СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Синдром эмоционального выгорания личности педагога

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Синдром эмоционального выгорания личности педагога

Просмотр содержимого документа
«Синдром эмоционального выгорания личности педагога»

Синдром эмоционального выгорания личности педагога


Обращение к проблеме эмоциональной дезадаптации профессионалов, вследствие непереносимых эмоциональных перегрузок, произошло в сфере психологии труда – после появления в англоязычной литературе результатов исследования так называемого «Синдрома Эмоционального Сгорания», как специального вида профессионального заболевания лиц, работающих в системе человек – человек (психологов, психиатров, медработников, учителей и др.).

Термин «эмоциональное сгорание» введен американским психологом Х. Дж. Фрейденбергом в 1974 г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами (пациентами) в эмоционально перегруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи.

«Эмоциональное выгорание» - трехмерный синдром, характеризующийся истощением, деперсонализацией и понижением профессиональной самооценки».

Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное работой.

Деперсонализация в системе субъект – субъектных взаимоотношений предполагает отстраненное иногда циничное отношение к труду и понятие субъект заменятся понятием объекта своего труда. В частности, в профессиональной сфере педагога и медицинского работника деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к студентам, больным, они воспринимаются не как живые люди, со своими проблемами и бедами, с которыми они приходят к профессионалу, а объектами несущими негативную информацию.

К. Чернисс (С. Cherniss), в 1980 году определил синдром эмоционального выгорания как потерю мотивации в работе в ответ на чрезмерные обязательства, неудовлетворенность, реализующуюся в психологическом уходе и эмоциональном истощении.

«Синдром эмоционального выгорания - синдром физических, эмоциональных и познавательных симптомов, которые испытывает профессионал, неспособный справиться эффективно со стрессом, вызванным ограничениями, касающимися его цели и личной карьеры».

Синдром эмоционального выгорания определяется как чувство эмоционального и физического истощения вместе с чувством расстройства и неблагоприятные факторы в сочетании с низкой устойчивостью к стрессорам профессий, может стать носителем быстро прогрессирующего СЭВ.

Выгорание понимается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в процессе ее. Такое понимание несколько видоизменило и его основные компоненты: эмоциональное истощение, цинизм, профессиональная эффективность. С этих позиций понятие деперсонализации имеет более широкое значение и означает отрицательное отношение не только к студентам, больным, но и к труду и его предмету в целом.

Г.С. Абрамовой и Ю.А. Юдчиц отмечают, что люди, ориентированные на саморазвитие, не имеют склонности к сгоранию.

Классификации факторов СЭВ

Все факторы (и внешние, и внутренние), в свою очередь, могут быть дифференцированы на более конкретизированные подгруппы. Естественно, что различные исследователи по-разному систематизируют названные выше факторы.

Так, Рональд Кроухер (RowlandCroucher) предлагает следующую классификацию факторов эмоционального выгорания:

  1. Биоэкологические факторы, связанные с плохим питанием (слишком много кофеина, очищенного белого сахара и т.д.) и редким занятием физкультурой, шум и воздушное загрязнение.

  2. Профессиональные факторы включают неопределенность в карьере; двусмысленность роли (недостаток ясно определенных и взаимно-согласованных функций); ролевой конфликт (между социальными ожиданиями и личностными потребностями); перегрузка роли (слишком много реальных или предполагаемых ожиданий); недостаток возможности к смене роли и самостоятельности; одиночество; нарушения структурирования времени.

  3. Психологические факторы относятся к источникам напряжения, которые сильно меняют жизнь - потери супруга (супруги), развод, смерть близкого члена семейства, личного ущерба или болезни.

  4. Духовные причины могут включать отчаяние, ревность к успеху других, беспокойство по финансовым проблемам.

Другой подход классифицирует источники выгорания как физический, социальный, и эмоциональный.

