Урок химии
«Щелочные и щелочноземельные металлы»
Щелочные и щелочноземельные металлы.
(Повторительно-обобщающий урок в 9 классе с использованием компьютера)
Урок проводится как повторительно-обобщающий по данной теме, так как свойства щелочных металлов, т.е. химических элементов IА группы, были рассмотрены в 8 классе, свойства кальция – элемента IIА группы - в 9 классе. У детей уже есть определенные знания, которые необходимо вспомнить в ходе урока и систематизировать. Слайды этой презентации можно использовать и при объяснении соответствующих тем в 8 и 9 классах.
На уроке ученики на основе информации на слайдах должны вспомнить полученную ранее информацию о щелочных и щелочноземельных металлах, осознать значение их в жизни человека. Кроме того, опираясь на полученные знания, выполнять предложенные задания, четко высказывать свои мысли и формулировать понятия.
Урок-презентация проводится с использованием мультимедийного проектора. Переходя от слайда к слайду, ученики вспоминают изученный ранее материал и используют свои знания для выполнения упражнений и ответов на поставленные вопросы.
Тип урока – повторительно-обобщающий, на котором происходит актуализация знаний по теме, через осознание и осмысление изученной на предыдущих уроках учебной информации, с использованием имеющихся навыков и умений, а также с опорой на жизненный опыт.
Вид урока - объяснительно-иллюстративный, с элементами самостоятельной работы по нахождению правильных ответов на предложенные вопросы и задания, содержащиеся на слайдах.
Методы и методические приемы. Самостоятельная работа по нахождению правильных ответов, составлению уравнений реакций, обсуждение выбранного ответа, демонстрация опытов, с последующим написанием уравнений реакций, обсуждение результатов работы.
Цели и задачи урока.
Обучающие. Создать условия: для систематизации и расширения знаний и умений по данной теме; для закрепления понятий о щелочных и щелочно-земельных металлах и взаимосвязи между группой элементов и их свойствами; показать насколько велико значение этих элементов в жизни человека; создать условия для совершенствования умений находить и формулировать правильный ответ на поставленный вопрос, на основе полученных ранее знаний; зафиксировать в работе учащихся последовательность действий при составлении уравнений реакций, характеризующих происходящие в природе процессы с опорой на имеющийся жизненный опыт.
Развивающие. Стимулировать познавательную активность учеников, развивать интерес к предмету, смекалку, умения быстро и четко высказывать свои мысли, применять свои знания на практике при выполнении тех или иных заданий. Создать условия для развития: умений выделять главное; отстаивать свою точку зрения.
Воспитательные. Продолжить: формирование научного мировоззрения; воспитание положительного отношения к получению знаний, уверенности в своих силах.
Дидактическое обеспечение и оборудование. Компьютер, запись урока-презентации на диске, мультимедийный проектор. Лабораторная посуда для демонстрации опытов.
Вещества: оксид кальция, вода, натрий, кальций, литий, мел, мрамор, известняк.
Ход урока.
Мотивационно-целевой этап урока.
Слайд 1. Тема «Щелочные и щелочноземельные металлы».
Учитель: Вы уже знакомились с основными представителями этих групп элементов. Вспомните, где в Периодической таблице они расположены. Сегодня на уроке мы постараемся систематизировать имеющиеся у вас знания об этих металлах.
Основная часть урока.
Слайд 2. Щелочные металлы – элементы IА группы.
- Перечислите известные щелочные металлы.
- Сколько электронов на внешнем энергетическом уровне у атомов всех
щелочных металлов?
- Восстановителями или окислителями являются щелочные металлы?
- Что имеют в виду, говоря о металлических свойствах элемента?
Слайд 3. Из истории открытия элементов.
19 ноября 1907 г. в Лондоне на заседании Королевского химического общества сэр Хемфри Деви объявил об открытии им новых элементов – натрия и калия. На протяжении 17 лет эти элементы не находили применения, их называли «элементами только для химиков».
Слайд 4. Биографическая справка о Г. Деви.
Слайд 5. 3 января 1959 г.
В небе появилась комета. Необычная комета, искусственная. Из летящей к Луне космической ракеты было выпущено облако паров натрия. Пурпурное свечение этих паров позволило уточнить траекторию первого летательного аппарата, прошедшего по маршруту Земля – Луна. Это было первое космическое применение натрия.
Слайд 6. Физические свойства. (Видеофрагмент демонстрирующий мягкость, пластичность, металлический блеск щелочных металлов).
- Какое строение характерно для кристаллов щелочных металлов?
- Как изменяются температуры плавления и кипения в группе?
- Какой самый легкий из щелочных металлов?
Слайд 7. Применение щелочных металлов.
Li – производство сверхлегких сплавов, очистка инертных газов, гальва-
нические элементы для космических аппаратов.
