СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сюжет как метафора жизни

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сюжет как метафора жизни»

СЮЖЕТ КАК МЕТАФОРА ЖИЗНИ

СЮЖЕТ

КАК

МЕТАФОРА

ЖИЗНИ

побуждает вызывает  к раздумьям эмоциональный отклик. ПОЧЕМУ ХОЧЕТСЯ ЧИТАТЬ КНИГИ? ставит важные жизненные вопросы удовольствие от чтения книга даёт необычную  информацию  о жизни

побуждает

вызывает

к раздумьям

эмоциональный

отклик.

ПОЧЕМУ ХОЧЕТСЯ

ЧИТАТЬ КНИГИ?

ставит

важные

жизненные

вопросы

удовольствие

от чтения

книга даёт

необычную

информацию

о жизни

тематике и героях и проблематике авторской позиции сюжета отдельных и конфликта эпизодов и событий ЗАДАЧИ КУРСА ЛИТЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ: давать устную и письменную характеристику иметь представление о сюжете 3

тематике

и

героях и

проблематике

авторской

позиции

сюжета

отдельных

и

конфликта

эпизодов и

событий

ЗАДАЧИ КУРСА ЛИТЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ:

давать

устную и письменную

характеристику

иметь представление

о сюжете

3

Знакомство с учебником. Какое событие изображено на картине? Обратите внимание на её название. Какие события в нашей жизни связаны со встречами? Как встречи могут существенным образом повлиять на дальнейший ход событий? Кустодиев  Б..  Встреча  (Пасхальный день).

Знакомство с учебником.

Какое событие изображено на картине? Обратите внимание на её название.

Какие события в нашей жизни связаны со встречами?

Как встречи могут существенным образом повлиять на дальнейший ход событий?

Кустодиев  Б..  Встреча  (Пасхальный день).

Б. М. Кустодиев «Встреча» (декорации к комедии А. Н. Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын»  Опишите место и время встречи. Кто является участником и свидетелем этого события? Выскажите свои предположения по поводу возможной темы беседы двух женщин. Обратите внимание на то, что на картине изображён и, казалось бы, совершенно отдельно существующий от них человек. Какому событию может быть посвящено произведение, иллюстрацию к которому вы рассматриваете?

Б. М. Кустодиев «Встреча»

(декорации к комедии А. Н. Островского

«Не было ни гроша, да вдруг алтын»

Опишите место и время встречи. Кто является участником и свидетелем этого события?

Выскажите свои предположения по поводу возможной темы беседы двух женщин.

Обратите внимание на то, что на картине изображён и, казалось бы, совершенно отдельно существующий от них человек. Какому событию может быть посвящено произведение, иллюстрацию к которому вы рассматриваете?

1.  Монета, ценностью в полкопейки  (устар.). 2. чаще мн. Мало денег, ничтожная цена. Эта работа невыгодна: за нее платят гроши. Это стоит гроши. За грош или за гроши купить, продать что-нибудь (очень дешево, почти даром). • Ни гроша нет (разг.) - вовсе нет денег. Грош медный или ломаный цена кому-чему или гроша (медного, ломаного) не стоит (разг. ирон.) - ничего не стоит, очень плохо, никуда не годится. Русская монета достоинством три копейки или шесть денег, а также единица денежного счёта

1.  Монета, ценностью в полкопейки  (устар.).

2. чаще мн. Мало денег, ничтожная цена.

Эта работа невыгодна: за нее платят гроши. Это стоит гроши. За грош или за гроши купить, продать что-нибудь (очень дешево, почти даром).

Ни гроша нет (разг.) - вовсе нет денег. Грош медный или ломаный цена кому-чему или гроша (медного, ломаного) не стоит (разг. ирон.) - ничего не стоит, очень плохо, никуда не годится.

Русская монета достоинством три копейки или шесть денег, а также единица денежного счёта

 В основу сюжета пьесы положена история неожиданного обретения крупной суммы денег. Чиновник в отставке, скопивший большое состояние, но при этом отказывавший себе и своим близким во всём, потерял свёрток с деньгами в саду. В результате деньги оказались у тех, кто в них нуждался, в том числе у бедной племянницы чиновника. Этому основному событию предшествовали многочисленные встречи действующих лиц комедии. Одна из таких встреч и представлена на картине Б. М. Кустодиева. Тема разговора здесь вполне традиционна для пьес драматурга: поиски выгодного жениха для бедной невесты и, наоборот, богатой невесты для бедного жениха.

В основу сюжета пьесы положена история неожиданного обретения крупной суммы денег. Чиновник в отставке, скопивший большое состояние, но при этом отказывавший себе и своим близким во всём, потерял свёрток с деньгами в саду. В результате деньги оказались у тех, кто в них нуждался, в том числе у бедной племянницы чиновника.