  1. Физические факторы - те аспекты окружающей среды индивидуума, которые причиняют горе, страдание или вызывают беспокойство о возможных последствиях, включая шум, загрязнения воздушной среды, радиацию, опасную машинную технику, физическое увечье и серьезную болезнь.

  2. Социальные факторы включают аспекты, связанные с
    взаимоотношениями индивидуума с другими людьми дома и на
    работе, в организации.

Эмоциональные факторы определяют как «те абстрактно задуманные аспекты отношений индивидуума к окружающей среде, которые ведут к беспокойству, расстройству, предчувствию, гневу или другим полученным вследствие стресса эмоциям», в частности короткие сроки, боязнь успеха или неудачи, недостаток контроля, потеря эго (то есть опасение потери статуса, чувства собственного достоинства или самооценки), ожидание неодобрения от вышестоящих и чрезвычайная ответственность для задач с высокой степенью риска.

Ф. Сторли (F. Storlie) считает, что «синдром эмоционального выгорания следует за конфронтацией с действительностью, в которой человеческий дух борется с обстоятельствами», которые трудно изменить. Таким образом, синдром эмоционального выгорания сигнализирует о «капитуляции личности перед внешними факторами».

- нереалистичные ожидания по поводу своих возможностей. Профессионалы часто сами от себя ожидают полной компетентности и чувствуют себя неадекватными, когда сталкиваются с ситуациями, к которым не были подготовлены. В подобных ситуациях они испытывают чувство вины, если идеальный результат не достигнут.

- конфликт между потребностями и достижениями

- отсутствие внимания к нашим собственным потребностям

- игнорирование положительного внимания от других

- Недостаток профессионального соответствия

- Неудовлетворенность работой

- отсутствие ценности и значимости профессиональной деятельности: если работа оценивается как незначимая в собственных глазах, то синдром развивается быстрее.

Рассматривая личностные факторы выгорания, Г. Фрейденбергер идентифицировал типы личностей, наиболее склонных к СЭВу.

Это:

  1. гиперответственный тип, полностью посвятивший себя работе, который имеет тенденцию брать слишком много на себя. Он сжат с трех сторон, находясь во власти своих собственных потребностей, потребностей клиентов и потребностей руководства.

  2. однонаправленный сотрудник, который чрезмерно предан работе и чья жизнь вне работы неудовлетворительна. Он использует работу как заместитель социальной жизни, настолько погружаясь в работу, что у него не остается времени на себя. Это ведет к потере своего Я.

  3. авторитарный работник, который полагается на свои полномочия, чтобы управлять другими, и ожидает повиновения со стороны подчиненных во что бы то ни стало, несмотря на огромные эмоциональные затраты.

  4. самоуверенный администратор, который оценивает себя как незаменимого работника.

  5. трудоголик - профессионал, который имеет тенденцию к отождествлению с теми, с кем он работает и для кого работает. Он рискует стать слишком вовлеченным в работу, работая, таким образом, долгие часы и теряя самого себя в этой жизни.

Среди педагогов, наиболее чаще встречаются личности с гиперответственным типом и трудоголики.

Г. Дж. Фрейденберг описывает «сгорающих» следующим образом: это сочувствующие, гуманные, мягкие, увлекающиеся люди, идеалисты, ориентированные на других и - одновременно – неустойчивые к стрессовым ситуациям.

В зарубежной и отечественной литературе каждый автор рассматривает факторы СЭВ с позиций того концептуального подхода, в рамках которого он работает, и классификации, объединяющей все концептуальные подходы (или большинство из них), пока не разработано.

Эмоциональное выгорание – динамический процесс и возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса. Ганс Селье, основоположник учения о стрессе, рассматривал его как неспецифическую защитную реакцию организма в ответ на психотравмирующие факторы разного свойства. При эмоциональном выгорании налицо все три фазы стресса:

I. нервное (тревожное) напряжение – его создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента;

II. резистенция, то есть сопротивление, - человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений;

III. истощение – оскуднение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным. Соответственно каждому этапу, возникают отдельные признаки, или симптомы, нарастающего эмоционального выгорания.

