СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Системно-деятельностный подход в контексте современных тенденций начального образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Желание сделать своих детей успешными может сподвигнуть на многое. Главное не сидеть, сложа руки. Во многом всё зависит от педагога и его профессионализма. Уровень квалификации, готовность использовать современные технологии в профессиональной деятельности помогут вывести образование на необходимый уровень, уровень потребностей современного общества. 

Просмотр содержимого документа
«Системно-деятельностный подход в контексте современных тенденций начального образования»

Системно-деятельностный подход в контексте современных тенденций начального образования

Современная ситуация в обществе, введение ФГОС, в основе которого лежит системно-деятельностный подход требует принципиальных изменений личности педагога, проявления современным учителем личностной позиции по отношению к каждому этапу образовательного процесса. Осознанная позиция учителя, его готовность к инновациям играет первостепенную роль: учитель является не транслятором знаний, он трансформирует образовательные и воспитательные цели, развиваясь вместе с учеником.

Желание сделать своих детей успешными может сподвигнуть на многое. Главное не сидеть, сложа руки. Во многом всё зависит от педагога и его профессионализма. Уровень квалификации, готовность использовать современные технологии в профессиональной деятельности помогут вывести образование на необходимый уровень, уровень потребностей современного общества.

Учитель, проявляя свою активную творческую позицию, применяя в совместной с учащимися деятельности разнообразие навыков поискового поведения, является одним из субъектов создания и разрешения таких задач. Очевидно, степень участия учителя в их разрешении должна убывать с возрастом учащихся, и если так действительно происходит, то это служит показателем сформированности навыков поискового поведения учеников, степени их креативности, степени развития универсальных учебных действий.

В совместной с учителем деятельности ученик получает возможность гармоничного развития интеллектуально - эмоциональной сферы, особенностей характера, формируются мироощущения, миропонимание, мировоззрение. Ребенок учится видеть противоречия, проблемы, ставить перед собой задачи, разрешать их, выбирая наиболее эффективные методы. Все эти умения являются общеучебными, основными для дальнейшей успешной социализации и самореализации выпускника. Во всех слоях общества и в любые периоды времени ценятся люди, не пасующие перед трудностями, умеющие искать и находить выход из сложившейся ситуации, не страшащиеся эмоциональных напряжений, уверенные в себе. Такого успешного, компетентного выпускника способен воспитать в тесном сотрудничестве учитель, который сам успешен, открыт к принятию нового, способный решать задачи изменчивого мира, проявлять способность к творчеству, к инновационной деятельности.

Современные информационные технологии дают возможность развиваться не только ученику, но и педагогу, побуждая его заниматься вместе с учениками, осваивая и покоряя «космические» просторы.

Очевидно, что для того, чтобы соответствовать современным требованиям педагогу, имеющему достаточный опыт, да и молодому учителю тоже, необходимы условия, побуждающие к реорганизации собственной педагогической позиции, коррекции парадигмы личных педагогических принципов, психологической адаптации к условиям современного образования.

Понятно, что компьютеру не по силам заменить живого учителя. Но заинтересовать детей, дать совершенно новое восприятие материала, повысить качество обученности – это, несомненно. Для этого мы прошли подготовку на курсах, изучили необходимую литературу и стали на уроках и во внеклассной работе использовать ИКТ. Что это даёт?

  1. Повышается качество усвоения материала.

  2. Выстраиваются индивидуальные образовательные траектории учеников.

  3. Осуществляется дифференцированный подход к учащимся.

В своей работе используем ИКТ по следующим направлениям: создание презентаций, использование готовых обучающих программ, работа с ресурсами Интернет.

Использование презентаций в начальной школе – одна из наиболее удачных форм подготовки материала к урокам, которая даёт учителю возможность самостоятельно, опять же исходя из возможностей и особенностей конкретного класса, построить урок так, чтобы достичь максимального результата и эффекта.

Источниками демонстрационных и информационных материалов для меня служат имеющиеся в продаже мультимедийные диски. И в первую очередь хочется отметить «Детскую энциклопедию Кирилла и Мефодия».

Увлекательное путешествие в мир знаний, живое изложение, красочное оформление, разнообразная информация в игровой форме.

«Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия»- это более 10000 удивительных явлений и фактов, кладезь знаний.

«Природа и человек. Естествознание для начальной школы» помогает детям найти ответы на множество своих вопросов. Яркие иллюстрации, интерактивные задания, кроссворды, загадки, доступное изложение делают занятия с диском эффективными и интересными.

Чтобы ученик стал успешным в современном мире, мало иметь хорошие оценки по предмету - необходимо уметь находить нужную информацию и использовать её для решения личностно значимых задач. Ведь успешность ученика начальной школы выражается не только в отметках, но и в желании участвовать в конкурсах, олимпиадах, в желании проявить себя, в стремлении к новым победам [1].

На занятиях кружка «Юный исследователь» используем такой вид проектной деятельности, как веб-квест. Что это такое? Это сайты в Интернете, с которыми работают учащиеся для достижения той или иной учебной задачи.

