СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по химии в 9 классе: "Щелочные и щелочноземельные металлы"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: "Щелочные и щелочноземельные металлы".

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по химии в 9 классе: "Щелочные и щелочноземельные металлы"»

«Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -

основная общеобразовательная школа ст.Луковская им. С.Г.Астанина Моздокского района РСО-Алания»








Конспект урока по химии
в 9 классе

«Щелочные и щелочно-земельные металлы»

УМК О.С.Габриелян «Химия 9 класс»





подготовила

учитель химии, биологии

Талицких Марина Владимировна

















г. Моздок
2018

9 класс

Урок №_________

Тема урока: Щелочные и щелочно-земельные металлы, их соединения.

Цели и задачи урока:

  • Обучающая: Дать общую характеристику щелочных и щелочноземельных металлов;

  • Разобрать физические и химические свойства их соединений: оксидов, гидроксидов, солей;

  • Развивающая:

  • Повторить свойства основных оксидов и щелочей.

  • Воспитательная: формировать понимание роли химии в историческом развитии мира;

  • Здоровьесберегающие технологии: следить за осанкой учащихся; проводить упражнения для снятия напряжения глаз; проветривание помещения.

Оборудование: Периодическая система, видеосюжеты



Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Проверка д/з:

1. Электролиз.

2. Классификация коррозии.

3. Способы защиты от коррозии.

4. Радец. Стр 82 задачи 7,8


  1. Основная часть.

    1. Строение атомов щелочных металлов.


3 Li - литий

3Li К L

Литий +3 ) ) 1s22s10 2s 2р

2 1 1s

11 Nа - натрий

3d

11Nа К L М 3s 3р

Натрий +11 ) ) ) 1s22s263s103d0 2s 2р

2 8 1 1s

в группе сверху вниз восстановительные свойства усиливаются



У элементов II группы главной подгруппы на внешней орбитали по 2 ē.

4 Be - бериллий

4Be К L 2р

Бериллий +4 ) ) 1s22s20 2s

2 2 1s

    1. Физические свойства.

Щелочные металлы – серебристо-белые мягкие вещества, с металлическим блеском, легкие, легкоплавкие, плотность возрастают от Li к Cr, t пл уменьшается.



Be, Mg, Ca, Sr, Ba – серебристо-белые металлы, тверже, чем щелочные металлы, покрываются оксидной пленкой.



    1. Химические свойства:

  1. с водородом

2Na0 + Н20= 2Na+1H-1

2ē гидрид натрия



  1. с хлором

2Na0 + Cl20= 2Na+1Cl-1

2ē хлорид натрия



  1. с серой

2Na0 + S0= Na2+1S-2

2ē сульфид натрия



  1. с кислородом

2Na0 + O20= Na2+1O2-1

2ē пероксид натрия



2K0 + O20= K2+1O2-1

2ē пероксид калия





4Li0 + O20= 2Li2+1O-2

4ē оксид лития



  1. с водой - опыт

2Na0 + 2Н+1OH= 2Na+1OH + H20

2ē гидроксид натрия



    1. Соединения щелочных металлов: Ме2О; МеОН; соли

а) Оксиды основные, взаимодействуют с

1) водой Na2O + H2O = 2NaOH

2) кислотными оксидами Na2O + SO3 = Na2SO4

3) с кислотами Na2O + 2HCl = 2NaCl +H2O

б) Гидроксиды – щелочи, взаимодействуют с

1) с кислотными оксидами

2NaOH + SO3 = Na2SO4 +H2O

2) с кислотами – реакция нейтрализации

NaOH + HCl = NaCl +H2O

OH- + H+ = H2O

3) с солями (если ↓ или ↑)

3NaOH + Fe Cl3 = 3NaCl +Fe(OH)3

3OH- + Fe+3 = Fe(OH)3

NH3

NaOH + NH4Cl = NaCl + NH4OH

H2O

OH- + NH4+ = NH3 ↑ + H2O

4) с амфотерными оксидами, гидроксидами

ZnO + 2NaOH = Na2ZnO2 +H2O

Zn(OH)2 + 2NaOH = Na2ZnO2 +2H2O



в) Соли

Na2CO3 – карбонат натрия (сода)

Na2CO3 ∙ 10 H2O – кристаллическая сода

NaHCO3 - пищевая сода

Na2SO4 ∙ 10H2O - глауберова соль

K2CO3 - поташ

NaCl - поваренная соль

    1. Химические свойства щ-з металлов: такие же как у щелочных металлов

  1. с кислородом Сa, Mg имеют способность восстанавливать редкие

  2. с хлором металлы из их оксидов:

  3. с серой 3Mg0 + Mo+6O3 = 3Mg+2O + Mo0

  4. с азотом

  5. с водородом

  6. с водой

    1. Соединения щелочно-земельных металлов: соли

  1. а) Оксиды – Ме+2О – твердые, тугоплавкие, проявляют основные свойства.

  2. t

  3. Получают обжигом карбонатов: CaCO3 = CaO + CO2

  4. б) ГидроксидыМе+2(ОН)2от Ca(ОН)2 до Вa(ОН)2 растворимость повышается, их относят к щелочам.

  5. Получают взаимодействием оксидов с водой: CaO + H2O = Ca(ОН)2

  6. в) Соли

  1. CaCO3 – мел, мрамор, известняк

  2. CaSO4 ∙ 2H2O – гипс

  3. MgSO4 – английская соль

  4. 2CaSO4 ∙ H2O - алебастр

  1. Дополнение:

  1. CaO – негашеная известь

  2. MgO – жженая магнезия

  3. Ca(ОН)2 – гашенная известь (известковая вода, известковое молоко)

  4. Закрепление: ЦОРы

  5. Д/з: §14,15 упр 1,2,5 стр 94-96, упр 3,5 стр 106-107

  6. Список использованной литературы


  7. 1. О.С.Габриелян «Химия 9 класс – изд. «Дрофа». 2014 г.

  8. 2. А.М.Радецкий «Дидактический материал по химии 8-9 класс» – М.: «Просвещение», 2011 г.


  9. Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. «Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов» - Видеосюжеты

  2. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c09/75749/?interface=catalog&class=51&subject=31


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!