СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система коррекционной работы с нарушением произношения звука [л]

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система представляет собой 6 этапов работы по кррекции фонетико-фонематической стороны речи старших дошкольников.

Просмотр содержимого документа
«Система коррекционной работы с нарушением произношения звука [л]»

Система коррекционной работы с нарушением произношения звука [л]



Выполнили: Чеснокова Я.,Левина С.



(правильный уклад органов артикуляции при произнесении звука [л])



1 этап Развитие фонематического слуха

Всю систему логопедической работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на шесть этапов:

I этап — узнавание неречевых звуков.

II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

III этап — различение слов, близких по звуковому составу.

IV этап — дифференциация слогов.

V этап — дифференциация фонем.

VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа. Остановимся подробнее на том, как осуществляется развитие фонематического восприятия у детей на каждом из указанных этапов логопедического воздействия.

I этап

На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).

На первых занятиях логопед предлагает детям послушать звуки за окном: Что шумит? (Деревья.) Что гудит? (Автомашина.) Кто кричит? (Мальчик.) Кто разговаривает? (Люди.) Кто смеется? (Девочка.) И т. д.

Затем детям дается задание внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, из помещения соседней группы, из кухни, зала и т. д.

Далее проводятся игры. Приведем описания нескольких игр.

1. Логопед назначает водящего и предлагает ему плотно закрыть глаза или повернуться к нему спиной. Потом прячет какую-нибудь игрушку (в шкаф, за штору, за спину одного из детей и т. д.) и предлагает водящему найти ее, ориентируясь на силу ударов в барабан. Если ребенок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, барабан бьет громко, если удаляется — тихо.

Эту игру целесообразно повторять на многих занятиях. Чтобы поддерживать у детей интерес, можно варьировать звуки, направляющие поиски ребенка, например ударять в бубен, звенеть колокольчиком, хлопать в ладоши, стучать молоточком по столу и т. п. Необходимо, чтобы сила звука менялась плавно: от сильного к среднему и тихому.

2. Дети встают в круг. Незаметно для водящего они передают за спиной друг у друга колокольчик. Водящий должен отгадать и показать, за спиной какого ребенка звенел колокольчик.

3. Логопед сажает на стол двух игрушечных зайцев — большого и маленького. Объясняет и показывает, как играет на барабане большой заяц, у которого много сил, — громко, сильно, и. как маленький — тихо. Затем закрывает игрушки ширмой и за ней воспроизводит то громкие, то тихие удары в барабан. Дети должны отгадать и показать, который из зайцев только что играл.

Эту игру нужно разнообразить, заменяя зайцев куклами разной величины, мишками, обезьянами и т.д.

4. Логопед расставляет на столе несколько предметов (или озвученных игрушек). Манипулируя с предметами (стучит карандашом о стакан, гремит коробкой с кнопками, погремушкой), он предлагает детям внимательно слушать и запоминать, какой звук издает каждый предмет. Затем прикрывает предметы ширмой, а дети отгадывают, что звенит или гремит.

Эту игру можно варьировать, увеличивая количество предметов (игрушек), заменяя их новыми, постепенно усложняя для детей задачу определения звуков.

Последние варианты этой игры должны быть такие: в ряд ставят несколько игрушек или предметов. Слева направо каждый последующий предмет должен все больше быть похож по звучанию на предыдущий. Например, стакан, чашка, кружка металлическая, кружка керамическая, деревянный бочонок.

Количество звучащих предметов надо постепенно увеличивать от двух до пяти.

5. Логопед знакомит детей со звуками, которые издают различные предметы: мяч, ударяясь о пол; шарик, перекатываясь в стеклянной банке, керамической кружке; газета, если ее разрывать, и т. д. Затем эти же действия, но в другой последовательности он производит за напольной ширмой. Дети должны возможно полнее и точнее рассказывать, что они слышат каждый раз.

II этап

На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Этим целям служит целый ряд игр. Приведем примеры.

1. Дети по очереди называют имя водящего (стоит к ним спиной). Водящий на слух определяет и показывает, кто его позвал. Затем игра усложняется: все дети зовут водящего («Ау!»), а тот отгадывает, кто его звал.

Последний вариант усложнения этой игры состоит в том, что водящий произносит «Ау!» то громко, то тихо, а дети отгадывают, далеко или близко он находится. Затем каждый ребенок по очереди произносит «Ау!» то громко, то тихо — в зависимости от того, что скажет логопед («Далеко ушел в лес». Или: «Близко зовет, от самой опушки»).

2. Логопед показывает детям игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко), и как — когда далеко (тихо). Затем произносит «Мяу», меняя силу голоса, а дети отгадывают, близко или далеко мяукает котенок.

Затем дети мяукают по сигналу воспитателя: «близко» или «далеко».

Дальнейшее усложнение игры должно состоять в том, что дети будут различать мяуканье, ориентируясь на тембр и индивидуальные особенности голоса говорящего. Логопед объясняет, что котенок очень боится щенка и мяукает жалобно, дрожа и замирая от страха. Каждый ребенок по очереди мяукает, изображая страх, а водящий отгадывает.

Аналогично проводятся занятия, на которых дети учатся, например, различать, где гудит пароход («У-у-у») — далеко (тихо) или близко (громко); какая дудочка играет — большая («У-у-у» произносится низким голосом) или маленькая («У-у-у» произносится высоким голосом); кто плачет — мальчик («А-а-а» низким голосом) или девочка («А-а-а» высоким голосом) и т. п.

3. Логопед выставляет перед детьми трех медведей (игрушки или картинки): большого, среднего, маленького. Затем рассказывает сказку «Три медведя» (в сокращенном варианте), произнося соответствующие реплики и звукоподражания то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом. Дети угадывают медведей.

