СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система контроля формирования метапредметных универсальных учебных действий учащихся.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Может ли ученик адекватно оценивать свои результаты? Для развития контроля и самоконтроля существует ряд техник. 

Просмотр содержимого документа
«Система контроля формирования метапредметных универсальных учебных действий учащихся.»

Система контроля формирования  метапредметных универсальных учебных действий учащихся

 учитель математики МАОУ СОШ №49 Киреевой Ирины Владимировны

цель: Провести диагностику метапредметных знаний учащегося, для развития у него внутренней самооценки состояния собственной образованности.

Контроль проводится по направлениям:

  1. Работа с информационными источниками (поиск, синтез, анализ информации)

  2. Исследовательская деятельность в рамках предметной области

  3. Перенос предметных знаний в практику собственной жизни

  4. Навыки в области презентации полученных знаний

  5. Творчество, дивергентное мышление


 Предмет УП

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Работа с информационными источниками (поиск, синтез, анализ информации)

математика

Проверка умения составлять простой алгоритм решения задачи

Проверка умения составлятьтаблицы по условию

Проверка умения моделировать задачи по типу

Проверка умения составлять 

схему

Практическая работа по умению работать с разными источниками информации

Исследовательская деятельность в рамках предметной области

Математика

Устное сообщение на тему «Число»

 (умение выполнять исследование с помощью инструктажаи памятки)

Практическая работа «Составь задачу по теме …»

(умение задавать вопрос, видеть проблему) 

Творческая работа с элементами исследования «Геометрия вокруг нас»

(умение сравнивать различные объекты, определять связи)

Мини-исследование «Как математика помогает в изучении других учебных предметов !» (умение делать выводы по результатам исследования; давать сравнительные характеристики объектам)

«Математическое резюме ученика 9-го класса: что я знаю? Что я умею? Как я связываю математику со своим будущим?»

(умение анализировать,и давать оценку)

Перенос предметных знаний в практику собственной жизни 

математика

Осознанное восприятие понятия «работа , движение» (тест)

Понимание обозначения специальными знаками

Понимание формул и зависимости между переменными

Умение  оценивать результаты вычислений по объективным и субъективным показателям с переносом на собственную деятельность

Использование для совершенствования фигуры (разработка индивидуальной программы «Лучший показатель развития – отражение в зеркале»)






















В карте оценки предметных знаний, умений и навыков составляющие по содержательным линиям государственного образовательного стандарта разбиваются по уровням, например, используя таксономию Б.Блума:


Класс

Знания

Понимание

Применение

5 кл. Натуральные числа

знает: понятие натурального числа, выделяет их из множества известных чисел.

понимает:

  • состав (разрядные единицы) натурального числа;

  • алгоритм выполнения арифметических действий над натуральными числами

  • сущность деления с остатком

применяет:

  • читать натуральное число;

  • сравнивать натуральные числа;

  • выполнять арифметические действия с многозначными натуральными числами;

  • выполнять деление с остатком

6 кл. Натуральные числа

знает: понятия простое и составное число, делитель и кратное.

понимает:

  • формулировку и назначение признаков делимости на 2,3,5,9,10;

  • алгоритм нахождения НОК и НОД чисел

применяет:

  • раскладывать натуральное число на множители, в том числе на простые;

  • находить по алгоритму НОК и НОД чисел

5 кл. Дроби

знает: понятия десятичная и обыкновенная дробь, различает их.

понимает:

  • что показывает числитель и знаменатель дроби;

  • состав (разрядные единицы) десятичной дроби

применяет:

  • читать обыкновенные и десятичные дроби,

  • сравнивать десятичные дроби и обыкновенные дроби с одинаковым знаменателем;

  • выполнять арифметические действия с десятичными дробями;

  • округлять десятичные дроби

6 кл. Дроби

знает: основное свойство обыкновенной дроби.

понимает:

  • сущность действий- сократить дробь и привести дроби к общему знаменателю.

применяет:

  • сравнивать обыкновенные дроби;

  • выполнять арифметические действия с обыкновенными дробями;

  • переводить обыкновенную дробь в десятичную и наоборот;

  • находить число по его части, часть от числа.