Na – теплоноситель в ядерных реакторах, в электровакуумной технике,
в мощных электроосветительных лампах, в производстве органических
веществ.
Cs – в фотоэлементах.
Rb – в производстве часов.
Слайд 8. Соединения щелочных металлов.
В ветхом завете упоминается некое вещество «нетер». Это вещество употребляли как моющееся средство. Скорее всего, оно образовалось в соленых египетских озерах с известковыми берегами. Об этом веществе, но под названием «нитрон» писали позднее греческие авторы – Аристотель, Диоскорид.
Как вы думаете, о каком веществе идет речь?
Вспомните названия соединений щелочных металлов и составьте их формулы:
Каустическая сода.
Кальцинированная сода.
Пищевая сода.
Калиевая селитра.
Поташ (Проверка правильности составления формул).
Слайд 9. Химические свойства.
Используя схему, напишите уравнения соответствующих реакций:
NaH
↑
HCl ← NaCl ← Na → Na2O (Na2O2)
↓
NaNO3 ← NaOH → Cu(OH)2
Na2CO3 NaHCO3
(Проверка правильности написания уравнений у одного двух учеников в тетрадях)
Слайд 10. Щелочно-земельные металлы – элементы IIA группы.
Щелочно-земельными являются не все элементы IIA группы, а только начиная с кальция и вниз по группе.
Оксиды этих элементов («земли» - по старинной терминологии) взаимодействуют с водой, образуя щелочи. Демонстрация опыта «Гашение извести».
Напишите уравнение реакции любого из оксидов металла с водой.
Слайд 11. Окраска пламени соединениями щелочных и щелочноземельных металлов. Демонстрация опыта.
Li – карминово-красная Ca – оранжево-красная
Na – желтая Sr – карминово-красная
K – фиолетовая Ba – желтовато-зеленая
Cs – синяя
Слайд 12. Кальций – типичный представитель щелочноземельных металлов.
Дайте названия соединениям кальция: CaO, Ca(OH)2, CaCO3, CaHCO3
вспомните тривиальные названия этих веществ.
Как изменяются свойства элементов IIА группы с увеличением размера атома и образованных ими ионов при движении по группе сверху вниз?
Какие свойства проявляют оксиды и гидроксиды этих элементов?
Слайд 13. Жесткость воды.
Виды жесткости воды | Присутствующие ионы | Способы устранения жесткости воды |
Временная (карбонатная) | Са+2; Mg+2 HCO3- | 1.Кипячением 2.Добавлением соды или Са(ОН)2 |
Постоянная | Ca+2, Mg+2 SO4-2, Cl- | 1.Добавлением соды 2.Использование катионообменников |
Общая | Ca+2, Mg+2 HCO3-, SO4-2, Cl- | Сочетание вышеуказанных способов |
Слайд 14. Химические свойства.
Кальций взаимодействует с: - солями малоактивных металлов
- оксидами малоактивных металлов
- кислотами
- водой
- органическими веществами
Слайд 15. Генетический ряд кальция.
Са→СаО→Са(ОН)2→СаСО3↔СаНСО3
Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить превращения веществ.
Слайд 16. Кальций в природе.
Кальциевые горные породы – известняк, мрамор, мел. (Демонстрация образцов горных пород). Вспомните формулу этих горных пород. В чем их отличие?
Слайд 17. Мел, известняк, мрамор не растворимы в чистой воде, но растворимы в кислых растворах, даже таких слабых как природная вода.
При просачивании воды с поверхности земли через залежи известняка происходят процессы:
- если порода залегает под тонким слоем почвы – образуются провалы;
Слайд 18.
- если породы залегают на большой глубине – возникают подземные карстовые пещеры.
Как называются отложения, свисающие в виде гигантских сосулек со свода пещеры? А растущие навстречу им со дна пещеры колонны?
Какие химические процессы при этом происходят?
Слайд 19. Известняк и мрамор используют в архитектуре и скульптуре.
При воздействии кислотных дождей строения разрушаются. Какие реакции при этом происходят? (Один ученик пишет на доске, остальные – в тетрадях).
Итог урока.
Слайд 20. Ответьте на вопросы.
- Каково значение щелочных и щелочноземельных металлов в жизни человека?
- Как изменяются свойства оксидов и гидроксидов в группе при увеличении заряда ядра?
- Какой из элементов калий или цезий является более сильным восстановителем?
Учитель: Оцените, пожалуйста, работу своего соседа по парте. Объясните, что вы считаете, было в его работе неверным?
Используемая литература:
1. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. 9 класс. М.: Просвещение, 2009.
2. Дибленко С.Ю. Химия. 9 класс. Поурочные планы. Волгоград: Учитель, 2005.
3. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии.