СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СИПР для обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями) 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью программы является обретение обучающимся таких жизненных компетенций,  которые позволяют ему достигать максимально возможной    самостоятельности в решении повседневных жизненных задач,  обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного,  планомерного расширения опыта и повседневных социальных контактов в доступных для обучающегося пределах. 

Просмотр содержимого документа
«СИПР для обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями) 2 класс»

Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39»




Рассмотрено и одобрено

на ПМП консилиуме

филиала ОГКОУШ №39

протокол №___ от ___________

________________ Мозгова Ю.Е.













СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ













на учащуюся 2 А класса

Спиридонову Мирославу

на 2018 – 2019 учебный год

ответственный за реализацию

Учитель: Тихонова Т.Н

Ульяновск, 2018




Структура СИПР.


  1. Общие сведения о ребёнке.

  2. Психолого-педагогическая характеристика.

  3. Индивидуальный учебный план.

4.Содержание образования.

4.1. Пояснительная записка.

4.2. Базовые учебные действия.

4.3. Планируемые результаты освоения СИПР.

5.Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР.

6.Перечень задач, форм мероприятий сотрудничества с семьёй обучающегося.

7.Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.

8.Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

9. Приложения.





























1. Общие сведения о ребёнке.

ФИО ребенка: Спиридонова Мирослава Евгениевна

Возраст ребенка: 9 лет

Место жительства: Ульяновская область, Ульяновский район, с. Максимовка, ул. М. Горького 1 А.

ОГКУСО ДДИ для УОД «Родник»

Родители мать: Спиридонова Ирина Евгениевна

Опекун: Дмитриева Наталья Александровна

В филиале ОГКОУШ № 39 обучается с 2017 года

Класс обучения: 2

Группа (особые потребности):























2. Психолого-педагогическая характеристика

Спиридонова Мирослава Евгениевна в детский дом интернат «Родник» поступила 20.05.2013 года. Мать – Спиридонова Ирина Евгениевна, отказалась от ребенка. Участия в жизни ребенка не принимает.

Мирослава в школе начала обучаться с 1 сентября 2017 года. По рекомендации ПМПК протокол № 1253/100 от 20.06.2018 года с диагнозом F -72, врожденная патология ЦНС, гидроцефалия, контрактура суставов, ЗФР, хронический пиелонефрит обучается по специальной индивидуальной программе развития для обучающихся с интеллектуальными нарушениями вариант 2 во 2 классе с полной включенностью. Мирослава находится на обучении на дому (ДЦП, сидит без поддержки с относительно прямой спиной, передвигается ползая, скользя со своего места).

Навыки самообслуживания у девочки частично сформированы. Мирослава может держать ложку, самостоятельно принимать пищу. Затруднен самоконтроль физиологических потребностей. Частично выполняет действия, связанные с личной гигиеной.

Мирослава проявляет слабый интерес к учебной деятельности. Работоспособность низкая. Очень быстро наблюдается утомляемость. Внимание неустойчивое, память непроизвольная, механическая, мышление конкретное.

Учебные навыки в стадии формирования. Обращенную речь Мирослава понимает. Самостоятельная речь проявляется преимущественно в виде отдельных слов, коротких фраз. У девочки наблюдается искажение звуконаполняемости слов: пропуски согласных при стечении, сокращение слогов. Например: «Пичка летает». Мирослава знает и называет свою фамилию, имя. Понимает простые указания жестом (протянутые руки = иди ко мне),  показывает и называет по просьбе любимые игрушки. Отвечает на определенные слова жестами, передающими соответствующий смысл («пока, пока!» — машет рукой). Любит слушать стихи, рифмы, ритмичное говорение.

Мирослава плoхo paзличaет цвета, в том числе ocнoвныe, чacтo пyтaетcя. Называет по просьбе педагога отдельные названия овощей, фруктов, предметов посуды, одежды, мебели, но затрудняется в классификации по группам.

