СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар. Методика подготовки учащихся к ГИА по физике.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Если учитель стремится к успеху своих учеников на экзамене, то он выработает свою методику подготовки к государственной итоговой аттестации.

Просмотр содержимого документа
«Семинар. Методика подготовки учащихся к ГИА по физике.»

Технология подготовки учащихся к ГИА МОУ « Школа-лицей №1» 2017 год

Технология подготовки учащихся к ГИА

МОУ « Школа-лицей №1»

2017 год

Можно смело утверждать: идеальной методики подготовки учащихся к ЕГЭ – нет. Если учитель стремится к успеху своих учеников на экзамене, то он обязательно выработает свою систему подготовки учащихся к ГИА .
  • Можно смело утверждать: идеальной методики подготовки учащихся к ЕГЭ – нет.
  • Если учитель стремится к успеху своих учеников на экзамене, то он обязательно выработает свою систему подготовки учащихся к ГИА .
Современный старшеклассник относится к ГИА как к серьезному жизненному испытанию и связывает с его результатами  свою возможность поступления в вуз. Поэтому на учителя выпускных классов ложится особая ответственность: с одной стороны, необходимо организовать качественную подготовку к предстоящему экзамену, а с другой стороны, не утратить личностного, творческого, мировоззренческого смысла преподаваемого предмета.
  • Современный старшеклассник относится к ГИА как к серьезному жизненному испытанию и связывает с его результатами  свою возможность поступления в вуз.
  • Поэтому на учителя выпускных классов ложится особая ответственность: с одной стороны, необходимо организовать качественную подготовку к предстоящему экзамену, а с другой стороны, не утратить личностного, творческого, мировоззренческого смысла преподаваемого предмета.
Для получения полного представления об условиях изучения физики и затратах на подготовку к итоговой аттестации необходимо сказать о количестве часов учебного плана.  Курс физики начинается с 7 класса и изучается по 2 часа в неделю. Получается, что ученик изучает физику на протяжении 70 часов в год и 350 часов за весь период обучения. Для сравнения назову период и количество часов, отведенные для изучения математики. Математику изучают с 1 класса, суммарное количество часов за весь период составляет около 1765, это в 5 раз больше чем отведено на физику , а минимальный первичный балл по физике выше в 2 раза.
  • Для получения полного представления об условиях изучения физики и затратах на подготовку к итоговой аттестации необходимо сказать о количестве часов учебного плана.
  • Курс физики начинается с 7 класса и изучается по 2 часа в неделю. Получается, что ученик изучает физику на протяжении 70 часов в год и 350 часов за весь период обучения.
  • Для сравнения назову период и количество часов, отведенные для изучения математики.
  • Математику изучают с 1 класса, суммарное количество часов за весь период составляет около 1765, это в 5 раз больше чем отведено на физику , а минимальный первичный балл по физике выше в 2 раза.
На мой взгляд, основная трудность в подготовке к ЕГЭ и ГИА состоит в том, что ученик должен владеть всем учебным материалом по предмету, начиная с 7 класса. А это значит, что учитель должен найти в 9 и 11 классе время (на уроке или после него) для повторения и систематизации ранее изученного материала. Теоретический материал настолько велик, что приходится сокращать время на решение задач. А контрольно-измерительные материалы и 9, и 11 классов состоят именно из задач. На уроке мы можем решить только стандартные одношаговые задачи. Это значит, что совершенствовать навык решения одношаговых задач и приобретать навык решения более сложных задач учащиеся могут только во внеурочное время.
  • На мой взгляд, основная трудность в подготовке к ЕГЭ и ГИА состоит в том, что ученик должен владеть всем учебным материалом по предмету, начиная с 7 класса.
  • А это значит, что учитель должен найти в 9 и 11 классе время (на уроке или после него) для повторения и систематизации ранее изученного материала.
  • Теоретический материал настолько велик, что приходится сокращать время на решение задач.
  • А контрольно-измерительные материалы и 9, и 11 классов состоят именно из задач. На уроке мы можем решить только стандартные одношаговые задачи.
  • Это значит, что совершенствовать навык решения одношаговых задач и приобретать навык решения более сложных задач учащиеся могут только во внеурочное время.
Большая трудность при подготовке к ЕГЭ и ГИА по физике заключается в том, что учащиеся обладают недостаточными знаниями по математике : не могут из одной формулы вывести другую, перевести единицы измерения, привести число к стандартному виду, округлить число, прочитать или построить график, а очень часто, даже зная формулу, просто не могут вычислить результат.
  • Большая трудность при подготовке к ЕГЭ и ГИА по физике заключается в том, что учащиеся обладают недостаточными знаниями по математике :
  • не могут из одной формулы вывести другую, перевести единицы измерения,
  • привести число к стандартному виду, округлить число,
  • прочитать или построить график,
  • а очень часто, даже зная формулу, просто не могут вычислить результат.
Обучающиеся, изучающие физику на базовом уровне, не могут продемонстрировать в рамках ГИА по физике уровень подготовленности, необходимый для получения хороших и отличных отметок. Начинать подготовку учащихся к ЕГЭ необходимо как можно раньше - с 7 класса и на протяжении последующих лет работы в данном классе.
  • Обучающиеся, изучающие физику на базовом уровне, не могут продемонстрировать в рамках ГИА по физике уровень подготовленности, необходимый для получения хороших и отличных отметок.
  • Начинать подготовку учащихся к ЕГЭ необходимо как можно раньше - с 7 класса и на протяжении последующих лет работы в данном классе.
Такая подготовка заключается в применении тестовой технологии для проверки качества знаний на различных этапах урока. Но это, скорее, настрой ученика на экзамен сначала в рамках ОГЭ, а затем и ЕГЭ, так как у учащихся вырабатываются умения работать с тестами: концентрировать внимание,  актуализировать в нужный момент знания и навыки, умело распределять время выполнения работы.
  • Такая подготовка заключается в применении тестовой технологии для проверки качества знаний на различных этапах урока.
  • Но это, скорее, настрой ученика на экзамен сначала в рамках ОГЭ, а затем и ЕГЭ, так как у учащихся вырабатываются умения работать с тестами:
  • концентрировать внимание,
  • актуализировать в нужный момент знания и навыки,
  • умело распределять время выполнения работы.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ по подготовке ЕГЭ и ГИА    Систематизируем в кабинетах дидактический, наглядный, раздаточный материал, соответствующего КИМам ГИА . Проводим диагностики и мониторинги по результатам мероприятий, проводимых по подготовке учащихся к ГИА . проведение контрольных работ в формате ГИА.