5 кл. Рациональные числа

знает: законы арифметических действий: переместительный, сочетательный, распределительный

понимает:

  • различие буквенных и числовых выражений;

  • рациональность использования законов арифметических действий для вычислений.

применяет:

  • определять порядок действий в выражениях, содержащих скобки;

  • применять законы арифметических действий в устных и письменных вычислениях

6 кл Рациональные числа

знает: понятие целого числа, модуля числа.

понимает:

  • роль отрицательных чисел в окружающей нас жизни;

  • геометрический смысл модуля числа.

применяет:

  • выполнять арифметические действия с целыми числами;

  • находить модуль целого числа

  • сравнивать целые числа.

5клТекстовые задачи

знает: арифметический способ решения задач

понимает:

  • для решения задачи необходимо установить взаимосвязь между данными задачи

применяет:

  • задавать вопросы по условию задачи

6 кл. Текстовые задачи

знает: способ решения задачи с помощью уравнения

понимает:

  • для решения задачи необходимо установить взаимосвязь между данными задачи

применяет:

  • составить линейное уравнение по условию задачи и решить его;

  • составить пропорцию.

5 кл Алгебр выражения

знает: понятие буквенного и числового выражения, буквенную запись изучаемых формул

понимает:

  • использование буквенных выражений для записи законов арифметических действий

применяет:

  • находить значения буквенных выражений при заданном значении переменной

6 кл Алгебр выражения

знает: понятие подобных слагаемых

понимает:

  • смысл действий - вынести за скобки общий множитель, привести подобные слагаемые

применяет:

  • находить значение дробного выражения;

  • упрощать алгебраические выражения, содержащие подобные слагаемые

5 кл. Уравн. и неравенств.

знает: понятия уравнение, корень уравнения

понимает:

  • действие – проверка корня уравнения

применяет:

  • находить неизвестное слагаемое, вычитаемое, уменьшаемое, делитель, делимое

6 кл Уравн и неравен.ва.

знает: понятие: уравнение с одной переменной

понимает:

  • алгоритм решения линейного уравнения

применяет:

  • решать линейное уравнение, преобразуя левую часть












Диагностика уровня сформированности личностных  и метапредметных  результатов освоения основной образовательной программы  учащимися (2016-2017уч.год)


Метапредметные умения и личностные качества

Уровни

(2016-2017уч.год)

34 уч-ся %

(2017-2018уч.год)

33 уч-ся %

(2018-2019уч.год)

34 уч-ся

%

Н

К

Н

К

Н

К

Познавательные

УУД

высокий

40

40

44

42

41


средний

45

40

50

52

50


низкий

15

20

6

6

9


Регулятивные

УУД

высокий

15

20

17

18

16


средний

65

68

68

70

69


низкий

20

12

15

12

15


Коммуникативные

УУД

высокий

64

68

70

70

70


средний

32

30

29

30

29


низкий

4

2

1

-

1


Личностные

качества

высокий

3

3

7

7

6


выше

среднего

46

47

50

58

51


средний

48

48

43

35

34


ниже

среднего

3

2

-

-

-

-

низкий

-

-

-

-

-

-


 Наблюдение учащихся (может проводиться по следующим параметрам: отношение к деятельности на уроке, интенсивность усилий по выполнению поставленных задач, активность, умение ставить цели, планировать работу, способы организации работы и т.д. По результатам наблюдений и после определенной фиксации ( на каждый урок могут предполагаться разные параметры для наблюдений, которые фиксируются, например при помощи «+» или «-») учитель может давать оценку, т.е. словесную характеристику результатов действий (молодец, оригинально, очень логично, здесь неточно, надо подумать и т.д.)


Наблюдения за учащимися на уроке показывают: дети стали лучше говорить, легче реагируют на вопросы учителя, вступают в диалог; не просто воспроизводят увиденное или прочитанное (услышанное), но и умеют рассуждать, делать выводы, обосновывать и отстаивать  своё мнение; умеют работать в паре; показывают навыки самоорганизации в группе, направленной на решение учебной задачи, учатся планировать пути достижения цели; большая часть детей адекватно оценивает свою деятельность на уроке, собственные возможности выполнения задачи.


