СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация работы по обучению детей раннего дошкольного возраста правильному произношению звуков

Нажмите, чтобы узнать подробности

Е.А. ЛОГИНОВА

мдобу црр д/с «Сказка»,г. Сибай

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРАВИЛЬНОМУ ПРОИЗНОШЕНИЮ ЗВУКОВ

     Развитие правильного произношения одна из основных задач дошкольной организации. В младшем дошкольном возрасте внимание детей привлекается к отдельным звукам и звукам в составе слова.

Развитие звукопроизношения –это,  в первую очередь,  воспитание внимания к звуковой стороне речи. Формируя произношение звуков, педагог учит детей вслушиваться в речь, различать и воспроизводить отдельные элементы речи, уметь удерживать в памяти воспринятый на слух материал, слышать звучание собственной речи и уметь исправлять ошибки.

Развитие речи у детей раннего дошкольного возраста происходит особенно быстро. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка не только звуков, но и слогов, нарушение слоговой структуры,неправильное ударение и пр. На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах.

     Одной из форм организации работы по обучению произношению являются речевые зарядки, основными задачами которых являются вызывание звуков с помощью фонетической ритмики, закрепление и автоматизация усвоенных навыков звукопроизношения на материале слогов, слов, словосочетаний, предложений; работа над ритмико-интонационной стороной речи; отработка в речи детей навыка воспроизведения слов и предложений, наиболее необходимых и часто употребляемых в речи; слов со сложной структурой, которые нуждаются в систематической отработке [3,40с].

     В качестве основных методических приемов на первом этапе обучения произношению используются отраженное и сопряженное говорение, фонетическая ритмика, специальные игры. Первоначально большое значение придается не только подражанию речи, но и движениям. Известно, что артикуляционная моторика обусловлена состоянием общей моторики ребенка. Поэтому детей сначала учат подражать крупным и мелким движениям: по подражанию педагогу поднимать или опускать руки, топать ногами, выполнять движения губ, языка и др. Эти упражнения включаются в игровые действия с куклами и другими игрушками, что делает их выполнение для детей более мотивированными.

     Из 42 фонем русского языка выделены основные семнадцать, достаточно резко различающихся между собой, которые должны быть поставлены в первую очередь. Другие звуки, не входящие в число основных, временно могут заменяться в речи близкими к ним основными звуками. Например, слово «зима» в случае отсутствия «з» может звучать как «сима», «барабан» - как «парапан» [1,152с].

     Работа над речевым дыханием направлена на формирование умения правильно пользоваться дыханием, воспроизводить слова и фразы слитно (на одном дыхании). С целью развития речевого дыхания на всех этапах обучения, а особенно на первом, используются многочисленные игровые упражнения, связанные с поддуванием мелких предметов и игрушек.

     Работа над звуками. Данное направление работы является одним из основных и предполагает формирование умения правильно воспроизводить звуки русского языка в словах и фразах. На первом этапе обучения работа над звуками проводится с использованием фонетической ритмики. При формировании отдельных групп звуков используются движения, характер которых определяется особенностями артикуляции звуков. Например, при произнесении гласных звуков используются плавные и достаточно продолжительные движения. Движения, сопровождающие произнесение взрывных глухих согласных, - быстрые, резкие, напряженные.

     На втором этапе обучения произношению работа над звуками проводится в соответствии с использованием сокращенной системы фонем. В этот период часть звуков дети могут воспроизводить правильно, а при произношении некоторых использовать регламентированные и допустимые замены. Регламентированные замены предусмотрены концентрическим методом (например, замена звонких звуков глухими, мягких - твердыми), в речи дошкольников могут использоваться также допустимые замены, которые появляются в речи детей спонтанно и не содержат грубых дефектов (например, замена «н» на «м») [3,71с].

     Сухое объяснение артикуляции и скучные тренировочные упражнения перед зеркалом утомительны и малодоходчивы. Поэтому звуки преподносятся детям в виде разных «песенок», которые поет Веселый Язычок, история про Машу.

