СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Символы современной России.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок дает представление о символике и истории российского герба, флага, гимна. Урок может быть приурочен к какому- либо празднику.

Просмотр содержимого документа
«Символы современной России.»


Методическая разработка классного часа.(5 класс).
«Символы современной России».

Цель урока: дать начальное представление о понятиях « гимн», « герб», « флаг» ( «знамя»); рассказать о современной государственной символике, о преемственности в ней.



Задачи урока:

1. Обучающие:

  • расширить представление обучающихся о понятиях  «флаг», «герб»,  «гимн»;

  • обобщить знания обучающихся об истории создания гимна, герба и флага России.

 2. Развивающие:

  • развить умения обучающихся использовать материал при анализе новых явлений и процессов;

  • развить коммуникативные умения и навыки обучающихся (высказывать свою точку зрения, прислушиваясь к мнению других);

  • привить обучающимся потребность в использовании государственной символики при проведении различных мероприятий.

 3. Воспитательные:

  • воспитать уважение к государственной и общественной символике как проявлению уважения к своей стране;

  • сформировать патриотическое сознание молодежи на основе усвоения исторических, национальных, духовно-нравственных ценностей и стремление её воплощать их в повседневной практической деятельности.

Формирование УУД.
Личностные УУД: умение определять и высказывать простые, общие для всех людей правила; умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
Регулятивные УУД: умение точно выражать свои мысли; умение определять цель деятельности на уроке.
Познавательные УУД: умение извлекать информацию из иллюстраций;
пользоваться глобусом и картами , показывать на них территорию России; умение обобщать и классифицировать по признакам.
Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

План урока:

1. Символы государства.
2.Российский герб:
а) Святой Георгий Победоносец;
б) двуглавый орел:
3. Государственный флаг.
4.Гимн России.
5. Итог урока.

Основные понятия: герб, флаг( знамя), гимн.
Оборудование урока
: изображение российского флага и герба, глобус, карта; музыкальная запись гимна Российской Федерации; слова текста гимна.





Ход урока.

1.Символы государства.
Урок начинается с беседы с классом, в ходе которой разъясняется, какие бывают символы государства.
- Дети, как называется государство, в котором мы живем? ( Россия)
- А что для нас - Россия?
Как мы называем страну, где родились? ( Родина, Отечество).
- Страна наша огромна. Она протянулась далеко с запада на восток и с севера на юг.
Найдите её на глобусе. Посмотрите, какая она большая.
( Работа с глобусом).
- У всех стран есть три обязательных символа. По ним мы узнаем, о какой стране идет речь.
- Какие вы знаете символы нашей Родины?
Если дети затрудняются ответить, помогаем им вопросами:
- Какой символ России поднимают в случае побед наших спортсменов на международных соревнованиях, во время государственных праздников?
- Какая музыка при этом исполняется?
Если ученики не могут ответить, учитель говорит:
- У всякой страны есть три обязательных символа. По ним всегда можно узнать, о какой стране идет речь. Это – герб, флаг и гимн. Сегодня мы познакомимся с символами нашего государства – Российской Федерации.
2. Российский герб.
- У каждого государства и почти у всех городов есть свой отличительный знак. Такой знак называется « герб». На флагах, печатях, на государственных бумагах, на монетах, на пограничных столбах мы можем увидеть герб. У нашей страны тоже есть герб. Он очень древний, ему более 500 лет.
Учитель предлагает посмотреть на изображение герба России.
- Давайте попробуем описать герб, который мы видим.
- В поле красного щита расположен золотой двуглавый орел. В лапах орла-скипетр и держава. Скипетр – это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава – это золотой шар с крестом наверху. Корона, скипетр и держава когда-то служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам о прошлом нашей страны и символизируют независимость России от других государств. На груди орла красный щит с изображением святого Георгия, колющего змия.
а) Святой Георгий Победоносец.
- На гербе изображен всадник. Как называют этого всадника? Что вы о нем знаете?
Выслушав ответы учащихся, учитель подводит итоги ответов и дополняет своим рассказом.
- На российском гербе изображен христианский воин, которого мы называем Георгием Победоносцем. Он убивает копьем змия - символ зла. Значит, святой Георгий олицетворяет добро. Георгий был признан святым за самый известный его подвиг и почитали его во многих странах.
Согласно легенде, некогда в Палестине жила прекрасная царевна. Но в окрестном озере завелся страшный змий, которому горожане должны были отдать царевну на съедение. Однако воин по имени Георгий, который был христианином, победил чудовище и спас девушку. Он пронзил чудовище копьем, а конь растоптал змия. Царь-отец девушки и его подданные убедились в силе христианской веры и крестились.
В России святой считался покровителем воинов и землепашцев.
- Посмотрите на карту, покажите столицу России.
- Знаете ли вы, что изображено на гербе города Москвы? На гербе изображен всадник на белом коне, поражающего копьем змея.
б) Двуглавый орел.
- На гербе мы также видим изображение орла. Чем оно необычно?