Этому основному событию предшествовали многочисленные встречи действующих лиц комедии. Одна из таких встреч и представлена на картине

Б. М. Кустодиева. Тема разговора здесь вполне традиционна для пьес драматурга: поиски выгодного жениха для бедной невесты и, наоборот, богатой невесты для бедного жениха.

А. С. Пушкин «Евгений Онегин»: И даль свободного романа Я сквозь магический кристалл Ещё не ясно различал. Чем близки по значению слова   «изображение», «воображение», «преображение»? —   объективная реальность (объект), более или менее точная и детальная копия объекта, в виде рисунка, образа, картины, скульптуры, литературы, кинематографии, отражение и т.д. — это способность вызывать в сознании и произвольно сочетать образы предметов и событий. Философы рассматривают воображение как составную часть творческого процесса. – значит «превращение в другой вид», «изменение формы»   Это однокоренные слова, они непосредственно связаны с характеристикой искусства как творческой художественной деятельности.

А. С. Пушкин «Евгений Онегин»:

И даль свободного романа

Я сквозь магический кристалл

Ещё не ясно различал.

Чем близки по значению слова  

«изображение», «воображение», «преображение»?

  объективная реальность (объект), более или менее точная и детальная копия объекта, в виде рисунка, образа, картины, скульптуры, литературы, кинематографии, отражение и т.д.

это способность вызывать в сознании и произвольно сочетать образы предметов и событий. Философы рассматривают воображение как составную часть творческого процесса.

значит «превращение в другой вид», «изменение формы» 

Это однокоренные слова, они непосредственно связаны с характеристикой искусства как творческой художественной деятельности.

ВЫВОДЫ : 1. Всякое искусство связано с изображением, представлением художественных картин, образов.   2. Художественные картины, образы создаются при помощи активной работы воображения, фантазии. 3. В процессе создания художественных картин, образов (благодаря работе воображения, творческой фантазии) осуществляется преображение, изменение реальной жизни, действительности.

ВЫВОДЫ :

1. Всякое искусство связано с изображением, представлением художественных картин, образов.  

2. Художественные картины, образы создаются при помощи активной работы воображения, фантазии.

3. В процессе создания художественных картин, образов (благодаря работе воображения, творческой фантазии) осуществляется преображение, изменение реальной жизни, действительности.

Что такое сюжет?  СЮЖЕТ   (от французского слова sujet – предмет, содержание) – это изображённые в литературном произведении события, о которых идёт речь в эпических и драматических, а иногда и в лирических произведениях. Можно ли назвать сюжет художественным образом?  Сюжет тоже можно назвать художественным образом — образом одного или нескольких, связанных друг с другом событий. Иногда этот образ выносится в заглавие произведения (повесть А. С. Пушкина «Выстрел», рассказ А. П. Чехова «Смерть чиновника», повесть М. Твена «Приключения Тома Сойера» и др.).

Что такое сюжет?

СЮЖЕТ   (от французского слова sujet – предмет, содержание) – это изображённые в литературном произведении события, о которых идёт речь в эпических и драматических, а иногда и в лирических произведениях.

Можно ли назвать сюжет художественным образом?

Сюжет тоже можно назвать художественным образом — образом одного или нескольких, связанных друг с другом событий. Иногда этот образ выносится в заглавие произведения (повесть А. С. Пушкина «Выстрел», рассказ А. П. Чехова «Смерть чиновника», повесть М. Твена «Приключения Тома Сойера» и др.).

В каких произведениях сюжет выражен особенно ярко? Почему?  Особенно ярко сюжет выражен в эпических и драматических произведениях. Здесь подробно представлены  действия  — поступки персонажей, которые важно, наряду с событиями, происходящими помимо их воли, учитывать при характеристике сюжета. Фабула – это … ? Фабула  (от латинского слова fabula — басня, рассказ) — способ сообщения о событиях, форма изложения сюжета, которая произвольно избирается автором.

В каких произведениях сюжет выражен особенно ярко? Почему?

Особенно ярко сюжет выражен в эпических и драматических произведениях. Здесь подробно представлены  действия  — поступки персонажей, которые важно, наряду с событиями, происходящими помимо их воли, учитывать при характеристике сюжета.

Фабула – это … ?

Фабула  (от латинского слова fabula — басня, рассказ) — способ сообщения о событиях, форма изложения сюжета, которая произвольно избирается автором.

Каковы стадии развития действия? КУЛЬМИНАЦИЯ Самый напряжённый, переломный момент ЭКСПОЗИЦИЯ   Намечает время и  место действия,  состав,  взаимоотношения   персонажей и  подготавливает  восприятие читателя. ЗАВЯЗКА Событие, с которого начинается развитие действия РАЗВЯЗКА Окончание действия ЭПИЛОГ Послесловие

Каковы стадии развития

действия?