Еще один способ контроля – это самооценка. Может ли ученик адекватно оценивать свои результаты? Для развития самоконтроля и адекватной самооценки существует ряд техник.  На уроках истории и обществознания можно применять следующие способы для формирования данного умения.

  1. Очень хороший способ – ведение дневников успешности. Каждую неделю учащиеся записывают, что ими усвоено успешно и какие есть проблемы и делают записи по преодолению проблем.

  2. Учитель индивидуально обсуждает с учащимися зону ближайшего развития, саморазвития, способы достижения прогресса.

  3. При проверке письменных работ можно не исправлять ошибки, а использовать коррекционные коды, чтобы дать возможность учащимся самим исправить ошибки.

  4. Для включения учащихся в действие взаимоконтроля и взаимооценки при индивидуальных ответах все учащиеся делают краткие записи по определённой схеме, включающей критерии оценивания определённого вида деятельности, и дают словесную характеристику ответу. Этот способ помогает научиться адекватно воспринимать конструктивную критику и корректно высказывать замечания.

  5. Очень хороший способ – записать речь учащегося, а потом дать ему возможность при прослушивании найти свои ошибки.

  6. При выполнении письменных творческих работ в классе на этапе редактирования можно выполнять эту работу в парах или группах либо обменяться текстами и отредактировать чужую работу.

  7. Интересно проходят и групповые статистические опросы. Учащиеся выясняют наличие приоритетов  и проблем, успешность выполнения заданий, а потом, обобщив данные, сообщают статистические данные классу либо оформляют стенгазету, памятку и т.д.

В качестве одного из способов развития самооценки учащиеся размещают себя на «лестнице успеха», оценив свои знания и умения, а затем одноклассники размещают друг друга на той же лестнице, т. к. оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. 

Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания):

1.Какова была цель задания? (Учимся вспоминать цель работы.)

2.Удалось получить результат? (Учимся сравнивать результат с целью.)

3.Правильно или с ошибкой? (Учимся находить и признавать ошибки.)

4.Самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)

  1. Важным условием для развития адекватной самооценки является совместная выработка критериев оценивания определенных умений. Что касается истории и обществознания, то навыки и рецептивные умения (тестирование) оценить достаточно просто, сравнив ответы с ключами. В то время как для корректного оценивания продуктивных умений (устный ответ) должны быть выработаны определенные критерии.

Еще одним способом оценивания результатов учебной деятельности является проект. Проект это и движущая сила развития личности и прекрасный способ контроля образовательных результатов. Проект является способом и средством обретения учащимися жизненного опыта, важными компонентами которого являются самовыражение и самореализация личности  в разных видах деятельности. В ходе реализации проекта учащиеся совместно решают проблему, следуя логической цепочке элементов: потребность – мотив – задачи – действия – результат. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники самостоятельно приобретают знания, получают опыт, включаются в реальную деятельность, принимают личную ответственность за продвижение в обучении, участвуют в совместном оценивании результатов проекта.

Данный подход представляет модель, которая способствует наиболее эффективному достижению учащимися запланированных результатов в обучении и развитии и поиску совместных способов их оценивания. Принцип такого подхода для учащихся можно сформулировать следующим образом: я знаю последовательность работы по проблеме, я умею работать самостоятельно, умею работать с источниками информации, я могу разработать проект, публично защитить его и объективно оценить свою деятельность.

Если мы хотим развивать у ученика умение самостоятельно оценивать результаты своих действий, контролировать себя, находить и исправлять свои ошибки, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, сберечь психофизическое здоровье детей, то мы неизбежно должны склониться к использованию новых способов оценивания образовательных достижений учащихся.

К технологии оцениванию знаний я подхожу, прежде всего, как к средству обеспечения обратной связи, позволяющей всем участникам процесса (и учителям, и ученикам, и родителям) понимать уровень освоения изучаемого материала. Ведь чем более содержательной будет обратная связь, тем эффективнее может быть реакция на нее. Поэтому я ищу пути для облегчения перехода от традиционного способа оценивания (пятибалльная система) к более конструктивному подходу: использую стимулирующие функции при оценивании работы ученика, самооценку, взаимную оценку  результатов письменных работ учащихся и устных ответов, используя накопительную систему оценивания.                                                                                                                                                 


Лист формирующего оценивания по математике

 5 класс          по теме «Проценты».»   (Обобщающий урок)

 Основная цель:

- оценка процесса освоения знаний по теме «Проценты»;

- выявление  пробелов в знаниях ученика и  устранение недочетов до контрольной работы.

