СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Шахматы как средство развития школьника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность проблемы обучения детей игре в шахматы обусловлена поиском эффективных методов умственного развития детей. Сегодня тема «Шахматы и система образования» в центре внимания общественности многих стран мира – уже сейчас шахматы присутствуют в школьных программах в качестве факультативного предмета или предмета дополнительного образования в следующих странах: Словения, Германия, Сингапур, Бразилия, Италия, Турция а также в большинстве частных школ мира.  

Просмотр содержимого документа
«Шахматы как средство развития школьника»

Шахматы как средство развития школьника 

Актуальность проблемы обучения детей игре в шахматы обусловлена поиском эффективных методов умственного развития детей. Сегодня тема «Шахматы и система образования» в центре внимания общественности многих стран мира – уже сейчас шахматы присутствуют в школьных программах в качестве факультативного предмета или предмета дополнительного образования в следующих странах: Словения, Германия, Сингапур, Бразилия, Италия, Турция а также в большинстве частных школ мира.
Россия, в которой вопросы шахматного образования исторически были поставлены раньше, чем в других странах, не может и не должна терять здесь лидирующие позиции. Этому в немалой степени способствует характер и содержание важнейшего программного документа отечественного образования «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года». К примеру, в Концепции модернизации отмечено: «Базовое звено образования – общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей».
А согласно новому ФГОС, занятия шахматами могут стать обязательными для начальных классов. Планируется увеличить количество школ, в которых шахматы будут выделены в отдельный предмет. Занятия заменят третий урок физкультуры. Для первоклассников нагрузка составит 33 часа в год, для остальных учеников — 34 часа. Учителя проходят дополнительную подготовку.
Главной целью системы образования является подготовка подрастающего поколения к активной жизни в условиях постоянно меняющегося социума. И, поскольку развитие современного общества носит перманентный и динамический характер, постольку ключевой задачей образовательного процесса является передача детям таких знаний и воспитание таких качеств, которые позволили бы им успешно адаптироваться к подобным изменениям. В гипотетическом плане целенаправленное внедрение шахматной игры в учебно-воспитательный процесс будет способствовать не только интеллектуальному, но и всестороннему развитию детей. Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность. Но самое главное – это развитие памяти. Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует развитию логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Шахматы положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Достоинство и преимущество шахмат перед другими предметами как модели для изучения на шахматном материале некоторых универсальных понятий и закономерностей в начальной школе именно в том, что это- интеллектуальная игра. Игра в шахматы - хороший тренер, она учит самостоятельно принимать нестандартные решения и концентрировать внимание. Во время занятий шахматами у ребёнка вырабатывается усидчивость, поскольку он концентрирует внимание на одном процессе. Особенно важно обучение игре в шахматы гиперактивных детей, которые с трудом могут усидеть пять минут на месте. Они становятся спокойнее, уравновешеннее. Мнемические процессы также интенсивно используются в шахматах, поскольку игрок использует как долговременную, так и кратковременную память. Экспериментально подтверждено, что у детей, играющих в шахматы, скорость интеллектуальной реакции становится выше. У них улучшается успеваемость в школе, особенно по точным наукам. Эти факты принимают во внимание педагоги всего мира.
Шахматы учат творчеству. Одним из важнейших качеств шахмат является то, что они могут стать школой творчества для детей, своеобразным выходом из одиночества и активным досугом, который позволяет утолить жажду общения и самовыражения. Играя с соперником, ребёнок постепенно начинает играть и с самим собой - приходит к выводу, что моделировать ситуации и последствия ходов в уме куда эффективнее, чем испытывать их непосредственно на практике. Таким образом, мозг постепенно начинает работать не только на запоминание и воспроизведение информации, но и на поиск оригинальных идей и нестандартных решений для достижения желаемого результата.
Прежде всего, шахматы - это прекрасный тренажёр для мозга, значительно увеличивающий его интеллектуальные способности. В процессе игры происходит одновременная и синхронная работа сразу двух полушарий мозга, благодаря чему отмечается активное развитие как логического, так и абстрактного мышления. Благодаря шахматам в работу включается левое полушарие мозга, отвечающее за логический компонент, построение грамотных и последовательных цепочек. Не менее значима и работа правого полушария, которое отвечает за моделирование и создание возможных ситуаций, что влияет на развитие пространственного воображения. Умение предугадывать и прогнозировать события, стремление просчитать все возможные варианты и исходы игры, умение принимать оперативные решения и делать решающие ходы - вот основные навыки, которые получает шахматист. Шахматы - это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий. Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, воспитывает внимательность, целеустремленность, вдумчивость. Шахматы учат детей не принимать поспешных решений, ибо они часто являются ошибочными. Статистический анализ доказывает, что из числа людей, умеющих играть в шахматы, вырастают многие выдающиеся специалисты, учёные и руководители большого, государственного масштаба. Ребёнок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает бороться до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально же было подтверждено, что дети, вовлеченные в мир шахмат, лучше успевают в школе, шахматы положительно влияют на совершенствование многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, начальная форма волевого управления поведением и т.д.
В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Благодаря своей спортивной составляющей шахматы закаляют характер: у ребёнка формируются такие черты как эмоциональная устойчивость, твёрдая воля, решимость, стремление к победе. При этом поражения, которые неизбежно постигают любого игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, видя в нём новую возможность для развития, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт.
Актуальность занятий шахматами состоит также в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами, например, такими как рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение числа педагогически запущенных детей. Если для ребёнка от года до трёх лет ведущей является предметная деятельность, то с трёхлетнего возраста и в младшем школьном возрасте ведущей деятельностью становится игра.
Ученые утверждают, что механизм действия в уме формируется в 6-12 лет и именно в этом возрасте «решается, будет ли ребенок умным или нет, от этого зависят его интеллектуальные возможности. Н.Г. Алексеев сделал вывод, что шахматы – практически идеальная модель, чтобы правильно сформировать этот механизм». Педагоги могли бы возразить: уже в первом классе хорошо видно, кто как будет учиться. А вот здесь на помощь могли бы прийти шахматы. Если бы они были в основной сетке, класс был разделен пополам, как для изучения некоторых предметов, то для детей, у которых нет органических поражений, заболеваний, «шахматы являются сильным катализатором. Как доказывает практика, за короткий срок ребенок может догнать и перегнать своих сверстников». С точки зрения развития младших школьников особую важность приобретает не шахматная партия как таковая, а продуманно построенный процесс обучения шахматным основам в формах, доступных для детей. Обучение игре в шахматы – не самоцель. Только использование шахмат как средства обучения позволит наиболее полно использовать огромный педагогический потенциал, заложенный в древней игре. И с этой точки зрения шахматы следует рассматривать как четко структурированную систему постепенно усложняющихся занимательных развивающих заданий и дидактических игр. Поэтому начинать обучение данной игре желательно как можно раньше, но, безусловно, на уровне, доступном для ребенка.
Традиционно шахматы принято рассматривать как триединство науки, искусства и спорта. Во многих странах шахматы вводятся  в дошкольную и школьную программы в качестве основного или дополнительного предмета, так как это способствует формированию осмысленного чтения, осмысленного письма, самостоятельного решения и составления задач.   
 

(По материалам курса повышения квалификации)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!