Протокол № 1
Районного семинара учителей иностранного языка Хабарского района
От 15 марта 2016 года
Тема: «Дифференцированные формы обучения иностранному языку на среднем и старшем этапах»
Присутствовало: 14 человек
Не присутствовали: 2 человека
Форма проведения: семинар
Проблемы и вопросы семинара
На заседании были рассмотрены следующие вопросы:
Дифференцированные формы обучения иностранному языку на среднем и старшем этапах .- Коцюба С.И..
Открытые уроки в 6 и 4 классах.- Плотникова О.В., Пеннер А.И.
Работа учителей по самообразованию.- Жуган О.Е.
Обмен опытом по работе с новыми учебниками “Rainbow English”
Слушали С.И. Коцюба , учителя английского языка МБОУ «Коротоякская СОШ»:
Дифференциация обучения – это учет индивидуально-типологических особенностей личности в форме группирования учащихся и различного построения процесса обучения в выделенных группах.
Говоря о дифференциации обучения, делают акцент на процессе внесения определенных изменений в ход учебного процесса для отдельных групп учеников. Дифференцированное обучение – результат таких изменений. Понятие «дифференцированный подход» определяется как подход к процессу обучения, в русле которого предполагается дифференциация в различных видах и формах. Когда говорят «дифференцированный подход к учащимся», это предполагает предъявление различных требований к различным группам учеников в овладении ими содержанием образования. (Доклад прилагается)
Выступили по данному вопросу: Жуган О.Е., Плотникова О.В.
Открытые уроки в 6 классе и 4 классе_ учителя МБОУ «Хабарская СОШ№2»
Самоанализ уроков.
Плотникова О.В.:
Самоанализ урока английского языка в 6 классе
Класс: 6А
Тема урока: «Grammar Revision. Грамматика. Сравнение настоящего завершенного времени и простого прошедшего»
Тип урока: Закрепление и обобщение знаний, умений и навыков.
Структура урока: Традиционная.
Дата проведения: 15.03.16г.
УМК: « Enjoy English» Биболетова М. З., Трубанёва Н.Н
В 6А классе 13 учащихся. 6 из них сильные (отличники), 7 -хорошисты. При планировании урока я, учитывая это, распределила учащихся на три группы, выделив в каждой группе эксперта. Таким образом, группы по знаниям получились относительно равные.
Цель: создать условия для развития коммуникативной культуры у учащихся, совершенствования речевых грамматических навыков по теме «The present perfect tense and the past simple tense».
Задачи
ОБУЧАЮЩАЯ – повторить речевые и грамматические обороты; обучать использованию лингафонного оборудования на уроках английского языка;
РАЗВИВАЮЩАЯ – развивать у учащихся навыки использования лексических и грамматических структур; развивать навыки разговорной речи с использованием пройденного материала; формировать у учащихся собственное мнение, умение давать полные развёрнутые ответы; развивать навыки понимания устной иноязычной речи (аудирование), развивать коммуникативную компетенцию;
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ – воспитывать у учащихся терпимость и взаимопомощь на основе работы в группах, интерес к изучению английского языка с помощью использования лингафонного оборудования и компьютерных технологий.
Оборудование - Презентация, звукозапись текста, раздаточный материал с текстом.
Тип урока: Урок закрепления и обобщения знаний, умений и навыков.
Во время организационного момента вместе с учениками определили задачи урока.
Все виды работ на уроке были направлены на закрепление знаний о вышеупомянутых временах.
Задания были разнообразными. Дети закрепляли умения находить данные времена в тексте (фонетическая зарядка), совершенствовать навык употребления этих времен в речи (речевая зарядка).
Повторили правила образования настоящего завершенного простого прошедшего времени.
Начиная с основного этапа урока, дети работали по группам. Были использованы карточки для работы в группах, причем при работе с карточками эксперты организовали отдельную группу.
