ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 2017–2018 уч. г .
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП . 11 КЛАСС
Задания, ответы и критерии оценивания
1. (11 баллов) В одном из учебников для начальной школы приводится такое утверждение. Какие согласные звуки являются непарными по глухости / звонкости?
Непарные согласные:
звонкие: [ Й’], [ Л ], [Л’], [ М ], [М’], [ Н ], [Н’], [ Р ], [Р ’];
глухие : [ Х ], [Х’], [ Ц ], [Ч’], [ Щ’].
Укажите на допущенные авторами неточности с точки зрения академической науки. Докажите своё мнение.
Критерии и ответы
Звук , который обозначает буква й , в научной фонетической традиции записывается как [j] – 1 балл , он всегда мягкий, и поэтому у него не обозначается мягкость – 1 балл , у [ Х ], [Х’], [ Ц ], [Ч’], [ Щ’] существует звонкая пара – 3 балла.
Дополнительно – 1 балл за рассуждение о том , что в формулировке смешаны понятия звука и фонемы.
Например:
сме [ γ ] был заливистым...,
о Бо[γ'] е ,
оте[дз ] был строгим ...,
испе [д 'ж '] бы пирожок ...,
дро [ж':] и ,
( по 1 баллу за пример).
Всего 11 баллов.
2. (2 балла ) Дан следующий отрывок из романа « Евгений Онегин» А.С. Пушкина .
(1) Бежал он их беседы шумной.
(2) Их разговор благоразумный
(3) О сенокосе , о вине ,
(4) О псарне , о своей родне,
(5) Конечно , не блистал ни чувством ,
(6) Ни поэтическим огнём ,
(7) Ни остротою, ни умом,
(8) Ни общежития искусством …
Дайте толкование слова общежитие в строке 8.
Критерии и ответы
Общежитие – общественная жизнь, жизнь в обществе.
Всего 2 балла .
3. (4 балла ) Даны словосочетания с глаголами: добегаться до головокружения, докуриться до тошноты, договориться о встрече до десяти часов, допрыгаться до вывиха , догуляться до отчисления . Все эти глаголы формально образованы одним способом, но один из глаголов существенно отличается от всех других по смыслу.
1. Укажите формальный способ образования этих глаголов .
2. Укажите глагол , отличающийся от других по смыслу, и опишите этот смысл .
3. Опишите смысл всех других глаголов .
Критерии и ответы
1. Формальный способ словообразования – приставочно- постфиксальный ( приставочно- суффиксальный ) (до- + - ся ): бегать – добегаться , курить – докуриться, говорить – договориться , прыгать – допрыгаться , гулять – догуляться (1 балл ).
2. Отличается от всех других по смыслу глагол договориться (1 балл ): он значит « достичь договорённости о чём - либо с кем - либо в результате говорения, разговора» (1 балл ).
3. Остальные глаголы обозначают следующее : «доведение действия до нежелательного с точки зрения говорящего и заранее не планировавшегося результата » (1 балл ).
Всего 4 балла .
4. (2 балла ) Даны предложения , в одном из которых реально существующий в русском языке фразеологический оборот « переиначен » на иностранный лад ( например: баба с возу – кобыле легче – леди с дилижанса – пони легче).
Как приехала Мария Васильевна из отпуска – сразу на новую работу, в новый коллектив. Прямо с крейсера на дискотеку попала .
Догадайтесь, какой фразеологизм имеется в виду, выпишите его и дайте толкование его значения .
Критерии и ответы
Это ФЕ попасть с корабля на бал (1 балл ) – после долгого пути ( или трудных дел, уединения ) внезапно оказаться в новой , непривычной обстановке , в многолюдном обществе (1 балл ).
Всего 2 балла .
5. (8 баллов) Дан ряд глаголов : загонять , заносить, отлетать , отходить, угонять . Один ученик посчитал все эти глаголы глаголами несовершенного вида , а другой ученик – глаголами совершенного вида . Кто из учеников прав ? Ответ обоснуйте.