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ по подготовке ЕГЭ и ГИА

  • Систематизируем в кабинетах дидактический, наглядный, раздаточный материал, соответствующего КИМам ГИА .
  • Проводим диагностики и мониторинги по результатам мероприятий, проводимых по подготовке учащихся к ГИА .
  • проведение контрольных работ в формате ГИА.
Организую тестирования учащихся в формате ГИА, практикумы по заполнению бланков регистрации и бланков ответов №1 и №2. Проводим разъяснительные работы по оказанию психологической помощи учащимся и созданию благоприятной обстановки в период подготовки и проведения ЕГЭ и ОГЭ т. д.
  • Организую тестирования учащихся в формате ГИА, практикумы по заполнению бланков регистрации и бланков ответов №1 и №2.
  • Проводим разъяснительные работы по оказанию психологической помощи учащимся и созданию благоприятной обстановки в период подготовки и проведения ЕГЭ и ОГЭ т. д.
большое внимание уделяется проведению опытов, экспериментов, лабораторных работ. В данном случае оправдана пословица «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Способствует эффективному использованию имеющегося оборудования его систематизация. При отсутствии необходимого оборудования в кабинете использую виртуальные лаборатории. Кроме этого для изучения нового материала, обобщения ранее изученного и контроля уровня обученности использую информационные технологии.
  • большое внимание уделяется проведению опытов, экспериментов, лабораторных работ. В данном случае оправдана пословица «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
  • Способствует эффективному использованию имеющегося оборудования его систематизация.
  • При отсутствии необходимого оборудования в кабинете использую виртуальные лаборатории.
  • Кроме этого для изучения нового материала, обобщения ранее изученного и контроля уровня обученности использую информационные технологии.
 Работа с учащимися.   Самое трудное в подготовке к — это как раз научиться решать физические задачи. В физике нет алгоритмов и готовых рецептов. Каждая задача уникальна и требует своего особенного подхода. Чтобы увидеть путь решения, нужны знания, навыки и развитая интуиция.  Всё это приходит с опытом. А опыт нарабатывается в результате решения десятков и сотен задач, тщательно подобранных преподавателем с учётом особенностей каждого конкретного ученика.

Работа с учащимися.

  • Самое трудное в подготовке к — это как раз научиться решать физические задачи.
  • В физике нет алгоритмов и готовых рецептов. Каждая задача уникальна и требует своего особенного подхода.
  • Чтобы увидеть путь решения, нужны знания, навыки и развитая интуиция.
  • Всё это приходит с опытом. А опыт нарабатывается в результате решения десятков и сотен задач, тщательно подобранных преподавателем с учётом особенностей каждого конкретного ученика.
Проверкой готовности учащихся к итоговой аттестации служат результаты централизованного тестирования (март-апрель), результаты пробных испытаний, результаты участия в районных олимпиадах. Чтобы владеть картиной готовности каждого учащегося и выстроить вместе с ним индивидуальную траекторию подготовки к экзаменам или скорректировать процесс подготовки, необходимо диагностировать каждый результат и знать процесс подготовки в динамике.
  • Проверкой готовности учащихся к итоговой аттестации служат результаты централизованного тестирования (март-апрель), результаты пробных испытаний,
  • результаты участия в районных олимпиадах.
  • Чтобы владеть картиной готовности каждого учащегося и выстроить вместе с ним индивидуальную траекторию подготовки к экзаменам или скорректировать процесс подготовки, необходимо диагностировать каждый результат и знать процесс подготовки в динамике.
Для подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА используются:   1 . Дополнительные занятия-консультации, занятия по решению нестандартных задач. *Занятия с одаренными учащимися по расписанию. На консультациях часть времени отвожу на ликвидацию пробелов в изучаемом материале (индивидуальная работа с учащимися), а часть времени посвящаю отработке базовых навыков, необходимых для решения заданий.