4. Детям раздают картинки с изображениями домашних животных — взрослых и детенышей: коровы и теленка, козы и козленка, свиньи и поросенка и др. Логопед произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом («Му-у», «Бе-е», «Хрю-хрю» и т.д.). Дети должны, ориентируясь на характер звукоподражания и одновременно на высоту голоса, поднимать соответствующие картинки.

III этап

На этом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу. Вначале проводится такая игра.

Логопед показывает детям картинку и громко, четко называет изображение: «Вагон». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, вы хлопните в ладоши». Затем он произносит: «Вагон — вакон — фагон — вагон — факон — вагом» и т.д. Затем логопед показывает следующую картинку или просто чистый листок бумаги и называет: «Бумага — пумага — тумага — пумака — бумака». И т.д. Услышав неверно сказанное логопедом слово, дети должны хлопнуть в ладоши.

Необходимо подчеркнуть, что начинать надо со слов, простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным.

Усложнение этих игр-упражнений может также состоять в том, что дети будут реагировать на неверно сказанное слово не хлопками, а подниманием кружка из цветного картона. Сначала воспитатель предлагает детям, услышав неверное слово, поднимать красный кружок, в дальнейшем — красный, если заметят ошибку, и зеленый, если слово произнесено верно. Последний вариант игры в большей степени способствует развитию у детей внимания.

2. Логопед выставляет на наборном полотне картинки, названия которых звучат очень похоже, например: рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужи, лыжи и т.д. Затем он называет 3 — 4 слова, а дети отбирают соответствующие картинки и расставляют их на наборном полотне в названном порядке (в одну линию или в столбик — в зависимости от инструкции логопеда).

3. Логопед выставляет на наборном полотне в одну линию следующие картинки: ком, бак, сук, ветка, каток, горка. Затем он вызывает детей по одному и каждому дает по картинке. Ребенок должен поставить эту картинку под той, название которой звучит похоже. В результате на наборном полотне должны получиться примерно такие ряды картинок:

ком бак сук ветка каток горка дом рак лук клетка платок корка сом мак жук пятка листок норка лом лак бук плётка моток марка

IV этап

На данном этапе детей учат различать слоги. Начинать эту работу целесообразно с такой игры.

Логопед произносит несколько слогов, например на-на-на-па. Дети определяют, что здесь лишнее (па). Затем слоговые ряды усложняются, например на-но-на; ка-ка-га-ка; па-ба-па-па и т. п.

2. Логопед вызывает водящего и говорит ему на ухо какой-то слог, например па. Ребенок вслух повторяет его. Затем логопед называет или тот же самый слог, или оппозиционный. Это должно выглядеть примерно так:

Ребенок. Па. Логопед. Па. Ребенок. Па. Логопед. Ба. Ребенок. Ка. Логопед. Га. Ребенок. Фа. Логопед. Ва. И т. д.

Всякий раз, после того как водящий и логопед произнесут очередной слог (слоги), дети указывают, одинаковые они или разные. Для того чтобы логопед мог контролировать реакцию каждого ребенка, он предлагает на одинаковые слоги поднимать красный кружок, на разные — сидеть молча или на разные слоги поднимать красный кружок, на одинаковые — зеленый.

Понятно, что и эта игра должна варьироваться за счет подбора слогов. Последнее нужно делать с учетом произносительных возможностей детей, а также последовательности всей звуковой работы в целом.

Необходимо подчеркнуть, что первый слог всегда называет логопед (воспитатель). То, что он делает это шепотом (на ухо водящему), повышает интерес детей к занятию, служит дополнительным средством для мобилизации их внимания.

V этап

На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков, например с такой игры.

Логопед раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит у-у-у-у, девочка плачет а-а-а-а; птичка поет и-и-и-и». Далее он произносит каждый звук длительно (а-а-а-а, у-у-у-у, и-и-и-и), а дети поднимают соответствующие картинки.

Затем игра усложняется. Варианты игры:

1) логопед произносит звуки кратко;

2) детям раздают вместо картинок кружки трех цветов, объясняют, что красный кружок соответствует, например, звуку а, желтый — звуку и, зеленый — звуку у;

3) в ряд гласных а, у, и включают другие звуки, например о, ы, а, на которые дети не должны реагировать.

Аналогичным образом проводится работа по дифференциации согласных фонем.

VI этап

Задачей последнего, шестого, этапа занятий является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа..

Начинается эта работа с того, что дошкольников учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двухи трехсложные слова. Логопед должен объяснить и показать детям, как отхлопывать слова разной сложности, как выделять при этом ударный слог.

Далее проводится анализ гласных звуков.

1. Детям раздают по нескольку одноцветных кружков. Логопед произносит один, два или три гласных звука, например a, ay, uoy и т. п. Дети откладывают на своих столах столько кружков, сколько звуков произнес логопед.

2. У детей на столах лежат по три кружка разных цветов, например красного, желтого, зеленого. Логопед уславливается с детьми, что красный кружок обозначает звук а, желтый — звук у, зеленый — звук и. Затем он произносит сочетания из этих звуков — сначала по два звука: ay, yu, ya, аи, затем по три: ауи, аиу, уча, уаи, иуа, иау. Дети раскладывают на столах кружки в определенных сочетаниях и в нужном порядке.

Примерно так же проводится анализ всех остальных гласных звуков.

Затем приступают к анализу согласных звуков. При этом должна соблюдаться определенная последовательность: сначала ребенка учат выделять в слове последний согласный звук. (Следует заметить, что легче всего детям даются глухие взрывные согласные.) Для этой цели проводится такое упражнение.

