Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования села Лаврентия»
«Рассмотрено на заседании МО» Руководитель МО ____________ Сартакова К.Е Протокол № ___ от «__ » ___________2021 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УМР ___________ Белова О.Н.. «__ » ____________2021г. | «Утверждено» Директор МБОУ «Центр образования с. Лаврентия» ______________ Л.В. Рубцова Приказ № ___ от «___»____________ 2021г. |
Рабочая программа
кружка
ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ
Возрастная категория учащихся: 11-16 лет
Учитель: Алеев Юрий Очирович
Год реализации программы: 2021-2022
Общее количество часов по плану:184 часов в год
Количество часов в неделю: 5,4 ч.
Пояснительная записка
Жизнь выдвигает на первый план проблемы укрепления физического, духовного и нравственного здоровья подрастающего поколения.
Чем больше подросток получает информации, приобретает практических навыков, чем серьезнее психологическая подготовка к всевозможным социальным и природным катаклизмам, тем выше его эмоционально-волевая устойчивость. Людей, обладающих ею, называют сильными. Сильные люди умеют распорядиться своими знаниями и опытом на пользу себе и окружающим, готовы прийти на помощь другим, решают проблемы гуманными, законными путями.
Программа внеурочной деятельности «Школа безопасности» ориентирована на создание у школьников правильного представления о личной безопасности, на расширение знаний и приобретение практических навыков поведения при попадании в экстремальные и чрезвычайные ситуации. В содержание курса внеурочной деятельности «Школа безопасности» входят аспекты различных знаний из предметов естественнонаучного цикла и ОБЖ, которые систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в процессе обучения в школе, и способствует у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности.
Цели:
- развитие у школьников качеств, обеспечивающих безопасную жизнедеятельность, через познание себя и других;
- формирование готовности школьников к отношениям в обществе и преодолению жизненных трудностей, проверка своих сил и возможностей, активное самовоспитание.
Задачи:
Воспитательные: воспитание у школьников ответственности за личную безопасность, ответственного отношения к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства.
Развивающие: развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих правильное поведение в экстремальных ситуациях; способствовать развитию лидерских качеств подростков; развитие умений работать в группе, коллективе;
Знания, умения и навыки: получение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях; формирование умений оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья, безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; выработка навыков правильного поведения в экстремальных ситуациях.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа безопасности» для 5-9 классов является компонентом основной образовательной программы основного общего образования школы, составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, на основе примерной образовательной программы по ОБЖ для основного общего образования, авторской программы А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова «Основы безопасности жизнедеятельности». Рабочие программы. 5 – 9 классы. Москва, «Просвещение», 2013г., и позволяет формировать УУД по курсу.
Программа внеурочной деятельности «Школа безопасности» в основной школе нацелена на:
безопасное повеление учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;
принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти;
антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;
отрицательное отношение учащихся к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.
Достижение лих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному повелению.
Рабочая программа ориентирована на:
формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека:
выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих;
приобретения учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учётом своих возможностей:
формирования у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков.
Структура рабочей программы внеурочной деятельности «Школа безопасности» при модульном построении содержания основного общего образования включает в себя два учебных модуля и пять разделов.
СОДЕРЖАНИЕ
Основы здорового образа жизни
Здоровый образ жизни и его составляющие
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Составляющие здорового образа жизни.
Факторы, разрушающие здоровье
Вредные привычки и их влияние на здоровье (курение, употребление алкоголя, наркомания).
Ранние половые связи и их отрицательные последствия для здоровья человека.
Инфекции, передаваемые половым путем, и их профилактика
Правовые аспекты взаимоотношения полов. Семья в современном обществе.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Оказание первой помощи. Первая помощь и правила её оказания. Средства оказания первой помощи.
Основные неинфекционные заболевания и их профилактика.
Наиболее часто встречающиеся инфекционные заболевания, их возбудители, пути передачи, меры профилактики.
