Шпаргалки
на родительских собраниях
КАК ФОРМИРУЕТСЯ НАША ЛИЧНОСТЬ Если ребенка постоянно критикуют , он учится ненавидеть . Если ребенок живет во вражде , он учится агрессивности . Если ребенка высмеивают , он становится замкнутым . Если ребенок живет в упреках , он учится жить с чувством вины . Если ребенка подбадривают , он учится верить в себя . Если ребенка хвалят , он учится быть справедливым . Если ребенок растет в безопасности , он учится верить в людей . Если ребенка поддерживают , он учится ценить себя . Если ребенок растет в атмосфере понимания и дружелюбия он учится находить любовь в этом мире .
РОДИТЕЛЬСКИЕ ЗАПОВЕДИ
Уважаемые родители! Вы, конечно, стремитесь к тому, чтобы у вас сложились добрые
отношения со своим ребенком, чтобы вы были для него примером и авторитетом, чтобы в вашей семье царили взаимные любовь и уважение. И ваше устремление достигнет цели, если вы:
1. Знаете, что доверие - основное правило. 2. Всегда своим детям говорите правду . 3. Стараетесь быть примером для ребенка. 4. Уважаете ребенка как личность, имеющую право на свою точку зрения. 5. Советуетесь с ребенком. 6. Учите правильно оценивать свои поступки и поступки других детей. 7. Не ставьте целью добиться полного послушания с первого слова, даете возможность убедиться ребенку, в чем он прав или не прав. 8. Постоянно ч итайте книги вслух вашему ребенку. 9. Знаете друзей своего ребенка и приглашаете их в дом. 12. Вечером всей семьей обсуждаете, как прошел день.
КАК НАДО ЛЮБИТЬ РЕБЕНКА 1. Дети должны быть для Вас , прежде всего, не потенциальными спортсменами, музыкантами или интеллектуалами - они должны быть просто детьми . 2. Если мы будем их любить независимо от того, плохо или хорошо они себя ведут, то дети скорее избавятся от раздражающих нас, их привычек и выходок. 3. Если мы будем любить их только тогда, когда ими довольны, это вызовет в них неуверенность, станет тормозом в их развитии. 4. Если наша любовь будет безоговорочной, безусловной , наши дети будут избавлены от внутриличностного конфликта, научатся самокритичности. 5. Если мы не научимся радоваться детским успехам, дети утвердятся в мысли, что стараться бесполезно: требовательным родителям всегда надо больше, чем ребенок может. 6. Для установления взаимосвязи с детьми, чтобы найти с ними общий язык, почаще смотрите детям в глаза ! Пусть ваш взгляд будет открытым и любящим. 7. Для ребенка важен физический контакт . Не обязательно целовать и обнимать ребенка - достаточно дотронуться до его руки, похлопать по плечу, взъерошить волосы - ваше прикосновение делает его уверенней в себе. Особенно важен такой контакт, когда ему грустно. 8. Важно не количество времени , проведенное с ребенком, а качество общения . Надо уметь вдуматься в то, что ребенок хочет, вслушаться в его слова .
СЕКРЕТЫ ЛЮБВИ И ВЗАИМОПОНИМАНИЯ
(тайные мечты каждого ребенка)
- Любите меня и позволяйте мне любить вас. Любите меня, даже когда я плохой.
- Говорите мне, что вы меня любите , даже тогда, когда мне нравится то, что я делаю.
- Прощайте меня . Говорите мне, что вы меня понимаете, даже если я ошибаюсь.
- Верьте мне , с вашей помощью у меня все получится.
- Говорите, что вы всегда будете любить меня, чтобы не случилось .
- Спросите меня, что я делал сегодня в школе. Разговаривайте со мной , спрашивайте мое мнение. Учите меня, что хорошо и что - плохо. Делитесь со мной своими планами.
- Пожалуйста, не сравнивайте меня с другими, особенно с моими братьями и сестрами.