КУЛЬМИНАЦИЯ

Самый напряжённый, переломный момент

ЭКСПОЗИЦИЯ

  Намечает время и 

место действия, 

состав, 

взаимоотношения

  персонажей и 

подготавливает 

восприятие читателя.

ЗАВЯЗКА

Событие, с которого начинается развитие действия

РАЗВЯЗКА

Окончание действия

ЭПИЛОГ

Послесловие

Почему в лирике зачастую отсутствует сюжет?  Переживания, чувства, размышления являются главным содержанием лирической поэзии, обращающей нас к внутренней жизни человека. Как вы понимаете смысл названия статьи? СЮЖЕТ КАК МЕТАФОРА ЖИЗНИ

Почему в лирике зачастую отсутствует сюжет?

Переживания, чувства, размышления являются главным содержанием лирической поэзии, обращающей нас к внутренней жизни человека.

Как вы понимаете смысл названия статьи?

СЮЖЕТ КАК МЕТАФОРА ЖИЗНИ

Из данных определений выберите то, которое относится к метафоре. А) Яркое, образное определение предмета или явления. Б) Перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства, скрытое сравнение. В) Сближение двух явлений с целью пояснения одного с помощью другого. Б) Перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства, скрытое сравнение.

Из данных определений выберите то, которое относится к метафоре.

А) Яркое, образное определение предмета или явления.

Б) Перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства, скрытое сравнение.

В) Сближение двух явлений с целью пояснения одного с помощью другого.

Б) Перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства, скрытое сравнение.

 МЕТАФОРА — скрытое сравнение. Сюжеты придумывают как модели ситуаций реальной жизни. часто в литературных произведения описывают реально происходившие события («слово о полку игореве») или же ситуации из жизни становятся фоном для литературно творения («капитанская дочка»). Таким образом сюжет — скрытое сравнение с нашей жизнью, тайное сопоставление с нашей жизнью метафора реальной жизни.

МЕТАФОРА — скрытое сравнение. Сюжеты придумывают как модели ситуаций реальной жизни. часто в литературных произведения описывают реально происходившие события («слово о полку игореве») или же ситуации из жизни становятся фоном для литературно творения («капитанская дочка»). Таким образом сюжет — скрытое сравнение с нашей жизнью, тайное сопоставление с нашей жизнью метафора

реальной жизни.

ЛИТЕРАТУРА – «УЧЕБНИК ЖИЗНИ»

ЛИТЕРАТУРА –

«УЧЕБНИК ЖИЗНИ»

ЛИТЕРАТУРА – «УЧЕБНИК ЖИЗНИ»

ЛИТЕРАТУРА – «УЧЕБНИК ЖИЗНИ»

"Книга" – рассказ написан в Париже в 1921 году.

...на гумне в омете... — Гумно́ — помещение, сарай для сжатого хлеба. Омёт — сложенная большой кучей солома. 

Иван Алексеевич Бунин

1870 - 1953

СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ИСКУССТВА.  Какие события, известные сюжеты (мифологические, фольклорные, литературные) положены в основу этих произведений изобразительного искусства? Федор Гордеевич Гордеев «Прометей»

СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ИСКУССТВА. 

Какие события, известные сюжеты (мифологические, фольклорные, литературные) положены в основу этих произведений изобразительного искусства?

Федор Гордеевич Гордеев

«Прометей»

К. П. Брюллов Виктор Васнецов «Последний день Помпеи» «Богатыри»

К. П. Брюллов

Виктор Васнецов

«Последний день Помпеи»

«Богатыри»

Можно ли говорить о сюжете применительно к следующим произведениям живописи и скульптуры? Исаак Левитан «Весна. Большая вода.» Архип Куинджи «Вечер на Украине» Сюжет в произведениях изобразительного искусства обычно присутствует на картинах, связанных с исторической или бытовой тематикой.

Можно ли говорить о сюжете применительно к следующим произведениям живописи и скульптуры?

Исаак Левитан

«Весна. Большая вода.»

Архип Куинджи

«Вечер на Украине»

Сюжет в произведениях изобразительного искусства обычно присутствует на картинах, связанных с исторической или бытовой тематикой.

 Многие живописные полотна, скульптуры созданы на основе мифологических, фольклорных, литературных сюжетов. То же самое можно сказать и о произведениях музыкального искусства: музыка Г. А. Свиридова к повести А. С. Пушкина «Метель»,

Многие живописные полотна, скульптуры созданы на основе мифологических, фольклорных, литературных сюжетов. То же самое можно сказать и о произведениях музыкального искусства: музыка Г. А. Свиридова к повести А. С. Пушкина «Метель»,

Домашнее задание:   прочитать в учебнике статью о Владимире Мономахе и ответить устно на вопросы 1, 2, помещённые после статьи.

Домашнее задание:

 

прочитать в учебнике статью о Владимире Мономахе и ответить устно на вопросы 1, 2, помещённые после статьи.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!