Дети по одному выходят к столу воспитателя и вынимают из конверта картинки (подобраны воспитателем заранее), громко, четко называют их, выделяя последний звук. Затем ребенок повторяет этот звук отдельно.

На взрывные согласные могут быть следующие картинки: кнут, кот, паук, каток, танк, мак, жук, лук, веник, паук и т. д.

Это упражнение можно варьировать, постепенно усложняя задания, например:

1) дети раскладывают картинки на наборном полотне так, чтобы в одной стороне оказались предметы, названия которых оканчиваются на звук г, а в другой — на звук к;

2) логопед показывает детям картинки (по одной) и называет их, опуская последний звук, например: "Тан., пау., вени." и т. д. Ребенок повторяет слово целиком, а затем произносит звук, который пропустил логопед.



2 этап: Анализ артикуляции

  1. Когда мы произносим звук [л] кончик языка приклеен к верхним зубам

Когда мы произносим звук [л] кончик языка остается неподвижным.

Когда мы произносим звук [л], зубы разомкнуты.

Когда мы произносим звук [л], губы приоткрыты.

  1. Представь, что все-все люди на планете забыли в каком положении находятся язык, зубы и губы, когда мы произносим звук [л]. Поможешь им вспомнить? Я начну, а ты продолжи:


Когда мы произносим звук [л] кончик языка……..
Когда мы произносим звук [л] кончик языка остается ……..
Когда мы произносим звук [л] зубы …..
Когда мы произносим звук [л] губы ……



  1. Сейчас буду произносить звук [л] то правильно, то неправильно, а ты хлопай в тех случаях, когда я говорю неправильно.
    (ложка, лампа, план, пол, слон, клоун, платье).


3 этап: Артикуляционная гимнастика (комплекс)



1)Лопатка
Цель: выработать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии.Инструкция: Открой рот, слегка улыбнись. Положи широкий кончик языка на нижнюю губу и удерживай его в таком положении, держи его в таком положении пока я не досчитаю до 10.
(Следим, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не должен высовываться далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта).




2)Чистим зубы
Цель: учиться удерживать кончик языка за верхними зубами, развивать умение управлять языком, точность движений.
Инструкция: Открой рот. Кончиком языка погладь изнутри верхние зубы, делая движения языком вправо-влево.




3)Парус
Цель: учиться удерживать кончик языка за верхними зубами.
Инструкция: Улыбнись, широко открой рот, кончик языка подними и поставить на бугорки за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении на счет до восьми. Опусти язык и повтори упражнение 2-3 раза.








4)Качели
Цель:укреплять мышцы языка. Развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.
Инструкция: Широкий кончик языка подними к передним верхним зубам, а затем к нижним. Повторяй эти движения 10 раз.


5)Приклей конфетку

Цель: укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх.
Инструкция: Положи язык на нижнюю губу. На самый край языка я положу тебе кусочек ириски. Приклей кусочек конфетки к небу за верхними зубами.


6)Индюк
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
Инструкция: Положи широкий язык на верхнюю губу. Поглаживай её, как я вперед назад. Сначала медленно, потом быстро. Добавь голос. (пока не послышится [бл-бл]). Слышишь, как индюк болбочет?



Артикуляционная гимнастика в игровой форме (рассказ)
«Прогулка веселого язычка»


Жил-был веселый язычок. Однажды утром, гуляя в саду он увидел садовую лопату.
1) А лопата широка.
Растопырила бока
(Давай покажем, какая широкая была лопата) (инструкцию см. выше)

Затем Мама позвала язычка почистить зубки. Ведь утром обязательно нужно чистить зубы.
2) Чистить зубки нам нужно всегда,

Чтоб в них не спряталась еда (инструкцию см. выше).
Почистив зубки, язычок пошел дальше гулять в саду, где протекал такой же, как он, веселый ручеек. Язычок решил сделать лодочку с парусом и пустить ее в плавание.
Лодочка получилась очень красивой с розовым парусом.
3)Лодочка под парусом по реке плывет.
На прогулку лодочка малышей несет (инструкция)
Давай покажем, какой был парус у лодочки.
тут язычок увидел качели и ему конечно захотелось на них покачаться: вверх-вниз.
4) На качели посмотрели.
Покачаться захотели.
(Как качался язычок? Инструкция)
К язычку снова подошла Мама , а в руках у неё была конфетка, и она дала её язычку.
5) Конфетка-«Ириска» так липнет к зубам.
И я её приклею сам!
(Вот так язычок приклеивает ириску к зубам.(Инструкция)).
Вдруг язычок увидел грозного и сердитого индюка. Индюк страшно ругался.
6) Я индюк балды-балда.
Разбегайтесь кто куда.
(Давай покажем, как индюк ругается.(Инструкция)).
Испугавшись язычок убежал домой и на этом его прогулка закончилась.












4 этап: Постановка звука [л]:


1)По подражани:
(Ребенок и логопед сидят перед зеркалом)
Инструкция:Повторяй за мной:
1)Открой рот, как я
2) Подними кончик языка к верхним зубам, как я
3) Произнеси звук [л], как я .

Но обрати внимание, когда я буду говорить звук [л] язык неподвижен. Он как-будто приклеен.

2)От опорного:
[у]=[л]
Инструкция:Долго произноси звук [у]. В это время широкий кончик языка просунь между зубами, слегка его прикуси. Улыбнись. Слышишь, какой звук получается?

Молодец! А теперь попробуй произнести –ЛА, - ЛО, -ЛУ, -ЛЭ.

[ы]=[л]
Инструкция: Открой рот. Зажми широкий кончик языка передними зубами и слегка прикуси его. Улыбнись. Долго произноси звук [ы]. И получится звук [л].