- У орла две головы.
- Две головы орла символизируют единство страны: он как бы смотрит одновременно на Запад и на Восток.
- Крылья орла подняты – почему?
- Орел показывает свою силу и мощь, чтобы все знали, что Россия – могучая страна.


Подготовленные ученики читают наизусть стихотворения.

Герб России

У России величавый
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
(В. Степанов)

Чтоб отразить России широту…

Чтоб отразить России широту
От Балтики до Сахалина.
Гербу вручили силу, красоту
Двуглавого орла —
Степного исполина.
(А. Александров)

3. Государственный флаг .

Рассматриваем изображение флага России
- История флага России началась очень давно. Вместо флага люди тогда использовали шест - ровную палку. К верхушке шеста привязывали пучки травы, веток или конский хвост, окрашенный яркой краской. Называлось это стягом. Затем стяги стали делать из ткани и стали называться - знамена. Эти слова обозначают одно и то же, только слово знамя - славянское, а флаг – голландское. Знамена появились еще в древности – они были у многих древних народов. Раньше в битвах знамена имели большое значение. Поскольку указывали местонахождение военачальников и отдельных отрядов. Знамена имели тогда разные цвета: зеленый, желтый, красный, сиреневый, оранжевый и др. Именно в XVII веке слава защитника Руси, который превратил Россию в крепкую, сильную страну, досталась Петру I. Именно он, во времена походов российских морских кораблей ввел для них единый флаг, который стал флагом России.
- Какие цвета вы видите на нашем флаге?
- Белый, синий, красный.
- Днем рождения бело-сине-красного флага считают 20 января 1705 года.
- Что означают эти цвета?
- Белый цвет означает мир, чистоту; синий – небо, верность и правду; красный – храбрость.
Все три цвета издавна использовались в народных костюмах. Рубахи шили из белого, синего и красного полотна. Женские сарафаны были этих же цветов.
- Когда поднимают флаг?
- Флаг вывешивают на улицах и зданиях во время торжественных праздников, поднимают во время спортивных соревнований в случае победы наших спортсменов, солдаты идут в бой, чтобы защитить свою Родину то же под флагом.


Нашему флагу более трехсот лет!

Подготовленные ученики читают наизусть стихотворения.

Российский флаг.


Я – белый цвет – свобода, гордость, слава.
Я – синий цвет – покров родной страны.
Я – красный цвет – могучая держава.
Все вместе мы – едины и сильны!



Российский флаг – Отечество и братство.
Российский флаг – священной веры флаг.
Российский флаг – наш символ и богатство.
Российский флаг – к победам смелый шаг!!!
( Л. Максимчук)



Флаг России, овеянный славой…

Флаг наш Российский, овеянный славой
Три цвета в себе сочетал на века:
Цвет снега отчизны, и битвы кровавой,
И неба, несущего вдаль облака.
Над куполом церкви и чередой башен
Возвышен наш флаг, как единый отец.
Он с ветром свободным и реет, и пляшет.
Истории русской всесильный венец…
На русских людей часто все нападали:
И турки, и шведы, и шляхта гурьбой,
Но вера в отечество нам помогала,
Мы гнали французов и немцев долой.
Наш флаг, наша вера, мы все за едино,
Горой постоим за отчизну свою.
А наша держава стоит недвижимо,
Мы все за неё сложим главы в бою.
Наш флаг – это символ, символ победы,
И чтоб не случилось – мы победим.
И хоть наших башен головы седы,
Мы флаг наш и герб свято храним.