Критерии и ответы.
Правы оба ученика (1 балл ). Вид данных глаголов зависит от значения приставок (1 балл ). Если приставка за - имеет значение « движение за предмет, внутрь или в сторону», то глаголы загонять , заносить несовершенного вида (1 балл ).
Если приставка за - имеет значение «причинение ущерба объекту в результате долгого произведения действия », то глаголы загонять , заносить – совершенного вида (1 балл ).
Если приставка от- имеет значение « отделение, удаление от предмета ( чаще на небольшое расстояние )», то глаголы отлетать , отходить – несовершенного вида (1 балл ).
Если приставка от- имеет значение « прекращение ( обычно долго длившегося) действия », то глаголы отлетать , отходить – совершенного вида (1 балл ).
Если приставка у- имеет значение « удаление предмета откуда - либо», то глагол угонять – несовершенного вида (1 балл ).
Если приставка у- имеет значение « причинение ущерба доведением действия до предела», то глагол угонять – совершенного вида (1 балл ).
Всего 8 баллов.
6. (8 баллов) Синтаксические формулы ( структурные схемы ) – способ обозначения разных типов простого предложения в синтаксической науке. В структурных схемах прописные буквы латиницы обозначают сокращённые латинские названия разных частей речи . Цифровые индексы при буквах – номера падежей у имён и формы грамматического лица у глаголов . Есть ещё ряд символов, которые имеют в синтаксической формуле своё значение . Предложения типа «Дом высок », « Девушка красива» можно в принципе обозначить и схемой N1 – Adj1 , и схемой N1 – Adj1 кратк . ф..
Предложения типа « Ты сегодня сердитый», « Метель на улице сильная» можно в принципе обозначить и схемой N1 – Adj1 , и схемой N1 – Adj1 полн. ф. Тем не менее специалисты по синтаксису не спешат отказываться от указания на полную либо краткую форму прилагательного в позиции сказуемого . В приведённом ниже перечне укажите те предложения , которые допустимо описывать более общей схемой N1 – Adj1, и те предложения , схема которых должна указывать на полную/ краткую форму прилагательного. Объясните, чем может быть вызвана необходимость такого указания.
Девушка хороша собой .
Утро нынче свежее.
Эти сапоги финские .
Москва – самый крупный мегаполис Европы.
Критерии и ответы
Утро нынче свежее.
Это предложение можно описать схемой N1 – Adj1
В схемах, описывающих остальные предложения , следует указывать на полноту/ краткость прилагательного.
Девушка хороша собой.
В этом случае лексическое значение полной формы прилагательного « хорошая» сильно отличается от реализованного в предложении лексического значения краткой формы прилагательного « хороша», кроме того , полная форма не позволяет реализовать синтаксическую связь с зависимым словом («собой »).
Эти сапоги финские .
В этом случае относительное прилагательное не имеет краткой формы .
Москва – самый крупный мегаполис Европы.
В этом случае налицо форма превосходной степени прилагательного.
За верное указанное предложение , которое можно описать схемой N1 – Adj1, – 2 балла.
За верные объяснения того , почему для описания остальных предложений необходимо использовать схему с указанием на полноту/ краткость формы прилагательного, – по 2 балла.
Всего 8 баллов.
7. (6 баллов) Прочитайте отрывок из школьного сочинения .
Жизненная цель Господина из Сан - Франциско заключалась в материальных благополучиях , утратив всё живое в своей душе. Люди, сделавшие выбор в пользу денег, забывают об истинных и настоящих ценностях , а не только о ложных .
Укажите в тексте все грамматические и речевые ошибки и недочёты. Объясните, в чём заключаются эти ошибки. Перепишите отрывок сочинения без ошибок и недочётов, сохранив в целом его смысл .
