СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Школа безопасности

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Туристско - краеведческая деятельность является комплексным средством деле воспитания и образования, и в тоже время очень действенным в силу своей демократичности и гуманности. Туристско-краеведческая деятельность обучащихся является весьма актуальной для их всестороннего развития, занимает важное место в общей системе обучения учащихся. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она позволяет сплотить коллектив ребят, создать между обучащимися здоровую конкуренцию, стремление к победе, развить у ребят способность личностного роста, выявить их творческий потенциал. А также развить у детей такие качества, которые помогут в дальнейшей жизни

Просмотр содержимого документа
«Школа безопасности»


МОУ «Русскошойская средняя общеобразовательная школа»





«Согласовано»: «Утверждаю»

Директор школы Директор МБОУ ДОД

___________ /А.Э. Репин/ Куженерский ЦДТ

«___»____________2022 г. _______ /Пайдыганова З.Н./






Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей

туристско-краеведческой направленности

«Школа безопасности»

Возраст обучащихся: 12-17 лет


Срок реализации:1 год

(уровень освоения - стартовый












2022-2023 уч. год


с. Русские-Шои





ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ


1. Учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Русскошойская средняя общеобразовательная школа»

2. Полное название программы

Дополнительная общеобразовательная,

общеразвивающая программа туристско-краеведческой

направленности «Школа безопасности»

3. Сведения об авторе:

3.1. Ф.И.О., должность

Борисов Эдуард Владимирович, педагог дополнительного

образования

4. Сведения о программе:


4.1. Нормативная база:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.No1726-р);

  • Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016 No11;

  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г.№ 196;

  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.);

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях""
  • Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях

Устав МБОУ Русскошойская средняя общеобразовательная школа

4.2. Область применения

Дополнительное образование

4.3. Направленность

Туристско-краеведческая

4.4. Тип программы

Модифицированная

4.5. Целевая направленность программы

Общеразвивающая

4.6. Возраст обучающихся по программе

12-17 лет

4.7. Продолжительность обучения

1 год

Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»


1.1. Пояснительная записка


Программа имеет туристско-краеведческую направленность и составлена в соответствии с нормативными документами: ФЗ РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;


Туристско-краеведческая деятельность - это сложный вид педагогической работы. Туризм и краеведение - это части единого целого. Туризм без краеведения не интересен, краеведение без знаний основ туристской техники невозможно.


Комплексное краеведение способствует усвоению обучащимися основ таких наук, как метеорология, картография, геология, почвоведение, археология, этнография и других наук, которые расширяют общенаучный кругозор школьников. Туристские походы и путешествия - это школа бережного отношения к природе это основа экологического воспитания.


    • течение года во время туристско-краеведческой деятельности подростки смогут приобрести первоначальные знания и умения на теоретических и практических занятиях о родном крае, навыки туристско - краеведческого поиска

  • экскурсионного дела. Уровень освоения программы: стартовый.


Новизна программы


Новизна программы заключается в том, что ее вариативность позволяет обучающимся совершать с целью повышения опыта категорийные и некатегорийные походы, участвовать в туристических слетах района и республики, военно – патриотических играх.


Актуальность и практическая значимость

Туристско - краеведческая деятельность является комплексным средством


  • деле воспитания и образования, и в тоже время очень действенным в силу своей демократичности и гуманности. Туристско-краеведческая деятельность обучащихся является весьма актуальной для их всестороннего развития, занимает важное место в общей системе обучения учащихся.


    • последние годы развитию детского туризма в Российской Федерации уделяется значительное внимание. Постановлением Правительства от 4 ноября 2014 г №1163 образован Координационный совет по развитию детского туризма в России, одними из приоритетных задач которого являются развитие и увеличение объемов детского туризма в границах страны и патриотическое воспитание подрастающего поколения. Именно туристско - краеведческая деятельность детей способствует выполнению этих задач и является весьма актуальной и значимой для нашего времени, для современных детей и их родителей.


Педагогическая целесообразность


Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она позволяет сплотить коллектив ребят, создать между обучащимися здоровую конкуренцию, стремление к победе, развить у ребят способность личностного

роста, выявить их творческий потенциал. А также развить у детей такие качества, которые помогут в дальнейшей жизни.


Отличительные особенности программы от ранее существующих:


Заключается в том, что в нее внесены добавления краеведческого характера, раскрывающие специфику многообразия природных условий и богатой истории Республики Марий Эл и нашего Куженерского района.


Адресат программы

Программа «Школа безопасности» адресована детям 12-17 лет.


Условия набора обучащихся


  • обучению по программе принимаются все желающие мальчики и девочки, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Обучение по данной программе будет актуальным для физически активных детей, проявляющих интерес к изучению окружающего мира, истории и культуры родного края. При зачислении в объединение проводится стартовая диагностика с целью выявления уровня готовности ребенка и его индивидуальных особенностей.


Количество обучащихся


Для обучения формируются группы учащихся одного возраста или разных возрастных категорий 12-17 лет, являющиеся основным составом объединения. Наполняемость группы: 12-15 человек. Состав группы постоянный.


Объем и срок освоения программы


Программа «Школа безопасности» рассчитана на 1 год обучения. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы – 72 часа.


Формы и режим занятий

Форма обучения –очная.Программа предусматривает2вида занятий:теоретические занятия и практические занятия. В обучении применяется групповая форма с индивидуальным подходом, включающая обучение в малых группах.


Режим занятий. На освоение программы отводится 2 часа в неделю.Занятия в группе проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Продолжительность занятий - 45 минут с перерывом между занятиями 10 минут. Во время каникул проводятся 1 - дневные учебно - тренировочные походы (УТП), по окончании учебного года проводится зачетный поход вне сетки часов.


Цель и задачи программы


Цель программы -формирование у обучающихся мотивации к туристско–краеведческой деятельности и освоение начальных туристских и краеведческих знаний, умений и навыков.


