СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект родительского собрания "Это загадочное слово - мнемотехника"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Родительское собрание в старшей группе «Это загадочное слово -  мнемотехника» 

Тема: «Это загадочное слово – «мнемотехника» (слайд №1)

Цель. ознакомление родителей с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации - методом мнемотехники;

 Задачи:

1. Раскрыть понятия «Мнемотехника» и «Мнемотаблица»;

2. Познакомить с этапами работы и показать различные варианты использования мнемотаблиц при разучивании стихотворений, составлении пересказов, разучивание песен с детьми;

3. Дать задание родителям попрактиковаться в составлении мнемотаблиц;

4. Дать рекомендации родителям по использованию мнемотаблиц в домашних условиях, совместной с родителями и самостоятельной деятельности детей.

 

Оборудование:                

  •  презентация, созданная в программе MS Power Point;
  •  компьютер;
  •  интерактивная доска;
  •  выставочная зона используемых на занятиях мнемосхем.

Участники:

старший воспитатель;

воспитатели, родители детей 5 года жизни

 

Вступительное слово

(Тихо звучит музыка).

Добрый вечер, дорогие родители! Хорошо, что вы нашли время и пришли на наше родительское собрание. Только сотрудничество и сотворчество педагогов с родителями может принести реальную пользу в деле воспитания детей, а наиболее результативными формами общения педагогов с семьями воспитанников могут стать нетрадиционные, неформальные, творческие мероприятия. Наше родительское собрание как раз и является таковым (передать слово)

Эпиграфом к нашей с вами встрече будет высказывание К.Д. Ушинского: «Учите ребёнка каким-нибудь  неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».  (слайд №2)

 

I. Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку мало времени – ранний и дошкольный возраст.  

 На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Основные из них вы видите на экране:

*Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.

*Неспособность грамматически правильно построить предложение.

*Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

*Употребление нелитературных слов и выражений.

*Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.

*Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

*Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

*Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

*Плохая дикция. (слайд )

СПЕЦИАЛИСТЫ УТВЕРЖДАЮТ: ЕСЛИ В 1970–1980-Е РЕЧЕВЫЕ ДЕФЕКТЫ БЫЛИ У КАЖДОГО 4-ГО РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ТО СЕГОДНЯ ТРУДНО НАЙТИ ДОШКОЛЬНИКА БЕЗ НАРУШЕНИЙ. УВЕЛИЧИЛОСЬ ЧИСЛО ДЕТЕЙ, У КОТОРЫХ РЕЧЬ НЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ ДО 3 ЛЕТ.

      При работе с детьми, имеющими нарушения речи, отмечается, что они без радости включаются в учебную деятельность. Как правило, дети плохо воспринимают материал на слух, у них снижено внимание, они не отличаются высокой работоспособностью.

     Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках».

     В то же время родители говорят, что их ребенок великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать очередную серию любимого мультфильма. В чём причина?

Дело в том, что в первом случае, при разучивании стихотворения, требуется произвольное запоминание (когда мы запоминаем что-то специально, это требует волевых усилий, а во втором - действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе ребёнка.

      Что же может удержать внимание и сделать процесс запоминания простым и непринуждённым?  (Ответы родителей)

На помощь приходят сюжетные картинки.

Память ребенка этого возраста – это его интерес

Поэтому – тем эффективным «крючком», способным зацепить знания и удержать их в памяти и является мнемотехника (в переводе с греческого -  «искусство запоминания»).

Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Цель - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи (слайд №).

 

Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становиться более актуальным. Данная технология обеспечивает успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, окружающего мира, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. На ее основе дети эффективнее пересказывают рассказы и сказки, заучивают стихотворения, составляют описательные, сравнительные рассказы и разнообразные рассказы по картине.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация.

Работа с использованием мнемотехники строится от простого к сложному:  с простейших мнемоквадратов (работа со словом), затем переходим к мнемодорожкам, и долее к мнемотаблицам. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка. Для изготовления необходимых картинок-схем не требуются художественные способности, любой в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному стихотворению. Важно, чтобы нарисованное было понятно детям.

 

Очень удобно пользоваться методом мнемотаблицы при заучивании стихотворений, песенок, заучивание загадок, составление рассказов, описательных рассказов по лексическим темам. Мнемомотаблицы можно использовать как дидактические игры.

