Просмотр содержимого документа
«Школьная олимпиада по биологии.»
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «ДАРЫН»
Школьная олимпиада по биологии. Практический тур
Время: 120 минут
8 класс
Задача №1. Ниже перечислены типы костей и характер соединения: (8 баллов)
Плоские воздухоносные 1) Подвижное
Короткие губчатые 2) Полуподвижное
Плоские, широкие 3) Неподвижное
Длинные, губчатые
Трубчатые, длинные
Трубчатые, короткие
Определите тип и характер соединения приведенных в таблице костей скелета человека
Кости скелета | Тип кости | Характер соединения |
Шейные позвонки, кости запястья | | |
Теменные кости | | |
Верхняя челюсть, височные | | |
Лопатки | | |
Ребра | | |
Фаланги пальцев, кости пясти | | |
Плечевая, локтевая | | |
Тазовые кости | | |
Задача № 2. 3 балла
Область тела или орган | Симпатическая НС | Парасимпатическая НС |
расширяет зрачки | | |
сужает бронхи | | |
уменьшает диурез | | |
сужает сосуды | | |
поднимает волосы | | |
Задача №3- 4 баллa. В таблице содержится краткая информация о некоторых структурах растений и процессах протекающих в них. Поставьте знак Х в соответствующие графы.
Процессы | Трахейды | Эпидерма | Смоляной ход | Лучевая система | Лейкопласт | Эндодерма | Этиопласт |
Регулирует в корнях внутри направленный поток воды | | | | | | | |
Пластида образующаяся в темноте | | | | | | | |
Тип клеток, обеспечивающий основную механическую прочность древесины голосеменных древесных растений | | | | | | | |
Обеспечивает горизонтальное передвижение воды по стеблю | | | | | | | |
Задание №4. Установите соответствие между видоизменениями органов на примере некоторых растений(13 баллов).
Видоизменения | Орган | Пример |
1. корневище | а. побег | a. свекла |
2. клубень | б. корень | b. горох |
3. луковица | в. лист | c. георгина |
4. корнеклубень | г. стебель | d. ирис |
5. корнеплод | | e. боярышник |
6. столон | | f. картофель |
7. клубнелуковица | | g. гладиолус |
8. цветок | | h. виноград |
9. женская шишка | | i. барбарис |
10. усик | | j. все голосеменные |
11. усик | | k. лук репчатый |
12. колючка | | l . все покрытосеменные |
13. колючка | | m . ежевика |
Таблица для ответов
видоизменения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
орган | | | | | | | | | | | | | |
пример | | | | | | | | | | | | | |
Задача № 5 Hа рисунке изображены конечности насекомых
5.1. Идентифицируйте части конечностей насекомых (на рисунке отмечено цифрами 1-5).
Вставьте соответствующие цифры. – 2,5 баллов
Голень ________
Бедро ________
Тазик ________
Лапка ________
Вертлуг ________
5.2.Модификация структуры ног:
a) Уплощенные ноги с щетинками/волосками
b) Ноги с длинным узким тазиком, бедро с
мощными выростами на внутренней поверхности
d) Длинные ноги с мускулистым бедром
c) Ноги короткие, утолщенные, с выростами
e) Все ноги одинаковые по форме и размеру
5.3.Образцы насекомых:
1. Жужелица
2. Медведка
3. Богомол
4. Саранча
5. Плавунец
5.4. Для каждого насекомого(1-5) выберите функцию его ног и тип модификации структуры ног(а-е).- (5 баллов)
Функции ног | Образец насекомого | Модификация структур ног |
А) Копание | | |
В) Захватывание жертвы | | |
С) Прыгание | | |
Д) Ходьба | | |
Е) Плавание | | |
Задача 6. Схемы продольных срезов ежевики А),клубники(Б),томата(В). (3 балла).
Какая цифра соответствует понятию «плод» на рисунке (Впишите в таблицу соответствующие номера).
Задача №7. Поперечный срез спинного мозга исследовали с помощью микроскопа с большим увеличением. Укажите, какие рисунки (А или В: не в масштабе) соответствует серым и белым веществам, соответственно (2 балла).
Серое вещество | Белое вещество |
| |
Задача №9. Соотнесите пищеварительные системы (I - III) с соответствующими способами питания животных (a – c). (3 балла)
а. плотоядное с ограниченной пост-желудочной ферментацией
б. травоядное с активным пост-желудочной ферментацией
с. травоядное с активным преджелудочной ферментацией