Задачи

Образовательные:


  • расширение кругозора и повышение уровня краеведческих знаний обучающихся;


  • привитие обучающимся начальных туристских знаний, умений и навыков;


Развивающие:

  • укрепление психического и физического здоровья обучающихся;

  • воспитание у обучающихся патриотизма, бережного отношения к

окружающему миру;

- обеспечение социальной адаптации обучающихся;

  • привитие навыков здорового образа жизни.


Воспитательные:

  • формирование у обучающихся положительной мотивации и познавательного интереса;

  • выработка навыков поисково - исследовательской работы.


1.2. Содержание программы

Учебный план


п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Формы аттестации/

Контроля

Всего

Теория

Практика


1 год обучения


Вводное занятие.

Туристско-краеведческая деятельность учащихся.

2


2


-


Диагностика уровня подготовки учащихся

Раздел 1. Основы туристкой подготовки.

30

9

21


1.1

Основы безопасности и правила поведения туристов - краеведов.

4

1

3


1.2.

Организация и проведение туристских прогулок и походов.

4

1

3


1.3.

Туристское снаряжение.

4

1

3

Укладка рюкзака

1.4.

Организация туристского быта.

6

1

5

Учебно-тренировочный поход

1.5.

Топографическая подготовка и ориентирование.

6

1

5

Контрольные задания на местности

1.6.

Медико-санитарная подготовка, гигиена.

6

1

5

Зачет

Раздел 2. Краеведческая работа в походе.

24

2



2.1.

Общая характеристика края: история, география, природа.

8

1

7

Тестирование

2.2.

Культура и народные традиции.

8

1

7


2.3.

Природа и экология, охрана природы.

8

1

7


2.4.

Сбор краеведческого материала.

24

2

22

Краеведческое задание

3.

Раздел 3.Общая физическая подготовка.

16

1

15


3.1.

Значение физической подготовки и закаливания.

1

1

-


3.2.

Общая физическая подготовка.

15

-

15

Контрольные упражнения

Зачетный поход.




Контрольные задания на местности

Итого

72

18

54






Содержание учебного плана



Вводное занятие. (2 часа)

Туристско-краеведческая деятельность учащихся

Теоретическое занятие (2 часа)


Знакомство с деятельностью объединения, определение понятий туризм и краеведение. Виды туризма: пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный, спелеотуризм. Туризм самодеятельный, экскурсионный, международный. Понятие о спортивном туризме. Значение туризма (прогулок и экскурсий) и краеведения для оздоровления организма человека, познания окружающего мира и самого себя. Ее роль в формировании общей культуры личности, правильного поведения в природе и обществе.Знакомство детей с помещениями (учебным классом, спортивным залом) и сооружениями (туристско-спортивной площадкой), где будут проходить учебные занятия и оздоровительные тренировки. Правила поведения и меры безопасности во время занятий в учебном кабинете, спортивном зале, на местности, в парке (лесу). Инструктаж по технике безопасности. Порядок хранения снаряжения, оборудования, инвентаря и материалов.

Раздел 1. Начальная туристская подготовка (30 часов)

1.1.Основы безопасности и правила поведения туристов - краеведов (4 часа)

Теоретическое занятие (1 час)


Правила поведения юных туристов на экскурсиях, туристских прогулках и походах. Дисциплина в походе и на занятиях – основа безопасности.


Необходимость выполнения требований руководителя туристской (экскурсионной) группы. Основы безопасности в природной среде. Правила поведения и соблюдение тишины во время туристской прогулки, экскурсии в парк (лес). Основные законы и правила поведения юных туристов. Права и обязанности юных туристов, их соблюдение в процессе занятий, традиции туристов. Взаимопомощь в туристской группе. Общественно полезная работа туристов - краеведов.


Практическое занятие (3 часа)


Прогулка в парк (в лес) с целью закрепления знаний о правилах поведения во время занятий и на природе, выработки навыков наблюдательности.


1.2.Организация и проведение туристских прогулок и походов (4 часа)

Теоретические занятия (1 час)


Правила организации и проведения туристских походов. Планирование нитки маршрута и разработка плана–графика похода. Формирование туристской группы.

Характеристика естественных препятствий: лесные заросли, завалы, склоны, реки, болота, осыпи, снежники. Меры предосторожности при преодолении естественных препятствий на маршруте. Обеспечение безопасности при проведении полевого лагеря. Способы безопасного преодоления препятствий с туристским рюкзаком. Техника преодоления препятствий. Основные туристские узлы, их назначение и применение.


Практические занятия (3 часа):


Туристская прогулка (экскурсия). Построение в походную колонну, отработка движения группы. Работа направляющего и замыкающего. Строевой и походный шаг. Выбор пути движения, передвижение в составе группы. Отработка техники


движения и практических умений и навыков преодоления естественных препятствий: канав, завалов, оврагов и др. Узлы: простой и двойной проводник, восьмерка, прямой, булинь, схватывающие узлы, встречный и др. Техника вязания узлов.Сбор группы и прогулка по микрорайону в межсезонье для проверки умений готовиться к туристским мероприятиям.


1.3.Туристское снаряжение (4 часа)

Теоретические занятия (1 час)


Личное и групповое снаряжение юного туриста. Основные требования к снаряжению. Костровое и кухонное оборудование. Хранение и переноска режуще-колющих инструментов. Оборудование для краеведческой исследовательской работы: фотоаппарат, бинокль, видеокамера. Уход за снаряжением, его хранение и ремонт. Маршрутные документы и схемы (карты) для туристской прогулки (экскурсии).


Практические занятия (3 часа)


Подбор личного снаряжения в соответствии с сезонными и погодными условиями. Овладение навыками пользования групповым снаряжением и применения его во время туристской прогулки. Установка и снятие палатки, натягивание тента, приемы обращения с костровым оборудованием и режуще-колющими инструментами. Подготовка оборудования для наблюдений и исследовательских работ. Упаковка продуктов питания. Укладка рюкзака, игра «Собери рюкзак к туристской прогулке». Игра-состязание «Ремонт личного снаряжения» (способы штопки, наложения заплат, заклеивания дыр, пришивания пуговиц и пр.).