Лист оценки

содержания темы "Проценты" по учебнику Виленкина Н.Я. "Математика" 5 класс

Ф.И.О. ученика (цы)___________________________________________________

Критерии|:

I.Самооценка ученика

1. Воспроизведение: Я могу назвать определение процента.   -   1 б

2 . Понимание :   Я понимаю смысл термина «проценты»;           -   2 б

Могу пояснить, как обратить десятичную дробь в проценты;

Как перевести проценты в десятичную дробь.

3.  Применение:    Я могу определить задачи на проценты 3-х типов:  -        3б

* находить проценты от какой-либо величины; *находить число, если известно несколько его процентов;   *находить, сколько процентов одно число составляет от другого.

4.   Анализ:     Я умею решать задачи всех 3-х типов.   - 3 б.

5. Синтез:  Я могу предложить подходящую  схему для представления текста задачи. - 3 б

6  Оценка: Я могу самостоятельно составить задачи для каждого типа. Доказать значимость данной темы. - 3 б\

II.Оценка учителя: Уровни усвоения--1,2,3,4

Образовательные ресурсы 1,2,3,4,5

Рекомендации учителя ___________________________________________________

Шкала для перевода баллов в школьную оценку:

Если вы набрали сумму : от 1 до 4 баллов – отметка «2»

От 10 до 13 баллов – отметка «3»

От 14 до 17 баллов – отметка «4»

От 18 до 20 баллов – отметка «5»



Лист оценки достижений по теме «Уравнения»

23










ЛИСТ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ УЧЕНИКА 7 КЛАССА

ПО МАТЕМАТИКЕ Раздел «Многочлены».

Ф.И.____________________________________________________________

Критерии оценки достижений

Образец заданий

самооценка

 max

балл

Итоговый балл

1.Знать понятие «многочлен»

Что называется многочленом?


1


2.Знать понятие «стандартный вид многочлена», «приведение многочлена к стандартному виду»

Сто называется многочленом стандартного вида?

Объясни, как привести многочлен к стандартному виду.


2


3. знать понятие «степень многочлена стандартного вида »

Что называют степенью многочлена стандартного вида?

Как можно определить степень произвольного многочлена?


2


4.Уметь приводить произвольные многочлены к многочленам стандартного вида  

3a4 + 8ab – 2a4 – a4 + 5b


1


5.Уметь складывать и вычитать многочлены

 (5x2+ 7x – 9) + ( - 3x2 – 6x + 8)


1


6.Уметь умножать одночлен на многочлен

9n3 (7n2 – 3n +4)


2


6.Уметь умножать многочлен на многочлен

(4x2 +2xy – y2) (2x-y)


2


7. Уметь выносить общий множитель за скобки

14x +21y

-15x2y3 - -30x3y2 + 45x4y


2


8.Уметь  раскладывать многочлены на множители способом группировки

mx+my+6x+6y

11x – xy + 11y – x2


2


Всего 15 баллов

оценка

%

Кол- во баллов

уровень

«5»

90-100%

15-13

высокий

«4»

66-89%

12-10

повышенный

«3»

50-65%

9-7

средний

«2»

меньше 50%

6, 5, 4, 3, 2. 1

ниже среднего

Итоговая оценка по данному разделу_____________________

Знаки для самооценки

+    знаю и делаю уверенно

?    делаю неуверенно

-    не овладел

Вывод: ___________________________________________________________













Итоги метапредметной диагностики 8б класса (2018г.)

Учитель Цыдендоржиева В.А.