- Наказывайте меня, когда я поступаю очень плохо, объясните мне - за что. Хвалите меня, когда я поступаю хорошо. Не командуйте мною, а просите меня .
ПАМЯТКА ОТ РЕБЕНКА РОДИТЕЛЮ • Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне всё, что я запрашиваю. • Не бойтесь быть твердым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет определить мне своё место. • Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши инициативы. • Будьте последовательными. Непоследовательность сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой. • Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю "Я вас ненавижу". Я не имею это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что вы сделали мне. • Не заставляйте меня чувствовать младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став "плаксой" и "нытиком". • Не делайте для меня и за меня того, что я в состоянии сделать за себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
• Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки - смертный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая, что я ни на что не годен. • Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим. • Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе. • Не подвергайте большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца. • Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте. • Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне так много внимания. • Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я перестану задавать вопросы вообще, и буду искать информацию где-то на стороне.
.
• Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это даёт мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами. • Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим. • Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться ещё больше. Покажите мне, что такое мужество. • Не забывайте то, что я не могу успешно развиваться без понимания и одобрения, но похвала, когда она заслужена, иногда всё же забывается. А нагоняй, кажется, никогда. • Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом. Запомните, что я учусь больше подражая примерам, а не подвергаясь критике. • И, кроме того, я вас так сильно люблю, пожалуйста, ответьте мне любовью!
.
ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ Правило 1 . Слушая ребенка, дайте ему понять и прочувствовать, что вы понимаете его состояние, чувства, связанные с тем событием, о котором он вам, рассказывает. Для этого выслушайте ребенка, а затем своими словами повторите то, что он вам рассказал. Вы убьете сразу трех зайцев: - ребенок убедится, что вы его слышите; - ребенок сможет услышать самого себя как бы со стороны и лучше осознать свои чувства; - ребенок убедится, что вы его поняли правильно. Поглощенный проблемой или чем-то еще расстроенный‚ обычно теряет ощущение перспективы. Внимательно слушая, мы помогаем ребенку разобраться в вопросе "переварить" проблему. Правило 2 . Слушая ребенка, следите за его мимикой и жестами, анализируйте их. Иногда дети уверяют нас, что у них все в порядке, но дрожащий подбородок или блестящие глаза говорят совсем о другом. Когда слова и мимика не совпадают, всегда отдавайте предпочтение мимике, выражению лица, позе, жестам, тону голоса. Правило 3. Поддерживайте и подбадривайте ребенка без слов. Улыбнитесь, обнимите, подмигните, потрепите по плечу, кивайте головой, смотрите в глаза, возьмите за руку. Правило 4. Следите за тем, каким, тоном вы отвечаете на вопросы ребенка. Ваш тон "говорит" не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым. У вас может не быть готовых ответов на все вопросы. Правило 5. Поощряя ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает. Например, спросите «А что было дальше?» или «Расскажи мне об этом...»
ЧТО НУЖНО И ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА? Чтобы воспитать Человека нужно : - Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему. - Стремиться понять , о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе. - Дать понять ребенку, что он все может, если только поверит в себя, и будет работать. - Понимать, что в любых поступках ребенка следует винить, прежде всего, себя. - Не пытаться «лепить» своего ребенка, а жить с ним общей жизнью : видеть в нем личность, а не объект воспитания . - Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример .
При этом нельзя: - Рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и способным. Он не хуже и не лучше, он другой, особенный. - Относится к ребенку, как к сбербанку, куда родители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом получают ее с процентами обратно - Ждать от ребенка благодарности за то, что вы его родители и выкормили, он вас об этом не просил. - Использовать ребенка как средство для достижения пусть самых благородных, но своих целей. - Рассчитывать на то, что ваш ребенок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь (увы, они генетически не закладываются). - Перекладывать ответственность за воспитание на учителей, бабушек, дедушек, книжки.
