СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Шмырева Полина. Дети в истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа подготовлена ученицей 8 класса к  Всероссийскому конкурсу сочинений «Без срока давности».

Просмотр содержимого документа
«Шмырева Полина. Дети в истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов»

Шмырева Полина,

ученица 8 Б класса МАОУ СОШ № 58 г. Калининграда.


Дети в истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов

Как бы не пытались наши прадеды забыть те тяжелейшие времена, кажется, что это просто невозможно. Страшный голод по всей стране, страх, боль, кровь, героизм, подвиг, патриотизм, непрерывные боевые действия, унесшие жизни миллионов невинных людей. Это страшное время стало проверкой человеческого духа.

Читая о событиях Великой Отечественной войны и об испытаниях, которые выпали людям, меньше всего укладывается в голове, что свидетелями и жертвами этих событий стали дети. Война наложила огромный отпечаток на психику и здоровье целого поколения.

Одним из «подростков войны» был Вася Баранов. Всё началось, когда парню было всего 16 лет и его отправили на работы в Германию. В своих записях все его переживания и слова любви направлены к Ольге – возлюбленной Василия. Удивительно, с какой нежностью обращается Василий к Ольге, особенно читая о том, как непросто выживал он.

Дневник рассказывает, какую невыносимую боль приходилось терпеть Васе ежедневно. Унижения, издевательства… чтобы получить ужин с червями в капусте или из чистой соли. Иногда их просто морили голодом.

Люди, доведенные до крайности, мечтали о смерти, как об избавлении от мучений. Тогда впервые в его сердце зародилась обида, гнев, жажда жесточайшей мести, образующие всеобъемлющую, пожирающую изнутри ненависть. Иногда мне казалось, что я читаю мысли самого зла, настолько ярко чувствовалась злоба и боль подростка. Изголодавшийся и больной, он неоднократно принимал попытки бегства. Ни одна из попыток не увенчалась успехом. Жизнь заставляла его приспосабливаться, учиться воровать, врать, глушить боль, моральную и физическую. Он научился носить маску черствого и безразличного заключенного, ожидающего смерти в любой момент. Но под этой маской скрывалась тонкая, сострадающая натура Васи: он так и не смерился с горем и смерть каждого, кто был рядом, переживал крайне болезненно. Он воровал, но всегда делился наворованным. И только мысли о любимой и ощущение счастья от того, что тебя ждут, помогли ему переносить все испытания.

Повзрослеть парню пришлось рано. Покидал родной дом ребёнок, не знающий жизни, а вернулся мужчина, прошедшим через ад. Такое скорое взросление оказалось вынужденной и жестокой мерой, чтобы выжить. Детская психика не была готова к тому, чтобы на ровне со взрослыми оказаться в нечеловеческой ситуации. Василий пережил все мучения, он освободился. А спустя два с половиной года разлуки женился на Оле, построил семью, преподавал кларнет в музыкальной школе Брянска.

Удивительно, что его душа не только не очерствела, а наоборот, через творчество он выплёскивал свои эмоции. Ведь ему было с чем поделиться с миром.

Таня Вассоевич, как и большинство ленинградцев не подвергалась прямому насилию со стороны фашистов. Убийство населения происходило путём создания кольца вокруг города, без возможности выезда и привоза продуктов в течении 900 дней. А главной целью стало «…стереть город с лица земли!». Таня вспоминает, что детям давали всего по 145 граммов в день. Она и ее брат Володя ездили на «труд. работы», где часто попадали под обстрелы. Тогда в качестве еды годилось всё, даже столярный клей варили. Поражает, что люди не растеряли человечность. «Иначе, как бы мы выжил?..- отвечала Татьяна на послевоенные упреки ленинградцам-блокадникам о том, что во время войны «люди потеряли свой облик».

В своем дневнике Татьяна вспоминала, как за 3 дня до смерти ее брата к ним пришла учительница и рассказала о смерти мужа. На что Володя спросил: «Почему же Вы не сказали, что он умирает от голода? Я бы отдал ему свой хлеб». А вот еще одно воспоминание: «отец лучшей подруги, Александр Николаевич погиб, когда его семья находилась далеко от дома, и похоронить его было совсем некому». Эту задачу Таня взяла на себя: оплатила гроб, что было навес золота, попросила вырыть яму. Девочка прекрасно понимала, что если она купит гроб, у неё практически ничего не останется. Но в этот момент она о себе не думала. «Только благодаря тому, что люди помогали друг другу и думали друг о друге, люди выживали», - повторяла Татьяна.

Особенно тяжелой выдалась зима, с морозами и метелями. Дома отапливать было нечем, жгли всё, даже самое ценное: книги, мебель, тетради и журналы. Нетронутыми остались только письма любимых мужчин с фронта и фотографии, хранившие вечную память, тех времён, когда было счастье. Теперь Таня хорошо понимала, как она была счастлива до войны.

15-летний брат Володя, самый жизнерадостный для Тани человек на всем мире, умер 23 января от голода. У Тани с братом сложились крайне тёплые и близкие отношения, именно он привил ей любовь к живописи и архитектуре. А еще он очень любил животных. Еще через 3 дня из жизни ушла мать. Отца война настигла во время геологической операции, его в Ленинграде не было. Тане было 13, когда она осталась в квартире одна… с двумя умершими.

Что делать дальше, Таня не знала. Чтобы не сойти с ума, она все записывала в дневник. Как труп мамы пролежал в квартире около 9 дней, как организовывались похороны брата. Осознание наступило только, когда она пришла оформлять свидетельство о смерти и главврач написал поперек крупными буквами «УМЕР». Именно тогда Тане стало по-настоящему страшно. Но девочка уже просто боролась…за жизнь.

Весной 1942 года Таню эвакуировали в Алма-Ату, где она встретила отца. Ее жизнь стала чуть легче. В дневнике девочки, рядом с записями о страшных буднях - множество рисунков. До войны она посещала художественную школу. Записи и рисунки, рисунки и записи… Так Таня выживала…

Перечитывая дневники и окунаясь в «детский мир», такой личный и хрупкий, я задумывалась всякий раз над тем, как дети и подростки смогли выжить в эту жуткую для Ленинграда первую блокадную зиму? Мне кажется, что именно дневник стал собеседником и спасителем для многих из них, выслушивал, советовал и давал надежду. Читая строки, написанные столь просто, проникаешься искренностью эмоциональных переживаний и веришь каждому слову в дневнике.

Оказалось, что мало кто из моих сверстников читал блокадные дневники детей и подростков. В учебниках по истории мало рассказывается о том, что вынесли дети и о том, как они боролось со смертью. История для меня – это не голые факты о времени, это рассказ о духе человека, о ценности жизни и борьбе за жизнь. Размышляя над судьбами ленинградцев, с тревогой понимаешь, как мало ценим мы в своей жизни, как торопимся, опаздываем, и забываем, что самое главное - это наше отношении к жизни и к людям, которые рядом, и умение бороться за жизнь.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!