1.4. Организация туристского быта ( 6 часов)

Теоретические занятия (1 час)


Привалы и ночлеги, требования к местам привалов и ночлегов. Организация мест отдыха и туристской стоянки. Правила разведения костра. Типы костров и их назначение. Организация питания и питьевой режим в походе. Требования к упаковке продуктов для перекуса, соблюдение гигиенических требований. Необходимый запас воды для питья и правила его транспортировки во время туристской прогулки.


Практические занятия (5 часов)


Фасовка и упаковка продуктов, воды и соблюдение гигиенических требований. Планирование и организация места отдыха на местности во время туристской прогулки. Устройство и оборудование туристской стоянки: места для установки палаток, кострища, приготовления и приема пищи, отдыха, умывания, забора воды и мытья посуды, туалеты. Уборка мест привалов и стоянок. Заготовка дров, разведение костра и соблюдение мер безопасности. Приготовление пищи на костре. Соблюдение правил гигиены при заборе воды для питья, рациональное расходование воды и соблюдение питьевого режима во время туристской прогулки (тренировки).


1.5.Топографическая подготовка и ориентирование (6 часов)

Теоретические занятия (1 час)


Рисунок и простейший план местности (парка или своей улицы). Изображение местности на рисунке, фотографии, схеме или плане. Простейшие условные знаки. Знакомство с топографической картой, масштаб, условные знаки. Роль топографа в туристской группе. Легенда туристского маршрута.Горизонт и стороны горизонта. Компас, правила пользования им. Ориентирование с помощью карты в походе. Разведчик туристской группы, его обязанности и действия на туристской прогулке (экскурсии).


Практические занятия (5 часов)


Знакомство с планом улицы и поселка. Зарисовка топографических условных знаков. Измерение расстояний (шагами и парами шагов) на местности, в парке. Освоение навыков чтения и движение по схеме (плану) на местности. Рисовка условными знаками поляны, лагеря группы на туристской прогулке, экскурсии. Овладение навыками чтения легенды маршрута во время туристской прогулки. Составление легенды движения группы условными знаками. Выработка навыков определения сторон горизонта по компасу, солнцу, объектам растительного и животного мира, по местным признакам в условиях парка (леса). Ориентирование на местности. Ориентирование по описанию (легенде). Обсуждение историй из книг и мультфильмов, где герои использовали планы местности или рисунки в различных целях (поиск кладов, путешествия, постройка жилища для друзей).

1.6. Медико-санитарная подготовка (6 часов)

Теоретические занятия (1 час)


Личная гигиена юного туриста. Гигиенические требования к одежде, постели, посуде туриста. Правила соблюдения личной гигиены на туристских прогулках, при организации перекусов. Обязанности санитара туристской группы. Состав медицинской аптечки. Организация первой доврачебной помощи.


Практические занятия (5 часов)


Комплектование медицинской аптечки для туристской прогулки (экскурсии). Проверка срока годности медикаментов, их упаковки. Изучение приемов оказания доврачебной помощи при порезах, ушибах, ожогах, тепловых и солнечных ударах. Зачет (игра «Айболит» (первая доврачебная помощь, правила обработки ран и наложения повязок).


Раздел 2. Краеведческая работа в походе (24 часа)


2.1.Общая характеристика края (8 часов)

Теоретические занятия (1 час)


Знакомство с картой Сосновского района. Территория и географическое расположение района. История района, своего населенного пункта; памятные исторические места. Особенности природы: климат, растительность, животный мир, полезные ископаемые. Туристские возможности района.


Практические занятия (7 часов)


Определение границ района на карте, просмотр фото, видео материалов, обзорная экскурсия. Экскурсия по своему населенному пункту, в краеведческий музей.


2.2. Культура и народные традиции (8 часов)

Теоретические занятия (1 час)


Родословие. Состав семьи, семейные традиции и семейные праздники. Население района, этнический состав. Культура и традиции предков. Народные традиции и обряды, праздники и гуляния. Искусство предков, выдающиеся деятели района.


Практические занятия (7 часов)

Рассказ о своих родителях, родственниках, друзьях. Составление древа рода.

Народные игры наших предков и правила их проведения, игры на местности.


Изучение культурных достопримечательностей своего района и своего поселка.


2.3. Природа и экология ( 8 часов)

Теоретические занятия (1 час)


Природные сообщества. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Заповедники. Экология и охрана природы. Правила поведения на природе. Охрана природы на туристской прогулке, при организации привалов и туристских стоянок. Природоохранная деятельность туристов.


Практические занятия (7 часов).


Просмотр фрагментов видеофильмов о выполнении общественно полезных дел: охране природы, заботе о птицах и животных и пр. Охрана природной среды (зеленой зоны) в своем населенном пункте. Экологические игры. Посадка зеленых насаждений. Очистка лесов, родников. Охрана памятников природы. Изготовление и установка кормушек для зимующих птиц.


2.4. Сбор краеведческого материала в походе (12 часов)

Теоретические занятия (2 часа)

Ведение краеведческой работы в походе. Методы сбора краеведческого материала: наблюдение, фотографирование, ведение дневника и путевых записей, описание экскурсионных объектов. Простейшие приборы для краеведческой и исследовательской работы. Проведение наблюдений за климатом, погодой, сезонными изменениями в природе в своей местности.


Практические занятия (10 часов).


Организация наблюдений во время туристских прогулок, экскурсий и походов, ведения календаря наблюдений. Метеорологические наблюдения, изучение народных примет и местных признаков погоды. Зоологические наблюдения: наблюдение за обитателями леса, степи, гор, рек и водоемов в разные времена года. Наблюдение и исследование растительного мира своей местности, сезонных изменений в природе. Фотографирование и ведение дневника наблюдений. Оформление туристко - краеведческой газеты. Подготовка, организация и выполнение краеведческих заданий (сбор листвы различных пород деревьев, поиск и зарисовка отпечатков следов животных и птиц, сбор растений для гербариев и пр.) по ходу экскурсии или туристской прогулки.


