СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система подготовки старшеклассников к ЕГЭ и ОГЭ по математике

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Существует множество вариантов подготовки учащихся к итоговой аттестации. Но, идеального варианта подготовки не существует. В любом случае натаскивание на варианты ЕГЭ и ОГЭ необходимо, но его нужно сочетать с фундаментальной подготовкой, формируя системные знания и навыки.

Просмотр содержимого документа
«Система подготовки старшеклассников к ЕГЭ и ОГЭ по математике»

Статья «Система подготовки старшеклассников к ЕГЭ и ОГЭ по математике»

Знaние только тогда становится знaнием, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. Л. Н. Толcтой.

Хочу поделиться опытом своей работы по подготовке обучающихся 9, 11 классов к сдаче итоговой аттестации. Существует множество вариантов подготовки учащихся к итоговой аттестации. Но, идеального варианта подготовки не существует. В любом случае натаскивание на варианты ЕГЭ и ОГЭ необходимо, но его нужно сочетать с фундаментальной подготовкой, формируя системные знания и навыки. Для эффективной подготовки к ЕГЭ и ОГЭ нужна тренировка, тренировка и еще раз тренировка. Довести решение задач до автоматизма. Видеть единственный возможный вариант ответа среди четырех предложенных.

Подготовленность к чему-либо понимается как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ и ОГЭ можно выделить следующие составляющие:

- информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);

- предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);

- психологическая готовность (состояние готовности – «настрой», внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).

Но главная задача учителя – учить учиться, сделать так, чтобы ученики умели и хотели самостоятельно добывать знания. Думаю, что этим и определяется выбор стратегии и тактики учителя при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ, подходы к организации процесса взаимодейcтвия и c учениками, и c родителями.

С 2015 году EГЭ по математике впервые проводился на двух уровнях. Участник экзамена имел право самостоятельно выбрать любой из уровней, либо оба уровня в зависимости от своих образовательных запросов, а также перспектив продолжения образования. Для поступления в высшие учебные заведения на специальности, где математика является одним из вступительных требований, абитуриент был должен выполнить экзаменационные требования на профильном уровне. Для поступления на специальнoсти, не связанные с математикой, а также для получения аттестата о среднем полном образовании достаточно выполнения аттестационных требований на базовом уровне.

Согласно анализа типичных ошибок участников ЕГЭ по математике, проведение ЕГЭ по математике на двух уровнях дало возможность дифференцировать выпускников с различной мотивацией и уровнем подготовки, позволяют учителю верно ориентировать своих учащихся, скорректировать программы подготовки к экзамену, опираясь на индивидуальные образовательные запросы. Обучающимся, не планирующим продолжение математического образования, базовый экзамен позволил более точно спланировать предэкзаменационную подготовку.

Итоги ЕГЭ выявляют ключевые проблемы, определяющие недостаточную подготовку выпускников, которым необходима математика для успешного продолжения образования в профильных ВУЗах.

Основные причины:

  • несформированность базовой логической культуры;

  • недостаточные геометрические знания, графическая культура;

  • неумение проводить анализ условия, искать пути решения, применять известные алгоритмы в измененной ситуации;

  • неразвитость регулятивных умений: находить и исправлять собственные ошибки;

  • слабые вычислительные навыки;

  • незнание правил и формул.

Несмотря на введение базового экзамена, значительная часть участников экзамена оказалась  не готова определить свою цель при выборе и подготовке к экзамену. Одна из причин: недостаточная и неполная информированность учителей и участников экзамена и их родителей о целях и условиях проведения базового экзамена и профильного экзамена, их связи и влиянии на дальнейшее образование.

Значительная часть участников, показавших слабые результаты на профильном экзамене, к нему целенаправленно не готовилась; пошла на профильный уровень просто так, ввиду либо отсутствия нужной информации, либо ошибочной установки.

Поэтому, следует обратить особое внимание на осознанный выбор уровня экзамена, рекомендуя учащимся, которые неуверенно решают 6 заданий с кратким ответом сдачу экзамена на базовом уровне вместо профильного, а тем, кто решает 6–10 заданий – сдачу экзамена базового уровня, наряду с профильным.

Для учащихся, которые слабo владеют или фактически не владеют математическими компетенциями, но трeбуемыми в повседневной жизни, и допускающих значительное число oшибoк в вычислениях, при чтении условия задачи, образовательный акцент должен быть сделан на формировании базовых математических компетентностей.

Для подготовки к государственной итоговой аттестации учащихся этой категории следует различными диагностическими процедурами выявить 9–12 заданий экзамена базового уровня, которые учащийся может выполнить, возможно, с ошибками, и в процессе обучения добиться уверенного выполнения этих заданий. Расширять круг этих заданий следует поэтапно.

Эта работа может быть организована для различных групп учащихся одного класса на разных уровнях в урочной и внеурочной работе.

Для учащихся, имеющих достаточно высокий уровень подготовки, но не планирующих сдачу экзамена профильного уровня, при подготовке к экзамену базового уровня, следует делать больший акцент на решение задач 9-16, с целью развития мышления, а также уделить внимание формированию представления об общекультурной роли математики, развитию наглядных геометрических представлений.

Учащихся, планирующих сдавать ЕГЭ на профильном уровне, необходимо нацелить, в основном, на самостоятельную работу по подготовке к ЕГЭ профильного уровня, своевременно информировать родителей о гуманитарной направленности нашей образовательной программы (еще при поступлении детей в десятый класс) и вообще о структуре ЕГЭ по математике, о цели, которую он преследует.

Практика показала, что такая систематическая работа с учащимся способствует значительному повышению продуктивности подготовки к ЕГЭ, обеспечит выпускнику успешную сдачу экзамена.

С целью эффективной подготовки выпускников к государственной аттестации по математике нашим методическим объединением создана система подготовки выпускников к государственной аттестации в формате ЕГЭ:

  • Организованы консультационные уроки;

  • Создан банк тестовых работ в формате ЕГЭ, а также подбор заданий по отдельным темам для диагностики и ликвидации пробелов в знаниях;

  • Осуществляется система мониторинга для отслеживания уровня сформированности знаний, умений, навыков, в том числе сюда входят и пробные ЕГЭ несколько раз в год;

  • Составлен список Интернет-ресурсов по подготовке к ЕГЭ по математике, с которыми ознакомлены учащиеся;

  • Разрабатываются совместно с учащимися индивидуальные маршруты для самостоятельной работы.

В заключение хочу сказать:

Роль учителя в школе действительно велика, но он не всемогущ, и обучить может лишь того, кто хочет учиться и кто сам учится.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!