Групповые формы работы имеют большой воспитательный эффект, так как создают условия для развития самостоятельности, сотрудничества, взаимопонимания и общения всех детей, в том числе с низким уровнем обучаемости. В каждой подгруппе был лидер, что позволяет воспитать чувство ответственности за принятое решение.
На уроке использовались разные виды проверки. При работе с карточками я проверила работу экспертов, а они проверили работу своей группы, после чего огласили результаты.
Все этапы урока были взаимосвязаны и логически построены.
После задания с карточками была проведена физминутка, реализуя здоровьесберегающий принцип.
Личностно-ориентированный подход реализовывался через работу в группах, внимание к речи других людей, обучению связной речи.
Физминутка также была задумана, как способ перемены мест, для работы с лингафонным оборудованием. На данном этапе урока работа велась со всем классом (заслушиванием текста), самостоятельная вставка пропущенных слов и групповая (обсуждение ответов в группе).
После чего группы обменялись результатами для взаимопроверки, но в итоге проверка осуществляется всем классом вместе с учителем.
Упражнения, использованные в процессе работы, соответствуют уровню учащихся. Они посильны и доступны.
Методы и приемы работы на уроке оправданны и целесообразны
Домашнее задание было дано дифференцированное, учащимся на выбор предоставилось творческое задание и задание по учебнику.
После чего была проведена рефлексия и подведены итоги урока.
На уроке реализовались принципы последовательности, самостоятельности, активности, доступности, наглядности, научности, индивидуального и дифференцированного подходов. Время использовалось рационально. Все этапы урока проведены чётко.
Урок с использованием групповых форм и методов взаимного обучения даёт экономию времени, глубину погружения в материал, высокую мотивацию в обучении.
Урок с мультимедийной поддержкой эмоционален и неутомителен для ученика за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, что резко повышает познавательный интерес, служит развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти. Использование ИКТ помогает учителю сэкономить время и, таким образом, добиться большей продуктивности урока.
Психологическая атмосфера была доброжелательная. И учитель, и ученики получили удовольствие от работы и от общения друг с другом.
Считаю, что все поставленные задачи реализованы. Наглядные пособия, дидактические материалы отобраны в соответствии с целями занятия и возможностями учащихся.
Оценки учащимся объявлены.
В целом, все поставленные задачи были решены, цели урока – успешно достигнуты.
Пеннер А.И.:
САМОАНАЛИЗ УРОКА
Класс: 4
Тема урока: «Слова-спутники прошедшего времени».
УМК М.З. Биболетова « Enjoy English»- 4 класс, Титул, 2014
Тип урока и его структура: комбинированный, введение и первичное закрепление материала по теме «Простое прошедшее время»; ознакомление с формами глагола to be в прошедшем времени; активизация навыков аудирования и произношения.
Цель: Формирование грамматических навыков в чтении, говорении.
Задачи:
Учебный: Активизировать грамматические навыки чтения и диалогической речи. Активизировать навыки орфографии.
Развивающий: Развивать речевые способности психологические функции, связанные с речевой деятельностью (память, мышление, способность логически мыслить, умение анализировать).
Воспитательный: Воспитывать уважительное отношение друг к другу, развивать умение слушать товарища.
Личностно-ориентировочный: Способствовать развитию умения сопоставлять факты, создать условия для развития навыков общения и совместной деятельности.
Это третий урок в теме «Рассказываем истории». На прошлых уроках велась работа по формированию лексических и грамматических навыков по теме простое прошедшее время, произносительных навыков, навыков чтения правильных глаголов во второй форме. На следующем уроке предполагается ознакомить детей с вопросительными предложениями в простом прошедшем времени.
Урок проводился в 4-АБ классе. В группе 17 учащихся, из них 8 – мальчиков; 9– девочек. Группа с разными уровнями обученности: 3 ученика с низким уровнем; 11 учеников – со средним уровнем; 3 ученика - с высоким уровнем. У учащихся данной группы высокая мотивация на изучение иностранного языка с хорошими речевыми и языковыми способностями.