Раздел 3. Общая физическая подготовка (16 часа)

4.1. Значение физической подготовки и закаливания (1 час)

Теоретические занятия (1 час)


Значение общей физической подготовки, закаливания в оздоровлении организма. Влияние физических упражнений на укрепление здоровья, повышение работоспособности. Комплекс утренней физической зарядки. Гигиена при занятиях физическими упражнениями. Закаливание организма..


4.2. Общая физическая подготовка (15 часов)

Практические занятия (15 часов)


Практические занятия по освоению навыков физической подготовки. Общеукрепляющие упражнения. Подвижные игры и эстафеты. Легкая атлетика. Спортивные и народные игры. Отработка практических умений и навыков преодоления естественных и искусственных препятствий. Комплексные упражнения для разного рода мышц. Подвижные и спортивные игры, эстафеты. Ходьба по пересеченной местности. Движение по лесным массивам. Преодоление преград.

1.3. Планируемые результаты

Предметные результаты

По завершении обучения учащиеся должны знать:


  • особенности природы родного края, географическое положение;


  • историю своего населенного пункта, района, области и их основные достопримечательности;


  • искусство предков, достижения культуры и науки, выдающихся деятелей науки, культуры и спорта;


  • правила поведения на природе.

По завершении обучения учащиеся должны уметь:

    • давать общую характеристику родного края и своего населенного пункта;


    • проводить наблюдения и исследования на природе, простые опыты и практические работы;


    • ориентироваться на местности по местным признакам, с помощью карты

  • компаса;


    • пользоваться туристским снаряжением: укладывать рюкзак, устанавливать палатку и осуществлять простейший ремонт;

    • обустраивать туристскую стоянку и убирать ее;

    • приготовить пищу на костре;

    • передвигаться в составе группы;


    • оказывать первую доврачебную помощь пострадавшему;

    • соблюдать правила поведения на природе и меры предосторожности.


Личностными результатами является формирование следующих умений:

-оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;


- называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё

отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

- самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы.


Метапредметнымирезультатами изучения курса является формированиеследующих универсальных учебных действий (УУД):


Познавательные УУД:


-определять, различать и называть детали памятника или исторического здания; -планировать по условиям, заданным взрослым, по заданной схеме или карте и самостоятельно строить туристический маршрут;



Регулятивные УУД:

-умение работать по предложенным методикам, инструкциям;


-умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать


свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на

вопросы путем логических рассуждений;

-определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога.


Коммуникативные УУД:

-умение работать в коллективе;

-умение работать над проектом (маршрутом) в команде.


Блок № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»


2.1. Календарный учебный график


Количество учебных недель – 36.


Дата начала и окончания учебных периодов


Начало занятий обучения с 10 сентября, окончание занятий 31 мая.

Продолжительность каникул с 1 июня по 31 августа.



2.2. Условия реализации программы


Санитарно-гигиенические требования


Для проведения теоретических занятий требуется учебный кабинет, соответствующий санитарно - гигиеническим нормам и требованиям техники безопасности, противопожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет должен хорошо освещаться и периодически проветриваться. Необходимо наличие аптечки с медикаментами для оказания первой медицинской помощи. Кабинет должен быть оснащен персональным компьютерам с доступом в интернет, мультимедийным проектором с экраном. Проведение практических занятий на местности должно происходить на стадионе, в парке или в лесу.


Кадровое обеспечение


Педагог, работающий по данной программе, должен иметь высшее или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю детского объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование и дополнительную профессиональную подготовку по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.


2.3. Форма аттестации.


Формы контроля и подведения итогов реализации программы.


  • целью установления соответствия результатов освоения данной программы заявленным целям и планируемым результатам проводятся промежуточная и итоговая аттестация. Промежуточная аттестация проходит в

конце первого полугодия в форме тестирования, итоговая – в конце учебного года в результате прохождения учащимися туристской полосы препятствий.


Для полноценной реализации данной программы используются следующие виды контроля:


вводный-осуществляется посредством наблюдения за деятельностьюучащегося в процессе занятий и собеседования с ним;


текущий-контрольные задания на местности,тестирование,учебныетренировки, выполнение учащимися краеведческих заданий;


итоговый-участие в походах,конкурсах и викторинах.


Подведение итогов реализации программы происходит во время похода выходного дня, организуемого по окончании учебного года, где на практике проверяются знания, умения и навыки каждого учащегося.



2.4. Оценочные материалы


Средством обратной связи, помогающим корректировать реализацию


образовательной программы, служит диагностический мониторинг. Диагностический материал собирается и копится непрерывно на всех стадиях реализации программы. Психологическая диагностика воспитанников проводится


  • виде тестов, тренингов, игр, анкет. В течение года в программу включены упражнения на развитие памяти, мышления и внимания, на развитие глазомера и ориентирование в пространстве. Отслеживается результативность в достижениях воспитанников объединения. Результативность выполнения учащимися образовательной программы оформляется в таблицы.


Входное тестирование и диагностика (проводится осенью на первых занятиях с учащимися). Выявление психолого-педагогического портрета окружения обучающихся. Режим дня, физическое развитие и подготовленность, самоконтроль учащихся. Проведение тестов с целью выявления темперамента, воображения, типа памяти и пр. Проведение в игровой (состязательной) форме тестов с целью определения (выявления) общего физического и функционального уровня развития воспитанников. Констатирующее тестирование и диагностика (проводится весной) Организация самоконтроля за соблюдением режима дня, ведение (совместно с родителями учащихся) дневника наблюдений за параметрами физического развития организма обучающихся. Проведение в игровой (состязательной) форме контрольных тестов с целью констатации динамики общего физического и функционального развития воспитанников за год.


