СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы библиотекаря по формированию у учащихся читательских умений и навыков

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться» Э.Тоффлер 

Освоение социокультурного пространства чтения необходимо для общения людей в современных информационных условиях, которые обновляются быстрее, чем происходит массовая адаптация к ним. Каждый человек должен уметь работать с разнородной информацией при решении социальных, профессиональных, личностных проблем. Большинство умений и навыков работы с информацией приобретается только через чтение.

Просмотр содержимого документа
«Система работы библиотекаря по формированию у учащихся читательских умений и навыков»

«Система работы библиотекаря по формированию у учащихся читательских умений и навыков»

Библиотекарь ГОУ ЛНР «Ивановская гимназия»

Петриченко В. Е.

«Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться» Э.Тоффлер 

Освоение социокультурного пространства чтения необходимо для общения людей в современных информационных условиях, которые обновляются быстрее, чем происходит массовая адаптация к ним. Каждый человек должен уметь работать с разнородной информацией при решении социальных, профессиональных, личностных проблем. Большинство умений и навыков работы с информацией приобретается только через чтение.

В период всеобщего перехода к информационному обществу интенсивность и качество чтения детей снижается. Становится все очевиднее замещающее влияние на чтение таких средств коммуникации, как телевидение, Интернет, аудио и видеопродукция. Диссонанс детско-юношеского чтения и возрастающей роли читательской деятельности в модернизирующемся обществе может привести к снижению информационной, общекультурной компетентности подрастающего поколения. Особую актуальность приобретает эта проблема на современном этапе.

Особенности ситуации актуализируют необходимость решения проблемы приобщения к чтению современных школьников путем открытого социально-педагогического взаимодействия всех заинтересованных сторон. К которым относятся школьные библиотекари, педагоги и родители учеников.

Цель работы школьного библиотекаря на современном этапе -  воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге, как средстве познания мира и самого себя

 Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

  • развитие потребности в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм библиотечной деятельности;

  • развитие читательской компетентности учащихся через организацию библиотечных уроков, литературных игр, творческих конкурсов, занятий с элементами театрализации;

  • стимулирование творчества детей.

"Нет наслаждения книгой, — говорил С. Соловейчик, — нет чтения, нет читателя. Безучастное перелистывание страниц, холодное наблюдение за происходящим в книге — это не чтение. Любование искусством писателя и поэта, смакование слова и сочетаний слов, восторг по поводу удачного выражения, изумление перед мастерством изображения и описания, волнение, вызванное глубиной мысли, — вот чтение".

Любование, смакование, восторг, изумление, волнение в своей совокупности и составляют феномен, называемый читательским интересом. Который необходимо развивать у школьников для формирования читательских умений и навыков.

І. Формирование читательских навыков и умений .

Первый шаг на пути приобщения детей к чтению должен быть направлен на овладение техникой чтения и, прежде всего, на запоминание учениками букв, своеобразия их сочетаний, на формирование умений быстро различать определённою букву среди других, соотносить ее со звуком, узнавать, что она обозначает, когда оказывается в цепочке других букв, образующих слово. Учащиеся начинают воспроизводить звуковую форму слова, развивается навык плавного слогового чтения, читаются слоговые конструкции, слова, словосочетания, предложения, маленькие тексты. Так в результате систематической и целенаправленной работы происходит формирование навыка чтения.

Под навыком чтения подразумевают:

— умение правильно прочитывать слова;

— понимать смысл текста;

— выразительно читать;

— выдерживать оптимальный темп чтения.

Для совершенствования навыка чтения необходимо вызвать интерес к чтению у младшего школьника.