[а]=[л]
Инструкция: Долго произноси звук [а]. В это время ударь кончик языка об передние верхние зубы, а затем резко с силой брось его вниз. У тебя получится – АЛЛА-

3) От артикуляционных упражнений:
«Индюк»
Инструкция:Положи широкий язык на верхнюю губу. Поглаживай её, как я вперед назад. Сначала медленно, потом быстро. Добавь голос. Продолжай выполнять движения, пока не послышится - БЛ - БЛ-
(Когда логопед услышит чёткий звук [л], можно предложить ребёнку спеть песенку «ла- ла-ла …»)



5 этап: Автоматизация звука [л]


Автоматизация звука «Л» в слогах:

  1. Играем в «Паровозики»

Смысловая нагрузка - развитие внимания

Инструкция: Предлагаю тебе «прокатиться на поезде» в волшебную страну. На рельсах, по которым поедет наш вагончик, написаны гласные, а на самом вагончике – согласный Л. Помещаем вагончик на рельсы и называем, какая станция у нас получилась (например, ЛА). Далее перемещаем вагончик по рельсам – до следующей гласной и читаем появившийся слог. Потом будем возвращаться обратно.

Оборудование: картинка

Л

А

У

Ы

О

A

У

Э

О

Э

Ы






  1. «Дорожки из слогов»

Инструкция: А сейчас мы с тобой отправимся гулять в самый настоящий мультипликационный лес! Ты будешь шагать по лесу фигуркой Маши, а я – Мишки (или другие герои или животные). Бросай кубик! Сколько ходов выпало, столько и делай шагов вперед, при этом обязательно нужно называть слоги, написанные на дорожке! Иначе мы заблудимся! Потом кубик бросаю я! Кто из нас быстрее выйдет из леса?

Оборудование: игральный кубик, фигурки, дорожка со слогами.












Автоматизация звука «Л» в словах:

  1. Игра «Один – много» (с мячом)

Смысловая нагрузка –развитие у ребенка чутья к родному языку посредством практического усвоения образования существительных множественного числа.

Инструкция:Лунтик предлагает стать волшебниками и превратить один предмет во много! Я буду называть слово и кидать тебе волшебный мяч, а ты мне будешь кидать его обратно и называть это слово в единственном и множественном числе! Например, яблоко – яблоки. Начнем?

педагог бросает ребенку мяч и называет слово в единственном числе, ребенок повторяет это слово и добавляет форму множественного числа.

Оборудование: мяч, игрушка Лунтик

Речевой материал:

Л:

осел

стол

лодка

молоток

лопата

вилка

бутылка

лось

дятел

Ребенок:

ослы

столы

лодки

молотки

лопаты

вилки

бутылки

лоси

дятлы

 

 

 

 

 









2.  Игра «Большой - маленький»

Смысловая нагрузка – развитие грамматического строя речи посредством образования слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Инструкция: Наш волшебный мяч может не только превращать один предмет во много предметов, но и превращать большой предмет в маленький! Я буду называть слово и кидать тебе волшебный мяч, а ты будешь повторять это слово, возвращать мне мяч обратно и называть это слово в уменьшенном виде! Например, яблоко – яблочко. Начнем?

Речевой материал:

Салат – салатик, халат – халатик, кукла – куколка, молоток – молоточек, голова – головка, булавка – булавочка, улыбка – улыбочка, кулак- кулачок, полка – полочка, палка- палочка, белка – белочка, вилка – вилочка.

Оборудование: мяч 


  1. «Человек, играющий на..»

Смысловая нагрузка – обогащение словарного запаса ребенка.

Инструкция: Я покажу тебе картинку, а ты назовешь мне инструмент, а потом скажешь как называется музыкант, который на нём играет, договорились?

Показываем картинку, на которой изображен музыкальный инструмент, а ребенок должен назвать его и назвать музыканта мужского рода.

Речевой материал:

На балалайке играет….. балалаечник

На виолончели – это виолончелист

На деревянные ложки – это ….. ложечник

На ксилофоне – это … ксилофонист

На клавесине – это … клавесини́ст

Пианино – это ….пианист

На баяне - ….баянист

На тромбоне – тромбонист

Оборудование: карточки с изображением музыкальных инструментов




4.«Отгадай загадку»

Смысловая нагрузка – развитие логики и мышления ребенка

Инструкция:Я буду загадывать тебе загадку, а ты постарайся отгадать ее, назвать слово и найти походящую картинку.

Оборудование: карточки с картинками


Загадки:


Солнышко сияло, у плетня стояло.

Осенью весёлою жёлтое погасло.

Выжали из солнышка солнечное масло.

(Подсолнух)


Что же за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год?

(Ёлка)

Не со зла, но как на грех, 
Плакать он заставит всех.
Вылечит любой недуг, 
А зовут его все?

(Лук)

По деревьям - скок да скок,
Порхает рыжий огонёк

(Белочка)

На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются.

(Глаза)

В раздевалке я служу,
На весу пальто держу.

(Вешалка)

Я как зонт - не промокаю,
От дождя вас защищаю,
И от ветра вас укрою,
Ну, так что же я такое?

(Плащ)

Наяву, а не во сне
Он летает в вышине.
Водит в небе самолет.
Кто же он, скажи?

(Пилот)

Гвозди, топоры, пила,
Стружек целая гора.
Это трудится работник —
Делает нам стулья...

(Плотник)

Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали вы, кто я? ...

(Свекла)



5.«Поиграем в рифмы»

Смысловая нагрузка – развитие чувства рифмы у детей.

Инструкция: Все очень просто! Я буду говорить строчку, а тебе нужно будет ее закончить, подобрав слово, которое рифмуется с повторяющимися в начале строчки слогами. Например, ЛА-ЛА-ЛА – на цветке сидит пчела.