Зачетный поход. Движение группы по маршруту протяженностью до 4–5 км с использованием плана местности (легенды) или спорткарты. Организация лагеря туристской группы, бивака совместно с родителями. Участие в заготовке дров и сборе хвороста. Посильное участие в приготовлении пищи на костре (совместно с родителями). Сервировка дежурными туристского походного стола. Соблюдение правил и требований гигиены. Туристские и другие игры и состязания. Конкурс знатоков растений на поляне привала. Операции «Помоги братьям меньшим» и «Помоги природе» (очистка ближайших окрестностей от бытового мусора) и др.








Методическое обеспечение программы.


Раздел программы

Тема

Форма занятий

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Дидактичес-киематериа-

лы

Техни-ческоеоснаще-

ние

Формы проведе-ния итогов

Вводное занятие.

Туристско-краеведческая деятельность учащихся

Теория


Словесные, аудиовизуаль-ные

Лекция

Фотоматери-алы

Видеома-териалы

Компью-тер, проэктор экран

Диагностика уровня подготовки учащихся

Раздел 1. Основы туристкой подготовки

Основы

безопасности и правила

поведения

туристов –

краеведов

Теория

Практика

УТП


Словесные, лекция

Таблицы по перед-вижению по пересечен-ной местнос-ти, лите-ратура.

Карточки. Видеома-териалы

Компью-тер, проэктор экран

Беседа,

опрос

Организация и проведение туристских

прогулок и

походов

Теория

Практика

Словесные, наглядные, показа, беседа

Схемы, карты, Литература. Видеомате-риалы.

Фотомате-риалы

Компью-тер, проэктор экран

Беседа,

опрос

Туристское снаряжение






Теория

Практика

УТП

Словесные, аудиовизуаль-ные, рассказ, беседа

Таблица «Личное и групповое снаряжение»

Видеомате-риалы

Компью-тер, проэктор экран.

Туристическое сна-ряжение

Зачет (укладка рюкзака)

Организация туристского

быта.

Теория

Практика

УТП

Словесные, аудиовизуаль-ные, показа, лекция

Фотоматериалы

Видеоматериалы

Специальное снаряжение

Компью-тер, проэктор экран.

Снаряжение для организации быта.

Зачет, УТП

Топографичес-кая подготовка и ориенти-рование

Теория

Практика

Мини-соревно-вания

Словесные, рассказ, топографичес-кий диктант

Топографические и спортивные карты

Лото «Условные знаки», карточки на запоминание условных знаков. Легенды, символы.


Компью-тер, проэктор экран.

Карты, компас.

Беседа

Топографический диктант

Зачет

Медико-

санитарная

подготовка,

гигиена

Теория

Практика

УТП

Словесные, показа, лекция

Карточки с описанием медика-ментов Таблицы « Основные приемы ока-зания ПДП», каточки с описанием болезней, перевязочный материал, шины. Аптечка. Таблицы «Разные виды транспортировок», специальное снаряжение.

Видеомате-риалы

Компью-тер, проэктор экран.

Медицин-скоеснаряже-ние.


















Опрос

Зачет

Раздел 2. Краевед-ческая работа в походе

Общая

Характерис-

тика края:

история,

география,

природа

Теория

Практика

Словесные, лекция, путешествия по карте

Карты, литература, отче-ты, набор откры-

ток о природе.

Видеоматериалы

Фотомате-риалы

Компью-тер, проэктор экран.









Беседа

Зачет

Тест

Культура и

Народные

традиции

Теория

Практика

Экскур-сия

Словесные, показ, рассказ, лекция

Видеоматериалы

Фотомате-риалы

Компью-тер, проэктор экран.

Беседа

Проект

Природа и

экология,

охрана

природы

Теория

Практика

Словесные, показ, рассказ, лекция

Видеомате-риалы

Фотоматери-алы

Компью-тер, проэктор экран.

Конкурс

Сбор крае-

ведческого

материала

Теория

Практика

Словесные, лекция

Видеомате-риалы

Фотоматери-алы


Компью-тер, проэктор экран.

Исследова-тельская работа

Раздел 3.Общая физическая подготовка

Значение

физической подготовки и закаливания.

Теория

Словесные, беседа

Таблицы «ОФП», фото и видео материалы

Компью-тер, проэктор экран.

Беседа


Общая

физическая подготовка.

Зачетный

поход.

Теория

Практика

УТП

соревнования


Словесные, беседа, групповой, метод круговой тренировки, индивидуальный игры

Таблицы «Физическая подготовка тури-та», спортивное снаряжение

Компью-тер, проэктор экран.

Туристическое обо-рудова-ние.

Зачет

Контроль-ные задания на местности.



Мониторинг результатов обучения

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное число баллов

Методы диагностики

1.Теоретическая подготовка

1.1 Теоретические знания по основным разделам учебно- тематического плана программы

Способность ответить на простые вопросы по всем темам за год.

Минимальный уровень – ребенок овладел менее чем 0,5 объема знаний.

1

Тестирование, контрольный опрос и др.

Средний уровень – ребенок способен ответить на более половины вопросов.

5

Максимальный уровень – освоил практически весь объем знаний.


10

2. Практическая подготовка

2.1.Туристская подготовка

Умениепользоваться снаряжением, организовать быт, ориентироваться, оказывать первую помощь

Минимальный уровень

1

Наблюдение

Средний уровень

5

Максимальный уровень

10

2.2.Краеведческие навыки

Умение проводить наблюдения, исследования и оформлять результаты

Минимальный уровень

1

Наблюдение

Средний уровень

5

Максимальный уровень

10

2.3.Физическая подготовка.

Умение преодолевать препятствия

Минимальный уровень

1

Наблюдение

Средний уровень

5

Максимальный уровень

10

3. Общеучебные умения и навыки ребенка

3.1 Умение слушать и слышать педагога

Адекватность восприятия информации, идущей от педагога

Минимальный уровень – ребенок испытывает серьезные затруднения в работе, нуждается в помощи педагога

1

Наблюдение

Средний уровень – работает с помощью педагога

5

Максимальный уровень - работает самостоятельно, не испытывает затруднения.

10

3.2 Учебно- организационные навыки и умения

Способность самостоятельно подготовиться к занятию и убрать за собой.