В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме я планировала сформировать следующие УУД:
Личностные: умение понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности; развитие учебно-познавательного интереса;
Познавательные: умение работать с текстом и таблицей, с различными источниками информации; произвольное и осознанное построение диалогической речи на иностранном языке с опорой;
Регулятивные: умение адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение;
Коммуникативные:
1) умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников;
учить рассказывать, что произошло в прошлом, употребляя слова-спутники Past Simple;
учить вести диалог-расспрос, используя вопрос Was he…? - Yes, he was. / No, he wasn't.
2.Развивать умения и навыки в чтении:
учить читать про себя и полностью понимать текст, построенный на знакомом языковом материале; учить восстанавливать текст, вставляя в него глаголы в Past Simple.
Структура урока, цель каждого этапа:
1 этап - Организационный момент. Цель: психологически настроить учащихся на учебную деятельность.
2 этап – мотивационный. Постановка целей и задач урока. Цель: Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.
3 этап - Опрос учащихся по заданному на дом материалу. Цель: систематизация грамматического материала.
4 этап – первичное усвоение новых знаний. Цель: Первичная систематизация полученных знаний
5 этап - первичная проверка понимания. Цель: Воспроизведение нового лексического, грамматического материала.
6 этап – динамическая пауза. Цель: создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся и развития фонетических, лексических навыков.
7 этап - первичное закрепление. Цель: Самостоятельное применение полученных знаний
8 этап - информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Цель: Дальнейшее самостоятельное применение полученных знаний.
9 этап – рефлексия (подведение итогов занятия). Цель: Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, постановка дальнейших целей.
На уроке использовались следующие методы и приемы:
1 этап – Словесный метод, метод мотивации учебной деятельности. Игровой прием
2 этап – Проблемный метод. Приемы создания проблемной ситуации и ее решения
3 этап – Практический метод, метод контроля, самоконтроля, взаимоконтроля. Метод компьютерной техники и технологий сети Интернет. Прием тестирования. Интерактивный прием.
4 этап – Информационно-рецептивный метод, объяснительно-иллюстративный метод. Метод компьютерной техники и технологий сети Интернет. Приемы работы с тетрадью на печатной основе.
5этап – Практический метод, метод самоконтроля. Метод компьютерной техники и технологий сети Интернет. Прием познавательной активности. Интерактивный прием. Наглядный, словесный, познавательный метод. Практический метод.
6 этап – Метод фронтальной организации учащихся.
7 этап – Практический, проблемный метод. Интерактивный прием.
8 этап – Словесный, наглядный метод. Метод компьютерной техники и технологий сети Интернет.
9 этап - Познавательно-рефлексивный метод. Анализа работы учащихся.
Я использовала такие формы организации урока как фронтальная, парная, индивидуальная. Так как дети в процессе обучения иностранному языку должны коммуницировать, я старалась в основном использовать парную работу, взаимоконтроль.
На уроке присутствовали элементы проблемного, коммуникативного, интерактивного обучения. Дети большую часть урока общались на иностранном языке.
Ученики на уроке принимали следующие позиции: слушатель, мыслитель, зритель, чтец, контролер.
Учитель организует, направляет и корректирует работу учащихся, стимулирует детей на успешное выполнение заданий.
В течение урока я использовала различные виды деятельности.
Познавательная деятельность использовалась при первичном усвоении новых знаний, как в устной, так и в письменной речи (упражнение в рабочей тетради).
Социальная деятельность использовалась на протяжении всех упражнений, где требовалась парная работа, взаимоконтроль (организационный, мотивационный этапы, этап первичной проверки понимания, этап закрепления знаний, этап рефлексии).
Физическая активность является неотъемлемой частью здоровьесберегающих технологий. На уроке проводилась физкультминутка, что соответствует возрастным особенностям детей младшего школьного возраста. Дети с удовольствием проводят динамические паузы самостоятельно.
Все этапы и виды деятельности взаимосвязаны и соответствуют целям урока.
На данном уроке использовались ИКТ технологии. Материал урока представлен в виде презентации, фонетическая зарядка проводилась с помощью аудиоприложения к учебнику.
Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, индивидуальные, групповые и фронтальные формы организаций учебной деятельности школьников, применение словесных, визуальных методов, работа с учебником, рабочей тетрадью способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся.
Контроль усвоения знаний организован в виде упражнения на соответствие (домашнее задание), дети самостоятельно по критериям проверяли и оценивали друг друга в парах, что требует ФГОС. На этапе первичной проверки понимания дети в устной форме, работая в парах, находили глаголы и называли вторую форму этих глаголов, затем проверяли правильность выполнения , читая правильные варианты. На этом же этапе читают текст с пропусками и восстанавливают его, раскрывая скобки.
На уроке использовался дифференцированный подход. Как было сказано выше, в классе есть 3 ученика с низким уровнем обученности, поэтому в течение урока я направляла этих детей, указывала на опоры в учебнике.
В конце занятия дети подводят итоги урока и сопоставляют ранее поставленную цель с результатом деятельности. Продолжают фразы, предложенные учителем, в соответствии с собственной внутренней оценкой.
Цель урока достигнута, планируемые результаты реализованы:
Предметные:
Знать: образование второй формы правильных и неправильных глаголов Past Simple; слова –спутники прошедшего времени
Уметь: находить и узнавать слова-спутники в тексте, вести диалог-расспрос с опорой на образец; уметь восстанавливать текст, вставляя в него глаголы в Past Simple.
Метапредметные:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
умение планировать и осуществлять работу в парах; индивидуальную, фронтальную работу,
Личностные:
При обсуждении уроков выступили Коцюба С.И., Жуган О.Е., Дьяконова Н.В.
Выводы по урокам:
На их взгляд, урок прошел в хорошем рабочем темпе. Выполнены все этапы урока Структура урока не нарушена. Каждый этап хода урока не превышал границ отведенного времени. Учащиеся проявили интерес и активность к изучению и обобщению материала урока. Уроки проходили живо и насыщенно в связи с тем, что учащимся был знаком (ранее изучен) лексико-грамматический материал первого раздела учебника.
В целом, методическая структура уроков соответствовала его целям и условиям обучения: акцент был сделан на достижение основной цели урока – обобщить и конкретизировать изученный материал с последующим применением его в устной речи.
С первых минут урока с классом был установлен деловой контакт, при этом поддерживалась дружелюбная благоприятная атмосфера.
В ходе урока учителя проявляли внимание к ученикам, подбадривал. Работа проходила в психологически спокойной и доброжелательной атмосфере.
Правильность и эмоциональная выразительность речи учителя при ведении урока на иностранном языке. Умение учителя адаптировать свою иноязычную речь с учетом речевых способностей и возможностей учащихся и поставленной цели обучения:
Учителя не допускали в своей речи ошибок, использовали доступный для данного возраста ребят речевой материал наиболее оптимальным способом для достижения поставленной цели урока.
Благодаря подбору упражнений и сочетанию различных видов и форм деятельности поставленная цель была достигнута на уроках.
Уроки произвели благоприятное впечатление, они был тщательно и профессионально спланированы, у учителей налажен контакт с классом.
Руководитель ММО Жуган О.Е. выступила с рекомендациями по работе по самообразованию. _ Мультимедийая презентация прилагается)
Обмен опытом по работе с новыми учебниками. _ Выступили: Жуган О.Е., Плотникова О.В.
Решение заседания:
Применять на уроках иностранного обучения дифференцированный подход к обучению на всех этапах обучения.
В течение учебного года на всех заседаниях РМО обсуждать вопросы подготовки выпускников к государственной итоговой аттестации
Рассматривать вопросы организации внеурочной деятельности обучающихся по иностранному языку.
Использовать практические семинары и ролевые игры в качестве основной формы работы РМО по вопросам подготовки к государственной итоговой аттестации
Осуществить постепенный переход на УМК ““Rainbow English”
Каждому учителю работать над своим самообразованием.
Руководитель ММО- Жуган О.Е.