СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы учителя математики с одарёнными учащимися

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на республиканской  научно – практической конференции «ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ К РАБОТЕ С ОДАРЁННЫМИ УЧАЩИМИСЯ» (г.Брест)

Просмотр содержимого документа
«Система работы учителя математики с одарёнными учащимися»

И. В. ШИЛЬКО

УО «Костюковичская районная государственная гимназия»

(г. Костюковичи, Беларусь)


СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ С ОДАРЁННЫМИ УЧАЩИМИСЯ


Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки таких достижений) в этом или ином виде деятельности. Он имеет ряд особенностей: любознателен, настойчив в поиске ответов, часто задаёт глубокие вопросы, склонен к размышлениям, отличается хорошей памятью. Кроме этого, диагностику одаренности проводит психолог школы. Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету .

Система работы учителя математики с одаренными детьми включает в себя следующие направления:

  • развитие творческих способностей учащихся на уроках;

  • развитие творческих способностей учащихся на факультативных занятиях;

  • развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности.

Работа с одарёнными учащимися должна быть ежедневной. На каждом уроке учитель должен уделять особое внимание таким детям. На уроках математики во всех классах необходимы творческие минутки. Учащимся предлагаются задачи «с изюминкой», они и сами находят такие задачи. Не стоит забывать и про игровые моменты. На уроках с использованием игры у учащихся вырабатываются такие качества, как внимание, целеустремлённость, самостоятельность, вера в собственные силы, умение использовать полученные знания в новой ситуации.

Урок позволяет выявить одарённых учащихся и привлечь их на факультативные занятия, где применяются такие приёмы и методы, как мозговой штурм, консультации старших учеников, подсказка с последующим самостоятельным решением, эвристическая беседа, метод проектов, самостоятельная работа учащихся.

Но урок, факультативные занятия не в полной мере способствуют подготовке учащегося к участию в олимпиадах и интеллектуальных конкурсах, поэтому возникает необходимость объединить одарённых учащихся для занятий, где шёл бы активный обмен знаниями. Таким объединением является Школа любителей математики. Школу любителей математики посещают учащиеся 5 – 11 классов (присутствие учащихся начальной школы приветствуется).

Организация работы Школы любителей математики.

участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня



самостоятельная работа учащихся

по индивидуальным планам

индивидуальные и групповые консультации учащихся





Школа любителей математики

обучение в заочных школах различного уровня

организация исследовательской деятельности учащихся






работа тренерских разновозрастных групп

внеклассные мероприятия

олимпиадный час




В начале учебного года на индивидуальных консультациях составляется план работы на год для каждого учащегося. План не является статичным, в течение года в него вносятся коррективы. У каждого учащегося свой план работы, исходя из тех целей, которые он перед собой ставит. Кто – то планирует участие в олимпиадах и интеллектуальных конкурсах, кто – то – в научно – практических конференциях. Есть учащиеся, которые посещают Школу любителей математики с целью повышения математической компетентности.

Важным этапом в работе с одарёнными детьми является включение их в олимпиадное движение. «Олимпиадники» проявляют себя уже в 5-6 классах. Для того чтобы отыскать их, начиная с пятого класса, организуется круглогодичная олимпиада. Каждые две недели учащимся предлагается выполнить 10 задач. Сначала решить задачи пытаются все учащиеся. Постепенно отсеиваются те, кто слабее и те, кому это просто не интересно. Те, кто остался, приходят в Школу любителей математики, они сами предлагают заниматься дополнительно.

В настоящее время у учащихся появились большие возможности участия в олимпиадах и конкурсах различного уровня, в том числе Интернет-конкурсах и олимпиадах. В связи с этим в Школе любителей математики вводится олимпиадный час. Целью этой работы является обучение решению задач олимпиадного характера. Каждый год материалы этих задач корректируются с учётом накопленного опыта и после статистической обработки результатов решений прошедшего учебного года.

Одной из основных форм работы в Школе любителей математики является создание разновозрастных тренерских групп. Группы формируются по запросам учащихся. Состав группы колеблется то 2 – 3 до 7 – 8 человек. Обучение в группах осуществляет не только учитель, но и тот из учащихся, кто уже хорошо владеет данным материалом. В этом случае не только ученик получает новые знания, но и тренер укрепляется в своих знаниях, расширяя и углубляя их.

В рамках Школы любителей математики организуется исследовательская деятельность. Исследовательская деятельность подразумевает выполнение учащимися исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представления об объекте или окружающем мире .

В 5-7 классах учащимся хочется скорее получить результат. Поэтому используются, в основном, краткосрочные и среднесрочные проекты. Учащимся 5 – 8 классов предлагается принять участие в конкурсах устных и письменных сочинений, рефератов, сказок, стихотворений, по результатам которых проводятся конференции, составляются сборники логических задач. Лучшие работы помещаются в стенгазету.

В среднем и старшем звене предпочтение - долгосрочным проектам, рассчитанным на четверть или даже на год. Результат, как правило, оформляется в виде рефератов и презентаций. Со своими работами ребята выступают на различных научно – практических конференциях.

Внеклассные мероприятия также являются одной из форм работы в Школе юных математиков. Играм типа «Математическая π-ццерия», «Клуб знатоков математики», «Математический брейн-ринг», различным викторинам отводится важное место в Школе любителей математики.

С целью совершенствования теоретических и практических знаний и умений, а также оказания помощи в решении заданий очно-заочных математических школ в рамках Школы любителей математики регулярно осуществляются индивидуальные и групповые консультации учащихся.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Апти, Л.Ш. Основные направления работы с одаренными детьми по математике [Электронный ресурс.] – Режим доступа: http://multiurok.ru/uchitel-68/blog/osnovnyie-napravlieniia-raboty-s-odariennymi-diet-mi-po-matiematikie.html. - Дата доступа: 03.04.2015.

  2. Материалы в помощь организаторам исследовательской деятельности учащихся / Составители Н.В.Моргунова, М.А.Даниленко. - Могилёв: МГОИРО, 2011. - 32с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!