Критерии и ответы
1. А. « заключалась в материальных благополучиях » – грамматическая ошибка. Слово « благополучие » не имеет формы мн. ч .
Б. «цель … заключалась …, утратив всё живое в своей душе» – грамматическая ошибка. Неверное употребление деепричастного оборота.
В. « забывают об истинных и настоящих ценностях » – речевая ошибка.
Неоправданный смысловой повтор .
Г. «забывают о настоящих ценностях , а не только о ложных » – речевая
ошибка. Неточное высказывание. О « ложных ценностях», судя по контексту, люди, подобные человеку из Сан- Франциско, не забывают.
2. Жизненная цель Господина из Сан - Франциско, утратившего всё живое в своей душе, заключалась в материальном благополучии. Люди, сделавшие выбор в пользу денег, попадают во власть ложных ценностей и забывают о ценностях истинных.
За каждую найденную и удовлетворительно объяснённую ошибку по 1 баллу.
За переписанный отрывок, в котором исправлены замеченные и не допущены новые ошибки, – 2 балла.
Всего 6 баллов.
8. (12 баллов) Используя Ваши знания в области этимологии, а также в области иностранных языков , объясните правописание выделенных букв в перечисленных ниже словах ( например: Очки – очи ; фАльцет – фальшь ( итал . falsetto от falso – ложный). Объясните выбор проверочного слова.
лОпата иждИвение обАяние инжЕнер Организовать спЕктакль
Критерии и ответы
лОпата – лопасть ( этимологически родственные слова)
иждИвение – жить ( ст . сл . из - жити ( прожить ) дало в ц . сл . иждити )
обАяние – баять ( др. р . баяти – колдовать, заговаривать )
инжЕнер – гений ( этимологически оба слова восходят к латинскому genius
« инженер » восходит к латинскому ingenium – « остроумное изобретение»
« врождённая способность»)
организовать – орган ( этимологически оба восходят к греческому « органон» орудие )
спЕктакль – конспект , проспект , спектр ( этимологически все слова восходя к латинскому «specto» – смотреть )
За проверку и верное объяснение каждого слова, по 2 балла. Всего 12 баллов.
9. (1 балл) В сочетании слов ( в том числе « квазислов») посредством перестановки букв местами ( анаграммирования) зашифрован лингвистический термин Пример: эфиоп Яро ( орфоэпия).
Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин: Но ежели пир ?
Критерии и ответы Приложение. Всего 1 балл.
10. (15 баллов) Определите, какой частью речи является в тексте выделенное слово и каково его лексико- грамматическое значение .
1. Узьрю ли си лице братьца моего мьньшааго Глѣба?
2. Не тако ли, рече , рѣка Стугна; худу струю имѣя, пожръши чужи ручьи и стругы , ростре на кусту.
3. Хожаше ( Феодосий) по келиямъ ученикъ своихъ , и аще чьто обрящааше у кого : ли брашьно сънѣдьно, ли одежею лише уставьныя одежа или от имѣния чьто , сия възьмъ въ пещь въмѣташе.
4. Въ градѣ , въ немь же живеши, и въ инѣхъ окрьстьнихъ поишти ли единого человѣка бояштяся бога ... Обрѣте ли такого человѣка , то уже не скърби .
5. Да луче есть на своеи землѣ костью лечи , и не ли на чюже славну быть.
Критерии и ответы.
1. Вопросительная частица в прямом вопросе (3 балла).
2. Усилительная частица. Употребляется для подчёркивания значения наиболее
важного в смысловом отношении слова в предложении – же (3 балла).
3. Разделительный союз – или, или... или (3 балла).
4. Условно- уступительный ( условный) союз – хоть бы\ хотя бы (3 балла).
5. Сравнительный союз. Присоединяет придаточное предложение при наличии сравнительной степени в главном – нежели, чем (3 балла).
Всего 15 баллов.
Максимальный балл за все выполненные задания – 69.