Библиотекарю, с одной стороны, следует предложить ребенку высокохудожественные произведения, способные затронуть душу и ум, с другой – обеспечить комплекс читательских умений и навыков. При этом необходимо знать, на какой же основе рождается и укрепляется читательская компетентность, как происходит становление ребенка-читателя, какие этапы обучения необходимо пройти младшему школьнику, прежде чем стать настоящим читателем. Просматриваются такие этапы формирования читательских интересов:

6 – 7 лет, когда интерес к любой книге связан у детей с желанием и умением действовать самостоятельно. В это время детей в равной мере привлекают и стихи, и сказки, и рассказы, но стихи и сказки им читать значительно легче, чем рассказы, а так называемые «тонкие» книжки – («малышки») они неизменно предпочитают «толстым».

8 – 9 лет, когда учащиеся особенно увлекаются книгами о природе. Это вызвано тем, что дети, становясь старше, хотят поскорее выступить в роли взрослых, а мир природы, в частности животные и окружающие детей растения, это как раз и есть та область жизни, где ребенок 8 – 9 лет чувствует себя свободно. Книги о животных и растениях привлекают ребенка тем, что помогают познать этот зависимый от него мир, а также понять, как в нем можно и нужно действовать.

9 – 10 лет, когда характерен глобальный интерес к миру людей, к историческим событиям, к личностям, к приключениям и путешествиям и особенно - к сказочным, фантастическим.

Читательские умения – это готовность наиболее эффективно выполнять действия в соответствии с целями и условиями, в которых приходится действовать. Они направлены на анализ языка, сюжета, композиции, образов и способствуют постижению идеи произведения.

Современное литературоведение рассматривает художественное произведение как сложное системное единство, познать которое можно лишь с помощью целостного анализа. Умение анализировать художественное произведение следует рассматривать как сложное умение, представляющее собой систему частных умений, ориентированных на постижение отдельных компонентов произведения как частей художественного целого.

Рассмотрим частные читательские умения.

1. Умение воспринимать изобразительно – выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении.

Основой для верного восприятия и оценки изобразительно – выразительных средств языка послужит представление о слове как о средстве создания художественного образа и выражения авторского отношения, которое дети приобретают в процессе анализа текста. Нужно научить школьника адекватно воспринимать те выразительные средства, с которыми он встречается при чтении, то есть, вникая в построение фразы, в выбор слова, задумываться над авторским выбором.

2. Умение воссоздавать в воображении картины жизни, изображенные писателем.

Данное умение впервые было выделено Н.Я. Мещеряковой и Л.Я. Гришиной «Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазий», - отмечал Л.С.Выготский. При недостатке впечатлений образ художественной действительности будет беден. Следовательно, необходимо развивать активность воображения читателя и учить младших школьников направлять и корректировать свое воображение, опираясь на текст художественного произведения. Анализ произведения должен быть направлен на изображение жизни автором, а не на саму жизнь.

3. Умение устанавливать причинно – следственные связи, видеть логику развития действия в эпическом произведении, динамику эмоций в лирике, движение конфликта в драме.

Данное умение направлено на постижение композиции. «Композиция - это членение произведения на части, главы, абзацы, строфы, сцены, расстановка персонажей, порядок сообщения о ходе событий, смена приемов повествования». Младшие школьники не могут освоить понятие «композиция» в полном объеме, но важно приучать юных читателей прослеживать динамику эмоций, зарождение и развитие конфликта. Необходимо познакомить с сюжетом и его элементами – вступлением, завязкой, развитием действия, заключением – и их ролью в раскрытии идеи.

4. Умение целостно воспринимать образ – персонаж в эпосе, образ – переживание в лирике, характер в драме как элементы, служащие для раскрытия идеи.

В художественном произведении основная роль в раскрытии идеи принадлежит образам героев. Целостное восприятие персонажа предполагает, что у читателя возникает эмоциональное отношение к нему, что читатель соотносит мотивы, последствия поступков героя, видит развитие образа, становление характера персонажа. Формирование данного умения опирается на представление о том, что, изображая героев, автор высказывает свою точку зрения на решение какого – либо вопроса.

5. Умение видеть авторскую позицию во всех элементах художественного произведения.

