СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Школа культурного наследия ЮНЕСКО

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

реализация программы школы культурного наследия ЮНЕСКО 

Просмотр содержимого документа
«Школа культурного наследия ЮНЕСКО»

Школа культурного наследия

Региональная литература, безусловно, является культурным наследием.

Одним из направлений работы методического объединения учителей русского языка и литературы является решение одной из методических проблем литературного образования Республики Хакасия - изучение активных форм урочной, внеурочной деятельности, внеклассной работы по изучению региональной литературы, что позволяет сделать учебно-воспитательный процесс более привлекательным для обучающихся, оптимизировать определенные задачи обучения, воспитания и развития.

Различные формы работы по литературному краеведению помогают воспитывать интерес к книге, способствуют проникновению в специфику литературы как образного отражения действительности, знакомят с другими видами искусств.

Этнические особенности нашего региона обусловливают необходимость сопряжения русской и хакасской литератур на основе диалога культур. Систему сопряжения необходимо применять и на уроках, и во внеклассной работе. Диалог культур в литературном образовании позволяет раскрыть национально-специфическое и общечеловеческое в сходных проявлениях родной и неродной культур, способствует расширению духовного опыта, культурного кругозора, развитию творческих способностей.

В практике преподавания региональной литературы давно были отмечены и широко используются и межпредметные связи уроков внеклассного чтения с уроками истории, географии, музыки и изобразительного искусства. Интересно проходят такие уроки, как «Хакасия в поэзии, живописи и музыке», «Хакасии достойные сыны» и др.

При планировании системы работы по изучению литературы Хакасии важно предусмотреть:

- сочетание произведений устного народного творчества, современной литературы и публицистики;

- тематическое разнообразие («Проблема героя в литературе», «Война и мир», «Человек и природа», «Нравственные искания», «Нравственный идеал», «Литературная карта родного края» и т.д.);

- сочетание произведений разных жанров (в соответствии с реальной картиной чтения, а также интересами самого учителя и учащихся);

- чередование разных форм работы (беседа, обзор, композиция, концерт, семинар, викторина, экскурсия, собеседование, консультация и т.д.) и приемов активизации читательской самостоятельности учащихся (различного рода групповые и индивидуальные задания, использование других видов искусства, межпредметных связей, технических средств обучения);

- систематичность и последовательность в овладении навыками работы с книгой (работа с библиотечным каталогом, со справочным аппаратом книги, аннотирование, работа над отзывом, рецензией, обзором, рефератом и т.д.).

Опыт показал, что содержательный компонент региональной литературы позволяет вести разговор о профессиональной ориентации обучающихся, о воспитании нравственных качеств, дает богатый материал для научно-исследовательской и творческой деятельности.

Сложившаяся в обществе и сфере образования социокультурная ситуация, процессы гуманитаризации, гуманизации, происходящие в общеобразовательной школе, попытки создать условия для фopмирoвaния у обучающихся ценностных отношений к достижениям культуры, потребности в интеллектуальной и духовной деятельности, в самообразовании и саморазвитии необычайно актуализируют проблему использования краеведения в процессе литературного образования. Литературное краеведение — это та сфера, где творчество учителя и учащихся может проявиться наиболее полно и в том виде деятельности, который имеет для них личностный смысл, субъективную значимость.

Востребованность литературно-краеведческих знаний и умений учащихся, внимание к литературно-краеведческой деятельности учителя, вызванное новыми ФГОСами, доказывает практическую значимость выбранной нами проблемы. Социальные потребности в развитии региональной культуры, подчеркивают необходимость не только внедрения созданных литературно-краеведческих проектов, но и дальнейшей разработки новых технологий, с привлечением, например, краеведческо-этнографического материала в преподавании литературы, что свидетельствует о явной перспективности избранного направления в преподавании региональной литературы.

Работа по привлечению краеведческо-этнографического материала начинается с теоретической подготовки учителя на курсах повышения квалификации, повышает уровень методической подготовки участие в секциях соответствующего направления Катановских чтений ХГУ им. Н.Ф.Катанова, XVI Международной научно-практической конференции (Новосибирск, 2014) и др. Ученики школы тоже активно участвуют в научно-практических конференциях различного уровня с исследовательскими работами по изучению и сохранению культурного наследия: Всероссийский конкурс исследовательских работ «Шаги в науку», Катановские чтения, Республиканская научно-практическая конференция с межрегиональным участием «Сохранение природного и историко-культурного наследия народов Сибири» (2015), Республиканский экологический фестиваль «Это Земля твоя и моя!»

Экскурсии в музеи Абакана, Черногорска, Саяногорска, поездки по достопримечательностям Хакасии, посещение концертов и выставок работ мастеров Хакасии в Центре культуры и народного творчества имени С.П. Кадышева позволяют расширить кругозор учащихся, воспитывают уважительное отношение к традициям, культуре народов. Особое место в воспитании личности занимает посещение республиканского театра имени А.Г. Топанова. Спектакли, поставленные театром, понятны школьникам и не оставляют равнодушными.

Изучение и сохранение культурного наследия во всех его формах - это та сфера, где творчество учителя и учащихся может проявиться наиболее полно и в том виде деятельности, который имеет для них личностный смысл, субъективную значимость.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!