Девочка имеет некоторые представления об объектах и явлениях окружающего мира. Мирослава называет предметы окружающей обстановки (комнаты, улицы). Развитие мелкой моторики отстает от возрастной нормы Она частично выполняет простейшие действия при совместной пошаговой помощи взрослого. Слабо развита координация тонких движений кистей рук и пальцев. Мирослава с помощью учителя зажимает карандаш в руке и с силой бессмысленно штрихует лист бумаги отрывистыми прямыми, иногда пересекающимися линиями.  Мирослава проявляет готовность выполнить задание, но волевые усилия при этом слабые. Не расстраивается, когда у нее что-то не получается, но эмоционально реагируют на похвалу.

Себя девочка относит к определенному полу. Знает название частей своего тела. Может их показать как на себе, так и на других людях. Мирослава стремится к контакту с другими детьми. Эти контакты неустойчивы, непостоянны и не носят избирательности. Девочка знает и всегда старается занять свое место, пользуется своими вещами.




































Приоритетные образовательные предметы:

1. Речь и альтернативная коммуникация.
2. Математические представления.

3. Окружающий природный мир.

4.Человек.

5.Окружающий социальный мир.

6. Музыка и движение.

7.Изобразительная деятельность.

8.Коррекционно-развивающие занятия.

9.Адаптивная физкультура.

10. Альтернативная коммуникация

11.Сенсорное развитие.

12.Двигательное развитие.

13.Предметно-практические действия.

14.Внеурочная деятельность

  1. Индивидуальный учебный план на 2018 – 2019 учебный год

Предметные
области

Учебные предметы

Индивидуальные занятия. Количество часов

в неделю / год

1.Обязательная часть

1. Язык и речевая
практика

Речь и альтернативная
коммуникация

0,5

17

2. Математика

Математические представления

0,25

8,5

3. Окружающий мир

Окружающий природный мир

0,25

8,5

Человек

0,25

8,5

Окружающий социальный мир

0,25

8,5

4.Искусство

Музыка и движение

0,25

8,5


Изобразительная деятельность

0,5

17

5.Физическая культура

Адаптивная физкультура

0,25

8,5

6.Корреционно-развивающие занятия

0,25

17


Итого:

2,75

102

2.Часть, формируемая участниками образовательных отношений

Коррекционные курсы

Сенсорное развитие

1

34

Предметно-практические действия

2

68

Двигательное развитие

1

34

Альтернативная коммуникация

1

34

Внеурочная деятельность

Социальное направление «Мой мир»

0,25

8,5


Итого:

5,25

178,5





















































4. Содержание образования.

4.1. Пояснительная записка


Специальная индивидуальная программа развития по организации учебного процесса составлена на основе:

  • ФГОС от 19.12.2014г. приказ № 1599, Адаптированной основной общеобразовательной программы для 2 класса, варианта 2, нацеленной на образование детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР с учетом их индивидуальных образовательных потребностей;

  • учебного плана школы;

  • АООП для 2 класса вариант 2.


Программа включает следующие разделы:

  • Язык и речевая практика

  • Математика

  • Окружающий мир

  • Искусство

  • Физическая культура

  • Коррекционно-развивающие занятия

  • Коррекционные курсы


Обоснование выбора данной программы


Обучающийся – ребенок с особыми образовательными потребностями, которые диктуют необходимость специальной индивидуальной программы развития, так как интеллектуальное развитие ребёнка не позволяет освоить АООП (вариант 1).

 Данная учебная программа составлена для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью и направлена на формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии личности и необходимых для социализации его жизни в обществе путём формирования практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Целью реализации такой программы является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения опыта и повседневных социальных контактов в доступных для обучающегося пределах.

Специальная индивидуальная программа развития позволяет рационально и оптимально организовать целостный процесс обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья с учетом его актуального опыта и зоны ближайшего развития, соответствующий его состоянию здоровья, а также адаптировать учебную нагрузку к его индивидуальным возможностям. Программа учитывает личностно-ориентированную направленность обучения, организованного в соответствии с учебным планом.

Для данного ребенка материал программы трудно регламентировать временными рамками по четвертям, годам обучения и т.д. Поэтому занятия планируются педагогом с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений.

По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей учащегося, темп прохождения материала замедляется или увеличивается.