Фазы развития синдрома профессионального выгорания:

1. Предупреждающая фаза

а) чрезмерное участие

  • чрезмерная активность, чувство незаменимости

  • отказ от потребностей, не связанных с работой, вытеснение неудач и разочарований;

  • ограничение социальных контактов;

б) истощение

-чувство усталости, бессонница, угроза несчастных случаев;

2. Снижение уровня собственного участия

а) по отношению к сотрудникам, ученикам, пациентам и т.д.

  • потеря положительного восприятия коллег;

  • переход от помощи к надзору и контролю;

  • приписывание вины за собственные неудачи другим людям;

  • доминирование стереотипов в поведении по отношению к сотрудникам, ученикам, пациентам – проявление негуманного подхода к людям;

б) по отношению к остальным окружающим

  • отсутствие эмпатии, безразличие, циничные оценки;

в) по отношению к профессиональной деятельности

  • нежелание выполнять свои обязанности;

  • искусственное продление перерывов в работе, опоздания, уход с работы раньше времени;

  • акцент на материальный аспект при одновременной неудовлетворенности работой;

д) возрастание требований

  • потеря жизненного идеала, концентрация на собственных потребностях;

  • чувство переживания того, что другие люди используют тебя; зависть;

3.Эмоциональные реакции

а) Депрессия

  • постоянное чувство вины, снижение самооценки;

  • безосновательные страхи, лабильность настроений, апатия;

б) Агрессия

  • защитные установки, обвинение других, игнорирование своего участия в неудачах;

  • отсутствие толерантности и способности к компромиссу;

  • подозрительность, конфликты с окружением;

4.Фаза деструктивного поведения

а) Сфера интеллекта

  • снижение концентрации внимания, отсутствие способности к выполнению сложных заданий;

  • ригидность мышления, отсутствие воображения;

б) Мотивационная сфера

  • отсутствие собственной инициативы, снижение эффективности деятельности, выполнение заданий строго по инструкциям;

в) Эмоционально-социальная сфера

  • безразличие, избегание неформальных контактов;

  • отсутствие участия в жизни других людей либо чрезмерная привязанность к конкретному лицу;

  • самодостаточность, одиночество, отказ от хобби, скука;

5.Психические реакции

  • снижение иммунитета;

  • неспособность к релаксации в свободное время;

  • бессонница, сексуальные расстройства;

  • повышенное давление, тахикардия, головные боли;

  • боли в позвоночнике, расстройства пищеварения;

  • зависимость от никотина, кофеина, алкоголя;

6. Разочарование

  • отрицательная жизненная установка;

  • чувство беспомощности и бессмысленности жизни;

  • экзистенциальное отчаяние.

Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с пациентами.

Изменения в поведении. Сопротивление выхода на работу; частые опоздания; не творчески подходит к решению проблем; работает усерднее и дольше, а результаты становятся менее существенными, уединяется и избегает коллег; не может в полной мере отвлечься на развлечения и не в состоянии восстановить здоровье.

Изменения в чувствах. Утрачивается чувство юмора, человек постоянно ощущает себя виновным или неудачником, испытывает гнев, обиду и горечь; раздражителен, мнителен; появляются бессилие, равнодушие и обескураженность.

Изменения в мышлении. Возникает настойчивое желание оставить работу; неспособность концентрировать внимание; подозрительность и недоверчивость; циничное и негуманное отношение к больным; озабоченность собственными проблемами.

Профессия учителя требует большой эмоциональной отдачи. Чтобы заинтересовать учащихся, увлечь их своим предметом, объяснить материал доходчиво, педагогу нередко приходится быть еще и артистом. Эмоциональные педагоги обладают большим преимуществом по сравнению с неэмоциональными, потому что только им подвластно зажигать детские сердца и вести учеников или воспитанников детского сада за собой. Они, как правило, популярны и любимы. Но, к сожалению, существует и обратная сторона медали: часто наши эмоции дают о себе знать в самый неподходящий момент, например тогда, когда необходимы сдержанность и хладнокровие. Умение управлять своими эмоциями — важное профессиональное качество, которое необходимо вырабатывать любому педагогу. С.Л. Рубинштейн отмечает, что «если стремление подавить или искоренять эмоции в корне неверно, то умение регулировать их проявление необходимо» [16].