Речевой материал:

ЛО-ЛО-ЛО – всю дорогу замело

ЛУ-ЛУ-ЛУ – сидит кошка на полу

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ – туфли стали мне малы

АЛА – АЛА – АЛА  я маме помогала

УЛА – УЛА – УЛА  я шары надула

ОЛА – ОЛА – ОЛА это наша школа

УЛА – УЛА – УЛА  в море плавала  акула

ЛАТ – ЛАТ – ЛАТ в салатнице салат

ЛОК – ЛОК – ЛОК  мы купили котелок

ЛОМ – ЛОМ – ЛОМ мы сидели за столом

ЛАТ – ЛАТ – ЛАТ голубой халат

ЛАС – ЛАС – ЛАС постели палас

СЛА – СЛА – СЛА – я гусей пасла

СЛА – СЛА – СЛА – Мила яблоки несла

ШЛА – ШЛА – ШЛА – мама в комнату вошла

КЛА – КЛА – КЛА – мама пироги пекла

АЛ – АЛ – АЛ   папа гвозди забивал

АЛ – АЛ – АЛ   со стола упал пенал

УЛ – УЛ – УЛ   я поставил стул

УЛ – УЛ – УЛ   наш малыш уснул

УЛ – УЛ – УЛ   Павел сел на стул

ОЛ – ОЛ – ОЛ   мы забили гол

ОЛ – ОЛ – ОЛ   Алла мыла пол

ЫЛ – ЫЛ – ЫЛ  суп уже остыл

ИЛ – ИЛ – ИЛ    папа потолок белил

ИЛ – ИЛ – ИЛ    машину я катил

ИЛ – ИЛ – ИЛ    дятел дерево долбил

ИЛ – ИЛ – ИЛ    рисунок папе подарил

ОЛ – ОЛ – ОЛ    я поставил стул на стол

ОЛ – ОЛ – ОЛ    папа сделал стол

ОЛ – ОЛ – ОЛ   Михаил дрова колол

ЫЛ – ЫЛ – ЫЛ    я машину мыл

АЛ – АЛ – АЛ    я купил пенал

АЛ – АЛ – АЛ    наш малыш упал



6.«Четвёртый лишний»

Смысловая нагрузка – развитие у ребенка внимания, логического мышления, развитие умения обобщать и классифицировать.

Инструкция: Назови все предметы, которые ты видишь на картинках. Три предмета вкаждой строчке что-то объединяет, а один предмет в ряду лишний. Помоги Лунтику её отыскать и назови его.


Лексический материал:

  1. Плащ, платье, халат, калоши;

  1. Половник, лупа, ложка, вилка;

  1. Белка, волк, лось, лама;

  1. Клоп, акула, лосось, плотва;

  1. Мармелад, мел, шоколад, пастила;

  1. Лодка, полочка, стол, стул;

  1. Салфетница, салатница, солонка, салат;

  1. Футболка, пилотка, блузка, колготки;

  1. Велосипед, теплоход, самосвал, лодка;

  1. Полка, стол, стул, лавка

  1. Колбаса, масло, молоко, ложка

  1. Баклажан, свекла, яблоко, лук

  1. Халат, полотенце, платье, футболка



7. «Фразеологизмы»

Смысловая нагрузка – развитие чутья к родному языку посредством усвоения фразеологизмов.

Инструкция: Я буду читать тебе фразеологизмы, а ты попробуешь определить, что они обозначают, но только одним словом.

Речевой материал:

Кот наплакал (Это как?) – мало,

Спустив рукава (Это как?) – плохо,

Воды в рот набрал (Это как?) – молча,

Держать язык за зубами (Значит, что делать?) – молчать,

Вылетело из головы (Значит, что сделал?) – забыл,

Зуб на зуб не попадает (Это как?) – холодно,

Язык без костей (Значит, какой?)– болтливый.



8. «Опиши предмет»

Смысловая нагрузка: Развитие чутья к родному языку посредством практического усвоения согласования существительного с прилагательным в роде.

ИнструкцияЛунтику снова нужна твоя помощь! Расскажи ему, про что среди картинок можно сказать БЕЛОЕ (голубое, желтое)? (облако, полотенце). БЕЛЫЙ (голубой, желтый)? (мел, халат). БЕЛАЯ (голубая, делтая)? (палатка, кукла).Только называть тебе нужно два слова, например, белый снег.

Речевой материал: халат, футболка, флаг, кукла, заколка, мел, облако, полотенце, пенал, подсолнух, ландыш и т.д.

Оборудование: карточки с картинками (их лучше распечатать в черно-белом варианте)



9. «Угадай по описанию»

Смысловая нагрузка – обогащение словарного запаса ребенка, развитие логического мышления.

Инструкция:Я буду описывать предмет, а ты должен найти его по описанию среди картинок, находящихся в аудитории, подойти к этой картинке и назвать предмет. И положить его к себе в корзинку.

в аудитории разложены карточки с картинками. Педагог описывает устно предмет, ребенок ищет его, находит, подходит к нему и называет, складывает в корзинку.

Речевой материал:

  • съедобный, горький, люди от него плачут (лук);

  • металлическая, столовая, чайная (ложка);

  • электрический прибор, от него в доме светло (лампа);

  • водный транспорт, управляют им с помощью вёсел (лодка);

  • тонкая, острая, металлическая (игла, булавка);

  • деревянный, глубокий, с водой (колодец);

  • рогатое дикое животное (лось); домашнее животное с гривой (лошадь);

  • круглая, бывает на небе только ночью (луна);

  • надевают на спину лошади (седло) и т. п. 

Оборудование: карточки с картинками, корзинка



10. «Наоборот»

Смысловая нагрузка – практическое усвоение слов-антонимов.