Данное умение можно рассматривать как составную часть каждого из перечисленных выше умений, но в учебных целях его полезно выделить. Это позволит направить внимание читателя на постижение авторской позиции в самой ткани художественного произведения, а не только в прямых авторских оценках. Авторская позиция всегда присутствует в воссозданном читателем образе. Но если читатель не чувствует авторской оценки, то знакомство с художественным произведением обогащает его знанием еще одной жизненной ситуации, но не приобщает к авторскому пониманию жизни.

6. Умение осваивать художественную идею произведения.

Включение данного умения в систему читательских умений обусловлено тем, что освоение идеи – это цель анализа, и если она не достигнута, то и членение живой ткани художественного произведения на части не оправдано. Освоение идеи основано на установлении связей между всеми элементами произведения, в результате чего и рождается более глубокое его восприятие. Полноценное восприятие не сводится к формулированию своего понимания идеи произведения, оно предполагает переживание, принятие или непринятие авторской позиции .

В реальном процессе восприятия все читательские умения взаимно обогащают друг друга. В основе полноценного восприятия лежит умение воспринимать изобразительно – выразительные средства языка. Только постигнув их образную окраску и осознав их роль в произведении, можно воссоздать в воображении описанные автором картины, установить связь между ними. Умение воссоздавать картины способствует воссозданию образа – персонажа. Умение осваивать идею произведения вбирает в себя все умения. А освоив идею, читатель по-новому взглянет и на язык, и на композицию, и на персонажей произведения.

Таким образом, каждое читательское умение не формируется по отдельности, все умения, образующие систему, формируются одновременно при обращении к каждому новому произведению, поскольку более высокий уровень восприятия достигается только в результате взаимодействия всех элементов системы.

В основе системы работы школьной библиотеки лежит принцип дифференцированного подхода типологии читателей. Разделяя читательскую аудиторию на отдельные группы, объединенные по каким-то общим признакам, дается их целостная характеристика, выявляются устойчивые взаимоотношения между ними. Подробно разработаны возрастные характеристики читателей (дошкольников, младших школьников, подростков, юношества) и методы работы по формированию читательских умений и навыков.

Читательская группа – младший школьник.