 

Практическая часть:

Задание №1. Перед вами мнемодорожка

Теперь, давайте разделимся на две группы и постараемся отгадать, что зашифровано на мнемодорожках.

1 команда: Кошка  на окошке подушку шьют,

                   А мышка в сапожках избушку метет.

2 команда : В лесу темно,

                    Все спят давно, одна сова не спит,

                    На суку сидит и на нас глядит.

Задание №2.

Первая группа – составление мнемотаблицы по стихотворению.

«Кораблик», А. Барто

Матросская шапка,

Веревка в руке,

Тяну я кораблик

По быстрой реке,

И скачут лягушки

За мной по пятам

И просят меня:

- Прокати, капитан!

 

Вторая группа – составление мнемотаблицы по песне.

Песня «В лесу родилась елочка…»

В лесу родилась елочка,

В лесу она росла.

Зимой и летом стройная,

Зеленая была.

Метель ей пела песенку:

«Спи, ёлочка, бай-бай!»

Мороз снежком укутывал:

«Смотри, не замерзай!»

Просмотр полученных работ: первая группа меняется со второй своими мнемотаблицами. Каждая группа должна воспроизвести зашифрованное.

 

Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатлеется в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ, и движение руки (так же, как Вы сами писали шпаргалки). Верно?

Как вы видите, использование мнемотехники в работе с детьми позволяет не только развивать все виды памяти, учить детей управлять своей памятью, увеличивать её объём, но и обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника, его творческое познание.

Спасибо за внимание!

 

Рефлексия.

Интересна ли была тема родительского собрания?

 

Что полезного для себя Вы узнали?

 

 

Ответы на какие вопросы Вы бы хотели получить при следующей нашей встрече?

Просмотр содержимого документа
«Конспект родительского собрания "Это загадочное слово - мнемотехника"»

Приложение 1 к приказу

управления образования

Администрации ЯМР

от №




ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении муниципального конкурса

детского изобразительного творчества

«Я рисую мир»


1.Общие положения.


1.1. Положение о районном конкурсе детского изобразительного творчества «Я рисую мир» (далее Конкурс) определяет цели, задачи, сроки, порядок и условия проведения, а также категорию участников конкурса.

1.2. Конкурс проводится с целью воспитания у обучающихся образовательных организаций Ярославского муниципального района эстетического восприятия картины мира.

Задачи:

  • создать условия для развития детского художественного изобразительного творчества;

  • способствовать выявлению и поддержке талантливых детей и подростков в области изобразительной деятельности;

  • содействовать воспитанию любви к родной земле, уважению к культурному наследию России.

1.3. Учредителем Конкурса является управление образования Администрации Ярославского муниципального района (далее – управление образования).

1.4. Организатором Конкурса является муниципальное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества «Ступеньки» Ярославского муниципального района (далее – МУДО ЦДТ «Ступеньки» ЯМР), 150522, Ярославская обл., Ярославский р-н, пос. Красные Ткачи, ул. Пушкина, д.8а Телефон: (4852) 43-49-21, E-mail: [email protected]

1.5. Тематика Конкурса посвящается 800- летию со дня рождения русского князя святого Александра Невского.


2. Руководство Конкурсом


2.1. Общее руководство Конкурсом осуществляет организационный комитет (далее – Оргкомитет).

2.2. Оргкомитет:

  • разрабатывает Положение о Конкурсе, которое устанавливает порядок и условия проведения Конкурса;

  • предлагает состав конкурсной комиссии муниципального этапа,  которая определяет победителей, призёров Конкурса;

  • оформляет итоговый протокол;

  • ведет регистрацию конкурсных работ

  • дает рекомендации по совершенствованию Конкурса.

2.3. Члены конкурсной комиссии

  • проводят экспертную оценку конкурсных работ;

  • ведут протоколы Конкурса;

  • определяют победителей и призёров районного Конкурса детского изобразительного творчества.

2.4. Состав членов конкурсной комиссии утверждается приказом

Администрации МУДО ЦДТ «Ступеньки» ЯМР.


3. Участники Конкурса


3.1. К участию в Конкурсе приглашаются учащиеся образовательных организаций Ярославского муниципального района (далее – образовательные организации), в том числе с ОВЗ и инвалидностью.