     Каждая песенка Язычка связана с определенным конкретным образом: звук з - с комаром, звук ж - с большим жуком, звук ш-с сердитым гусем, звук р - с мотором самолета и т.д. Это конкретное воплощение звуков дает возможность связать каждый звук с соответствующей картинкой.

     Ознакомление со звуком дается в рассказах, где главное внимание детей направляется на слуховое восприятие определенного звука, связанного с конкретным образом, и на произнесение звука по подражанию. В этих рассказах звуки ф, в, с, з, ц, ш, ч, р, л даются изолированно.

     Изолированное произношение звуков п, б, т, д, к, г, х трудно связать с конкретным образом, поэтому с этими звуками дети знакомятся в слогах и лепетных словах. Например: би, би, би-сигналит машина; пи, пи, пи - пищит птенчик; ко, ко, ко - кудахчет курочка [2,197с].

     Примерный план речевого занятия следующий: акустическое знакомство со звуком по рассказу; знакомство с артикуляцией звука по сказкам Веселого Язычка; шутки-чистоговорки на данный звук; речевая игра. Процесс закрепления произношения нового звука в разговорной речи у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки. Чтобы добиться быстрого, свободного произношения звука в слове, надо много упражняться в произношении слов с этим звуком [4,108с].

     Таким образом, для правильной организации работы по обучению произношению должны быть предусмотрены определенные условия, к важнейшим из которых относится создание слухо-речевой среды, предполагающей устное общение педагогов и родителей с детьми, поддержание желания детей общаться, используя устную речь и другие словесные средства.

Литература

1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.–272с.- (Коррекционная педагогика).

2. Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка/

А.Н. Гвоздев. – М.: Просвещение, 2003.-201с.

3. Генинг М.Г., Герман Н.А. Обучение дошкольников правильной речи. Пособие для воспитателей детских садов. 4-е издание/М.Г. Генинг, Н.А. Герман.-Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2001.-134с.

4. Тихеева Е.И. Развитие речи детей.- М.: Просвещение, 1967.-216с.

Логинова Е.А., 2016

 

Просмотр содержимого документа
«Организация работы по обучению детей раннего дошкольного возраста правильному произношению звуков»

Е.А. Логинова

мдобу црр д/с «Сказка»,г. Сибай

Организация работы по обучению детей раннего дошкольного возраста правильному произношению звуков

Развитие правильного произношения одна из основных задач дошкольной организации. В младшем дошкольном возрасте внимание детей привлекается к отдельным звукам и звукам в составе слова.

Развитие звукопроизношения –это,  в первую очередь,  воспитание внимания к звуковой стороне речи. Формируя произношение звуков, педагог учит детей вслушиваться в речь, различать и воспроизводить отдельные элементы речи, уметь удерживать в памяти воспринятый на слух материал, слышать звучание собственной речи и уметь исправлять ошибки.

Развитие речи у детей раннего дошкольного возраста происходит особенно быстро. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка не только звуков, но и слогов, нарушение слоговой структуры,неправильное ударение и пр. На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах.

Одной из форм организации работы по обучению произношению являются речевые зарядки, основными задачами которых являются вызывание звуков с помощью фонетической ритмики, закрепление и автоматизация усвоенных навыков звукопроизношения на материале слогов, слов, словосочетаний, предложений; работа над ритмико-интонационной стороной речи; отработка в речи детей навыка воспроизведения слов и предложений, наиболее необходимых и часто употребляемых в речи; слов со сложной структурой, которые нуждаются в систематической отработке [3,40с].

В качестве основных методических приемов на первом этапе обучения произношению используются отраженное и сопряженное говорение, фонетическая ритмика, специальные игры. Первоначально большое значение придается не только подражанию речи, но и движениям. Известно, что артикуляционная моторика обусловлена состоянием общей моторики ребенка. Поэтому детей сначала учат подражать крупным и мелким движениям: по подражанию педагогу поднимать или опускать руки, топать ногами, выполнять движения губ, языка и др. Эти упражнения включаются в игровые действия с куклами и другими игрушками, что делает их выполнение для детей более мотивированными.