Важность высокоразвитого умения «владеть собой» подчеркивается многими исследователями педагогической деятельности (Ф.Н.Гоноболин, Э.А.Гришин,  Г.Ф.Заремба,  И.А.Зимняя,  В.Г.Казанская,  Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, Л.М. Митина, О.А.Прохоров и др.).

Проблема эмоциональной устойчивости является одной из наиболее сложных и актуальных в современной науке. Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме показывает, что мнения исследователей в определении понятия эмоциональной устойчивости носят разноречивый характер. Широкое распространение получили работы, в которых эмоциональная устойчивость рассматривается как характеристика эмоциональной сферы личности: устойчивость эмоций, эмоциональная стабильность, отсутствие склонности к частой смене эмоций (Н.Д.Левитов, С.М.Оя, Я.Рейковский и др.). С точки зрения данных ими определений эмоциональной устойчивости под ней понимается низкая эмоциональная чувствительность и эмоциональная возбудимость, т. е. эмоциональная невозмутимость, невпечатлительность [12].

Характеризуя компоненты ЭУ, некоторые авторы отмечают в качестве основного ее показателя  оптимальную степень эмоционального возбуждения (напряжения), которая не превышает пороговой величины и не нарушает поведение человека (Ю.М. Блудов, В.И. Евдокимов, В.Л.Марищук, Н.И.Наенко, В.М.Писаренко, В.А.Плахтиенко,  О.А.Черникова и др.) [14].

Ряд  исследователей, изучая данную проблему, связывают эмоциональную устойчивость с проявлением волевых качеств личности, способностью сознательно управлять возникающими эмоциями (В.Л.Марищук, К.К.Платонов, Е.А.Плетницкий, Е.А.Милерян и др.). Так, например, Ю.Н.Кулюткин, Г.С.Сухобская считают, что ЭУ проявляется в том, «насколько терпеливым и настойчивым является педагог при осуществлении своих замыслов, насколько характерны для него выдержка и самообладание в стрессовых ситуациях…» [17].

Другие исследователи  в изучении эмоциональной устойчивости придерживаются мнения, что данное качество личности определяется психофизиологическими особенностями человека – силой нервной системы по отношению к возбуждению и торможению, подвижностью (лабильностью) нервных процессов, т.е. свойствами нервной системы, лежащими в основе темперамента (Б.А.Вяткин, В.А.Плахтиенко, Ю.М.Блудов, В.И.Рождественская и др.). Они отмечают, что низкой  эмоциональной устойчивости обычно соответствуют показатели слабости нервной системы, повышенная возбудимость и низкая подвижность нервных процессов. Однако, в  ряде исследований показано, что слабый тип нервной системы может способствовать успешному осуществлению педагогической деятельности. Его положительное влияние объясняется ролью тонкой эмоциональности, проявлением чуткости в общении, способностью к сопереживанию (Н.А.Аминов, Л.М.Митина) [3].

Иное направление в определении понятия эмоциональной устойчивости складывается в работах Л.М.Аболина, П.Б.Зильбермана, О.А.Сиротина, С.В.Субботина и других. Исследователи считают, что свойства нервной системы влияют на проявление эмоциональной устойчивости, но полностью не предопределяют ее. Эмоциональная устойчивость, по их мнению, является интегративным качеством личности, определенным сочетанием  психологических особенностей личности, которые обеспечивают успешность деятельности в эмоциогенной обстановке.

