные кармашки, книжки-раскладушки, гармошки, застёжка, шнуровки и т.д., которые ребёнок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению.

Лепбук для детей – яркая, касочная, «загадочная» книжка, хранящая множество секретов, которую хочется рассматривать и изучать, возвращаться вновь и вновь к её содержимому, побуждая к активному речевому и коммуникативному воздействию со взрослым и сверстниками.

Мой лепбук – это копилка материалов, заданий на тему русских народных сказок для решения таких коррекционных задач как: развитие речи, мышления, внимания, памяти, мелкой и артикуляционной моторики; расширение словарного запаса; формирование лексико-грамматических категорий и др.

В лепбук входит13 развивающих заданий:

  • «Сказки перепутались» (цель: закреплять умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок, умение выстраивать правильную последовательность развития сказки, развивать внимание, расширять словарный запас)

  • «Расскажи сказку по схеме» (цель: развитие связной речи, памяти)

  • «Такой разный Колобок» (цель: учить замечать и называть эмоции, развивать связную речь)

  • «А какое настроение у тебя?» (цель: расширять словарный запас в области чувств и эмоций, формирование коммуникативных навыков)

  • «Сказка о весёлом язычке» (цель: знакомство с органами артикуляционного аппарата, развитие подвижности артикуляционного аппарата, слуха, речевого дыхания)

  • «Что изменилось? (по сказке «Репка») (цель: развитие связной речи, внимания, мышления)

  • «Сказочные лабиринты» (цель: способствовать развитию логического и пространственного мышления, развитие внимания, целеустремлённости, вариативности, мелкой моторики рук)

  • «Найди пару. Объясни свой выбор» (цель: закрепление знаний о героях сказок, учить соотносить волшебных предмет с героем сказки, развивать связную речь)

  • «Подбери звуковую схему» (цель: формировать навыки звукового анализа, развитие связной речи)

  • «Расскажи о животном из сказки» (цель: проверить и закрепить знания о животных, формировать навык составления описательного рассказа о животном с опорой на схему)

  • «Кошки – мышки» (цель: уточнять, закреплять и активизировать употребление предлогов: В, НА, НАД, ПОД, ПЕРЕД, ЗА; дифференцировать их, правильно употреблять их в речи)

  • Театр на липучках «Теремок» (цель: способствовать активации и развитию связной речи, эмоционально и заинтересованно следить за развитием действий при показе театра «Теремок», воспитывать у детей любовь к народному творчеству, желание приобщиться к нему. Оригинальный крепёж элементов на липучках развивает мелкую моторику рук, делает игру увлекательнее и интереснее



Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам вариативность использования в своей работе разнообразных методов и приёмов сказкотерапии для развития речи детей. Данные приёмы я использую в своей работе и могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на речевое развитие, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!