Этим обоснован выбор данной образовательной программы соот­ветствующей содержанию, предлагаемому для изучения детьми с тяжелой умственной отсталостью.


Основные цели и задачи коррекционного обучения:


1. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков.

2.Развитие творческих умений и чувств на основе доступ­ных видов деятельности.

3.Формирование представлений о себе как «я», значимой и
равноправной личности для окружающих.

4.Формирование коммуникативных умений и социальных
контактов с окружающими людьми, адекватного поведения в социальной среде.

5.Формирование социально-бытовых, трудовых умений и навыков, обеспечивающих жизнедеятельность;

6.Бытовая ориентация и социальная адаптация - как итог всей работы.


Формы организации учебного процесса:

Принцип построения уроков–занятий – коммуникативный, основанный на предметно-практической деятельности.


Организация и проведение уроков по предметам строится таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. Уроки-занятия включают в себя практические упражнения.

Последовательность использования упражнений:

  • практические упражнения;

  • упражнения с картинками;

  • «письменные» упражнения;


Виды деятельности учащегося на уроке:

- наблюдение;

- упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные,

аудиально-визуальные (слушание, показ), ритмические;

- игры-имитации, жестово-образные игры;

- рисование и дорисовывание, раскрашивание, штриховка;

- предметно-практическая деятельность: работа с различными предметами, лепка, аппликация;


Сроки освоения образовательной программы: 1 год.


4.2.Базовые учебные действия.

Специальный образовательный стандарт, представленный в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах, («академический» и формирование жизненной компетенции), задает структуру данной программы, которая поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта ребенка с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие потребности. Общий подход к оценке знаний и умений ребенка по академическому компоненту предлагается в его традиционном виде.

Ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовывать их в условиях семьи и гражданского общества.

Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с тяжелой умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности ребенка к овладению содержанием СИПР и включает следующие задачи:

  1. Формирование учебного поведения:

          • Направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

          • Умение выполнять инструкции педагога («возьми», «посмотри на меня», «покажи»);

          • Использование по назначению учебных материалов;

          • Умение выполнять действия по подражанию.

2. Формирование умения выполнять задание:

          • В течение определенного периода времени;

          • Принимать помощь учителя и не оказывать сопротивления;

          • С заданными качественными параметрами.


4.3. Планируемые результаты освоения СИПР.


Язык и речевая практика

Речь и альтернативная коммуникация.

1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.

  • Понимание часто употребляемых слов, обозначающих объекты окружающей действительности и слов-действий.

  • Стремление самостоятельного использования усвоенного лексико-грамматического материала в учебных и коммуникативных целях.

2) Овладение доступными средствами коммуникативного общения–вербальными и невербальными.

Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий.

  1. Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестов, взглядов.

  • Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.

  • Использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;

Математика.

Математические представления.

  1. Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые) пространственные, временные представления.

  • Развитие умения различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности.

  • Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости.

  • Развитие представлений о количестве, числе, знакомство с цифрами, о составе числа в доступных ребенку пределах, счет.

  • Развитие умения пересчитывать предметы в доступных пределах.

  1. Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.

  • Развитие умения пользоваться мерками и измерительными приборами для определения длины.

  • Развитие умения устанавливать взаимно-однозначные соответствия.

  • Развитие умения соотносить действие с временем и промежутками, соотносить время с началом и концом деятельности.


Окружающий мир

Окружающий природный мир.


  1. Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.

  • Развитие интереса к объектам и явлениям неживой природы.

  • Развитие представлений об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река, водоемы, формы земной поверхности, полезные ископаемые и др).

  • Развитие представлений о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.

  1. Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.

  • Развитие интереса к объектам живой природы.

  • Расширение представлений о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «полезные»-«вредные», «дикие»-«домашние» и др.).

  • Формирование практического опыта общения с представителями животного мира. Привитие заботливого и бережного отношения к растениям и животным, знакомство со способами ухода за ними.


Человек.
  1. Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.

  • Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.

  • Развитие представлений о собственном теле.

  • Умение осознавать и выражать своё настроение и интересы доступным способом.

  1. Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.

  • Умение сообщать о своих потребностях и желаниях любыми доступными средствами коммуникаци.

3) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностями ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.