Сторонники интегративного направления в определении понятия ЭУ, выделяя в качестве основных ее компонентов социальные, тем самым подчеркивают возможность развития и совершенствования данного личностного качества в процессе воспитания и обучения человека. Уровень эмоциональной устойчивости, по их мнению, можно повысить с помощью сознательно организованных действий, приобретенными в ходе жизни знаниями, умениями, навыками. «Правильно воспитанная личность располагает значительным комплексом главным образом социальных регуляторных механизмов, обеспечивающих эмоциональную устойчивость даже при повышенной эмоциональной реактивности...» (П.Б.Зильберман) [5].

Несмотря на неоднозначность подходов к обсуждаемому понятию, общим во всех рассмотренных определениях является то, что эмоциональная устойчивость представлена как качество личности, благодаря которому человек способен сохранять работоспособность и успешно осуществлять деятельность в условиях эмоциогенных воздействий. Сопоставление и анализ различных точек зрения по поводу определения данного понятия позволяют сделать вывод о том, что эмоциональная устойчивость является интегративным качеством личности, которое характеризуется оптимальным сочетанием психофизиологических, эмоциональных, волевых, мотивационных и других психологических особенностей, в комплексе препятствующих возникновению эмоциональной напряженности, дезорганизующей деятельность. Соглашаясь с тем, что сохранению эмоциональной устойчивости в экстремальных условиях жизнедеятельности способствует интеграция многих  личностных составляющих, мы, вслед за В.Л.Марищуком, К.К.Платоновым, Е.А Плетницким, О.А.Черниковой  и др.,  полагаем, что главным показателем ЭУ является оптимальный уровень эмоционального напряжения, которое проявляется в активации различных функций и систем организма, обеспечивает сохранение продуктивности деятельности в условиях эмоциогенных воздействий без существенного их влияния на самочувствие, здоровье и работоспособность человека. Данное свойство личности противостоит эмоциональной напряженности, характеризующейся дезорганизацией психических функций, снижением продуктивности деятельности, сверхобычной величиной физиологических изменений [2].

Можно выделить факторы напряженности, детерминирующие проявление эмоциональной неустойчивости в их профессиональной деятельности. К объективным (внешним) факторам относятся: социальный фактор (изменения в системе общественных ценностей, повышенные психоэмоциональные нагрузки современной жизни и др.); материально-бытовой фактор (материально-техническое обеспечение работы, низкая заработная плата и снижение жизненного уровня педагога и др.); фактор ответственности (повышенная ответственность за жизнь, благополучие, здоровье детей, их личностное развитие); фактор взаимодействия – неблагоприятная психологическая атмосфера профессиональной деятельности: конфликтность в системах: «администрация – педагог», «коллега – коллега», «педагог – ребенок», «педагог – родители»; организационно-административный фактор (открытые занятия, непродуманное введение новшеств, нечеткая организация деятельности и др.) [13].

  Среди внутренних (субъективных) причин проявления эмоциональной неустойчивости  в педагогической деятельности выделяются следующие: особенности нервной системы (сила – слабость, уравновешенность – неуравновешенность, подвижность – инертность нервных процессов); эмоциональные особенности (сверхсильная эмоциональная чувствительность, чрезмерная эмоциональная возбудимость и др); морально-волевые особенности (соблюдение нравственных принципов профессии, способность к самоконтролю, выдержке, самообладанию и др.); мотивационные особенности (позитивные установки в отношении педагогической деятельности, интерес и любовь к детям, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию и др.); интеллектуальные качества (уровень общей эрудиции, интеллектуальная и поведенческая гибкость, чувство юмора).

Из  вышесказанного следует, что для формирования эмоциональной устойчивости в профессиональной подготовке будущего педагога следует уделять особое внимание становлению и развитию выделенных личностных характеристик. Целенаправленное воздействие на рассмотренные психологические особенности личности будущих педагогов, позволит оказать значительное влияние на их эмоциональную устойчивость в сторону её повышения и совершенствования еще на стадии профессиональной подготовки.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!