Инструкция:Я буду говорить тебе слова, а тебе нужно подобрать к одному из слов слово наоборот , ну, например, лимон КИСЛЫЙ, а груша СЛАДКАЯ. Начнем?

Речевой материал:

  • чай горячий, а сок ХОЛОДНЫЙ

  • земля черная, а снег БЕЛЫЙ

  • тигр сильный ,а кот СЛАБЫЙ

  • Золушка добрая, а мачеха ЗЛАЯ

  • перо легкое, а подушка ТЯЖЕЛАЯ

  • ночь темная, а день СВЕТЛЫЙ

  • заяц трусливый, а медведь СМЕЛЫЙ



11.«Подбери картинку»

Смысловая нагрузка – развитие умения обобщать и классифицировать; вооружение способом опосредованного запоминания.

Инструкция: Назови все картинки в окошках. Для каждой картинки в домике найди подходящую картинку вне домика, назови ее и помести в пустое окошко. Объясни свой выбор. После того, как заполнишь все пустые окошки, закрой ладошкой первый столбик и постарайся вспомнить, какие картинки там располагаются. В этом тебе помогут картинки из второго столбика.



Автоматизация звука «Л» в словосочетаниях:


1. «Угадай-ка!»

Смысловая нагрузка – развитие логического мышления ребенка посредством установления причинно следственных связей.

Инструкция: Лола отдыхала на море, рассмотри картинки и скажи, чем Лола занималась на море. Например, купалась в море.

Оборудование: картинки



2. «Скажи по-новому»

Смысловая нагрузка – развитие у ребенка чутья к родному языку посредством практического усвоения образования относительных и притяжательных прилагательных.

Инструкция: Я буду говорить тебе словосочетания, а тебе нужно будет сказать их по-другому. Например, вот так: повидло из яблока – яблочное повидло.

Речевой материал:

  • Салат из баклажана – баклажанный салат

  • Гнездо ласточки – ласточкино гнездо

  • Клык волка – волчий клык

  • Платье из шелка – шелковое платье

  • Кукла из пластмассы – пластмассовая кукла

  • Колокол из олова – оловянный колокол


3. «Опиши предмет»

Смысловая нагрузка: Развитие чутья к родному языку посредством практического усвоения согласования существительного с прилагательным в роде.

Инструкция: Лунтику снова нужна твоя помощь! Расскажи ему, про что среди картинок можно сказать БЕЛОЕ (голубое, желтое)? (облако, полотенце). БЕЛЫЙ (голубой, желтый)? (мел, халат). БЕЛАЯ (голубая, желтая)? (палатка, кукла).Только называть тебе нужно два слова, например, белый снег.

Речевой материал: халат, футболка, флаг, кукла, заколка, мел, облако, полотенце, пенал, подсолнух, ландыш и т.д.

Оборудование: карточки с картинками




4. «Поймай мяч и повтори»

Смысловая нагрузка: Развитие внимания ребенка.

Инструкция: Я буду говорить словосочетания, а затем бросать тебе в руки мяч. Тебе нужно будет, поймав мяч, повторить мои слова. Готов?

Речевой материал:

  • голубое небо

  • тёплый тулуп

  • белый мел

  • шёлковый платок

  • сладкая булка

  • тяжёлый молоток

  • светлый локон

  • белые флоксы

  • голодный волк

  • спелое яблоко

  • весёлый бал

  • глубокий колодец

  • смелый солдат.




Автоматизация звука «Л» в предложениях:

1. «Что с чем дружит?».  

Смысловая нагрузка – развитие у ребенка умения классифицировать предметы по одному признаку.

ЗИнструкция: Давай поиграем в игру «Кто с кем дружит!». У нас есть предметы, которые могут дружить друг с другом, потому что их что-то объединяет. Найди среди картинок два предмета, которые могут дружить и назови их, используя похожую фразу: «Шило и пила, это инструменты», например или «туфли и кроссовки – это обувь».

Лексический материал:

  • платье и плащ

  • стол и стул

  • лук и свёкла

  • ландыш и лотос

  • голубь и дятел

  • ласточка и соловей

  • лампа и лампочка

  • пастила и шоколад

Оборудование: карточки с картинками




2. «Я начну, а ты продолжишь»

Смысловая нагрузка – развитие логического мышления

Инструкция: Сейчас я буду читать предложение, в котором нет окончания! Помоги мне, выбери картинку и закончи с ее помощью предложение. Затем повтори предложение полностью! Например, Мила сварила из клубники… ПОВИДЛО!

Подберите картинки: лопата, лодка, мыло, кукла. Начните предложение, а ребенок будет заканчивать по картинке, выбирая ее из общей массы, затем повторять предложение целиком.

Дядя Лука копает клумбу (лопатой)
Володя и Слава плывут на (лодке)
Клава мыла ладони (мылом)
Собака унесла в чулан (куклу)
Володя поехал на (велосипедед)
Павел ловил (голубя)
Павел сел за (стол)

Оборудование: карточки с картинками



3. «Исправь ошибку Незнайки (или «Небылицы»)».

Смысловая нагрузка – развитие логического мышления

Инструкция: Вупсень и Пупсень опять что-то напутали! Специально хотят запутать нашего Лунтика, сбить его с толку, рассказывая ему небылицы! Давай выведем их на чистую воду! Я буду читать тебе, что они рассказали Лунтику, а ты исправь эту небылицу! Построй предложение правильно! Вот смотри, они рассказывают: Булка ела Аллу. Разве такое возможно? А как может быть на самом деле? – Алла ела булку.

Лексический материал: Халат надел маму.

  • На белке сидела елка.

  • Лось лает на собаку.

  • У лужи был дом.

  • Стол поставили на лампу.