КАК ИЗБАВИТЬ РЕБЕНКА ОТ СТРАХОВ?
НЕЛЬЗЯ: - Запирать его одного в темной или тесной комнате - Бить по рукам по голове и лицу - Строго наказывать и угрожать: «Позову доктора, пусть тебе укол сделают» - Пугать его животными - Заставлять неподвижно лежать, стоять и т.п. - Объявлять ребенку бойкот. ПОМНИТЕ : к страхам приводит большое количество запретов и малые количества тепла и ласки.
ЕСЛИ РЕБЕНОК БОИТСЯ, НЕЛЬЗЯ: 1. Смеяться над ним, называть «трусишкой». 2. Высмеивать, особенно при других детях. 3. Наказывать за страх.
Перед сном нельзя : 1 . Устраивать шумные игры. 2. Смотреть страшные фильмы. 3. Читать сказки про волков, людоедов, злых волшебников и др. Перед сном надо : 1. Придумывать и рассказывать добрые истории из жизни белок, гномов. 2. Спокойно разговаривать. 3. Создать обстановку мира, покоя и уюта.
КАК ПРЕОДОЛЕТЬ СТРАХ? Если ребенок боится бабу Ягу , ведьму и др., то нужно: 1. Предложить нарисовать их. 2. Поиграть в сказочных героев. Если он боится темноты : 1. Не надо плотно закрывать двери в его комнату. 2. Можно совершить путешествие по темной комнате вокруг его кровати, прокладывая пути к предметам, которые понадобятся ночью. 3. Придумать игру, в ходе которой нужно входить в темную комнату, например: спрятать в квартире лакомства, и самые любимые конфеты - в темной комнате. Если ребенок боится собак : 1. Купите ему игрушечную собаку, которую он может бросать, трогать, играть. 2. Подзовите к себе забавного щенка и дайте ребенку возможность вдоволь насмотреться на его выходки, оставаясь рядом с ребенком, чтобы он не тревожился.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК УПРЯМИТСЯ? 1. Не придавайте большого значения упрямству. Примите к сведению этот приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка. 2. Оставайтесь во время приступа упрямства рядом с ребенком и дайте ему почувствовать, что понимаете, как он страдает. 3. Не пытайтесь в это время что-либо внушать вашему ребенку. Ругать в такой ситуации не имеет смысла. Он сильно возбужден и не может вас понять. 4. Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
КАКИЕ УСИЛИЯ ТРЕБУЮТСЯ ОТ РОДИТЕЛЕЙ УПРЯМЫХ ДЕТЕЙ? 1. Надо изменить свое отношение к ребенку, отказаться от привычной позиции: «Всегда прав взрослый». 2. Необходимо научиться относиться к ребенку не как к полностью зависимому и подчиненному существу, а как к человеку, имеющему определенные права и собственное мнение, которое заслуживает уважение. 3. Можно попробовать договориться с ребенком, пойти иногда на компромисс, но действовать надо не свысока, а на равных.
ЧТОБЫ РЕБЕНОК РОС ТРУДОЛЮБИВЫМ … Чтобы ребенок рос трудолюбивым, нужно: 1. Дать ребенку постоянное поручение , за которое он должен нести ответственность в семье. 2. Научить его правильно выполнять поручение , терпеливо разъяснять, советовать, показывать, помогать ему в работе. 3. Научить ребенка доводить начатое дело до конца . 4. Вызывать у ребенка чувство удовлетворения , дать ему почувствовать радость труда, успеха в работе. 5. Внимательно оценивать его работу, поощрять за старание . 6. Рассказать ребенку о своей работе и товарищах по работе. 7. Не наказывать ребенка за плохую или неправильно сделанную работу. Дать ему возможность самому исправить допущенные просчеты и ошибки .