Из 42 фонем русского языка выделены основные семнадцать, достаточно резко различающихся между собой, которые должны быть поставлены в первую очередь. Другие звуки, не входящие в число основных, временно могут заменяться в речи близкими к ним основными звуками. Например, слово «зима» в случае отсутствия «з» может звучать как «сима», «барабан» - как «парапан» [1,152с].

Работа над речевым дыханием направлена на формирование умения правильно пользоваться дыханием, воспроизводить слова и фразы слитно (на одном дыхании). С целью развития речевого дыхания на всех этапах обучения, а особенно на первом, используются многочисленные игровые упражнения, связанные с поддуванием мелких предметов и игрушек.

Работа над звуками. Данное направление работы является одним из основных и предполагает формирование умения правильно воспроизводить звуки русского языка в словах и фразах. На первом этапе обучения работа над звуками проводится с использованием фонетической ритмики. При формировании отдельных групп звуков используются движения, характер которых определяется особенностями артикуляции звуков. Например, при произнесении гласных звуков используются плавные и достаточно продолжительные движения. Движения, сопровождающие произнесение взрывных глухих согласных, - быстрые, резкие, напряженные.

На втором этапе обучения произношению работа над звуками проводится в соответствии с использованием сокращенной системы фонем. В этот период часть звуков дети могут воспроизводить правильно, а при произношении некоторых использовать регламентированные и допустимые замены. Регламентированные замены предусмотрены концентрическим методом (например, замена звонких звуков глухими, мягких - твердыми), в речи дошкольников могут использоваться также допустимые замены, которые появляются в речи детей спонтанно и не содержат грубых дефектов (например, замена «н» на «м») [3,71с].

Сухое объяснение артикуляции и скучные тренировочные упражнения перед зеркалом утомительны и малодоходчивы. Поэтому звуки преподносятся детям в виде разных «песенок», которые поет Веселый Язычок, история про Машу.

Каждая песенка Язычка связана с определенным конкретным образом: звук з - с комаром, звук ж - с большим жуком, звук ш-с сердитым гусем, звук р - с мотором самолета и т.д. Это конкретное воплощение звуков дает возможность связать каждый звук с соответствующей картинкой.

Ознакомление со звуком дается в рассказах, где главное внимание детей направляется на слуховое восприятие определенного звука, связанного с конкретным образом, и на произнесение звука по подражанию. В этих рассказах звуки ф, в, с, з, ц, ш, ч, р, л даются изолированно.

Изолированное произношение звуков п, б, т, д, к, г, х трудно связать с конкретным образом, поэтому с этими звуками дети знакомятся в слогах и лепетных словах. Например: би, би, би-сигналит машина; пи, пи, пи - пищит птенчик; ко, ко, ко - кудахчет курочка [2,197с].

Примерный план речевого занятия следующий: акустическое знакомство со звуком по рассказу; знакомство с артикуляцией звука по сказкам Веселого Язычка; шутки-чистоговорки на данный звук; речевая игра. Процесс закрепления произношения нового звука в разговорной речи у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки. Чтобы добиться быстрого, свободного произношения звука в слове, надо много упражняться в произношении слов с этим звуком [4,108с].

Таким образом, для правильной организации работы по обучению произношению должны быть предусмотрены определенные условия, к важнейшим из которых относится создание слухо-речевой среды, предполагающей устное общение педагогов и родителей с детьми, поддержание желания детей общаться, используя устную речь и другие словесные средства.

Литература

1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.–272с.- (Коррекционная педагогика).

2. Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка/

А.Н. Гвоздев. – М.: Просвещение, 2003.-201с.

3. Генинг М.Г., Герман Н.А. Обучение дошкольников правильной речи. Пособие для воспитателей детских садов. 4-е издание/М.Г. Генинг, Н.А. Герман.-Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2001.-134с.

4. Тихеева Е.И. Развитие речи детей.- М.: Просвещение, 1967.-216с.

Логинова Е.А., 2016

3




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!