Минимальный уровень – ребенок овладел менее чем ½ объема навыков

1

Наблюдение

Средний уровень– объем усвоенных навыков более ½

5

Максимальный уровень – освоил весь объем навыков за данный период

10

3.3 Умение соблюдать правила безопасности во время занятий

Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям.

Минимальный уровень– ребенок овладел менее чем ½ объема навыков соблюдения правил

безопасности

1

Наблюдение

Средний уровень– объем усвоенных навыков более 1/2;

5

Максимальный уровень – освоил практически весь объем навыков за данный период

10


Мониторинг личностного развития ребенка

Показатели оцениваемые параметры

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возмож-ное число баллов

Методы диагностики

1.Морально - волевые качества

1.Терпение

Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевая трудности.

Терпения хватает менее чем на ½ занятия;

Более чем на ½ занятия

На все занятие

1


5

10

Наблюдение

2. Воля

Способность активно побуж-дать себя к практическим действиям

Волевые усилия ребенка побуждаются извне.Иногда самим ребенком;

Всегда самим ребенком

1


5


10

Наблюдение

3. Самоконтроль

Умение контролировать свои поступки (приводить к должному действию)

Ребенок постоянно действует под контролем извне;

Периодически контролирует себя сам; Постоянно контролирует себя сам;

1



5


10

Наблюдение

2. Ориентационные качества

1.Самооценка

Способность оценить себя адекватно реальным достижениям

Завышенная

Заниженная

Нормальная

1

5

10

Анкетирование

2.Интерес к занятиям в детском коллективе

Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы

Продиктован ребенку извне

Периодически поддерживается самим ребенком

Постоянно поддерж-ся самим ребенком

1


5



10

Наблюдение

3.Поведенческие качества

1.Конфликтность (отношение ребенка к столкновению интересов (спору)

Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации

Периодически провоцирует конфликты;

Сам в конфликтах не участвует, старается их избежать; Пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты

1



5



10

Наблюдение

2. Отношение к общим делам

Умение воспринимать общие дела как свои собственные

Избегает участия в общих делах;

Участвует при побуждении извне; Инициативен в общих делах

1


5


10

Наблюдение

3. Тип сотрудничества

Умение работать в коллективе

Пассивен

Сотрудничает иногда

Активен

1

5

10

Наблюдение


2.5. Методические материалы



При составлении учебного плана педагог должен исходить из своей педагогической и туристско-краеведческой квалификации, необходимо учитывать следующие факторы: объем учебного материала, цикличность по сезонам, последовательное усложнение материала. В соответствии с возрастными особенностями обучающихся используются разнообразные формы организации занятий и методы обучения. На занятиях используется групповая и индивидуальная работа под руководством педагога, что требует от обучающихся общения друг с другом и педагогом.Занятия в учебном кабинете состоят из теоретической и практической части. Теоретическая часть включает беседы, рассказы, которые способствуют эффективному усвоению туристско-краеведческих знаний. При проведении занятий большую роль играет использование дидактических материалов, наглядных пособий, презентаций, учебных фильмов. Практическая часть занятий предполагает учебно – деятельностную игру обучающихся, выполнение практических упражнений по изучаемой теме, оформление материалов краеведческой работы. При этом активно используются информационно - коммуникативные технологии.При проведении занятий применяются технологии проблемного и диалогового обучения, поисково - исследовательские и игровые технологии, интерактивные методики, проводится рефлексия.Занятия на местности предусматривают практическую работу учащихся по выполнению заданий, физической подготовке, туристские прогулки и экскурсии, краеведческие наблюдения на природе, сбор краеведческого материала, проведение природоохранных мероприятий. При проведении практических занятий активно применяются образовательные технологии личностно - ориентированного и игрового обучения, педагогики сотрудничества, используются интерактивные методики, особое внимание уделяется рефлексии. Вне сетки часов происходит участие в походах, в туристских слетах, краеведческих конкурсах, проектной деятельности.


Материально-техническое и методическое обеспечение программы.


Материально-техническое обеспечение

Методическое обеспечение

  • Учебный кабинет, учебные столы, стулья;

  • Оборудование и инструменты: ноутбук, проектор, экран, фотоаппарат, видеокамера.;

  • Необходимое туристическое оборудование и снаряжение.

  • Информационно-методические материалы по темам.

  • Диагностические методики.

  • Дидактическое обеспечение: наглядные пособия (в соответствии с разделами программы), образцы готовых узлов (стенд), показательные стенды, информационные стенды.


Перечень оборудования и снаряжения


  1. Географическая карта РМЭ, Куженерского района

  2. Карты топографические учебные

  3. Спортивные карты местности

  4. Компасы


  1. Условные знаки карт

  2. Учебные плакаты

  3. Секундомер

  4. Часы

  5. Палатки

  6. Туристские коврики

  7. Рюкзаки


  1. Тенты

  2. Костровое оборудование

  3. Рукавицы костровые (брезентовые)

  4. Лопата саперная в чехле

  5. Пила походная

  6. Топор в чехле


  1. Аптечка медицинская в упаковке

  2. Ремонтный набор

  3. Рулетка 15–20 м

  4. Лента мерная

  5. Бинокль

  1. Термометр наружный

  2. Термометр водный

  3. Весы напольные

  4. Веревки основные

  5. Веревки вспомогательные

  6. Репшнур


  1. Карабины

  2. Страховочные системы

  3. Каски

  4. Жумары

  5. Спусковые устройства (восьмерки)

  6. Рукавицы

  7. Мячи (баскетбольные, волейбольные, футбольные)


  1. Мячи набивные

  2. Скакалки

  3. Канцелярские принадлежности.

  4. Маршрутные документы (маршрутные листы)


Рекомендуемый перечень личного туристского снаряжения учащегося

  1. Рюкзак для туристских походов.


  1. Коврик туристский.

  2. Спальный мешок.

  3. Накидка от дождя

  4. Фонарик

  5. Туристские ботинки или обувь на твердой подошве.