4. Государственный гимн. - О каком символе России мы еще не говорили?
- Гимн России.
- А вы знаете, что такое гимн?
- Гимн – это торжественная песня или просто мелодия. Она исполняется в особых, торжественных случаях. Зачем же это делают? Тем самым выражается уважение к стране, из которой происходит спортсмен, победивший на международных соревнованиях. Слышим мы гимн в дни торжественных праздников, собраний, во время парадов. Когда исполняется гимн, люди встают, мужчины должны снять головные уборы.
Наш гимн величествен, в его словах прославляется наша родина - Россия. Наш гимн значительно моложе флага и герба. Но и он имеет свою историю. Музыке гимна уже более 50 лет. Подготовленные ученики читают наизусть стихотворения. Гимн России

Мотив и гордый, и знакомый
Звучит по радио с утра.
Так просыпается страна
Под звуки Гимна — знак особый.
И нам не стоит забывать —
При звуке Гимна
Надо встать.
(А. Александров)

- Давайте послушаем гимн нашей страны и прочитаем текс гимна (обратить внимание детей на конкретные слова гимна, прославляющие нашу родину).

Что такое гимн вообще?

Что такое гимн вообще?
Песня  главная в стране!
В гимне российском есть такие слова:
«Россия – любимая наша страна».
Россией гордимся, России верны,
И нет на  свете лучше страны.
Слова написал те Сергей  Михалков,
Понятен и близок  нам смысл этих слов.
А Александров ноты сложил,
Работу над гимном  так завершил.
Гимн слушаем стоя и молча всегда:
Его нам включают в момент торжества!

Поэт А. Гаврюшкин написал стихотворение, в котором для вас, ребят, сформулировал десять правил, которыми должны руководствоваться в жизни, чтобы стать патриотами своей родины.

- Читает учитель.

Десять правил маленького россиянина

Расскажу вам десять правил.
Вы запомнить их должны.
Их на память нам оставил
Верный сын родной страны.

Он прошел войну когда-то,
По геройски жизнь прожив,
Безымянным стал солдатом,
Свою голову сложив.

Павших всех Руси героев,
Кто в боях без вести пал,
Собирательным героем
Он возвел на пьедестал.

Правило один, конечно,
Свою Родину любить,
Быть ей преданным навечно,
Честь и славу заслужить.

Правило второе важно,
Коли первое блюсти:
Честь храните, и неважно,
Где и как пришлось расти.

Третьим правилом дано нам
Гимн Родной Отчизны знать.
А, услышав гимна звуки,
С гордостью в душе вставать.

Правило четыре дети –
Уважать вы все должны
И беречь основы эти:
Герб и флаг родной страны.

Пятым правилом всем будет
Честность ваша навсегда,
И тогда из многих судеб
Навсегда уйдет беда.

Правило шестое, знайте,
Помощь слабым – это честь.
Старость, младость уважайте,
Ведь таких людей не счесть.

Завещал седьмым из правил
Веру в Бога нам солдат.
Веры дух чтоб нами правил,
Был духовен, стар и млад.

Правило восьмое: бойтесь
Беса в душу запустить.
За святым крестом укройтесь,
Чтоб соблазны победить.

Вот девятое из правил:
Коль на Русь кто нападет,
Он завет всем нам оставил:
Бей врага родной народ!

Правилом десятым, важным,
Завещал Руси солдат:
Патриотом быть отважным,
Помнить павших всех ребят.


5. Итог урока.
- Что самое главное вы поняли сегодня?
- Все люди должны знать символы России, ведь мы её граждане. Мы должны с уважением относиться к символам родины, любить свою страну и все делать для ее процветания.
Вы - будущее нашей страны, от вас зависит будущее страны.





.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!