В возрасте 7-9 лет ребенок переживает трудный период своего читательского развития: переход от слушателя, зрителя к читателю. Процесс овладения техникой чтения на первых порах тормозит творческое восприятие школьников. Их умственное усилие направлены на воспроизведение графическое изображение слова, в звуковое, в то время как суть в чтении заключается в понимании значения слова контексте, в эмоциональном включении читателя в мир образов, в активном сотворчестве с автором. Родителям таких детей полезно предложить книгу Д.Б.Эльконина «Как учить детей читать», соответствующие статьи в журналах «Семья и школа», «Начальная школа» и др. Самое главное на первоначальном этапе самостоятельного чтения – добиться, чтобы ребенок читал без принуждения. Принуждение, насилие, давление может навсегда отбить тягу к книге. В этом возрасте для детей надо больше читать вслух, обсуждать прочитанное, стимулировать на этой основе творческую деятельность: рисование, лепку и т.д. следует активно использовать иллюстрации – учить детей их рассматривать, соотносить с текстом. Ребенка в этом возрасте в библиотеке уместно предлагать книгу с крупным шрифтом, богато иллюстрированную, доступную по содержанию. Дети в этом возрасте еще не осознают в полной мере книгу как источник информации, источник знаний. Им свойственен «эффект присутствия». «Когда читаешь книгу – признается младший школьник, - чувствуешь, что сам там находишься, - как будто живешь среди героев и с ними участвуешь в их делах». У первоклассника, пришедшего в библиотеку нет ориентации. И тут на помощь приходит библиотекарь. С первых дней детям нужно не раз повторить слова «стеллаж», «абонемент», «читальный зал» и др. Задать вопрос: «Какую бы тебе книгу хотелось найти? Нашел ли ты её?» и т.д. Если в конце книги или журнала имеются рекомендательные списки литературы, библиотекарь должен обратить внимание ребят на них, объяснить, как пользоваться прикнижными и внутрижурнальными библиографическими списками. Очень важно выработать у читателей умение использовать элементы книги. Это можно проводить в форме игры, например: «Кто быстрее угадает, о чем говорится в книге?» Дети рассматривают незнакомую книгу и по его элементам определяют тему. Особую роль опять здесь играют иллюстрации. Для обогащения читательского опыта младших школьников ведется с учеником беседа о прочитанной книге, отгадываются загадки, обсуждаются произведения, просматриваются иллюстрации. Организуются так же громкие чтения. Младшие школьники любят пересказывать содержимое очень близко к тексту, дословно. Важно ребенка в этом возрасте обучить по небольшому, предложенному ему плану рассказать о прочитанном. Для этого можно сформулировать вопросы : «О чем эта книга? Что ты узнал о главном герое? В какое время он жил? » Постепенно ребенок овладевает навыком краткого изложения прочитанного. Умение анализировать причины, мотивы поступков героев, внимательное отношение к языку художественного произведения вырабатывается с помощью с различных литературных игр. Младшие школьники очень любят перевоплощаться в героев прочитанных книг, сказок. Книжная выставка в библиотеке очень распространенная форма массовой работы. Для детей 6-9 лет она должна быть красочной занимательной и небольшой, но часто обновляемой, так как дети этого возраста чаще, чем другие посещают библиотеку. На таких выставках можно использовать рисунки, лепку, поделки, куклы. Совместно работая с учителями, библиотекарь должен помнить, что младшие школьники очень эмоциональны. Успех в работе зависит не только от профессиональных знаний библиотекаря, но и от его отношения к ребенку. Из всех качеств библиотекаря младший школьник предпочитает душевность. Расположив к себе ребенка улыбкой, добрым отношением, библиотекарь создает атмосферу доверительного общения с ним и, следовательно, получает возможность влиять на него, развивать.

Читательская группа - подростки.

Читательский портрет подростка определяется во многом в 10-11 лет. Здесь надо учитывать, что родительская опека к этому времени начинает ослабевать, а школа часто «обязывает» читать, не побуждая личных мотивов обращения к книги. Сказывается на чтении и лимит времени (возрастает учебная нагрузка, активизируется общение со сверстниками, кружковая деятельность и другие увлечения). Опыт показывает, что если к 10 годам ребенок уже осознал значение книги в своей жизни, если его познавательные интересы вылились в читательские, то есть основание полагать, что в дальнейшем эти качества укрепятся и разовьются. В этом возрасте читательская активность интенсивно формируется в процессе чтения книг, авторы которых как бы ставят читателя в роль пытливого исследователя. Проблемные материалы отвечают потребностям детей этого возраста, удовлетворяют их интерес ко всему новому, необычному, поражающему их воображение. Библиотекарю надо знать, что установка на познание способна иногда превратить и чтение художественной литературы в сугубо рациональный процесс. Этой опасности можно избежать, если своевременно заострять внимание подростка на своеобразии чтения разных видов литературы. В этом возрасте подростком движет поиск «удивительного», «необычного». Его увлекает экстремальная ситуация. Контакт с книгой в 10-11 летнем возрасте во многом зависит от осознания мотивов чтения: для чего он читает, что ему дает чтение, что хотел бы он почитать, что может порекомендовать другому. Для этого возраста важны советы, консультации библиотекаря при выборе литературы. Консультации проводятся у книжных полок, у выставок. При организации выставок нужно учитывать, что наиболее распространенным видом спроса в этом возрасте является тематический. Тематические выставки не только знакомят читателей с книгами по определенной теме, но и активизируют интерес к чтению. Тематика их самая разнообразная. Организуются выставки, посвященные актуальным вопросам современности, лучшими произведениями современных детских писателей; выставки, посвященные литературе и искусству зарубежных стран. Оформляются выставки в помощь изучения учебных дисциплин. Например: «Удивительные приключения в стране Математика», «Путешествие в Средневековье», «Человек и компьютер» и др. Так же традиционной выставки, посвященные творчеству писателей. Литературные игры тоже нравятся в этом возрасте. Их привлекает в игре возможность проявить свои личные качества. Вместе с тем стремление подростка казаться взрослым мешает ему включиться в игру. Поэтому они, как правило, не играют, а «проводят разведку», «выполняют приказ», «ведут поиск», «путешествуют» и т.п. И поэтому в этом возрасте на первый план выдвигаются игры творческие, сюжетно-ролевые, требующие от ребят инициативы, активности. Большой интерес у подростков вызывает познавательно - развлекательная игра КВН. Важным звеном индивидуального общения с читателем этого возраста являются отзывы о прочитанной книге. Они зачастую используются в библиотеке как активное средство рекомендации литературы широкому кругу читателей.