Первая помощь при неотложных состояниях.
Правила оказания первой помощи при неотложных состояниях. Первая помощь при массовых поражениях
Комплекс простейших мероприятий по оказанию первой помощи при массовых поражениях.
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты:
усвоение правил индивидуального и коллективного без
опасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих
жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и
на дорогах;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед
Родиной,
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира:
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственною поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
формирование анти экстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной
задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанною выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять поняли, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы,
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы дли решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
освоение приемок действии в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защита личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и зашиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
умение оказать первую помощь пострадавшим;
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Ожидаемые результаты
1. В познавательной сфере:
• знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
• умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
• умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
3. В коммуникативной сфере:
• умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.
4. В эстетической сфере:
• умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его.
5. В трудовой сфере:
• знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни; локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
• умения оказывать первую медицинскую помощь.
6. В сфере физической культуры:
• формирование установки на здоровый образ жизни;
• развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки; умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и спортом.
Тематическое планирование:
№ | Тема занятия | Количество часов | Дата |
План | Факт |
Модуль I. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (13 занятий) | | |
| Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни (2 занятия) | | | |
1 | О здоровом образе жизни. | 5,4 | | |
2 | Двигательная активность и закаливание организма. | 5,4 | | |
| Факторы, разрушающие здоровье человека (2 занятия) | | | |
3 | Вредные привычки и их влияние на здоровье. | 5,4 | | |
4 | Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек. | 5,4 | | |
| Первая помощь и правила ее оказания (9 занятий) | | | |
5 | Первая помощь при различных видах повреждений. | 5,4 | | |
6 | Первая помощь при различных видах повреждений. | 5,4 | | |
7 | Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах. | 5,4 | | |
8 | Первая помощь при кровотечениях | 5,4 | | |
9 | Первая помощь при кровотечениях | 5,4 | | |
10 | Асептические повязки и правила их наложения | 5,4 | | |
11 | Асептические повязки и правила их наложения | 5,4 | | |
12 | Первая помощь при отравлениях (практические занятия). | 5,4 | | |
13 | Лекарственные растения. | 5,4 | | |
| Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде (4 занятия) | | | |
14 | Автономное существование человека в природе. | 5,4 | | |
15 | Добровольная автономия человека в природной среде. | 5,4 | | |
16 | Вынужденная автономия человека в природной среде. | 5,4 | | |
17 | Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании. | 5,4 | | |
| Опасные ситуации в природных условиях (4 занятия) | | | |
18 | Опасные погодные явления. | 5,4 | | |
19 | Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях. | 5,4 | | |
20 | Укусы насекомых и защита от них. | 5,4 | | |
21 | Клещевой энцефалит и его профилактика. | 5,4 | | |
| Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде (4 занятия) | | | |
22 | Автономное существование человека в природе. | 5,4 | | |
23 | Добровольная автономия человека в природной среде. | 5,4 | | |
24 | Вынужденная автономия человека в природной среде. | 5,4 | | |
25 | Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании. | 5,4 | | |
| Опасные ситуации в природных условиях (4 занятия) | | | |
26 | Опасные погодные явления. | 5,4 | | |
27 | Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях. | 5,4 | | |
28 | Укусы насекомых и защита от них. | 5,4 | | |
29 | Клещевой энцефалит и его профилактика. | 5,4 | | |
Модуль IV. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (5 занятий) | | |
| Первая помощь при неотложных состояниях | 5,4 | | |
30 | Личная гигиена и оказание первой помощи в природных условиях. | 5,4 | | |
31 | Оказание первой помощи при травмах. | 5,4 | | |
32 | Оказание первой помощи при ссадинах и потертостях. | 5,4 | | |
33 | Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах, отморожении и термическом ожоге. | 5,4 | | |
34 | Оказание первой помощи при укусах змей и насекомых. | 5,4 | | |
| Итого | 183,6 | | |
19