Система процесса формирования функциональной грамотности
учителя русского языка и литературы.
1.«Школьный урок»
- организую работу обучающихся на уроке русского языка и литературы с социально значимой информацией, ее обсуждение, высказывание своего мнения по ее поводу, выработка своего к ней отношения;
- для овладения глобальной компетенцией креативности и развития творческого потенциала, учащихся применяю метод формирования воображения посредством комплекса заданий. Одно из них «Включите воображение!» организуется с помощью особых приемов. Предлагаю учащимся закрыть глаза и положить голову на руки, далее читаю предложение вслух один раз, а учащийся должен увидеть изображаемое и устно воспроизвести его, либо представить себе его содержание и записать то, что запомнил (не дословно), или зафиксировать его в виде схемы. Другое задание «…словам просторно» (методика Г.Г. Граника и др.) предполагает написание маленьких рассказов, используя лишь то, что есть в предложении, не добавляя того, чего в нем нет. Далее работа продолжается в направлении: от наблюдений над готовым текстом к созданию своего текста – сочинения;
- читательскую грамотность формирую с помощью системы блоков и опорных карточек, посредством которых учащиеся кодируют большой текстовый материал в опорные схемы, понимая его, придумывают в меру своих возможностей способы наилучшего запоминания. Применение опорных схем помогает развитию мыслительных операций критического анализа, обобщающего синтеза, распределенного внимания и пробуждает читательский интерес учащихся, способствуя прочному запоминанию на основе сочетания зрительной и слуховой памяти.
- на уроках литературы выделяю и использую воспитательный компонент содержания учебного материала посредством пробуждения установки обучающихся на ценности ответственного, гражданского поведения, человеколюбия и добросердечности в текстах для чтения, в проблемных ситуациях для обсуждения;
- применяю на уроках интерактивные средства формирования функциональной грамотности обучающихся (читательской, креативной): интеллектуальные игры, дискуссии и конструктивный диалог; групповую работу и работу в парах для командного взаимодействия, развития коммуникации и креативности)
- на уроках русского языка одним из приоритетных методических приёмов формирования функциональной грамотности является работа с тестом.
- работа позволяет развивать у обучающихся такие умения, как постановка проблемных вопросов, выделение существенных признаков, составление плана, таблиц, схем, использование информации из текста, интерпретация текста и т. д.
- тексты заданий отражают коммуникативную, образовательную, социальную, личностную деятельность школьников, необходимую для функционирования в современной культурной среде. -ситуативные задачи, которые можно использовать при отработке заданий ВПР, носят практико-ориентированный характер и способствуют развитию речевой культуры, творческих способностей школьников, а также их применению в различных ситуациях общения для эффективного речевого взаимодействия с окружающими.
- использую приём «лови ошибку» для формирования грамотного произношения можно использовать при отработке задания ВПР № 5 ,ЕГЭ- 4 задание.
-применяю прием «проблемная ситуация», который побуждает учащихся в разных речевых ситуациях использовать слова с разными лексическими значениями.
- прием «ошибкоопасное место» можно использовать при работе над заданием ВПР № 1 (перепешите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания). Определите, какие орфограммы и пунктограммы пропущены и заполните таблицу.
- Приём «денотатный граф» - это схема-дерево, которая описывает понятие, раскрывая его аспекты; помогает вычленять, например, морфологические признаки (постоянные и непостоянные) разных частей речи. Этот приём удобно использовать при изучении частей речи, особенно при их морфологическом разборе (задание ВПР № 2).
2. «Курсы внеурочной деятельности»
- веду кружок «Развитие функциональной грамотности» в 5-6 классах
(использую элементы функциональной грамотности в сфере познания: самостоятельное освоение социально значимых знаний, развитие детской любознательности, привлечение внимания к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества)
3. «Организация предметно-эстетической среды»
- регулярная сменяемость экспозиций на доске (творческих работ обучающихся; картин признанного художественного стиля; фотоотчетов об интересных событиях, ключевых делах)
Мавлютова С.А.