Читатели 12-13 лет. Они способны не только получать из книги информацию, но сравнивать читаемое с уже известным, соотносить со своим жизненным опытом. Они ищут ответы на свои вопросы, их занимает не только новизна материала, но и его связь с предшествующим чтением. Для них представляет интерес очерки документального характера, книги о людях научного подвига, изобретателях. Эту группу можно заинтересовать рекомендательной библиографией, познакомить с фондом справочной литературой, пригласить к участию в конкурсах, диспутах и т.д. Наиболее интересными эти подростки считают книги, написанные в форме бесед, когда автор включает читателя к поискам доказательств выдвинутых гипотез. Их интересуют книги, помогающие моделировать, конструировать. Для этого они часто используют приложения к книгам (таблицы, карты, схемы), отыскивают объяснения специальных терминов. Они охотно обращаются к научно-популярным журналам, к изданиям рекомендательной библиографии. Что касается художественной литературы, то на возраст 12-13 лет приходится пик чтения приключенческой литературы. Круг чтения подростков составляют романы А.Кристи, Ж.Семенона, А.Конан Дойла, А.Дюма. Второе место по спросу занимает фантастика. В отличие от читателей 10-11 лет, их интересуют не только действия героев, но и их внутренний мир, взаимоотношение с другими персонажами. Мотивы чтения у них глубокие – интерес к человеку, психология взаимоотношений, потребности к жизненном косвенном опыте. Очень важно в этом возрасте пробудить читательскую самооценку, помочь подростку увидеть себя как читателя в сравнении с другими. С этой целью можно проводить диспуты «Чтение как творчество», организовать выставки: «Каков ты наш читатель?», «Узнай себя читатель», «Мы с тобой читатели», «Читательский портрет друга», провести деловые игры, конкурсы на лучшего читателя.

В особом внимании библиотекарей нуждаются читатели 14 лет. Это трудное для руководства чтением подростки. Так дифференциация отношения к книге (положительная или отрицательная) которая наметилась у детей 10 лет, к 14 годам поляризуются. Не случайно одни называют 8 классников «самыми читающими», а другие «самыми не читающими». И те, и другие правы. В этом наибольшей степени сказываются результаты влияния социально – педагогических условий, в которых подросток развивался раньше. Те подростки, которые прошли хорошую школу воспитания культуры чтения, у кого дружба с книгой стала привычкой, отличаются широтой и устойчивостью читательских запросов. Другие же к 14 годам приобретают черты низкого стереотипа чтения: их спрос на литературу ситуативен и случаен. В целом же внутренняя позиция у них характеризуется чаще всего ярко выраженной тенденцией с одной стороны, к самоопределению, постижению своего «я», с другой – к поискам нравственного идеала. В круг чтения широко входит публицистика, усиливается интерес к поэзии. Меняется отношение к герою, волнует характер личности во всей его сложности и цельности. В этом возрасте проявляется тенденция обособления интересов юношей и девушек. Что касается чтения научно – познавательной литературы, то в сравнении с предыдущим возрастом диапазон читательских запросов несколько сужается. Уменьшается и количество любимых занятий. У многих к этому времени уже сформировались стержневые интересы к конкретным властям знаний и видам деятельности, что определяет избирательность чтения. Начинают сказываться на спросе профориентационные намерения. Наибольшие возможности для читательского развития старшего подростка заложены в индивидуальном общении с библиотекарем. В библиотекаре 14-летний читатель ценит более всего компетентность, эрудицию, «невмешательства в дела читателя». Он может вступить в диалог с библиотекарем только в случае полного доверия к нему. 14-летних читателей многое роднит с юношеством, речь о котором впереди.