Как правило, сами родители внушают ребенку все негативные качества , убеждая его в том, что он глупый, упрямый, злой, вредный, агрессивный, безжалостный и…
Вспомните поговорку: «Скажи человеку сто раз, что он свинья, — на сто первый он хрюкнет». Найдите в себе причины поведения вашего ребенка. Может быть, вы сами были такими или остаетесь до сих пор со своими родителями, а ребенок просто копирует вас.
Существует несколько глобальных типов мировоззрения людей . Взрослых людей. Типов мировоззрения, которые закладываются при воспитании.
Самая крупная глобализация - отношения между "Я-личностью" и "миром", как совокупностью всех прочих личностей и обстоятельств. Маленький ребенок не может оценить сам себя. Он оценивает себя так, как оценивают его взрослые. То есть - пока мы не начали соображать самостоятельно, мы думаем о себе то, что нам сказали. Разумеется, тень этих первых наших эпитетов, преследует нас всю жизнь.
"Ты умничка. Ты самостоятельный. Ты мой помощник. Спасибо, что сделал это." - это одна направляющая группа.
"Вот балбес. Уйди отсюда. Бестолковый. Вообще ничего не понимаешь, что ли? Да он у нас туповатый." - это другая направляющая группа.
«До пяти лет я думал, что меня зовут Заткнись» . В комбинации с нашим, родительским, отношением к миру, получается примерно четыре типа мировосприятия .
Мировоззрение номер один . Я плохой и мир плохой.
Во взрослом состоянии проявляется в том, что самооценка очень низкая, веры в свои силы нет и не предвидится, я - неудачник, и ничего у меня не получится никогда. Мир враждебен. Люди - козлы. Хотят мне зла. А если не хотят мне зла - то значит им на меня наплевать. Все, что происходит в мире - плохо. Что нам надо сделать, чтобы наш ребенок вырос таким? - спросите вы. Отвечу. Много не надо. Надо - лишить его инициативы во всем (давай я сама сделаю, ты все равно не сможешь). Надо - наказывать его за проступки. Всяко наказывать. Не разговаривать. Шлепнуть по губам. Обозвать. Обидеться. Игнорировать. Почаще употреблять "сам виноват". Сравнивать с другими детьми, которые лучше его. Не давать направляющих в хорошую сторону маячков. (Если ты сделаешь так - ты плохой. Если ты сделаешь по-другому - ты плохой. И так - тоже плохой. Будь хорошей деточкой, действуй!). Ну, разумеется, винить в своих неудачах других при ребенке - тоже желательно. Сваливать то на папу, то на братика, то на БабуГалю. Ныть. Ныть. Ныть. Бить - тоже можно. Но не обязательно.
Мировоззрение номер два . Я плохой, а мир хороший.
Для взрослого человека с таким мировоззрением мир - прекрасен. В нем живут чудные талантливые люди. Им все удается. Земля вертится для них. Они могут найти работу, они здоровы, у них семьи, любовь, счастье. Но не у меня. Я - отброс общества. Я никуда не гожусь. Жизнь меня наказывает за то, что я сделал, делаю и буду делать. Мне не видать везения. Я виноват. Я сам виноват во всем. Что вы можете сделать для своего ребеночка, чтобы он вырос таким? Тоже много не надо. Тактика поведения такая же, как в предыдущем пункте. Но при этом восторгаться миром. Другими детьми. Другими семьями. Чужими успехами. Но не забывайте напоминать ему, что сам-то он, конечно, ничтожество. Дебил (или глупенький, если вы добренький родитель). Грубиян и сволочь. Ничего из себя не представляет. А вот Петенька. Машенька... Они все смогут в жизни. Да и Мария Михайловна права - она женщина умная, и тоже говорит, что ты недоумок.
Мировоззрение номер три. Я хороший, мир плохой. Для взрослого человека это мировосприятие выглядит так. Я - талант. Я дарование. Я все могу. Я молодец и самый лучший в мире. Ну, если не самый лучший, то в десятке... Как только я встану с дивана - мир содрогнется от моих талантов.
