Защита программы наставничества
Слайд 2
Разрешите представиться, Орликова Елена Сергеевна, педагог дополнительного образования муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчетсва» г. Новомосковска.
Слайд 3
Руководитель Образцового детского коллектива Тульской области «Хореографический ансамбль «Ровесники»
Слайд 4
В Концепции развития дополнительного образования до 2030 года одной из проблем признается недостаточное кадровое обеспечение и старение квалифицированных педагогических кадров организаций дополнительного образования. Концепция ставит перед нами задачи о необходимости непрерывного профессионального развития педагогов дополнительного образования.
Слайд 5
Решая данную проблему на уровне нашего образовательного учреждения в 2021 году мною была разработана персонифицированная программа наставничества «Школа молодого педагога дополнительного образования».
Слайд 6
Работа данной школы строится на основании документов федерального, регионального уровня, а также локальных нормативных актов учреждения.
Слайд 7
Молодой педагог дополнительного образования, начинающий свою педагогическую деятельность в нашем учреждении, нередко теряется. Знаний, полученных в вузе - достаточно, но моя практика показывает, что начинающим педагогам не хватает именно практических умений.
Я рада, что 2023 год объявлен годом педагога и наставника. Потому что все мои наработки по наставничеству за последние 10 лет обрели форму официального документа. И я поняла, что интуитивно я делала все правильно.
Слайд 8
На данный момент цель работы Школы молодого педагога - разносторонняя поддержка молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и создание комфортной профессиональной среды внутри образовательной организации, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.
В соответствии с этой целью мы выделяем для себя приоритетные задачи, представленные на слайде.
Слайд 9
Выделю основные принципы работы с молодыми педагогами дополнительного образования и представим вашему вниманию на слайде.
Активной включенности – предполагает наставничество с каждым молодым специалистом, приступившим к работе в ансамбле. Наставничество не будет работать в системе «ты должен». Оно работает в системе «мне интересно, я хочу».
Индивидуальность – подбираю формы и виды работы с молодым специалистом, с учетом специфики хореографии.
Непрерывность - процесс адаптации и развития молодого специалиста в нашем учреждении продолжается на протяжении 3 лет.
Эффективность – определяется обязательной оценкой результатов адаптации и развития молодого специалиста ежегодно.
Слайд 10
Обратимся к технологии работы Школы Молодого Педагога
1. В сентябре проводится оперативное совещание при директоре по формированию наставнических пар или групп, на котором присутствуют представители администрации, методическая служба, педагоги-наставники. На данный момент у меня два наставляемых.
Слайд 11
2. Разрабатывается диагностический инструментарий для анкетирования молодых специалистов с целью выявления профессиональных интересов и затруднений, уровня потенциала. На основании результатов анкетирования молодых специалистов выявляются профессиональные дефициты.
Слайд 12
3. На основании выявленного уровня развития и потенциала педагога создается программа наставничества, заложенная в основу модели сопровождения молодого специалиста, представленная на слайде.
Слайд 13
В свою очередь, программа наставничества предусматривает план действий и мероприятий, которые направлены на преодоление дефицитов профессиональной деятельности и непрерывное личностно-профессиональное развитие педагога.
Выделю ведущие этапы данной работы
Слайд 14
I этап - 1-й год работы: теоретический (адаптационный).
Я считаю, что это самый трудный и одновременно важный этап как для наставника, так и для наставляемого.
Помощь наставника заключается во взаимодействие с наставляемым в ходе разработки дополнительных общеразвивающих программ, конструирования учебных занятий, подборе методического и дидактического оснащения занятий, работе с нормативными документами.
Основной результат первого этапа для меня - это педагог, уверенно ведущий занятия, документацию, участвует в деятельности образовательного учреждения
Слайд 15
II этап - 2-й год работы: теоретико-апробационный (проектировочный).
Включает в себя:
изучение опыта работы коллег и образовательных организаций региона и страны;
чтение научной литературы, научно-практических публикаций и др.
участие в качестве спикеров в семинарах, конференциях, конкурсах профессионального мастерства и др.;
подготовку материалов и проведение открытых занятий, участие в работе педагогических советов, методического объединения.
На этом этапе наставник оказывает помощь в проведении и анализе образовательной, конкурсной и профессиональной деятельности, умений обобщать и делать выводы, объяснять полученные результаты и корректировать свою деятельность.
В конце второго этапа – это уже педагог, имеющий профессиональные достижения, готовый к самоорганизации, активно участвует в жизни учреждения.
Слайд 16
III этап - 3-й год работы: апробационный (контрольно-оценочный).
Именно сейчас мы находимся на 3 этапе реализации программы
Задачи этапа:
сформировать умение критически оценивать процесс профессионального становления и развития;
сформировать навык самостоятельного управления собственным профессиональным развитием;
подготовить к процедуре аттестации.
Результат – готовность к прохождению процедуры аттестации, высокий уровень включенности молодого педагога в жизнь учреждения, усиление уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциалов, повышение уровня профессиональной компетентности.
Слайд 17
Отслеживание результатов реализации программы проходит в конце каждого этапа: наставник пишет отчет о работе, наставляемые – рефлексивный отчет.
Слайд 18
Деятельность «Школы молодого педагога» дает положительные результаты. В моем случае - все наставляемые успешно проходят процедуру аттестации, становятся победителями региональных этапов Всероссийских конкурсов «Педагогический дебют» и «Сердце отдаю детям». Я вижу результаты моего труда в качестве наставника и они мне нравятся.
Слайд 19