СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Школьная олимпиада по биологии. 10 кл

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школьная олимпиада по биологии.  10 кл

Просмотр содержимого документа
«Школьная олимпиада по биологии. 10 кл»

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «ДАРЫН»

Школьная олимпиада по биологии. Практический тур.

Время: 150 минут

10 класс

Задача №1. Ниже перечислены типы костей и характер соединения: (8 баллов)

  1. Плоские воздухоносные 1) Подвижное

  2. Короткие губчатые 2) Полуподвижное

  3. Плоские, широкие 3) Неподвижное

  4. Длинные, губчатые

  5. Трубчатые, длинные

  6. Трубчатые, короткие

Определите тип и характер соединения приведенных в таблице костей скелета человека

Кости скелета

Тип кости

Характер соединения

Шейные позвонки, кости запястья



Теменные кости



Верхняя челюсть, височные



Лопатки



Ребра



Фаланги пальцев, кости пясти



Плечевая, локтевая



Тазовые кости




Задача № 2. 3 балла

Область тела или орган

Симпатическая НС

Парасимпатическая НС

расширяет зрачки



сужает бронхи



уменьшает диурез



сужает сосуды



поднимает волосы



Задача №3- 4 баллa. В таблице содержится краткая информация о некоторых структурах растений и процессах протекающих в них. Поставьте знак Х в соответствующие графы.

Процессы

Трахейды

Эпидерма

Смоляной ход

Лучевая система

Лейкопласт

Эндодерма

Этиопласт

Регулирует в корнях внутри направленный поток воды








Пластида образующаяся в темноте








Тип клеток, обеспечивающий основную механическую прочность древесины голосеменных древесных растений








Обеспечивает горизонтальное передвижение воды по стеблю








Задание 4. Установите соответствие между видоизменениями органов на примере некоторых растений(13 баллов).

Видоизменения

Орган

Пример

1. корневище

а. побег

a. свекла

2. клубень

б. корень

b. горох

3. луковица

в. лист

c. георгина

4. корнеклубень

г. стебель

d. ирис

5. корнеплод


e. боярышник

6. столон


f. картофель

7. клубнелуковица


g. гладиолус

8. цветок


h. виноград

9. женская шишка


i. барбарис

10. усик


j. все голосеменные

11. усик


k. лук репчатый

12. колючка


l . все покрытосеменные

13. колючка


m . ежевика

Таблица для ответов

видоизменения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

орган














пример















Задача № 5 Hа рисунке изображены конечности насекомых



5.1. Идентифицируйте части конечностей насекомых (на рисунке отмечено цифрами 1-5).

Вставьте соответствующие цифры. – 2,5 баллов

Голень ________





Бедро ________

Тазик ________

Лапка ________

Вертлуг ________

5.2.Модификация структуры ног:

a) Уплощенные ноги с щетинками/волосками

b) Ноги с длинным узким тазиком, бедро с

мощными выростами на внутренней поверхности

d) Длинные ноги с мускулистым бедром

c) Ноги короткие, утолщенные, с выростами

e) Все ноги одинаковые по форме и размеру

5.3.Образцы насекомых:

1. Жужелица

2. Медведка

3. Богомол

4. Саранча

5. Плавунец

5.4. Для каждого насекомого(1-5) выберите функцию его ног и тип модификации структуры ног(а-е).- (5 баллов)


Функции ног

Образец насекомого

Модификация структур ног

А) Копание



В) Захватывание жертвы



С) Прыгание



Д) Ходьба



Е) Плавание




Задача 6. Схемы продольных срезов ежевики А),клубники(Б),томата(В). (3 балла).

Какая цифра соответствует понятию «плод» на рисунке (Впишите в таблицу соответствующие номера).

А

Б

В




Задача №7. Поперечный срез спинного мозга исследовали с помощью микроскопа с большим увеличением. Укажите, какие рисунки (А или В: не в масштабе) соответствует серым и белым веществам, соответственно (2 балла).

Серое вещество

Белое вещество



Задача №8. Соотнесите пищеварительные системы (I - III) с соответствующими способами питания животных (a – c). (3 балла)

а. плотоядное с ограниченной пост-желудочной ферментацией

б. травоядное с активным пост-желудочной ферментацией

с. травоядное с активным преджелудочной ферментацией



I

II

III






Задача №9. Правильно дополните приведенные ниже утверждения, вписав соответствующие индексы.(впишите соответствующую букву индексов в линию). (2 балла)

Утверждение

Индексы

  1. При аэробной работе сердечной мышцы потребность в АТФ решается за счет________________


А) Фотосинтеза

  1. У бактериальной культуры, неспособной размножаться в темноте, потребность в АТФ решается за счет _______________


Б) Превращения глюкозы в лактат

  1. У пропионовокислых бактерий, способных к росту в анаэробных условиях и темноте, потребность в АТФ решается за счет__________


В) Брожения

4. У эритроцитов потребность в АТФ решается за счет____________

Г) Окислительного фосфориллирования



Задача 10. (3 балла) У растений гороха аллель, отвечающий за желтую окраску семян (Y) доминирует над аллелем, отвечающим за зеленую окраску (y), а аллель, отвечающий за гладкие семена (R) доминирует над аллелем, отвечающим за морщинистую форму (r). Результаты экспериментального скрещивания таких растений гороха представлены ниже в виде таблицы:

Фенотип семян

Количество

Желтые гладкие

32

Желтые морщинистые

28

Зеленые гладкие

12

Зеленые морщинистые

9

Какими наиболее вероятно были родительские генотипы. Покажите решение.
























Задача №11. (5 баллов) На рисунке ниже изображена транскрипция и трансляция гена в прокариотической клетке.


Укажите в таблице ответов знаком (√), является ли каждое утверждение верным или неверным.

Утверждение

I. Транскрипции направлена от (B) к (A).

II. Конец (C) мРНК является 5'-концом.

III. Полипептид на рибосоме (D) длиннее, чем полипептид на рибосоме (E).

IV Конец (В) ДНК является 5'-концом

V Конец (А) ДНК является 5'-концом


Таблица для ответа:

Утверждение

верно

Не верно











Задача №12.(6 баллов). На основе закона Авогадро и знаний о молярном объеме газов определите, сколько литров кислорода (при нормальных условиях) потребуется в организме человека для полного расщепления 250 г глюкозы и сколько литров углекислого газа при этом выделится.


О2 _____________________ литров


СО2. __________________ литров





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!