Веб-квест способствует повышению мотивации к самообучению, личностной самооценки, реализации креативного потенциала учащихся, развитию невостребованных ранее способностей (музыкальных, поэтических и т. д). При этом дети приобретают ряд компетенций: самоорганизация и самообучение, работа в команде, умение находить несколько вариантов решения проблемы, делать выбор, обосновывая его. И самое главное, учащиеся получают навык публичных выступлений, вырабатывая правильную научную речь.

Педагог не может существовать без своих учеников, урок – это, безусловно, главное в жизни педагога. Успехи учеников, их качественные знания, высокий уровень сформированности компетентностей - это источник вдохновения, стимул для дальнейшей работы. Так, например, дистанционные мероприятия предоставляют массу возможностей для учащихся конкурировать со своими сверстниками. Учитель же, побуждая своих воспитанников к участию в дистанционных мероприятиях, может решить многие задачи. Приведём несколько таких задач:

  • усилить мотивацию школьников к изучению предмета, используя любовь учеников к занимательным заданиям, склонности к соревновательной деятельности;

  • получить внешнюю качественную оценку уровня подготовки учеников по предмету, уровня сформированности их общеучебных умений;

  • использовать задания, формы творческих заданий, другие материалы
    конкурсных мероприятий в своей каждодневной педагогической практике;

  • создать условия для пополнения портфолио учеников;

  • создать условия для реализации программы работы с одаренными детьми;

  • создать условия для конструирования пролонгированной индивидуальной образовательной траектории каждого ученика, реализуя принципы личностно-ориентированного обучения;

  • привлекая к участию в семейных, командных дистанционных мероприятиях родителей учеников, реализовать принципы педагогики сотрудничества;

  • привлекая учеников класса к участию в командных, творческих мероприятиях, флеш-мобах, провести коллективные творческие дела;

  • формировать классный коллектив, провести предметные недели, другие внеклассные мероприятия.

Использование сети Интернет для участия в дистанционных конкурсах, олимпиадах, конференциях разного уровня стало уже традиционным. Раннее освоение информационных технологий создает богатую почву для достижения не только предметных, но, прежде всего, личностных (готовность к саморазвитию) и метапредметных результатов (познавательные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия), необходимых для молодого члена информационного общества.

Что может сделать учитель, желающий успеха своим ученикам? Какие инструменты может использовать для реализации не столько новых Стандартов, сколько требований быстро обновляющейся жизни?

Олимпиад для начальной школы немало. Однако, как правило, дистанционные олимпиады для младших классов носят тестовый характер и предполагают единственно верный вариант ответа. Больший простор для творчества дают конкурсы, хотя и те часто ограничиваются лишь положением, скупо задающим темы работ. Но есть и другие олимпиады – знаменитые дистанционные эвристические олимпиады, проводимые Центром дистанционного образования «Эйдос» и Научной школой А.В. Хуторского[3]. В этих олимпиадах ценится именно инаковость, полет мысли, фантазия, непохожесть… Учителю начальной школы есть из чего выбрать, в любой олимпиаде (по математике, литературе, физике и т. д) есть возрастная категория начальной школы.

С большим удовольствием наши ученики участвуют во всероссийских творческих и познавательных конкурсах. Принимают участие в олимпиаде по русскому языку «Вкус слова». Но больше всего им понравились онлайн-викторины, посвящённые 100-летию С.В. Михалкова и по сказкам А. С. Пушкина, где они заработали 26 онлайн-медалей. Они чувствовали себя олимпийскими чемпионами! Желание проявить себя, стремление к новым победам позволяет чувствовать себя частью большого мира, развивает любознательность и коммуникативные качества [2].

Личность учителя, его духовный мир, умение и желание проявлять жизненную и гражданскую позицию, утверждать нравственные приоритеты, позволяет ему стать одним из главных субъектов образовательного процесса. Современная среда требует от учителя эмоциональных затрат, готовности к разрешению спонтанно возникающих нестандартных ситуаций, задач, инициируемых учащимися или возникающих стихийно в силу сложившихся особым образом обстоятельств в научной, культурной, социальной, субъективной сферах.

Итак, чтобы решить задачи, которые ставит перед педагогами новый образовательный стандарт и желание учителя сделать учеников успешными, необходимо использовать разнообразные формы работы, учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, рост творческого потенциала, познавательных мотивов. Включать в образовательный процесс эвристические задания, творческие исследовательские работы, виртуальные экскурсии, участие в дистанционных формах работы - олимпиадах, конкурсах, онлайн-викторинах, конференциях.

Таким образом, дистанционные мероприятия наиболее эффективным образом удовлетворяют все потребности современного учителя: потребности в самообразовании (причем, позволяют выбрать наиболее оптимальный режим), в профессиональной самореализации, в творческом самовыражении, стимулируют педагога к обобщению и диссеминации инновационного опыта.


Список литературы

  1. Завьялова О. А. Как учить детей быть успешными? Инструментарий творческого учителя // Интернет-журнал "Эйдос". - 2006. - 23 июля.

  2. Скрипкина Ю.В. Дистанционные эвристические олимпиады – инновационный педагогический феномен. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2009. - 15 января. 

  3. Хуторской А.В. Структура эвристических способностей учащихся // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 21 апреля.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!