3.2. Возрастная категория участников Конкурса: дети - 5-18 лет.


4. Сроки, порядок, условия реализации Конкурса


4.1. Конкурс проходит с 21 декабря 2020 г. по 29 января 2021 г.

4.2. Первый тур проводится на уровне образовательной организации. Участников на данном туре оценивает конкурсная комиссия, сформированная образовательной организацией. Система оценки работ участников открытая.

4.3. По завершении первого тура для участия во втором муниципальном туре в адрес Оргкомитета Конкурса (МУДО ЦДТ «Ступеньки» ЯМР) руководителями образовательных организаций направляются документы и материалы согласно перечню, срокам и требованиям Положения. Документы и материалы, оформленные неправильно или поступившие позднее указанных сроков, не рассматриваются. Количество работ, которое может быть представлено на муниципальный тур от образовательной организации 3 (победитель и призеры (2,3 место) первого тура) в каждой номинации по каждой возрастной категории.

С 11 января по 27 января 2021 г. направить в МУДО ЦДТ «Ступеньки» ЯМР следующие документы:

  • заявку и согласие на обработку персональных данных - в печатном и электроном варианте на электронную почту организатора Конкурса [email protected] по прилагаемой форме (Приложение 1, Приложение 2);

  • конкурсные работы участников доставляются (в МУДО ЦДТ «Ступеньки» ЯМР) вместе с заявкой в печатном виде;

  • работы должны быть оформлены в паспарту. На лицевой стороне рисунка должна быть этикетка, размером 10х7 см., со следующим содержанием: название работы, Ф.И. автора, возраст, название творческого объединения, Ф.И.О. руководителя творческого объединения, название образовательного учреждения.

4.4. 29 января 2021г. просмотр конкурсной комиссией заявленных работ.

4.5. Участников муниципального тура Конкурса оценивает конкурсная комиссия, сформированная Оргкомитетом Конкурса.

Итоги подводятся в каждой номинации по каждой возрастной категории. Решение конкурсной комиссии оформляется протоколом и не подлежит пересмотру.

5. Требования к конкурсным работам


В Конкурсе принимают участие работы, выполненные только в текущем учебном году и ранее не выставлявшиеся. На Конкурс представляются индивидуальные работы учащихся, работы родителей дошкольников на конкурсе не рассматриваются.


6. Номинации конкурса


6.1. «Жизнь русичей в годы правления князя Александра Невского» (батальные сцены, сцены жизни мирян и княжеской дружины и др.)

Возрастная категория:

5-7 лет (дошкольники);

7-9 лет;

10-13 лет;

14-18 лет;

Требования к работам:

  • Сюжетная композиция, портреты;

  • Техника исполнения: акварель, гуашь, пастель, карандаш, тушь, восковые мелки и др.;

  • Индивидуальная работа;

  • Самостоятельная работа учащегося;

  • Формат работы А3.



6.2. «Портрет князя, воинов его дружины»

Возрастная категория:

5-7 лет (дошкольники);

7-9 лет;

10-13 лет;

14-18 лет;

Требования к работам:

  • Сюжетная композиция и др.;

  • Техника исполнения: акварель, гуашь, пастель, карандаш, тушь, восковые мелки и др.;

  • Индивидуальная работа;

  • Самостоятельная работа учащегося;

  • Формат работы А3.

Плакаты, копии иллюстраций и репродукций художников не рассматриваются.


6.3. Критерии оценки конкурсных работ:


  • Соответствие номинации Конкурса;

  • Оригинальность выполнения замысла и воплощения;

  • Уровень самостоятельности выполненной работы;

  • Качество и художественный уровень;


7. Подведение итогов и награждение


7.1. Итоги Конкурса оформляются протоколом конкурсной комиссии, утверждаются приказом управления образования Администрации ЯМР, публикуются на сайте управления образования Администрации ЯМР http://yamr.edu.yar.ru., и на сайте МУДО ЦДТ «Ступеньки» ЯМР http://stupenki-yar.edu.yar.ru

Оргкомитет оставляет за собой право публикации лучших конкурсных работ на сайте управления образования Администрации ЯМР.

7.2. Победители (1 место) Конкурса в каждой номинации награждаются дипломами управления образования и памятными подарками.

7.3. Церемония награждения победителей и призеров Конкурса состоится на итоговом празднике «Триумф» в апреле 2021 года.