  6. Обувь спортивная (типа шиповки).

  7. Сапоги резиновые.


  1. Фляжка или емкость для питьевой воды (1–1,5 л).

  2. Головной убор.

  3. Штормовка и брюки (ветрозащитный костюм).

  4. Спортивный тренировочный костюм.

  5. Свитер шерстяной.

  6. Брюки ветрозащитные.


  1. Столовые принадлежности (тарелка, кружка, ложка, нож складной).

  2. Блокнот и ручка.

  3. Перчатки рабочие.

  4. Носки шерстяные.

  5. Сидушка походная.

  6. Индивидуальный медицинский пакет.


Алгоритм учебного занятия


1.Постановка цели для каждого занятия в соответствии с программой.


2.Постановка задач, подбор необходимой литературы и материалов, в зависимости от темы занятия.


3.Выбор оптимальной формы работы с детьми в зависимости от темы занятия.

4.Использование различных методов и приемов работы с детьми.


5.Осуществление контроля на занятии и соблюдение правил техники безопасности.


2.6. Список литературы


Литература для педагога


  1. Алекшин И. А. Соревнования по спортивному ориентированию.- М: Просвещение, 2004г


  1. Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. - М.:Профиздат, 1997.


  1. Краткий справочник туриста. М.: Профиздат, 1985.


  1. Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. - М.: ЦДЮТиК, 2003.


  1. Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Дрогов И.А. Полевые туристские лагеря.- М.: ВЛАДОС, 2000.


  1. Пешеходный туризм. - Москва, «Физкультура и спорт», 1990.

  2. Самойленко А.А. Детско-юношеский туризм. Учебное пособие. М.: 2016 г.


  1. Таланга Е. Энциклопедия физических упражнений / Пер. с польск. – М.: Физкультура и спорт, 1998.


  1. Энциклопедия туриста / Гл. ред. Е.И. Тамм. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.


  1. Ю.С Константинов, Л.П. Слесарева Туристско-краеведческая деятельность в школе. - Москва, 2011 г.


Литература для учащихся


  1. Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. М.: ЦДЮТиК, 2003.


  1. Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Дрогов И.А. Полевые туристские лагеря. М.: ВЛАДОС, 2000.


  1. Самойленко А.А., Твердый А.В. Электричкой в горы. Путеводитель. Платонов, 2008 г.


  1. Таланга Е. Энциклопедия физических упражнений / Пер. с польск. – М.: Физкультура и спорт, 1998.


  1. Энциклопедия туриста / Гл. ред. Е.И. Тамм. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.


  1. Ю.С Константинов, Л.П. Слесарева. Туристско-краеведческая деятельность в школе. - Москва, 2011 г.


























Календарно-тематическое планирование

на 2022-2023 уч. год



№ п/п

Тематика занятий

Формы контроля

Кол-во часов

Дата проведения

1

Вводное занятие.

Туристско-краеведческая деятельность обучающихся

Диагностика уровня подготовки обучающихся

1 час

15.09

2

Основы безопасности и правила поведения туристов – краеведов. Теория


1 час

20.09

3

Основы безопасности и правила поведения туристов – краеведов.


1 час

22.09

4

Организация и проведение туристских прогулок и походов. Теория. ОФП. Бег 1000 м


Тест


1 час

27.09

5

Организация и проведение туристских прогулок и походов в летний период


1 час

29.09

6

Организация и проведение туристских прогулок и походов в осенний период


1 час

4.10

7

Туристское снаряжение в летний период

Укладка рюкзака

1 час

6.10

8

Туристское снаряжение в осенний период

Укладка рюкзака

1 час

11.10

9

Медико-санитарная подготовка, гигиена

Зачет

1 час

13.10

10

Значение физической подготовки и закаливания


1 час

18.10

11

Организация и проведение туристских прогулок и походов в осенний период.



1 час

20.10

12

Основы топографической подготовка и ориентирования


1 час

25.10

13

Организация туристского быта. Теория


1 час

27.10

14

ОФП. Поднимание туловища за 1 мин – девушки, КСУ – юноши

Тест

1 час

1.11

15

Краеведческая работа в походе. Общая характеристика края: история, география, природа. Теория

Тест

1 час

3.11

16

Культура и народные традиции. Теория

Тест

1 час

8.11

17

Культура и народные традиции Куженерского района

Тест

1 час

10.11

18

Природа и экология, охрана природы. Теория

Тест

1 час

15.11

19

Природа и экология, охрана природы Куженерского района

Тест

1 час

17.11

20

ОФП. Поднимание туловища за 1 мин – девушки, КСУ – юноши

Тест

1 час

22.11

21

Топографическая подготовка и ориентирование

Контрольные задания на местности

1 час

24.11

22

Туристское снаряжение в зимний период

Укладка рюкзака

1 час

29.11

23

Культура и народные традиции РМЭ

Тест

1 час

1.12

24

Природа и экология, охрана природы РМЭ

Тест

1 час

6 12

25

Организация туристского быта

Учебно-тренировочный поход

1 час

8.12

26

ОФП. Подтягивание на низкой перекладине– девушки, на высокой перекладине – юноши


1 час

13.12

27

Топографическая подготовка и ориентирование

Контрольные задания на местности

1 час

15.12

28

Медико-санитарная подготовка, гигиена. ПМП при ранении. Остановка кровотечения

Зачет

1 час

20.12

29

Сбор краеведческого материала. Теория

Краеведческое задание

1 час

22.12

30

Организация туристского быта. Привалы и ночлеги в походе

Учебно-тренировочный поход

1 час

27.12

31

ОФП. Отжимание в упоре лежа

Тест

1 час

29.12

32

Культура и народные традиции РМЭ. Сернурский район

Тест

1 час

10.01

33

Природа и экология, охрана природы РМЭ. Сернурский район

Тест

1 час

12.01

34

Топографическая подготовка и ориентирование без карты и компаса

Контрольные задания на местности

1 час

17.01

35

Медико-санитарная подготовка, гигиена. ПМП при переохлаждении и отморожении

Зачет

1 час

19.01

36

ОФП. Наклоны вперед из положения стоя

Тест

1 час

24.01

37

12 способов ориентирования на местности

Контрольные задания на местности

1 час

26.01

38

Культура и народные традиции РМЭ. Параньгинский район


1 час

31.01

39

Природа и экология, охрана природы РМЭ. Параньгинский район


1 час

2.02

40

Организация туристского быта. Назначение привалов, их периодичность и продолжительность