Я бы добился всего, но вот мир... он недооценивает меня, относится ко мне несправедливо. Люди высокомерны без оснований, злы или агрессивны. Они не дают мне пробиться (куда ж я пробьюсь, если кругом протеже, лучшие места любимчикам и родственникам). Сколько бы я не работал - они своруют больше. А кто не пробился к кормушке - все козлы. Быдло. Охлос лоховидный. Как воспитать такое? ну, в принципе, тоже не сложно. Хвалить, хвалить, хвалить. Любой успех принимать, как свершение. Ты моя сюсенька-пусенька. Умничка. Солнышко. Сладусик. Что, Петька ударил? Ах он негодяй! Марь Иванна двойку поставила? Да она сама дура, умные люди в учителя не идут! Ой, как миленько ты какашечками стеночку испачкал! Папа ругался? Ну мы с папой разберемся, я ему покажу, как хороших мальчиков ругать! Машенька говорит, что ты козел и дурак? Да что она понимает в настоящих мужчинах, лахудра этакая?
.
Мировоззрение номер четыре .
Я хороший и мир хороший . Я - человек с чувством собственного достоинства. Я все могу. Я способен многое сделать и еще большему научиться. Я могу и хочу делать то, что приближает меня к цели. Я могу помочь другим и с удовольствием помогу. Мир справедлив и дружелюбен и отвечает мне тем, чем я его приветствую.
Жизнь прекрасна и удивительна. Да, случается в жизни всякое. Но это всякое - проходит. Есть что-то, что не меняется. Но и это не страшно. Люди меня ценят. И я их ценю. Моя личность и личность другого человека достойны уважения и любви (не моей, так хоть чьей-нибудь). Упал? Встану. Со всяким бывает... Воспитать такого человека, как вы уже догадались, тоже просто. Тактика: ты хороший. Ты хороший не за свои поступки или проступки, а просто потому что ты родился на свет. Я всегда смогу защитить тебя.
.
Задача родителей - обеспечить максимальную безопасность
жизнедеятельности малышу (заглушить, например, розетки, а не лупцевать его за то, что он в эти розетки проволоку сует).
Поступки, достойные поощрения - всегда поощрять (от п.3 отличается тем, что поощрение должно быть адекватным поступку : Руки помыл – молодец; Первое место в олимпиаде занял - семейно отметим; Суп не разлил - о как здорово у тебя получается суп есть!).
О последствиях тех или иных действий - предупреждать. Причем предупреждать правдиво: лезешь на стул, поставленный на другой стул - упадешь! Лезешь на стол с горячими кастрюлями - обожжешься. Трусы задом наперед надел - попе будет неудобно.
Лучшим способом реакции на поступок, который ребенок совершил неожиданно и не слишком удачно - игнор. Любые обзывательства и сквернословие - игнор. Пока ребенок маленький - он то и дело проверяет мир на способы реагирования. Вот за это меня похвалили (засмеялись, улыбнулись, обрадовались, показали интонацией что это круто) - это можно повторить. А вот это, почему-то, сколько ни повторяй, никакой реакции не вызывает. Ну еще и сказали потом, что так делать нехорошо, а значит это я повторять больше не буду. Родители - источник надежности и безопасности.
Поощрение важнее наказания. Всегда.
Потому что не вызывает в мозге сопротивления и желания закрыться. Поощрив правильные действия, вы сделаете в десятки раз больше, чем наказав за неправильные.
У ребенка должны быть четкие маячки - это хорошо, а это плохо. И эти маячки ставите для него вы.
Тот ребенок, которого вы вырастили - является плодом ваших усилий. И если он дрянь-ребенок, значит и усилия вы дрянные прилагали.
И помните, что дети ничего не забывают. А если забывают - то это порождает проблемы гораздо более глубокие, чем-то, что мы запомнили.