Предмет___Алгебра____

ФИ учащихся

Промежуточный


Определение темы

Определение основной мысли

Нахождение фактов и сведений в тексте

Итого

(0-1)

(0-1)

(0-1)

сумма

1. Бадмаева Дари13

1

0

1

2

2. Батодоржиев Илья

1

0

0

1

3. Батуев Роман2

1

0

1

2

4. Бибков Евгений

1

0

0

1

5. Бирюкова Ксения

1

0

1

2

6. Боркина Яна

0

0

0

0

7. Галсанова Аюна3

0

0

0

0

8. Дагбаев Тамир2

 

 

 

0

9. Желаева Александра

1

0

1

2

10. Иванова Екатерина12

1

1

0

2

11. Инжиевская Александра

 

 

 

0

12. Иодо Даниил

 

 

 

0

13. Комлочук Антон

 

 

 

0

14. Корнильцева Екатерина

 

 

 

0

15. Куклина Анастасия

1

0

1

2

16. Манзаров Александр3

0

0

1

1

17. Москвитина Анастасия5

0

0

1

1

18. Мункуева Цырена

1

0

0

1

19. Мухамедчина Инна

0

0

0

0

20. Ормонов Платон

1

0

0

1

21. Пашинская Анастасия2

 

 

 

0

22. Санжиева Арюна4

 

 

 

0

23. Семенов Александр5

1

0

0

1

24. Сыдеев Кирилл

 

 

 

0

25. Толстопятов Андрей

1

1

1

3

26. Трухина Мария

 

 

 

0

27. Хилханова Алтана

 

 

 

0

28. Цыденешиева Адиса

0

0

1

1

29. Цыдыпова Аяна2

1

0

1

2

30. Цыремпилов Баясхалан

 

 

 

0

31. Яковлева Елизавета5

1

0

1

2

 итого

14

2

11

27

 %

70

8

44

36

Вывод

Класс

Кол-во работ

Справились



Определение темы

Определение основной мысли

Нахождение фактов и сведений в тексте

25

14-70%

2-8%

11-44%






Для фиксирования результатов выполнения диагностических работ использую форму:



Фамилия, имя

Натуральные числа

Дроби

Рациональные числа

2004/2005

2005/2006

2004/2005

2005/2006

2004/2005

2005/2006

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к


+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

0

0


0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0


0

0

0

0

0

0

-

0

0

0

0

0


0

+

0

0

0

+

0

0

0

0

0

0


0

0

0

0

-

0

-

0

0

0

0

0


+

+

+

+

0

0

0

0

0

0

0

0

  • + владеет хорошо

  • 0 владеет

  • - плохо владеет

  • “н” – начало года, “к” - конец года

Такая система удобна для использования при безотметочном обучении. Она позволяет выделить разделы программного материала, которые вызвали у ученика трудности. Учителю, родителю, самому ученику видно над чем еще необходимо поработать, а возможность исправить положение есть до конца учебного года.



Для выявления способностей учащегося использую:

Тест «Творческий потенциал»

Выберите один из вариантов ответов.

1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен:

а) да;

б) нет, он и так достаточно хорош;

в) да, но только кое в чем.

2. Думаете ли вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях окружающего мира:

а) да, в большинстве случаев;

б) нет;

в) да, в некоторых случаях.

3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой вы работаете:

а) да;

б) да, при благоприятных обстоятельствах;

в) лишь в некоторой степени.

4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить:

а) да, наверняка;

б) это маловероятно;

в) возможно.

5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите свое начинание:

а) да;

б) часто думаете, что не сумеете;

в) да, часто.

6. Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете:

а) да, неизвестное вас привлекает;

б) неизвестное вас не интересует;

в) все зависит от характера этого дела.

7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства:

а) да;

б) удовлетворяетесь тем, чего успели добиться;

в) да, но только если вам это нравится.

8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все:

а) да;

б) нет, вы хотите научиться только самому основному;

в) нет, вы хотите только удовлетворить свое любопытство.

9. Когда вы терпите неудачу, то:

а) какое-то время упорствуете, вопреки здравому смыслу;

б) махнете рукой на эту затею, так как понимаете, что она нереальна;

в) продолжаете делать свое дело, даже когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы.

10. По-вашему, профессию надо выбирать, исходя из:

а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;

б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней;

в) преимуществ, которые она обеспечит.

11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли?

а) да;

б) нет, боитесь сбиться с пути;

в) да, но только там, где местность вам понравилась и запомнилась.