  • Мяч ловко ловит Милу.

  • У голубого платья есть кукла.

  • Вилкой едят суп.

  • Океан плыл по кашалоту.

  • Алфавит учил Мишу.

  • На гладиолусах появилась клумба.

  • Ёлка ходила около лося.

  • Оладьи съели Милу.


4. «Я возьму с собой»

Смысловая нагрузка – развитие у ребенка умения классифицировать предметы по одному признаку.

Инструкция: посмотри на картинки и расскажи мне, что ты возьмешь с собой в школу? (поход), используя шаблон – «С собой в школу я возьму…»

Речевой материал:пенал,глобус, ложка, скакалка, кукла, полотенце, закладка,точилка, блокнот, палатка, ластик, лопата, салатница и т.д.

Оборудование: карточки с картинками




Автоматизация звука «Л» в потешках, чистоговорках, скороговорках:

  1. «Запомни скороговорку»

Смысловая нагрузка: Вооружение ребенка способом запоминания с помощью ключевых слов.

Инструкция: Послушай внимательно скороговорку. Постарайся ее запомнить. А чтобы тебе было легче, к каждой строчке нарисуй картинку. Для этого выбери из каждой строчки по одному главному слову. Начнем?

(Логопед читает сначала всю скороговорку полностью, а затем медленно читает каждую строчку).

Речевой материал:

На лавке – Лайка,
у Лайки – лапки,
на лапках – лапти


2. «Проговариваем скороговорки»

Смысловая нагрузка – развитие памяти.

Инструкция: Ты умеешь читать скороговорки быстро-быстро? Хочешь научиться?
Давай попробуем!Я буду произносить скороговорку, а ты повторяй за мной.

(Темппроизношения ускоряется)


Речевой материал:

1. Ладушки, ладушки,
Испекли оладушки.


2. Плыла на лодке лайка.

У лайки – балалайка.

Долго пела лайка мне

О погоде, о луне.

Невесело Лайке, – 
Нет балалайки.


3. Мама мыла

Милу мылом,

Мила мыла не любила.





Автоматизация звука «Л» в коротких текстах:

  1. «Придумай рассказ»

Смысловая нагрузка – развитие логического мышления ребенка.

Инструкция: Что было сначала, а что потом? Составь рассказ по картинкам




Автоматизация звука [л] в самостоятельной речи:

1. «Расскажи мне…»

Смысловая нагрузка – развитие монологической речи ребенка.

Инструкция: Расскажи мне про самый веселый день в твоей жизни. Чем ты занимался? Что тебя веселило больше всего? Постарайся использовать слова со звуком [л].
















5 этап: Дифференциация звуков [л]- [р]

Дифференциация звуков [л]- [р] в слогах:

  1. «Соберем урожай»

Смысловая нагрузка – развитие мышления ребенка.

Инструкция: На дереве растут яблоки, на одних яблоках написаны слоги со звуком «л», а на других - со звуком «р». Разложи все яблоки (нарисуй стрелочки) в разные корзинки.

Речевой материал:

ра, ла, ры, лы, лу, ру, ло, ро, лэ, рэ


Оборудование: изображения домиков



  1. «Найди жильцов»

Смысловая нагрузка – развитие мышления ребенка.

Инструкция: Подумай, как можно расселить этих жильцов (ра, ла, ры, лы, лу, ру, ло, ро, лэ, рэ ) в два домика. Расскажи, почему ты так сделал?

Речевой материал:

Слоги: ра, ла, ры, лы, лу, ру, ло, ро, лэ, рэ


Оборудование: изображения домиков и слогов.





Дифференциация звуков [л]- [р] в словах:

1. «Найди название»

Смысловая нагрузка – развитие умения обобщать и классифицировать.

Инструкция: Как назвать одним словом эти предметы? (игрушки). Найди среди них те предметы, в названии которых есть звук «л» и обведи их красным фломастером, а те, в названии которых есть звук «р»- синим фломастером. Но есть одно правило _ все предметы нужно называть вслух.

Оборудование:изображения игрушек.


2. «Найди название»

Смысловая нагрузка – развитие у ребенка чутья к родному языку посредством практического усвоения образования множественного числа существительных.

Инструкция: Измени слова. Например, «рояль-рояли».

Речевой материал:

  • Рыба - рыбы

  • Волк - волки

  • Краб - крабы

  • Кукла - куклы

  • Корабль - корабли

  • Класс - классы

  • Рука - руки

  • Корова - коровы

  • Слон - слоны


  1. «Наоборот»

Смысловая нагрузка – развитие мышления у ребенка.

Инструкция: Допиши слова, заменяя «р» на «л» и наоборот.

Речевой материал:

  • Рак- .ак

  • Рожки- .ожки

  • Игра-.гла

  • Лама-.ама

  • Тёлка-тё.ка

  • Колобок – ко.обок

Оборудование:предметные картинки.




4.«Наоборот»

Смысловая нагрузка – практическое усвоение слов-антонимов.

Инструкция:Я буду говорить тебе слова, а тебе нужно подобрать к одному из слов слово наоборот , ну, например, лимон КИСЛЫЙ, а груша СЛАДКАЯ. Начнем?

Речевой материал:

  • чай горячий, а сок ХОЛОДНЫЙ

  • тропинка извилистая, а дорога ПРЯМАЯ

  • земля черная, а снег БЕЛЫЙ

  • Чудовище страшное, а Красавица КРАСИВАЯ

  • тигр сильный,а кот СЛАБЫЙ

  • мачеха злая, а Золушка ДОБРАЯ

  • перо легкое, а подушка ТЯЖЕЛАЯ

  • ночь темная, а день СВЕТЛЫЙ

  • медведь смелый, а заяц ТРУСЛИВЫЙ



Дифференциация звуков [л]- [р] в словосочетаниях:


1. «Скажи по-новому»

Смысловая нагрузка – развитие у ребенка чутья к родному языку посредством практического усвоения образования относительных и притяжательных прилагательных.