Читательская группа – юношество.

Возраст 15-18 лет, именуемый юностью, - промежуточный между детством и взрослостью. Это положение во многом определяет противоречивость юношеского возраста. Юноша уже не подросток, но еще и не взрослый. В силу этого он, с одной стороны, стремится к автономии от взрослых, с другой – тяготеет к общению с ними, пытается осознать свое место во взрослом мире. Юность называют завершающим этапов в первичной социализации: заканчивается обучение в средней школе, осуществляется выбор профессии, человек самореализуется в коллективе, готовится к семейной жизни, получает паспорт. Принимаемые в эти годы решения способны повлиять на всю дальнейшую жизнь. Войти в сложный мир юношества, понять его проблемы библиотекарю помогают книги: В. Лисовцкого, В. Шубкина и др.ученых. Юношеские эмоции более тесно, чем у подростка, связаны с самосознанием: открытием «я». Кто я в этом мире, чем я похож или не погож на других – главные вопросы, решаемые в ранней юности. Вместе с ростом самосознания возрастает потребность в общении и одновременно в уединении. Важную роль в юношеском самосознании играет самоуважение. Низкий уровень самоуважения предполагает устойчивые чувства неполноценности, ущербности. Из всего сказанного вытекает необходимость индивидуализации библиотечной работы с юношеством. Библиотекарь должен тактично с помощью книги помогать преодолевать подростку психологические трудности и противоречия. Ни фильм, ни спектакль, ни друзья не способны так повлиять на самосознании, как это может делать книга. «Знаете почему? - задает вопрос критик Л.Аннинский и тут же отвечает: - Сидя в одиночестве с этим маленьким бумажным квадратиком в руках, ты имеешь куда больше внутренней свободы, чем когда ты стиснут в реальной качающейся толпе зрителей – болельщиков, танцоров, слушателей».С каждым годом происходит значительный спад уровня читательской активности юношества. Снизилась частота обращения к книге, уменьшилась регулярность чтения, увеличился отток читателей, нередко самых эрудированных, из библиотеки. На первое место среди читательских запросов старшеклассников стала выходить программная литература. Произошло перераспределение досуговых занятий молодежи: лидирующая роль в досуге старшеклассников стала принадлежать музыка. Благодаря своей экспрессивности, музыка лучше, чем другие виды искусства, позволяет растущему человеку выразить и оформить свои эмоции и переживания. Создавая общее настроение, музыка для молодого человека является важным средством общения. К сожалению, библиотекарю, в силу многих обстоятельств не всегда удается использовать музыкальные интересы юношества с чтением. Но при соответствующих условиях старшеклассники охотно участвуют в дискуссиях по поводу прочитанного. Среди факторов, влияющих на чтение юношества, важное место занимает принадлежность их к тем или иным общественным объединениям. Задача библиотекаря – помогать им в общественно – полезной деятельности: в охране окружающей среды, исторических памятниках, развивать стремление к самообразованию. Во все времена классическая литература раскрывала внутренний мир человека во всем его противоречии, движении, неповторимости, в его социальной обусловленности и индивидуальности. В лучших своих образцах она помогает человеку разобраться в самом себе. При всем том, что современный старшеклассник по внутреннему побуждению почти не читает классики, он очень в ней нуждается, ибо ищет духовной опоры. Главная задача в работе с классикой помочь читателю открыть в ней то, что жизненно важно сегодня, чтобы произошло узнавание в далеком – близкого, в чижом – своего. Юношеский этап читательского развития – это трудный период. От произведений К.Булычева, А.Волкова, А.Дюма, А.Конан Дойла, которыми зачитывались подростки, 9 классник переходит к Ф.Достоевскому, Л.Толстому, Ч.Айтматову. И здесь основная трудность – психологическая, требующая от читателя определенного опыта переживаний, способности к сотворчеству. Неравномерность читательского развития юношества обусловлена наличием разных читательских групп: по интересам, по уровню культуры чтения, по читательским предпочтениям, по начитанности. Старшеклассник может иметь, с одной стороны, детские пристрастия (перечитывает сказки, приключения и т.п.), а с другой – быть включенным во «взрослую» литературу. Такая полярность запросов определяется не только уровнем читательского развития, но и мотивами чтения. Один тот же читатель в разных ситуациях может испытать потребность в произведениях различного содержания. Он может проявить блестящие знания в области точных наук, являться тонким ценителем научно – познавательной книги и одновременно быть равнодушным по отношению художественной литературе. Библиотекарю нужно учитывать сложность читательского «портрета» старшеклассника.