  • Развитие умения определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому.

  • Развитие умения соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета).

4) Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.

  • Развитие представлений о членах семьи, узнавание родственников, знакомство с обязанностями членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.


Окружающий социальный мир.

  • Формирование типовых моделей поведения в различных ситуациях согласно общепринятым нормам поведения;

  • знание предметов посуды, мебели, школьных принадлежностей и приучение к правильному их использованию;

  • усиление контроля за своим поведением в общественных местах,

  • изменение поведения, как реакция на изменение интонации и громкости голоса учителя;

  • развитие ориентации в своей комнате.


Искусство.


Музыка и движение

Цель: Эмоционально-двигательная отзывчивость на музыку и использование приобретенного музыкального опыта в жизни.

Описание возможных результатов обучения:

- умение различать и показывать простые детские музыкальные инструменты

- умение воспринимать музыку, эмоционально реагировать на нее

- умение выполнять движения под различный ритм музыки


Изобразительная деятельность.


  • фиксировать взгляд на предмете для его изучения по просьбе учителя;

  • брать рисуемый предмет (игрушку, образец) в руку и рассматривать его с помощью учителя;

  • повторять движения руками и кистями (сжимание, разжимание и др.) с помощью учителя;

  • наносить на лист пятна, мазки и штрихи (красками, мелками, карандашами и пр.) с помощью учителя;

  • адекватно и эмоционально реагировать на демонстрируемые предметы и объекты;

  • идентификация и простейшая группировка по образцу (совместно с учителем);

  • рисовать пальчиками и ладошкой (используя пальчиковую краску);

  • стремление к самостоятельности в доступной творческой деятельности;


  • выполнять простейшие действия с природными материалами (раскладывать, сортировать, катать и др.) под контролем и с помощью учителя;

  • выполнять действия с бумагой разной фактуры (сжимать, рвать, разглаживать, смачивать водой и др.) под контролем и с помощью учителя;

  • совершать простейшие движения с пластилином (сминать, размазывать и др.) под контролем учителя.


  • Развитие стремления к взаимодействию со взрослым во время совместной творческой деятельности.

Коррекционно-развивающие занятия.

  • выполнять элементарные задания по словесной инструкции учителя по возможности;

  • использовать предметно-практическую деятельность (рисова­ние, аппликация, конструирование из природного и бросового материала);

  • рисовать изображения по трафа­ретам с помощью учителя;

  • развитие стремления подражать действиям учителя, повторять за учителем производимые действия (по возможности).


Сенсорное развитие.

  • Развитие на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств.

  • Коррекция недостатков познавательной деятельности путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, основных средств предметов, их положение в пространстве.

  • Развитие пространственно-временных ориентировок.

  • Развитие слухо-голосовых координаций.

  • Обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии.

  • Исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно-двигательной координации.

  • Развитие точности и целенаправленности движений и действий.

Предметно-практические действия.

  • Развитие произвольных целенаправленных действий.

  • Развитие умения фиксировать взгляд на деятельности.

  • Развитие умения выполнять простые подражательные действия по образцу и словесной инструкции.

  • Развитие умения обследовать предмет, узнавать его на картинке и находить по словесной инструкции.

  • Развитие умения захватывать предмет и удерживать его достаточное время.

  • Формирование интереса к игрушкам и изучаемым предметам.

  • Развитие двигательной активности.

  • Развитие мелкой моторики и координации движений.

  • Развитие зрительного и слухового внимания.

Двигательное развитие

Цель: Работа по обогащению сенсомоторного опыта, поддержанию и развитию способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков.

  • Мотивация двигательной активности, поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений, освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации).

Описание возможных результатов обучения:

  • интерес двигательной активности

  • поддержка и развитие имеющихся движений

  • расширение диапазона основных доступных движений для профилактики возможных нарушений и обеспечения безопасности жизнедеятельности ребенка;

  • освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации);

  • формирование функциональных двигательных навыков, в том числе мелкой моторики;

  • обогащение сенсомоторного опыта и ориентировка в микропространстве.