Инструкция: Я буду говорить тебе словосочетания, а тебе нужно будет сказать их по-другому. Например, вот так: повидло из яблока – яблочное повидло.

Речевой материал:

  • Салат из баклажана – баклажанный салат

  • Варенье из абрикоса – абрикосовое варенье

  • Гнездо ласточки – ласточкино гнездо

  • Крылья орла – орлиные крылья

  • Клык волка – волчий клык

  • Крылья сокола – соколиные крылья

  • Платье из шелка – шелковое платье

  • Пирог из рыбы – рыбный пирог

  • Кукла из пластмассы – пластмассовая кукла

  • Шарф из шерсти – шерстяной шарф

  • Колокол из олова – оловянный колокол



  1. «Поймай мяч и повтори»

Смысловая нагрузка: Развитие внимания ребенка, обогащение словарного запаса ребенка.

Инструкция: Я буду говорить словосочетания, а затем бросать тебе в руки мяч. Тебе нужно будет, поймав мяч, повторить мои слова. Готов?

Речевой материал:

  • Спелый персик

  • Кислый крыжовник

  • Шустрая белка

  • Старое кресло

  • Мелкий брод

  • Полосатый матрац

  • Белый мрамор

  • Главная дорога

  • Глубокий ров

  • Холодное мороженое


3. «Опиши предмет»

Смысловая нагрузка: Развитие чутья к родному языку посредством практического усвоения согласования существительного с прилагательным в роде.

Инструкция: Лунтику снова нужна твоя помощь! Расскажи ему, про что среди картинок можно сказать БЕЛОЕ (голубое, желтое)? (облако, полотенце). БЕЛЫЙ (голубой, желтый)? (мел, халат). БЕЛАЯ (голубая, желтая)? (палатка, кукла).Только называть тебе нужно два слова, например, белый снег.

Речевой материал: халат, футболка, флаг, кукла, заколка, мел, облако, полотенце, пенал, подсолнух, ландыш и т.д.

Оборудование: карточки с картинками



Дифференциация звуков [л]- [р] в предложениях:

    1. Игра «Придумай предложение».

Смысловая нагрузка – развитие грамматического строя речи

Инструкция: Перед тобой лежат картинки, тебе нужно составить с ними предложение.

Речевой материал: Рак, лак, рожки, ложки, брошка, блошка, колобок, коробок, игла, игра

Оборудование: карточки с картинками




2. Игра «Повторялки»

Смысловая нагрузка – развитие памяти.

Инструкция: Давай немного поиграем! Я буду читать стишок, а ты будешь за мной повторять каждую строчку.


Речевой материал:

Написал художник ламу и картину вставил в раму.
Дедушку зовут Лука, у него болит рука.
В руках игла - это не игра.
У нашей Луши в руках две груши.
Малы комары, да злы до поры.
Мыло серо, а моет бело.
Среди белых голубей один серый воробей.
Лесорубы на столы положили топоры.
Ловкий крот влез на плот.
Ловко я беру пилу и пилой дрова пилю.



3. «Я возьму с собой»

Смысловая нагрузка – развитие у ребенка умения классифицировать предметы по одному признаку.

Инструкция:посмотри на картинки и расскажи мне, что ты возьмешь с собой в поход?, используя шаблон – «С собой в поход я возьму…»

Речевой материал: пенал, глобус, кружка, кукла, полотенце, точилка, блокнот, палатка, ластик, котелок, лопата, куртка и т.д.

Оборудование: карточки с картинками







Дифференциация звуков [л]- [р] в скороговорках, потешках,чистоговорках:


1. «Поиграем в рифмы»

Смысловая нагрузка – развитие чувства рифмы у детей, развитие мышления.

Инструкция: Ты умеешь сочинять стихи? А хочешь, я тебя научу? Сейчас я буду называть повторяющийся слог, а ты подбирать к этому слогу рифму и произносить полностью рифмованную строчку! Например, ЛА-ЛА-ЛА – на цветке сидит пчела.

Речевой материал:

  • РО-РО-РО – на полу стоит ведро

  • ЛУ-ЛУ-ЛУ – сидит кошка на полу

  • РЫ-РЫ-РЫ – нас кусают комары

  • АРА – АРА – АРА 

  • УЛА – УЛА – УЛА 

  • ОРА – ОРА – ОРА

  • УЛА – УЛА – УЛА 

  • РАТ – РАТ – РАТ

  • ЛОК – ЛОК – ЛОК 

  • РОМ – РОМ – РОМ

  • ЛАТ – ЛАТ – ЛАТ

  • РАС – РАС – РАС

  • КЛА – КЛА – КЛА

  • АР – АР – АР  

  • АЛ – АЛ – АЛ  

  • УЛ – УЛ – УЛ  

  • УР – УР – УР  

  • ОЛ – ОЛ – ОЛ  

  • ОР– ОР – ОР  




Дифференциация звуков [л]- [р]в коротких текстах:

  1. «Придумай рассказ»

Смысловая нагрузка – развитие логического мышления ребенка.

Инструкция: Что было сначала, а что потом? Составь рассказ по картинкам






Дифференциация звуков [л]- [р] в самостоятельной речи:

1. «Расскажи мне…»

Смысловая нагрузка –развитие монологической речи ребенка.

Инструкция: Расскажи мне про самый веселый день в твоей жизни. Чем ты занимался? Что тебя веселило больше всего? Постарайся использовать слова со звуками [л]- [р].




32



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!