Для подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА используются:

  • 1 . Дополнительные занятия-консультации, занятия по решению нестандартных задач. *Занятия с одаренными учащимися по расписанию.
  • На консультациях часть времени отвожу на ликвидацию пробелов в изучаемом материале (индивидуальная работа с учащимися), а часть времени посвящаю отработке базовых навыков, необходимых для решения заданий.
2 . Организую учебную деятельность на уроках .   Уделяю 10-15 минут на уроке (по возможности на каждом) решению типовых заданий базового уровня. Для выполнения заданий к доске приглашаются несколько учащихся со слабой подготовкой, они решают задания под руководством учителя. Остальные учащиеся работают на месте, самостоятельно, с последующей проверкой решения и его объяснением. На следующем уроке аналогичные задания уже для всех являются зачетными и оцениваются.

2 . Организую учебную деятельность на уроках .

  • Уделяю 10-15 минут на уроке (по возможности на каждом) решению типовых заданий базового уровня.
  • Для выполнения заданий к доске приглашаются несколько учащихся со слабой подготовкой, они решают задания под руководством учителя.
  • Остальные учащиеся работают на месте, самостоятельно, с последующей проверкой решения и его объяснением.
  • На следующем уроке аналогичные задания уже для всех являются зачетными и оцениваются.
Составляем опорный конспект, который учащиеся должны писать собственноручно в отдельную тетрадь. Своего рода, это «шпаргалка». Каждый учащийся (должен, но далеко не всегда) составляет конспект самостоятельно, индивидуально, включая тот материал, который считает необходимым для себя.
  • Составляем опорный конспект, который учащиеся должны писать собственноручно в отдельную тетрадь.
  • Своего рода, это «шпаргалка».
  • Каждый учащийся (должен, но далеко не всегда) составляет конспект самостоятельно, индивидуально, включая тот материал, который считает необходимым для себя.
4. Тренировочные работы –важный элемент в подготовке учащихся. Психологическая обстановка приближена к экзаменационной, типовые задания, работа с бланками, объективность оценок – такие генеральные репетиции многому учат. Учащиеся приобретают опыт сдачи экзамена. Анализ ошибок, допущенных при выполнении тренировочной работы, позволяет определить или корректировать траекторию индивидуальной подготовки ученика.

4. Тренировочные работы –важный элемент в подготовке учащихся.

  • Психологическая обстановка приближена к экзаменационной, типовые задания, работа с бланками, объективность оценок – такие генеральные репетиции многому учат.
  • Учащиеся приобретают опыт сдачи экзамена. Анализ ошибок, допущенных при выполнении тренировочной работы, позволяет определить или корректировать траекторию индивидуальной подготовки ученика.
6. Курс интенсивной подготовки Для учащихся в короткое время, которых необходимо подготовить к ГИА: повторение основных тем, решений заданий по сборнику и проверка усвоения материала. Проверка усвоения материала проводится по нескольким вариантам. Работа по такой схеме достаточно эффективна.

6. Курс интенсивной подготовки

  • Для учащихся в короткое время, которых необходимо подготовить к ГИА:
  • повторение основных тем, решений заданий по сборнику и проверка усвоения материала.
  • Проверка усвоения материала проводится по нескольким вариантам.
  • Работа по такой схеме достаточно эффективна.
Анализируя результаты тестирования предыдущих лет, можно выделить темы по которым ученик получает самый низкий процент решения. Поэтому особое внимание учащихся именно на эти темы. Ведется работа по анализу заданий и выработке умений быстро и качественно выполнять задания, разрабатывается стратегия экзамена.
  • Анализируя результаты тестирования предыдущих лет, можно выделить темы по которым ученик получает самый низкий процент решения. Поэтому особое внимание учащихся именно на эти темы.
  • Ведется работа по анализу заданий и выработке умений быстро и качественно выполнять задания, разрабатывается стратегия экзамена.
Результативность сдачи ГИА во многом определяется тем, насколько эффектно организован процесс подготовки на всех ступенях обучения, со всеми категориями обучающихся.  А если мы сумеем сформировать у обучающихся самостоятельность, ответственность и готовность к продолжению обучения в течение всей последующей жизни, то мы не только выполним заказ государства и общества, но и повысим собственную самооценку.
  • Результативность сдачи ГИА во многом определяется тем, насколько эффектно организован процесс подготовки на всех ступенях обучения, со всеми категориями обучающихся.

  • А если мы сумеем сформировать у обучающихся самостоятельность, ответственность и готовность к продолжению обучения в течение всей последующей жизни, то мы не только выполним заказ государства и общества, но и повысим собственную самооценку.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!