7.4. Призёры (2-е и 3-е место) Конкурса в каждой номинации награждаются дипломами управления образования.

7.5. Всем участникам Конкурса высылается электронное свидетельство участников конкурса.

7.6. В случае если в номинации будет представлена только одна работа, конкурсная комиссия вправе оценивать работу в соответствие с критериями оценивания.

7.7. В случае если несколько конкурсных работ набрало одинаковый балл, председатель конкурсной комиссии выносит решение о присуждении дополнительных 0,1 балла одной из конкурсных работ.

7.8. Положение о муниципальном конкурсе детского изобразительного творчества «Я рисую мир» публикуется на сайте управления образования Администрации ЯМР http://yamr.edu.yar.ru., и на сайте МУДО ЦДТ «Ступеньки» ЯМР http://stupenki-yar.edu.yar.ru.

7.10. Работы возвращаются после завершения конкурса (самовывоз из МУДО ЦДТ «Ступеньки» ЯМР). После 15 февраля 2021г. ЦДТ «Ступеньки» не несёт ответственность за сохранность конкурсных работ.


































Приложение 1

В оргкомитет по проведению

муниципального конкурса

детского изобразительного

творчества «Я рисую мир»

______________________________
(наименование ОО)

______________________________

(электронный адрес ОО)


Заявка


Просим включить в число участников муниципального конкурса детского изобразительного творчества «Я рисую мир»



Ф.И.О. участника (полностью)

Дата рождения ребёнка
(дд.мм.гг.) и количество полных лет

Ребенок с ОВЗ

Ребенок инвалид

Номинация

Название работы

ФИО руководителя
(полностью)



















Директор ОО

М.П. …………………../расшифровка подписи/


Исполнитель Ф.И.О (полностью)………………………………………………………………………..………….

Контактный телефон (сотовый)………………………………………………………………………………………


















Приложение 2

Согласие родителя (законного представителя)

на сбор, хранение, использование, распространение (передачу) и публикацию персональных данных своего несовершеннолетнего ребенка


Наименование мероприятия: муниципальный конкурс детского изобразительного творчества «Я рисую мир»


Я, _________________________________________________________________________________,

(фамилия, имя, отчество родителя (законного представителя) полностью)

проживающий по адресу______________________________________________________________,

(адрес места жительства)

являясь на основании______________________________родителем (законным представителем)

(наименование документа, подтверждающие полномочия родителя (законного представителя))

____________________________________________________________________________________,

(фамилия, имя, отчество ребенка (подопечного) полностью, образовательная организация (наименование полностью)): ____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________,

дата рождения ребенка (число, месяц, год): _______________________________________________,

в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», подтверждаю свое согласие на обработку муниципальным образовательным учреждением 150522, Ярославская область, Ярославский район, р.п Красные Ткачи, ул. Пушкина, д.8-а, (далее – Оператор) персональных данных моего ребенка: фамилии, имени, отчества, места учебы, класса, даты рождения, паспортных данных/данных свидетельства о рождении с целью формирования регламентированной отчетности, размещения части данных (фамилии, имени, образовательной организации) в свободном доступе в сети Интернет на сайте управления образования Администрации ЯМР https://yamr.edu.yar.ru.

Я разрешаю Оператору производить фото- и видеосъемку работ моего ребенка, безвозмездно использовать эти фото, видео и информационные материалы во внутренних и внешних коммуникациях, связанных с деятельностью Оператора, на своих сайтах и в других проектах без дополнительных согласований. Фотографии, видеоматериалы могут быть скопированы, представлены и сделаны достоянием общественности или адаптированы для использования любыми СМИ и любым способом, в частности в буклетах, видео, в Интернете и т.д. при условии, что произведенные фотографии и видео не нанесут вред достоинству и репутации моего ребенка.

Предоставляю Оператору право осуществлять все действия (операции) с персональными данными моего ребенка, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, обновление, изменение, использование, обезличивание, блокирование, уничтожение. Способы обработки персональных данных: смешанная обработка с передачей по сети Интернет.

Согласие действует на период с момента предоставления до 01.01.2022 г. и прекращается по истечении срока документа.

Данное согласие может быть отозвано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.


«_____»______________20____ г. ________________________________________________

подпись расшифровка



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!