Альтернативная коммуникация

Цель: Формирование коммуникативных речевых и неречевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Освоение доступных средств невербальной коммуникации:

  • взгляд, мимика, жест, предмет, графическое изображение,

  • освоение технических коммуникативных устройств, необходимых для удовлетворения жизненных потребностей.



5. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.

Учитель-олигофренопедагог.

6. Программа сотрудничества с семьей обучающегося.

Программа сотрудничества с семьей направлена на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов школы и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи. Программа обеспечивает сопровождение семьи, воспитывающей ребенка-инвалида путем организации проведения различных мероприятий:

Задачи:

  • повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка;

  • обеспечение единства требований к обучающемуся в семье и в школе;

  • обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР;

  • организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения;

Мероприятия: 1.Психологическая поддержка семьи, тренинги.

2.Встречи с родителями.

3.Проведение тематических родительских собраний.

4.Индивидуальные консультации родителей со специалистам.

5.Тематические семинары.

6.Договор о сотрудничестве (образовании) между родителями и школой.

7.Привлечение родителей к их участию в разработке СИПР в интересах ребенка.

8.Посещение родителями уроков/занятий в школе по предварительной договорённости с учителем , специальстами и администрацией школы.

9.Ежегодное домашнее визитирование.

10.Ежедневное консультирование родителей по возникающим у них вопросам, связанных с обучением их ребёнка в школе.

11.Ведение при необходимости дневника наблюдений за учащимся с ежедневными краткими записями.

12.Информирование электронными средствами.

13.Личные встречи, беседы.

14.Просмотр и обсуждение видео ( фото) записей с ребенком.

15.Проведение открытых уроков/занятий.

16.Привлечение родителей к планированию воспитательных мероприятий и их непосредственному участию в некоторых из них.

17.Ежегодный итоговый отчёт о проделанной работе учителя и о достижениях учащихся с демонстрацией собранного портфолио ребёнка.

18.Поощрение активных родителей.


7.Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.


Особые образовательные потребности обучающихся вызывают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала, позволяющего эффективно осуществлять процесс обучения по всем предметным областям.

Освоение практики общения с окружающими людьми в рамках предметной области «Язык и речевая практика» предполагает использование как вербальных, так и невербальных средств коммуникации.

Вспомогательными средствами невербальной (альтернативной) коммуникации являются:

    • специально подобранные предметы,

    • графические/печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм и др., а так же составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы) ,

    • электронные средства (устройства, записывающие на магнитную ленту, электронные коммуникаторы, планшетный илиперсональный компьютер с соответствующим программным обеспечением и вспомогательным оборудованием и др.).

Освоение предметной области «Математика» предполагает использование разнообразного дидактического материала:

    • предметов различной формы, величины, цвета,

    • изображений предметов, людей, объектов природы, цифр идр.,

    • оборудования, позволяющего выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам,

Формирование доступных представлений об окружающем мире и практики взаимодействия с ним в рамках предметной области

«Окружающий мир» происходит с использованием традиционных дидактических средств, с применением видео, проекционного оборудования, интернет ресурсов и печатных материалов. Обогащению опыта взаимодействия с окружающим природным миром способствует непосредственный контакт обучающихся с миром живой природы (растительными животным). В качестве средств обучения могут выступать комнатные растения, оранжереи, теплицы, живые уголки, контактные зоопарки, сенсорный сад и другие доступные объекты, а также в картинки с изображением животных и растений, схемы и плакаты о временах года, времени суток, наборы муляжей.

Формирование представлений о себе, своих возможностях в ходе освоения учебного предмета «Человек» (знания о человеке и практика личного взаимодействия с людьми) в рамках данной предметной области происходит с использованием средств, расширяющих представления и обогащающих жизненный опыт обучающихся. В частности, сенсорных средств, воздействующих на различные чувственные анализаторы и вызывающих положительные реакции обучающихся на окружающую действительность. Важно, чтобы в образовательной организации имелся арсенал материалов и оборудования, позволяющих обучающимся осваивать навыки самообслуживания, доступной бытовой деятельности. Учебный предмет «Человек» предполагает использование широкого спектра демонстрационного учебного материала (фото, видео, рисунков) , тематически связанного с социальной жизнью человека, ближайшим окружением. Данные материалы могут использоваться, как в печатном виде (книги, фотоальбомы), так и в электронном (воспроизведение записи с носителя электронной информации).По возможности для освоения социальных ролей и общепринятых правил в процессе обучения используются различные ролевые игры, для которых в арсенале учебно-дидактических средств необходимо иметь игрушки, игровые предметы и атрибуты, необходимые в игровой деятельности детей: мебель, посуда, транспорт, куклы, маски, костюмы и т. д.