По уровню культуры чтения юношества специалисты выделяют несколько групп. К первой отнесены малочитающие или читающие случайно. Такие «читатели» не чувствуют своей ущербности. Их уровень самосознания очень не высокий. Как правило, они самоуверенны и циничны. Вступить в диалог с таким читателем хотя и трудно, но необходимо. Для их приобщения к книге можно предлагать, так называемые, «приманки», т.е. «некнижные» формы: дискотеки, спортивные игры, сборники и т.п. Ко второй группе относятся читатели с односторонним интересом. Чаще всего это – любители приключенческого и детективного жанра. Критерии отбора книг для них – острота сюжета и занимательность. Задача библиотекаря – развивать литературный вкус таких читателей в пределах излюбленного ими жанра. Так от современной научной фантастики ведут читателей к творчеству Н.Гоголя, Э.Гофмана, М.Булгакова и др. Третья группа – читатели с разносторонними интересами. Часто это чтение поисковое, а потому хаотичное. Из таких читателей в библиотеке часто формируют контингент «лидеров чтения». Четвертую группу составляют читатели, которые отличаются целенаправленностью чтения, сформированным вкусом, самостоятельностью в выборе книг. Им тоже нужна помощь: предложить рекомендательные указатели, подсказать наиболее рациональный путь поиска литературы. Пятая группа юношеского возраста – чей спрос ограничен лишь учебной литературой, чтением «по заданию». Здесь могут быть две разновидности читателей. Одни, помимо библиотеки, используют другие каналы получения литературы (домашние библиотеки, друзья и т.п.), не читают в библиотеке «для души» так как библиотека их не удовлетворяет. Другие не читают сверх программы, потому что не испытывают потребностей. Подход к этим читателям должен быть разным. Дифференциация читательских групп не исключает общего между ними. Общим является включение литературы в контекст жизни.

Развивающийся читатель находится в постоянном взаимодействии со сложной информационной средой. Осваивая ее, он испытывает значительные трудности в формировании целостного мира личности. Задача библиотекарей, участвующих в читательской социализации, помочь индивидуальному становлению личности человека, как читателя.

Основная зона ответственности школьной библиотеки – формирование информационно-образовательной среды для развития учащихся грамотности, навыков чтения, совершенствование читательских умений школьников, создание условий для формирования критического отношения к художественным произведениям, формирование навыков продуктивного чтения, формирование собственного круга чтения каждого учащегося и ИКТ-компетентности, необходимых для успешного поиска и освоения учащимися новых знаний, отбора, оценки и использования традиционных и электронных образовательных ресурсов.

Содержательные приоритеты современной школьной библиотеки – формирование у учащихся читательской компетентности, значимой для осуществления исследовательской, практической, самообразовательной деятельности.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!