12. Сразу же после какой-то беседы сможете ли вы вспомнить все, что говорилось:

а) да, без труда;

б) всего вспомнить не можете;

в) запоминаете только то, что вас интересует.

13. Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете повторить его по слогам, без ошибки, даже не зная его значения:

а) да, без затруднений;

б) да, если это слово легко запомнить;

в) повторите, но не совсем правильно.

14. В свободное время вы предпочитаете:

а) остаться наедине, поразмыслить;

б) находиться в компании;

в) вам безразлично, будете ли вы одни или в компании.

15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только когда:

а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным;

б) вы более-менее довольны;

в) вам еще не все удалось сделать.

16. Когда вы одни:

а) любите мечтать о каких-то даже, может быть, абстрактных вещах;

б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;

в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашей работой.

17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней:

а) независимо от того, где и с кем вы находитесь;

б) вы можете делать это только наедине;

в) только там, где будет не слишком шумно.

18. Когда вы отстаиваете какую-то идею:

а) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов;

б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали;

в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.

Подсчитайте очки, которые вы набрали, таким образом:

за ответ «а» — 3 очка;

за ответ «б» — 1;

за ответ «в» — 2.

Вопросы 1, 6, 7, 8 определяют границы вашей любознательности;

вопросы 2, 3, 4, 5 — веру в себя; вопросы 9 и 15 — постоянство; вопрос 10 — амбициозность; вопросы 12 и 13 — «слуховую» память; вопрос 11 — зрительную память; вопрос 14 — ваше стремление быть независимым; вопросы 16, 17 — способность абстрагироваться; вопрос 18 — степень сосредоточенности.

Общая сумма набранных очков покажет уровень вашего творческого потенциала.

49 и более очков. В вас заложен значительный творческий потенциал, который  представляет вам  богатый выбор  возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.

От 24 до 48 очков. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете.

23 и менее очков. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, быть может, вы просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.

Воображение — мысленное воспроизведение чего-либо или кого-либо, фантазия. Оно тесно связано с мышлением, так как образ и мысль всегда выступают в единстве. Воображение способствует предвосхищению будущего и как бы оживляет прошлое. Понятия «воображение» и «фантазия» являются синонимами.



Методика определения уровня воображения

Инструкция: Вам предлагается 12 вопросов теста. На них надо отвечать либо "да", либо "нет". Первая цифра в скобках (количество баллов) означает положительный ответ, вторая - отрицательный.

1. Интересуетесь ли вы живописью? (2, 1).

2. Часто ли вы скучаете? (1, 2).

3. Рассказывая какую-либо историю, любите ли вы украсить ее красочной деталью, добавленной от себя? (1, 0).

4. Инициативны ли вы на работе? (2, 1).

5. "Широко" ли вы пишите, много ли занимаете место на бумаге? (1,0).

6. Руководствуетесь ли вы в выборе одежды законами моды или собственным вкусом? (2, 1).

7. Любите ли вы рисовать во время собраний или лекций на листе бумаги одни и те же фигурки? (О, 1).

8. Слушая музыку, представляете ли вы какие-либо образы, связанные с ней? (1,0).

9. Любите ли вы писать длинные письма? (2, 1).

10. Видите ли вы иногда цветные сны? (1, 0).

11. Любите ли вы мысленно бывать в тех снах, которые знаете лишь по рассказам? (1, 0).

12. Часто ли вы плачете, расстраиваетесь в кино? (1, 0).

Итак, подсчитайте очки. 14-17 очков: у вас богатое воображение. Если вы сумеетее применить его в жизни, то добьетесь больших творческих успехов. 9-13 очков: среднее воображение. Такое воображение встречается у очень многих людей. От вас и только от вас зависит, сумеете ли вы развить его. 5-8 очков: вы реалист в полном смысле этого слова. В облаках не витаете. Однако немного фантазии еще никому не вредило. Поэтому задумайтесь о себе.

Критерии оценки личностного развития

  • 10 – 12 баллов – низкий уровень развития;

  • 13 – 21 балл – средний уровень развития;

  • 22 – 30 баллов – высокий уровень развития



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!