Способствовать осмыслению социального опыта на уроках по предмету «Окружающий социальный мир» помогут карточки с изображениями различных типов домов, комнат по назначению, мебели, посуды и кухонного инвентаря, различных видов транспорта, дорожных знаков а также игрушки, модели, уменьшенные копии выше указанных предметов окружающей действительности. Для занятий понадобится подборка образовательных мультфильмов по темам предмета, наличие проекционного оборудования для их демонстрации. А также необходимо организовать возможность посещения ребёнком с ОВЗ различных тематических выставок, музеев быта, объектов социального назначения с целью расширения опыта ребёнка и его социализации в обществе.

Для реализации задач по преметной области «Искусство» в рамках учебного предмета «Изобразительная деятельность» необходимо наличие на уроках разноообразного раздаточного материала, такого как муляжи овощей и фруктов, игрушек, объёмных и плоскостных геометрических фигур, различных трафаретов и шаблонов, наборов крупных, красочных и максимально реалистичных изображение предметов окружающей действительности. Необходимо обеспечить наличие у учащихся изобразительных средств для возможности передачи как своего внутреннего состояния, так и для реализации образовательных задач уроков, таких как: цветные карандаши и фломастеры, краски, пластичные материалы различной плотности и тёрдости для лепки, разноообазную по фактуре цветную бумагу и картон, природные материалы. Должна быть организована возможность доступа к интерактивным средствам изобразительной деятельности (компьютер, специальное програмное обеспечение, возможность подключения к сети Интернет). Целесообразно использование на уроках музыкального сопровождения, соответствующего тематике занятий или для создания нужного психологического настроя у обучающегося (для переключения внимания и его активизации, для релаксации).

Коррекционно-развивающие занятия, Сенсорное развитие, Предметно-практические действия подразумевают развитие мелкой и крупной моторики, координации движений и ориентировки в пространстве у обучающегося. На занятиях необходимо иметь : мелкие игрушки, куклы, мячи, мячи- массажные, наборы матрёшек, кубиков, различные сосуды для переливания жидкости,музыкальные инструменты (барабан, бубен,металофон, погремушки и т.п.) бельевые прищепки,большие кисти, губки, краски, цветные карандаши, материалы для лепки, карточки с изображением предметов окружающей действительности для дидактических игр,наборы , аппаратуру для возможности музыкального сопровождения коррекционного процесса.


8. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Условные обозначения

Цель:

1.Определить уровень знаний учащихся за учебный год.

2.Проводить контроль за усвоением программного материала учащимся в течение учебного года.


Личностные результаты:

Овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.

Результаты:

  • 0 баллов - нет продвижения;

  • 1 балл – минимальное продвижение;

  • 2 балла – среднее продвижение;

  • 3 балла – значительное продвижение.


Предметные результаты


Бальная система оценки:

  • 0 балл - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла;

  • 1 балла - смысл действия понимает, выполняет только по прямому указанию учителя;

  • 2 балла - преимущественно выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

  • 3 балла – способен самостоятельно выполнять действия в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

  • 4 баллов – способен самостоятельно выполнять действия, но иногда допускает ошибки;

  • 5 баллов - самостоятельно применяет действия в любой ситуации.


Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.

В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.

Например:

«выполняет действие самостоятельно»,

«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),

«выполняет действие по образцу»,

«выполняет действие с частичной физической помощью»,

«выполняет действие со значительной физической помощью»,

«действие не выполняет»;


представление:

«узнает объект»,

«не всегда узнает объект» (ситуативно)

«не узнает объект».





Учитель: _____________/ /








9. Приложения.












б


21




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!