Тест

1 час

7.02

41

ОФП. Лыжные гонки. 2 км – девушки и 3 км – юноши

Тест

1 час

9.02

42

Три основных пути сбора краеведческого материала

Выполнение краеведческого задания

1 час

14.02

43

Медико-санитарная подготовка, гигиена. ПМП при термических и химических ожогах

Зачет

1 час

16.02

44

Топографическая подготовка и ориентирование. Ориентирование по компасу

Контрольные задания на местности

1 час

21.02

45

Культура и народные традиции РМЭ. Моркинский район

Тест

1 час

28.02

46

Природа и экология, охрана природы РМЭ. Моркинский район

Тест

1 час

2.03

47

ОФП. Поднимание туловища за 2 мин – девушки, КСУ – юноши

Тест

1 час

7.03

48

Сбор краеведческого материала. Планомерный и систематический сбор документов и памятников

Выполнение краеведческого задания

1 час

9.03

49

Организация туристского быта. Бивачные работы

Тест

1 час

14.03

50

Медико-санитарная подготовка, гигиена. ПМП при отравлениях

Зачет

1 час

16.03

51

Организация и проведение туристских прогулок и походов. Особенности пешеходного туризма


1 час

21.03

52

ОФП. Преодоление полосы препятствий

Зачет

1 час

23.03

53

Сбор краеведческого материала. Экспедиционный сбор

Выполнение краеведческого задания

1 час

28.03

54

Культура и народные традиции РМЭ. Новоторъяльский район

Тест

1 час

30.03

55

Природа и экология, охрана природы РМЭ. Новоторъяльский район

Тест

1 час

4.04

56

Топографическая подготовка и ориентирование. Ориентирование по компасу и движение по азимуту

Контрольные задания на местности

1 час

6.04

57

Организация туристского быта. Бивачные работы. Разведение костра

Тест

1 час

11.04

58

Медико-санитарная подготовка, гигиена. ПМП при травмах опорно-двигательного аппарата

Зачет

1 час

13.04

59

Сбор краеведческого материала. Прием даров и случайных поступлений

Выполнение краеведческого задания

1 час

18.04

60

ОФП. Бег 60 м.


1 час

20.04

61

Культура и народные традиции РМЭ. Советский район

Тест

1 час

25.04

62

Природа и экология, охрана природы РМЭ. Советский район

Тест

1 час

27.04

63

Топографическая подготовка и ориентирование. Ориентирование карты по компасу

Контрольные задания на местности

1 час

23.05

64

Организация туристского быта. Бивачные работы. Разведение костра. Типы костров

Учебно-тренировочный поход

1 час

2.05

65

Медико-санитарная подготовка, гигиена. ПМП при травмах головы. Правила бинтования и виды перевязок

Зачет

1 час

4.05

66

ОФП. Прыжки в длину с места

Тест

1 час

11.05

67

Организация и проведение туристских прогулок и походов


1 час

16.05

68

Организация туристского быта. Бивачные работы. Разведение костра. Типы костров

Учебно-тренировочный поход

1 час

18.05

69

Сбор краеведческого материала.

Выполнение краеведческого задания

1 час

23.05

70

ОФП. Бег по пересеченной местности. Кросс

Зачет

1 час

25.05

71

Медико-санитарная подготовка, гигиена

Зачет

1 час

___

72

Зачетный поход


1 час

30.05


ИТОГО


72 часа



















Список

обучающихся объединения

«Школа безопасности»

МБОУ «Русскошойская средняя общеобразовательная школа»»

1 года обучения на 2022-2023 учебный год

п/п

Фамилия, имя обучающегося

Домашний адрес

СНИЛС

1

Михайлова Даяна

с. Русские Шои, ул. Молодежная, д.12 кв.1

149-638-083 04

2

Петухов Константин

д.Мари-Шои, ул.Средние Мари-Щои, д.14а

173-463-225 66

3

Пудов Артур

с.Русские Шои, ул.Центральная, 31

175-315-352 63

4

Крылов Ярослав

с.Русские Шои, ул.Центральная, д.76

175-453-416 80

5

Лебедев Глеб

с. Русские Шои, ул. Молодежная, д.6, кв.1

175-244-109 59

6

Петров Александр

с. Русские Шои, ул.Молодежная

д.7 кв2

166-953-093 09

7

Куклин Никита

с.Русские Шои, ул.Дружбы, д.12,кв4

175-401-934 64

8

Ефремов Максим

д. Шойдум, ул. Луговая, д.7

174-375045 78

9

Иванова Полина

с. Русские Шои, ул. Центральная,д.50

144-312-675 36

10

Петров Сергей

с. Русские Шои, ул. Центральная,д.75

144-137-440 37

11

Рыбакова Алена

д. Мари-Шои, ул. Средние Мари-Шои, д. 53

151-982-693 96

12

Москвина Анжела

д. Мари-Шои, ул. Починок, д. 22, кВ. 1

178-544-086 07

13

Сорокина Анастасия

д. Мари-Шои, ул. Средние Мари-Шои, д. 10 А

168-842-167 09

14

Пудов Иван

с. Русские Шои, ул. Полевая, д. 8

172-641-786 81

15

Константинов Максим

Д. Саламатнур, ул. Молодежная, д. 7

173-702-130 44

Мед.работник: _______________ /Охотникова Г.М./

Педагог ДО: ____________ /Борисов Э.В../

Директор МБОУ

«Русскошойская средняя общеобразовательная школа»: _______ /Репин А.Э./








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!